Рациональное природопользование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:39, реферат

Краткое описание

Рациональное природопользование охватывает широкий спектр задач, грамотное решение которых приводит к улучшению окружающей среды, а следовательно и жизни проживающего в ней человеческого общества. Как известно, национальный капитал, он же бюджет, формируется благодаря налогам, базой которой, в большинстве своем, составляют природные ресурсы. Экономика России имеет сырьевую ориентацию, основу которой составляют топливно-энергетические полезные ископаемые : нефти, газ и уголь

Файлы: 1 файл

Рациональное природопользование охватывает широкий спектр задач.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

К сожалению, соображение бережного

 отношения  к природе нельзя ни 

навязать, ни внушить насильно;

только  само по себе оно может    

незаметно войти в обиход каждого и 

стать никому снаружи незаметным,

но непременным  стимулом созидания.

Н.К. Рерих

Рациональное природопользование охватывает широкий спектр задач, грамотное решение которых приводит к улучшению окружающей среды, а следовательно и жизни проживающего в ней человеческого общества. Как известно, национальный капитал, он же бюджет, формируется благодаря налогам, базой которой, в большинстве своем, составляют природные ресурсы. Экономика России имеет сырьевую ориентацию, основу которой составляют топливно-энергетические полезные ископаемые : нефти, газ и уголь. Доходы, получаемые в виде налоговых отчислений  от добычи, переработки и дальнейшего сбыта сырья, полупродуктов и готовых продуктов, аккумулируются в государственной казне, в частности, в Резервном фонде¹. Очевидно, что благосостояние человеческого общества напрямую коррелирует с использованием природных ресурсов, являющихся первичными благами для каждого индивидуума и общества в целом.

Главные проблемы рационального природопользования это:

  • Использование не восполняемых природных ресурсов;
  • возобновление восполняемых природных ресурсов;
  • обеспечение условий охраны окружающей среды;
  • система платежей и налогов за пользование природными ресурсами;
  • система отношений между государством и природопользователем,  включая лицензионные соглашения и соглашения о разделе продукции. 

Говоря  о природопользовании необходимо ответить на вопрос: кто является природопользователем? Природопользователь  –  любое  юридическое  или  физическое 

лицо,  т.е.  каждое предприятие и человек, которые пользуются природными ресурсами  и

1)Создание в 2004 г. Стабилизационного фонда как инструмента акккумулирования части доходов от вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых  (нефть)  при цене на11 нефть сорта Urals,  превышающей базовую цену Фонд был призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также должен был способствовать связыванию излишней ликвидности, стерилизуя интервенции Центрального банка, вызываемые наращиванием внешних резервов. Таким образом, объем расходных обязательств удерживался на прогнозируемом и стабильном уровне, не зависящем от неконтролируемых внешних условий. Постоянно растущие цены на нефть на протяжении 2004–2007  гг.  позволили направить в Стабилизационный фонд достаточно средств не только для того, что выполнять первостепенную задачу по обеспечению стабильности и устойчивости российских государственных финансов, но и для досрочного погашения части внешнего долга страны.  Более того,  применение механизма Стабилизационного фонда придавало бюджетной политике 2004–2007 гг. контрциклический характер. С февраля 2008  г.  Стабилизационный фонд был разделен на две части:  Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. В 2009–2010  гг. основным источником финансирования дефицита федерального бюджета являлся Резервный фонд.

условиями жизни, и существовать вне природы  не могут. В экономике различают  три вида природопользователей: предприятие, учреждение, ведомство, деятельность которых  не-

посредственно базируется на природных ресурсах и  целиком зависит от их изъятия. Это деление необходимо при определении путей формирования платности (возмездности) природопользования.

