Акционерные общества: роль и значение в современных условиях хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причём даже тех, которые сами не могут в силу любых причин заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесённого вклада вместе с высокой его диверсификацией позволяет вкладывать средства в весьма перспективные, но и в высоко рискованные проекты, существенно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса. Имеется также множество других положительных сторон акционерной формы собственности, делающие её поистине универсальной и применимой везде, где есть необходимость и возможность ограничить масштабы ответственности предпринимателя.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.11 Кб (Скачать)

    1.2.Разгосударствление  и приватизация  как механизм преобразований  предприятий в  акционерные общества.

    Под разгосударствлением понимается передача от государства физическим и юридическим  лицам частично и полностью функций  прямого хозяйственного управления, замены вертикальных связей между министерствами, другими органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т.е. связи между самими предприятиями. Разгосударствление предполагает изменение роли и экономических функций государства, переход от административных к преимущественно экономическим методам регулирования экономики.

    Разгосударствление  проводится с целью преодоления  монополии государства, создания и развития конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики, устранения существующего в условиях АКС отчуждения работника от средств и результатов производства и превращение его в реального собственника, преобразования трудовых отношений путём введения разных форм собственности и возможности выбора сферы применения своего труда вместо безальтернативного государственного найма на работу, демонтажа административного управления и замены его экономическим регулированием.

    Разгосударствление  включает следующие основные направления: сокращения доли госсектора в экономике  на основе приватизации государственных  и муниципальных предприятий, уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет; коммерциализацию государственных предприятий путём передачи им полной хозяйственной самостоятельности и преобразования их в акционерные общества, все акции которых принадлежат государству; ликвидацию государственной монополии внешней торговли; переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию рынков товаров, труда и капиталов.

    Основными нормативными актами, регулирующими процесс разгосударствления и приватизации, являются:

    -Закон  «О разгосударствлении и приватизации  государственной собственности  в Республике Беларусь» от 19 января 1993 года;

    -Постановление  Верховного Совета Республики  Беларусь от 16 июня 1993 года № 2414-ХП,которым  утверждены Перечень предприятий  (объединений),организаций и видов имущества, не подлежащих разгосударствлению и приватизации, и перечень объектов, разгосударствление и приватизация которых должна осуществляться только по решению Совета Министров Республики Беларусь;

    -Государственная  программа разгосударствления и  приватизации, утверждённая постановлением Верховного Совета Республики Беларусь, от 16 июня 1993 года № 2414-ХП.

    Во  исполнение вышеуказанных законодательных  актов министерством по управлению государственным имуществом и приватизации, Госэкономпланом Министерством Финансов по согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь был принят ряд нормативно-методических документов.

    Особенности приобретения государственной собственности  Республики Беларусь иностранными физическими  и юридическими лицами, а так же юридическими лицами Республики Беларусь с участие иностранных инвесторов определяются Законом Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»,введённым в действие с 1 января 1992 года и Законом Республики Беларусь «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь»,от 14 ноября 1991 года с изменениями и дополнениями.

    Помимо  вышеуказанных законов, отдельные вопросы процесса разгосударствления и приватизации регулируются:

    - Законом Республики Беларусь  «Об аренде» от 12 декабря 1990 года,

    - Законом Республики Беларусь  «Об именных приватизационных  чеках Республики Беларусь» от 6 июля 1993 года. Особенности приватизации земли определяются

    Кодексом  Республики Беларусь о земле от11 декабря 1990 года;

    - Законом Республики Беларусь  «О праве собственности на  землю» и иными законодательными  актами Республики Беларусь. Приведённый перечень законодательных и нормативно-правовых актов является далеко не исчерпывающим, так как для обеспечения единого подхода к процессам разгосударствления экономики и приватизации государственного имущества, определения механизма реализации Государственной программы разгосударствления и приватизации требуется разработка дополнительных правовых документов.

    Закон о разгосударствлении и приватизации определяет правовые основы разгосударствления и приватизации, а также правила и порядок приватизации объектов, находящихся в государственной (республиканской и коммунальной) собственности.

    Он  направлен на создание условий для  развития эффективной социально-ориентированной  рыночной экономики, обеспечение реального многообразия форм собственности и осуществления государственной антимонопольной политики.

    Разгосударствление  собственности- это процесс формирования многоукладной экономики путём  развития частной и других форм собственности. В результате ликвидируется доминирующее положение государственной собственности, и создаются условия для развития конкуренции как основы рыночных отношений. Разгосударствление собственности осуществляется как путём создания новых частных предприятий, так и путём приватизации уже имеющихся государственных.

    Приватизация-процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления отдельных звеньев экономики.

    Таким образом, приватизацию государственной собственности и развитие рынка не следует понимать как простой демонтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь и государственный, и кооперативный, и частный секторы экономики, способные конкурировать между собой и обогащать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жёсткого противопоставления государственного и частного секторов, их симбиоз в разных формах признаётся наиболее эффективным.

