Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:39, реферат
Рациональное природопользование охватывает широкий спектр задач, грамотное решение которых приводит к улучшению окружающей среды, а следовательно и жизни проживающего в ней человеческого общества. Как известно, национальный капитал, он же бюджет, формируется благодаря налогам, базой которой, в большинстве своем, составляют природные ресурсы. Экономика России имеет сырьевую ориентацию, основу которой составляют топливно-энергетические полезные ископаемые : нефти, газ и уголь
К сожалению, соображение бережного
отношения к природе нельзя ни
навязать, ни внушить насильно;
только само по себе оно может
незаметно войти в обиход каждого и
стать никому снаружи незаметным,
но непременным стимулом созидания.
Н.К. Рерих
Рациональное природопользование охватывает широкий спектр задач, грамотное решение которых приводит к улучшению окружающей среды, а следовательно и жизни проживающего в ней человеческого общества. Как известно, национальный капитал, он же бюджет, формируется благодаря налогам, базой которой, в большинстве своем, составляют природные ресурсы. Экономика России имеет сырьевую ориентацию, основу которой составляют топливно-энергетические полезные ископаемые : нефти, газ и уголь. Доходы, получаемые в виде налоговых отчислений от добычи, переработки и дальнейшего сбыта сырья, полупродуктов и готовых продуктов, аккумулируются в государственной казне, в частности, в Резервном фонде¹. Очевидно, что благосостояние человеческого общества напрямую коррелирует с использованием природных ресурсов, являющихся первичными благами для каждого индивидуума и общества в целом.
Главные
проблемы рационального
Говоря о природопользовании необходимо ответить на вопрос: кто является природопользователем? Природопользователь – любое юридическое или физическое
лицо, т.е. каждое предприятие и человек, которые пользуются природными ресурсами и
1)Создание в 2004 г. Стабилизационного фонда как инструмента акккумулирования части доходов от вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть) при цене на11 нефть сорта Urals, превышающей базовую цену Фонд был призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также должен был способствовать связыванию излишней ликвидности, стерилизуя интервенции Центрального банка, вызываемые наращиванием внешних резервов. Таким образом, объем расходных обязательств удерживался на прогнозируемом и стабильном уровне, не зависящем от неконтролируемых внешних условий. Постоянно растущие цены на нефть на протяжении 2004–2007 гг. позволили направить в Стабилизационный фонд достаточно средств не только для того, что выполнять первостепенную задачу по обеспечению стабильности и устойчивости российских государственных финансов, но и для досрочного погашения части внешнего долга страны. Более того, применение механизма Стабилизационного фонда придавало бюджетной политике 2004–2007 гг. контрциклический характер. С февраля 2008 г. Стабилизационный фонд был разделен на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. В 2009–2010 гг. основным источником финансирования дефицита федерального бюджета являлся Резервный фонд.
условиями жизни, и существовать вне природы не могут. В экономике различают три вида природопользователей: предприятие, учреждение, ведомство, деятельность которых не-
посредственно базируется на природных ресурсах и целиком зависит от их изъятия. Это деление необходимо при определении путей формирования платности (возмездности) природопользования.
При изучении проблем природопользования необходимо различать нерациональное природопользование от рационального. Нерациональное природопользование – это система деятельности, которая не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала. Рациональному природопользованию соответствует система деятельности, призванная обеспечить экономическую эксплуатацию природных ресурсов и условий,
обеспечивающая наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья человека. Рациональное природопользование – высокоэффективное хозяйствование, не приводящее к резким изменениям природно-ресурсного потенциала, к которым социально-экономически не готово человечество, и не ведущее к глубоким переменам в окружающей человека природной среде, не наносящее урона его здоровью и не угрожающее самой его жизни.
Любое природопользование сталкивается с необходимостью некоторого изменения свойств компонентов природы для более эффективного их использования, т.е. необходимо согласование действий человека и свойств природы. Такое согласование предполагает эффективное использование компонентов природы, долговременное их сохранение, защиту и восстановление после воздействия человека. Чтобы добиться согласования интересов природопользователей и свойств природы перед природопользованием осуществляется инженерное обустройство территории, которое включает создание транспортных коммуникаций, системы энергоснабжения, связи, образования и т.п., а также обустройство природы, т.е. придания ее компонентам новых свойств, повышающих их потребительскую стоимость или полезность.
При природообустройстве создается экологическая инфраструктура, т.е. комплекс сооружений, предприятий, учреждений, сетей и технологических систем, обеспечивающий условия сохранения среды жизни человека или окружающей человека природной среды. Экологическая инфраструктура включает в себя элементы традиционных производственной и социальной инфраструктуры: сооружения, предприятия, учреждения, предупреждающие и ликвидирующие неблагоприятные явления природы (землетрясения, наводнения и др.) и социального дискомфорта (система мониторинга – контроля, очистные сооружения, плотины, дамбы, дренаж, коммунальное хозяйство, сфера обслуживания и т.п.), а также совокупность природных особо охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные и природные парки, зеленые зоны, памятники природы и т.п.).