При изучении проблем природопользования необходимо различать нерациональное природопользование от рационального. Нерациональное природопользование  –  это  система  деятельности, которая не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала. Рациональному природопользованию соответствует система деятельности, призванная обеспечить экономическую эксплуатацию природных ресурсов и условий,

обеспечивающая наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья человека. Рациональное природопользование – высокоэффективное хозяйствование, не приводящее к резким изменениям природно-ресурсного потенциала, к которым социально-экономически не готово человечество, и не ведущее к глубоким переменам в окружающей человека природной среде, не наносящее урона его здоровью и не угрожающее самой его жизни. 

Любое природопользование сталкивается с необходимостью некоторого изменения свойств компонентов природы для более эффективного их использования, т.е. необходимо согласование  действий  человека  и свойств природы.  Такое согласование предполагает эффективное использование компонентов природы, долговременное их сохранение, защиту и восстановление после воздействия человека. Чтобы добиться согласования интересов природопользователей и свойств природы перед природопользованием осуществляется инженерное обустройство территории, которое включает создание транспортных коммуникаций, системы энергоснабжения, связи, образования и т.п., а также обустройство природы, т.е. придания ее компонентам новых свойств, повышающих их потребительскую стоимость или полезность.

При природообустройстве  создается экологическая инфраструктура, т.е. комплекс сооружений, предприятий, учреждений, сетей и технологических систем, обеспечивающий условия сохранения среды жизни человека или окружающей человека природной среды. Экологическая инфраструктура включает в себя элементы традиционных производственной и социальной инфраструктуры: сооружения, предприятия, учреждения, предупреждающие и ликвидирующие неблагоприятные явления природы (землетрясения, наводнения и др.) и социального дискомфорта (система мониторинга – контроля, очистные сооружения, плотины, дамбы, дренаж, коммунальное хозяйство, сфера обслуживания и т.п.), а также совокупность природных особо охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные и  природные парки, зеленые зоны, памятники природы и т.п.).

Находясь внутри системы «общество-природа» человек оказывается перед необходимостью выбора различных вариантов ее развития. При этом он должен быть вооружен знаниями, позволяющими исключить варианты, ведущие к экологической катастрофе, и человек выбирает среди множества альтернатив деятельность по сформированию оптимальных отношений в процессе взаимодействия общества и природы. Инженер-природопользователь работает внутри системы «общество-природа»,

в которую  он включен как ведущее управляющее  звено. При этом инженер должен свести свое влияние на природу до минимума. Чтобы достичь этой «золотой», цели необходимо глубоко знать законы, правила и принципы природопользования.

За последние  десятилетия концептуальные подходы  к правовому урегулированию природопользования неоднократно изменялись.  Проблема использования нефтяных и

стратегических  природных ресурсов зачастую сводит до минимума вопросы использования  лесных, водных и биологических ресурсов, что является негативным фактором для  устойчивого развития страны. Единый подход к созданию правовой системы природопользования не находит подтверждения на практике.  Правовой подход должен быть дифференцирован по видам ресурсов и по местам их разработки с учетом региональных и территориальных особенностей. Вопросы экономики природопользования ориентированы на извлечение максимального дохода из деятельности по использованию природных ресурсов.

Вопросы устойчивого развития сформулированы в Концепциях устойчивого развития ООН и Российской Федерации,  и  содержат 14 пунктов, которые определяют комплексные решения устойчивого развития мировой цивилизации (ООН) и российской территории  (РФ).  Суть Концепций устойчивого развития территорий сводится к тому, чтобы мотивировать и стимулировать технический прогресс для решения современных социально-экономических задач,  и одновременно сохранить благоприятную окружающую среду и природно-ресурсный потенциал для будущего поколения. Противоречия между экономикой природопользования и вопросами устойчивого развития территорий заключаются в том, что максимальное извлечение природных ресурсов обездоливает потомков, а хищнические способы добычи загрязняют окружающую среду. В настоящее время формируются основополагающие механизмы использования природных ресурсов,  подразумевающие:

1) ограничение объемов извлечения природных ресурсов;

2) установление  экономических рычагов,  регулирующих  деятельность по использованию  природных ресурсов и восстанавливающих  природно-ресурсную базу; 3)регламентирование технологического антропогенного воздействие на природную среду.

