Анализ деловой активности предприятия ОАО "Минудобрения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой деятельности предприятия и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.

Оглавление

Введение 2
1 Теоретические основы анализа деловой активности 5
1.1 Сущность деловой активности 5
1.2 Факторы, влияющие на деловую активность 11
1.3 Методика анализа деловой активности 15
2 Анализ деловой активности ОАО «Минудобрения» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ оборачиваемости средств ОАО «Минудобрения» 26
2.3 Анализ рентабельности работы предприятия 29
3 Совершенствование деловой активности ОАО «Минудобрения» 34
3.1 Пути повышения оборачиваемости и рентабельности 34
3.2 Мероприятия по улучшению деловой активности предприятия 37
Заключение 42
Список используемых источников 45
Приложение А

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

 

     Как следует из таблицы, средние остатки  всех оборотных средств увеличились  на 1810500 тыс. руб. Наблюдается увеличение материальных оборотных средств на 128785 тыс. руб. и увеличение дебиторской задолженности на 18034 тыс. руб. Можно предположить, что дни оборачиваемости снизились за счет ускорения отгрузки и перевозки товаров, документооборота, расчетов и т. д. Положительной тенденцией является увеличения коэффициента оборачиваемости оборотных средств на 4,24, что свидетельствует об улучшении финансового состояния предприятия.

     Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, который увеличился на 8,33 раза, показывает активность средств, которыми рискует предприятие. Величина собственного капитала уменьшилась на 200633 тыс. руб.   Оборачиваемость снизилась на 102 дня, за счет увеличения нераспределенной прибыли прошлых лет. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности увеличился в 24 раза, что означает, что предприятие совершило несколько кредитных сделок, но на ухудшение финансового состояния организации это не повлияло, так как скорость оборота уменьшилась на 331,5 дня, что позволило предприятию быстрее вернуть свои долги, а уменьшение средних остатков с  264 850 тыс. руб. до 201 625 тыс. руб. подтверждает вышесказанное.

     У предприятия не очень высокая  деловая активность, но, сравнивая  предыдущий и отчетный года, можно  сделать вывод, что имеется положительная  тенденция к ее увеличению. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Анализ рентабельности  предприятия  

     Рентабельность  отражает степень прибыльности работы предприятия. Анализ рентабельности заключается  в исследовании уровней прибыли  по отношению к различным показателям  и их динамики. Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

     рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);

     рентабельность производственных фондов;

     рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).

     Факторный анализ рентабельности предназначен для  выявления и измерения факторов, воздействующих на уровень рентабельности, определения способов и резервов повышения эффективности работы организации. Основными факторами, влияющими на показатель рентабельности, являются выручка от продаж, валовой доход, издержки, оборачиваемость капитала, степень автономии организации.

     Имея  на руках бухгалтерскую  финансовую отчетность за отчетный год или за ряд предыдущих лет, акционеры общества должны оценить эффективность использования вложенных капиталов, рентабельность активов организации, финансовую устойчивость и перспективы развития на будущее. К сожалению, это сделать не всегда просто. Для более точной оценки деятельности организации необходимо использовать методы экономического анализа. Имея на вооружении набор инструментов анализа хозяйственной деятельности, возможно достоверно и всесторонне оценить результаты хозяйственной деятельности организации.

     В экономически развитых западных странах  ни один инвестиционный проект не обходится  без глубокого  экономического анализа. Для этого разработаны  целые комплексы  оценки эффективности  деятельности организации. В эту систему  входят различные показатели: коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности. В результате многочисленных исследований деятельности успешных и убыточных компаний разработаны оптимальные значения ряда коэффициентов, дающих возможность оценить динамику развития организации и перспективы ее роста на будущее.

     Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения балансовой прибыли  к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:

                                                                                ,                                                      (9)

      где Rз – рентабельность,

      Пб  – балансовая прибыль,

      З – сумма затрат.

     Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

     Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки . Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

                                            ,                                                                   (10)

     где Rn – рентабельность продаж,

     Пб (Пч) – балансовая или чистая прибыль,

     РП  – сумма полученной выручки.

       Рентабельность капитала исчисляется отношением прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли), к средней стоимости всех активов данной организации. Этот коэффициент показывает эффективность использования всего имущества организации.

                                             ,                                                       (11)

     где Rк – рентабельность капитала,

     Пб (Пч) - балансовая или чистая прибыль,

     ∑ ИК -  среднегодовая стоимость всего инвестированного капитала.

     В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

     Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость  затрат), исчисленный  в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

     Факторная модель этого показателя имеет вид:

                             ,                               (12)

     где R – рентабельность производственной деятельности,

     VРП – объем реализованной продукции,

     УДi – структура реализованной продукции,

     Зедi себестоимость реализованной продукции.