    В последние годы правительства более 80 стран мира осуществляли или осуществляют преобразование государственных корпораций, компаний, предприятий. Рассмотрим, какие цели преследовали правительства разных стран мира при проведении приватизации. Их можно перечислить в следующем порядке:

    -освобождение  бюджета от излишних расходов  на управление и контроль (Япония,Германия,США);

    -привидение  в действие или активизация  механизмов привлечения капиталов (Венгрия,Чехия,Словакия,Германия);

    -повышение  эффективности предприятий, находящихся в собственности государства (Япония,Польша,Италия);

    -расширение  конкуренции на рынке, например, за счёт разукрупнения государственных монополистических предприятий (Мексика,Япония,Австралия);

    -получение  большего дохода он национального  имущества (Франция,Бразилия,Аргентина);

    -расширение слоя собственников в различных социальных группах путём публичной продажи акций (что имело место при реализации политики приватизации в Чили,Франции,Великобритании);

    -реализация  политики, которую проводило правительство в момент создания госпредприятия или в момент его национализации,(примером этого может служить приватизация, проводившаяся в Канаде, Чили и Филиппинах в отношении предприятий, принятых из частных рук с условием их возврата при создании соответствующих условий. Правительства Аргентины и Малайзии при создании новых предприятий сразу исходя из того, что в будущем они будут приватизированы).

    Перечисленные выше цели не существуют независимо одна от другой-они неразрывны. Стратегия же большинства государств заключается в реализации комбинаций этих целей. Даже если правительство в своих программах ставит какую-то одну из целей, наиболее важную для экономики данной страны, всё равно её реализация связана и с другими результатами приватизации.

    Почему  многие правительства проводят приватизацию? Есть множество причин, две из которых можно считать главными. Первая-это потребность повышения экономической эффективности работы предприятий. Приватизация является частью общемировой тенденции к отходу от централизованного планирования и государственной собственности. Контролирование ключевых элементов экономики правительством ранее считалось средством эффективного и демократического управления, но в действительности во многих случаях привело к спиралеобразному повышению дотаций и неэффективной бюрократизации хозяйства.

    Одним из путей повышения эффективности  работы предприятий является конкуренция  товаропроизводителей разных форм собственности. То, что государственные монопольные предприятия хуже управляются и менее производительно используют трудовые ресурсы, объясняется простым отсутствием конкуренции. Государственные монопольные предприятия часто имеют возможность легко переложить на плечи потребителя собственные затраты, не проявляют склонности к экономному использованию производственных ресурсов. Второй существенной причиной для осуществления процесса приватизации является улучшение финансового состояния государства. Продажа активов приватизируемых предприятий увеличивает поступления в государственную казну.

    Разумеется, каждая страна избирает свой собственный подход к процессу приватизации, отражающий национальные традиции и политическую ситуацию в ней.

    Основная цель приватизации в Республике Беларусь состоит в обеспечении условий для нормального функционирования и самовоспроизводства будущей рыночной экономики. Именно в ходе трансформации отношений собственности в масштабе республики возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как ключевых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

    Конечной  целью приватизации является формирование и стратегия эффективного рыночного  механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно с учётом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции с учётом спроса и предложения.

    Исследование  процессов реформирования собственности  в разных странах дают основание  сделать вывод, что имеются три основных подхода или принципа к осуществлению разгосударствления и приватизации государственной собственности. Первый - безвозмездная передача имущества государственных организаций в собственность трудовых коллективов (то есть осуществление лозунга «Фабрики –рабочим»).Несмотря на привлекательность такого подхода (он воссоединяет собственность, труд и управление) в условиях существовавшего централизованного распределения ресурсов и обусловленной этим различной технической оснащённости предприятий, образование собственности трудовых коллективов поставит их в заведомо неравные условия. Работники технически передовых предприятий станут обладателями значительно большей части государственной собственности, чем работники технически отсталых, а тем более убыточных предприятий. И совсем ничего не получат работники непроизводственной сферы (врачи,учителя и т.п.) или же не участвующие в общественном производстве (студенты,пенсионеры).

    Второй  подход исходит из продажи за денежные средства государственного имущества  с тем, чтобы сформировать реального собственника,хозяина,вложившего собственные средства (ибо ценится только то, что трудно достаётся).Но опять же, если направить имеющиеся у населения свободные денежные средства на покупку основных производственных фондов, то это составит только незначительную часть их стоимости. У населения нет средств, что бы выкупить государственную собственность.

    Третий  подход заключается в том, чтобы передать частично или полностью государственное имущество безвозмездно всем членам общества либо в равных долях, либо по определённым коэффициентам, учитывающим трудовой вклад каждого. Оставшаяся часть государственного имущества, подлежащего приватизации, продается субъектам приватизации за денежные средства. Этот подход основывается на признании общенародного характера государственной собственности.

Информация о работе Акционерные общества: роль и значение в современных условиях хозяйствования