На сегодняшний  день муниципальные образования практически не имеют прав на использование природных ресурсов,  права регионов ограничены до предела (например,  в недропользовании за регионами оставлены только общераспространенные полезные ископаемые, такие как: песок, гравий, торф). Полномочия по управлению в существующей правовой среде сконцентрированы в федеральном центре.

Разобравшись  с правовой базой, регламентирующей права пользования ресурсами, необходимо разобрать диалектический аспект взаимодействия человеческого общества и природной среды. Сущность рационального природопользования и охраны окружающей среды как одной из структур общественных отношений находит свое проявление в производственной, пространственной и эколого-экономической функциях и отражается в медико-экологических условиях жизнедеятельности.

Производственная  функция рационального природопользования базируется на диалектическом единстве природы и материального производства. Используя природные ресурсы в форуме, пригодной для последующей переработки, общество потребляет эти ресурсы с целью удовлетворения своих потребностей и воспроизводства природного капитала.

Природные ресурсы принимают  непосредственное участие в процессе расширенного воспроизводства материальных благ. Особенно ощутимо производственная  функция рационального природопользования прослеживается в процессе воспроизводства с участием земельного, лесного, водного, рыбохозяйственного и других природных фондов. Важную роль эта  функция играет при разработке экологических программ, обосновании привлечения инвестиций с учетом рисков различной природы. 

Пространственная  функция рационального природопользования базируется на территориальном зонировании природно-хозяйственных комплексов и в значительной

мере  зависит от различий в природных условиях производства, существующих возможностей энерго- и водообеспечения,  перспектив хозяйственного освоения территории, ее экологической емкости, социально-демографических, урбанизационных и медико - экологических факторов. Зонирование по комплексу эколого-экономических и медико-экологических факторов обеспечивается применением современных информационно-вычислительных технологий и развитием теории риска применительно к данной предметной области.

Эколого-экономическая функция рационального природопользования отражает процесс экологизации производственных отношений. Эта функция означает, что дальнейшее развитие производительных сил может осуществляться лишь при условии обязательного

применения  методов экологической регламентации хозяйственной деятельности, принципов экологического аудита и эколого-экономических методов хозяйствования, оценки экологических рисков и вероятных ущербов. Важно также учитывать влияние чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера.

Главные признаки эколого-экономической функции — экологические приоритеты в регулировании экономических отношений; социально*экономическая оценка окружающей среды и природных ресурсов; определение экологических издержек производства и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды; введение экологического аудита и экологического счетоводства; совершенствование налоговой, ценовой, инвестиционной политики с учетом экологических факторов, развитие системы платы  за природные ресурсы и платы за загрязнение окружающей среды; развитие норм экологического страхования, различных систем экологического контроля и мониторинга,

создание  баз данных и картографических материалов в этой сфере.

Социально-эколого-экономическая функция рационального природопользования отражает все предшествующие функции, в частности процесс экологизации производственных отношений в социальном аспекте, направленный на познание закономерностей взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, бытовыми факторами, включая культуру; обычаи, религию и пр., с целью выяснения направленности социально-эколого-экономических процессов, а также причин той или

иной  направленности этих процессов, включая  оценку влияния воздействия неблагоприятных  природных явлений в современных условиях глобализации и резкой изменчивости климата.

Социально-эколого-экономическая  функция природопользования отражает процесс развития с обязательным признанием всем приоритета человека и качество  его жизни. Современное  состояние проблемы требует именно социально-эколого-экономического анализа взаимоотношений производства и окружающей среды, введения в экономическую теорию концептуальных положений и обобщений: выражающих причинно-следственные связи между экономическими, природными и человеческими системами. С учетом глобальных тенденций загрязнения окружающей среды, изменчивости климатических факторов и воздействия неблагоприятных природных процессов, существует необходимость в разработке новой, экологически ориентированной стратегии развития общества и его хозяйства.

Информация о работе Рациональное природопользование