     Расчет  влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок (таблица 5). 
 

Таблица 5 – Анализ и оценка рентабельности активов ОАО «Минудобрения»

 
 
Показатели
 
 
   2009 г.
    

   2010 г.

 
Абсолютное отклонение
 
Относительное отклонение
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, тыс. р. 9720 33420 23700 243,1
Результат от операционных доходов и расходов, тыс. р. 305 458 153 50,2
Результат от внереализационных доходов и  расходов, тыс. р. -20 -14 6 -30,4
Прибыль отчетного периода до налогообложения, тыс. р. 10005 33864 23859 238,2
Налог на прибыль и экономические санкции  по платежам в бюджет, тыс. р. 2401,2 8127,36 5726,16 238,6
Чистая  прибыль отчетного периода, тыс. р. 7603,8 25736,64 18132,84 238,4
Выручка от реализации услуг, тыс. р. 172770 286880 114110 66,8
Себестоимость реализованных услуг, тыс. р. 163050 253460 90410 55,2
Средняя стоимость всего капитала, тыс. р. 347200 403100 55900 16,3
Средняя стоимость внеоборотных активов, тыс. р. 98800 110570 11770 11,9
Средняя стоимость собственного капитала, тыс. р. 130277 145120 14843 11,3
Рентабельность  капитала, % 2,19 1,886 -0,304 -13,8
Рентабельность  внеоборотных активов, % 7,696 6,877 -0,819 -10,6
Рентабельность  собственного капитала, % 5,837 5,24 -0,597 -10,2
Рентабельность  услуг, % 5,961 13,186 7,225 121,2
Рентабельность  продаж (оборота), % 5,626 11,649 6,023 107,0

 
 

     Данные  таблицы 5 свидетельствуют о том, что рентабельность услуг и рентабельность продаж увеличились соответственно на 7,225 и 6,023 %. Рентабельность капитала, рентабельность внеоборотных активов и рентабельность собственного капитала незначительно снизилась — на 0,304; 0,819 и 0,597 % соответственно. Рентабельность собственного капитала исчисляется отношением прибыли (чистой прибыли) к средней величине собственного капитала. Этот коэффициент показывает, какое количество прибыли приходится на один рубль собственного капитала. Изменение показателя ресурсоотдачи и коэффициента финансовой зависимости привели к увеличению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этих расчетах очередной раз прослеживается обратно пропорциональная связь между коэффициентом финансовой зависимости предприятия и изменением рентабельности собственного капитала: увеличение степени финансовой зависимости предприятия от внешних источников финансирования приводит к росту рентабельности собственного капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Совершенствование деловой активности  ОАО «Минудобрения»

     3.1 Пути повышение оборачиваемости и рентабельности 

     Одним из главных факторов, который замораживает деньги предприятия в краткосрочной перспективе, является неумелое управление товарно – материальными запасами. В соответствии с этим в систему экономического анализа предприятия вводится показатель оборачиваемости, который может быть рассчитан на различном временном базисе, начиная от квартала и оканчивая годом. Представляется, что, несмотря на краткосрочность целей мониторинга, расчет показателя оборачиваемости товарно-материальных запасов следует все же производить на основе показателей за 12 месяцев. В самом деле, если продукция предприятия имеет высокую сезонность, то использование 12 месяцев позволит «сгладить» оценку оборачиваемости, что, в свою очередь, позволит установить некоторое постоянное нормативное значение показателя. Если же сезонных колебаний нет, то ухудшение управления запасами последнего месяца вызовет ухудшение используемого показателя оборачиваемости, который рассчитывается на базисе 12 месяцев.

     Типичные причины низкой оборачиваемости товарно-материальных запасов следует искать в слишком большом объеме имеющихся (в т. ч. и устаревших) запасов, чрезмерно высокой номенклатуре товара, излишнем запасе сырья.

     Для устранения негативных проявлений с  оборачиваемостью товарно-материальных запасов необходимо, прежде всего, пересмотреть существующее положение по управлению запасами.

     Основные  пути ускорения оборачиваемости  капитала:

     сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейших технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов и др.);

     улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;

     ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;

     сокращение  времени нахождения средств в  дебиторской задолженности;

     повышение уровня маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения  товаров от производителя к потребителю (включая изучение рынка, совершенствование товара и форм его продвижения к потребителю, формирование правильной ценовой политики, организацию эффективной рекламы и т.п.).

     Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

     Рентабельность  показывает, насколько прибыльна  деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому  компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности.

     Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения  рентабельности важно разделять  влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств.

Информация о работе Анализ деловой активности предприятия ОАО "Минудобрения"