Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 02:16, курсовая работа
Сберегательный Банк Российской Федерации – старейший банк страны. Созданный в 1841 году как финансовый институт для малоимущих слоёв населения, он и по сегодняшний день остаётся единственным банком, который обслуживает наименее обеспеченные группы физических лиц. Это единственный банк, который сохранил свою структуру после распада СССР.
В условиях финансового кризиса деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Введение
Глава 1. Технико-экономическая характеристика, организационная структура Сберегательного банка
1.1 Технико-экономическая характеристика
1.2 Организационная структура Сбербанка России
Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Сбербанк»
2.1 Анализ структуры баланса
2.2 Анализ доходов и расходов банка
2.3 Коэффициентный анализ деятельности банка
2.4 Оценка динамики уровня финансовой прочности банка
2.5 Оценка результативности банковской деятельности и эффективности управления
2.6 Анализ экономической эффективности управления
2.7 Оценка добавленной стоимости и мультипликатора капитала
Выводы и предложения по совершенствованию работы банка
Банком будут пересмотрены дифференцированные стандарты административных затрат и количества филиалов на одно отделение, количества обслуживаемых в отделении клиентов. Будет продолжена политика сокращения административно-
Банк продолжит работу по оптимизации расходов на содержание филиальной сети (внедрение стандартов обслуживания, замена нерентабельных филиалов и агентств на передвижные операционные кассы, изменение режнма работы филиала и т.д.). Оптимизация сети филиалов и агентств будет проводиться с учетом как экономических, так и социальных факторов, включая оценку показателей плотности и численности населения в регионе, количества клиентов, обслуживающегося в одном филиале Банка, потребности клиентов в получении отдельных банковских продуктов и услуг.
Целевая ориентация на потребности клиента требует расширения возможного спектра организационных форм на уровне "отделение - филиал". Наряду с отделениями и филиалами, которые будут выполнять функции предложения стандартного набора услуг клиентам, будут выделяться специализированные филиалы, ориентированные как на комплексное и индивидуальное обслуживание клиентов, так и на развитие отдельных направлений бизнеса.
Изменения в системе управления будут направлены на повышение самостоятельности структурных подразделений, их инициативы и ответственности с целью снижения уровня бюрократизации, сокращения сроков выполнения стандартных операций, повышения качества обслуживания клиентов.
Территориальные банки, имеющие стабильный финансовый результат, обеспеченные квалифицированным кадровым составом, необходимым уровнем банковских технологий, будут наделены более широкими полномочиями, получат дополнительные возможности развития активных операций, проведения более гибкой процентной и тарифной политику. При этом возрастет и степень ответственности руководителей за финансовый результат подразделения.
Далее будет рассматриваться непосредственно сам Центральный аппарат, организационная структура которого представлена в приложении Б.
Центральный аппарат имеет множество структурных подразделений, каждый из которых выполняет определенный вид работ:
- казначейство Сбербанка России включает управления операциями на денежных и фондовых рынках;
- кредитный блок (разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; подготовка заключений по предоставлению краткосрочных и долгосрочных ссуд по предприятием, населению, в финансовую аренду(лизинг)). Он включает: управление кредитования, кредитования машиностроения, управление финансированием строительных проектов, управление кредитования частных клиентов, корпоративных клиентов;
- управление валютных и неторговых операций (операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, вы том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылка валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов);
- управление банковских карт (осуществляется обслуживание клиентов по пластиковым картам, учет движения пластиковых карт);
- операционное управление, управление кассовой работы и управление инкассации (проводит расчетно-кассовое обслуживание населения и юридических лиц);
- управление ценных бумаг (ведение личных банковских счетов клиента, управление ценными бумагами клиента с целью выгодной реализации, получение гарантированного дохода, замены одних ценных бумаг на другие; взимание доходов в пользу клиентов и т.д.);
- депозитарий ( обеспечение удобства использования и предачи бумаг (оказание услуг по хранению, опеке, попечительству сертификатов ценных бумаг клиентов и/или учету перехода прав на них), снижении рисков сделок, упрощении обработки информации о ценных бумагах, предоставляемых ими правах и их владельцах);
- управление стратегического планирования (разработка текущих, перспективных, долгосрочных планов дальнейшего развития Банка);