Находясь внутри системы «общество-природа» человек оказывается перед необходимостью выбора различных вариантов ее развития. При этом он должен быть вооружен знаниями, позволяющими исключить варианты, ведущие к экологической катастрофе, и человек выбирает среди множества альтернатив деятельность по сформированию оптимальных отношений в процессе взаимодействия общества и природы. Инженер-природопользователь работает внутри системы «общество-природа»,
в которую
он включен как ведущее
За последние десятилетия концептуальные подходы к правовому урегулированию природопользования неоднократно изменялись. Проблема использования нефтяных и
стратегических природных ресурсов зачастую сводит до минимума вопросы использования лесных, водных и биологических ресурсов, что является негативным фактором для устойчивого развития страны. Единый подход к созданию правовой системы природопользования не находит подтверждения на практике. Правовой подход должен быть дифференцирован по видам ресурсов и по местам их разработки с учетом региональных и территориальных особенностей. Вопросы экономики природопользования ориентированы на извлечение максимального дохода из деятельности по использованию природных ресурсов.
Вопросы устойчивого развития сформулированы в Концепциях устойчивого развития ООН и Российской Федерации, и содержат 14 пунктов, которые определяют комплексные решения устойчивого развития мировой цивилизации (ООН) и российской территории (РФ). Суть Концепций устойчивого развития территорий сводится к тому, чтобы мотивировать и стимулировать технический прогресс для решения современных социально-экономических задач, и одновременно сохранить благоприятную окружающую среду и природно-ресурсный потенциал для будущего поколения. Противоречия между экономикой природопользования и вопросами устойчивого развития территорий заключаются в том, что максимальное извлечение природных ресурсов обездоливает потомков, а хищнические способы добычи загрязняют окружающую среду. В настоящее время формируются основополагающие механизмы использования природных ресурсов, подразумевающие:
1) ограничение объемов извлечения природных ресурсов;
2) установление
экономических рычагов, регулирующих
деятельность по использованию
природных ресурсов и
На сегодняшний день муниципальные образования практически не имеют прав на использование природных ресурсов, права регионов ограничены до предела (например, в недропользовании за регионами оставлены только общераспространенные полезные ископаемые, такие как: песок, гравий, торф). Полномочия по управлению в существующей правовой среде сконцентрированы в федеральном центре.
Разобравшись с правовой базой, регламентирующей права пользования ресурсами, необходимо разобрать диалектический аспект взаимодействия человеческого общества и природной среды. Сущность рационального природопользования и охраны окружающей среды как одной из структур общественных отношений находит свое проявление в производственной, пространственной и эколого-экономической функциях и отражается в медико-экологических условиях жизнедеятельности.
Производственная функция рационального природопользования базируется на диалектическом единстве природы и материального производства. Используя природные ресурсы в форуме, пригодной для последующей переработки, общество потребляет эти ресурсы с целью удовлетворения своих потребностей и воспроизводства природного капитала.
Природные ресурсы принимают непосредственное участие в процессе расширенного воспроизводства материальных благ. Особенно ощутимо производственная функция рационального природопользования прослеживается в процессе воспроизводства с участием земельного, лесного, водного, рыбохозяйственного и других природных фондов. Важную роль эта функция играет при разработке экологических программ, обосновании привлечения инвестиций с учетом рисков различной природы.
Пространственная функция рационального природопользования базируется на территориальном зонировании природно-хозяйственных комплексов и в значительной
мере зависит от различий в природных условиях производства, существующих возможностей энерго- и водообеспечения, перспектив хозяйственного освоения территории, ее экологической емкости, социально-демографических, урбанизационных и медико - экологических факторов. Зонирование по комплексу эколого-экономических и медико-экологических факторов обеспечивается применением современных информационно-вычислительных технологий и развитием теории риска применительно к данной предметной области.
Эколого-экономическая функция рационального природопользования отражает процесс экологизации производственных отношений. Эта функция означает, что дальнейшее развитие производительных сил может осуществляться лишь при условии обязательного
применения
методов экологической
Главные признаки эколого-экономической функции — экологические приоритеты в регулировании экономических отношений; социально*экономическая оценка окружающей среды и природных ресурсов; определение экологических издержек производства и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды; введение экологического аудита и экологического счетоводства; совершенствование налоговой, ценовой, инвестиционной политики с учетом экологических факторов, развитие системы платы за природные ресурсы и платы за загрязнение окружающей среды; развитие норм экологического страхования, различных систем экологического контроля и мониторинга,
создание баз данных и картографических материалов в этой сфере.
Социально-эколого-
иной
направленности этих процессов, включая
оценку влияния воздействия
Социально-эколого-