- финансовое управление и налоговое планирование (учет финансово-хозяйственной деятельности банка; контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; контроль за сохранностью собственности общества; формирование учетной политики бухгалтерского и налогового учета);
- управление рисками (контроль и управление рисками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности);
- управление по работе с филиалами (руководство и контроль по деятельности филиалов, проведение ревизии);
- управление учета и контроля банковских операций;
- управление внутреннего контроля, ревизий и аудита (осуществляет анализ и контроль за результатами хозяйственной деятельности банка и его филиалов);
- управление учета и контроля розничных операций;
- управление банковскими технологиями (следят за новейшими разработками банковских технологий и по мере необходимости проводят усовершенствование работы Банка);
- управление внедрения и сопровождения АСУ, управление технических средств и телекоммуникаций (осуществляет техническую поддержку и установку оборудования и компьютеров для обеспечения бесперебойной работы Банка);
- юридическое управление (текущая деятельность отдела заключается в правовом сопровождении деятельности представительных органов управления комбината (общего собрания, Совета директоров), юридическая защита интересов банка и взыскание долгов);
- управление международных отношений, общественных связей (осуществляют налаживание и поддержка связей с партнерами, живущими и работающими в РФ и за ее пределами);
- управление по работе с персоналом (осуществляют прием и увольнение на работу, ведет документооборот по движению кадров на предприятии. Работа ведется под управлением начальника отдела кадров);
- управление безопасности (обеспечивает безопасность деятельности на ОАО Сбербанк России. В нее входят: эксперт по экономической безопасности (обеспечение экономической безопасности) и бюро по режиму и пропускам во главе начальника (обеспечивают охрану имущества и внутреннего режима в банке);
- управление развития материально-технической базы (занимается обеспечением всеми необходимыми расходными материалами для бесперебойной работы Банка);
- административно-хозяйственное управление (обеспечение хозяйственного обслуживания и надлежащего состояния зданий, помещений в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и пожарной безопасности);
- управление делами и секретариат (занимаются поддержкой в текущей деятельности Совет директоров, обеспечением документооборота по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности Банка).
Широкая филиальная сеть дает возможность комплексного обслуживания в едином стандарте расположенных в разных регионах подразделений крупных предприятий, холдингов, финансово-промышленных групп. Наличие филиалов Банка по всей территории России, расположенных в различных экономических регионах и часовых поясах, позволяет эффективно маневрировать ресурсами. Единая сеть создает уникальные условия для обмена и внедрения позитивного опыта, дает возможность тиражирования типовых структур управления, продуктов и технологий.
В то же время, четырехзвенная система управления Банком зачастую не позволяет обеспечить требуемую скорость проведения операций. Кроме того, очевидна неоднородность филиалов, отделений и территориальных банков по своему экономическому потенциалу. Опыт последних лет свидетельствует о положительных результатах начавшегося процесса укрупнения и объединения филиалов, в том числе территориальных банков. Существующая жесткая привязка сферы деятельности территориальных банков к административным границам субъектов Российской Федерации не позволяет эффективно обслуживать товарно-финансовые потоки экономического региона в целом и участвовать в реализации региональных экономических программ.
Поставленные стратегические цели и задачи требуют внесения изменений в организационную структуру и систему управления. Банк будет стремиться к достижению оптимального баланса распределения функций и полномочий между структурными звеньями системы управления, что обеспечит возможность выполнения поставленных задач с минимальными затратами и приемлемым уровнем риска.
Сохраняя единство централизованного управления вопросами стратегического развития, структурной политики, управления рисками, Банк будет расширять полномочия филиалов и подразделений, непосредственно работающих с клиентами. Организационная структура и филиальная сеть будут оптимизированы с учетом региональных особенностей и потребностей клиентов.
Центральный аппарат сосредоточит усилия на повышении эффективности управления, совершенствовании структурной политики и системы управления рисками, внутрисистемными финансовыми потоками. Наряду с реализацией центральным аппаратом крупных проектов и обслуживанием предприятий и организаций федерального масштаба, возрастет его роль в вопросах координации деятельности подразделений Банка по обслуживанию крупных клиентов, имеющих региональные филиалы и дочерние структуры.
Важнейшим направлением реорганизации структуры Банка станет улучшение координации действий подразделений, предлагающих различные виды продуктов и услуг клиенту. Одним из возможных инструментов станет создание института персональных менеджеров, что позволит Банку перейти к предложению комплекса банковских продуктов.
Значительный клиентский спрос и потенциал роста объемов операций, требующих централизованного исполнения, определяет необходимость создания в центральном аппарате ряда новых структурных подразделений, обеспечивающих работу территориальных банков с клиентами. В рамках отдельного подразделения центрального аппарата будет активизирована работа по оказанию методической и практической помощи по вопросам обслуживания корпоративных клиентов и бюджетных организаций.
Расширение спектра продуктов и услуг, увеличение объемов банковских операций, изменения в принципах обслуживания клиентов требуют выделения ряда функций, создания новых структурных подразделений. Территориальные банки получат большую самостоятельность в создании структурных подразделений для развития направлений бизнеса, обладающих значительным потенциалом в данном регионе. Будет создана целостная система маркетинга, ориентированная на изучение конъюнктуры региональных рынков, потребностей и запросов клиентов, разработку и совершенствование банковских продуктов и услуг.
Для повышения эффективности управления будут выделены функции стратегического планирования, бюджетирования, управления рисками, управления активами/пассивами, налогового планирования. В связи с увеличением объема передаваемых филиалам полномочий будут усилены функции контроля и внутреннего аудита. В целях минимизации рисков будет продолжена работа по структурному разделению функций проведения операций, их оформления и учета, установления лимитов риска и контроля.
Получит дальнейшее развитие практика создания целевых проектных групп, ориентированных на решение конкретных задач по развитию новых видов деятельности Банка.
В целях удовлетворения потребностей клиентов и развития отдельных направлений бизнеса, не относящихся к традиционным видам банковской деятельности, Банк не исключает возможность создания дочерних и ассоциированных компаний, что будет проводиться исключительно на основе принципа экономической целесообразности. Значительных инвестиций в дочерние и ассоциированные компании Банком не планируется, будет проведена оптимизация структуры действующих компаний.
Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Сбербанк»
2.1 Анализ структуры баланса
Анализ структуры и динамики активов баланса. Анализ структуры активов баланса ОАО «Сбербанк» позволил выявить следующие тенденции.
На протяжении всего исследуемого периода наблюдается тенденция к снижению совокупных активов банка. На 01.01.09 г. величина совокупных активов составила 22196459549 тыс. руб., на 01.04.09 г.– 16490716482 тыс. руб., на 01.07.09 г. – 18273694035 тыс. руб. Таким образом, общее снижение совокупных активов за исследуемый период составило 3922765514 тыс. руб. или 17,67%.
Темп снижения совокупных активов на 01.04.09 г. составил 25,71%, на 01.07.09 г. – 17,67%. Очевидно, что, несмотря на снижение стоимости совокупных активов на протяжении всего исследуемого периода.
Качественный состав активов определяется на основе следующих групп агрегированных статей:
1. Производительные активы.
2. Непроизводительные активы.
3. Затраты на собственные нужды.
На долю производительных активов на 01.01.09 г. приходится 28,5% совокупных активов, на 01.04.09 г. – 38,6%, на 01.07.09 г. – 34,7%.
Стоимость производительных активов за период с 01.01.09 г. по 01.07.09 г. увеличилась на 30937960 тыс. руб. (0,49%).
Они составили 6315096104 тыс. руб. по состоянию на 01.01.09 г. и 6366 957191 тыс. руб., 6345834064 тыс. руб., соответственно по состоянию на 01.04.08 г., 01.07.09 г.
Темп прироста данного показателя на 01.04.08г. составил 0,82%, на 01.07.09 г. – 0,486% по сравнению с 01.01.09 г. Темп прироста производительных активов, за исключением периода на 01.07.09 г., ниже темпа прироста совокупных активов, в связи с этим удельный вес производительных активов в совокупных активах сокращается, что является негативной тенденцией.
К производительным активам относятся: операции с клиентами, финансовые капитальные вложения, государственные и негосударственные ценные бумаги, долговые обязательства, кредиты, выданные другим банкам, а также прочие кредиты (рисунок 1).
Информация о работе Анализ деятельности Сберегательного банка России