Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:09, контрольная работа
Термин "модель" широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Под "моделью" будем понимать такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Любая модель строится и исследуется при определенных допущениях, гипотезах. Модель — результат отображения одной структуры на другую.
1.Модель системы: определение, виды моделей.
2. Поясните основные идеи и суть методов математического программирования.
Задача 1.
Задача 2.
Задача 3.
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬАЯ РАБОТА
По дисциплине «Математическое моделирование
Организационных и экономических систем».
Выполнила:
студентка группы Д-3284ТГ/06
Иванова Анастасия Романовна
Проверил:
Преподаватель
Томск 2012.
Содержание
2. Поясните основные
идеи и суть методов
Задача 1.
Задача 2.
Задача 3.
Список использованной литературы
Термин "модель" широко используется в различных сферах
человеческой деятельности и имеет множество
смысловых значений. Под "моделью" будем понимать такой материальный или
мысленно представляемый объект, который
в процессе исследования замещает объект-оригинал
так, что его непосредственное изучение
дает новые знания об объекте-оригинале.
Любая модель строится и исследуется при
определенных допущениях, гипотезах. Модель — результат отображения одной
структуры на другую. Отобразив физическую
систему (объект) на математическую систему
(например, математический аппарат уравнений),
получим физико-математическую
Модель — это тот объект, та система, которая позволяет облечь эту информацию в конкретное, например компьютерное, представление, содержание.
Моделирование — тот процесс, метод, который позволяет осуществлять перенос информации от реальной системы к модели и наоборот.
Модели по их назначению бывают познавательными, прагматическими и инструментальными.
По уровню моделирования модели бывают эмпирическими, теоретическими и смешанными.
Моделирование — это универсальный метод получения, описания и использования знаний. Оно используется в любой профессиональной деятельности. В современной науке и технологии математическое моделирование усиливается, актуализируется проблемами, успехами других наук. Математическое моделирование реальных и нелинейных систем живой и неживой природы позволяет перекидывать мостики между нашими знаниями и реальными системами, процессами, в том числе и мыслительными.
Модель называется статической, если среди параметров, участвующих в описании модели, нет временного параметра. Статическая модель в каждый момент времени дает лишь «фотографию» системы, ее срез.
Модель динамическая, если среди параметров модели есть временной параметр, т. е. она отображает систему (процессы в системе) во времени.
Модель дискретная, если она описывает поведение системы только в дискретные моменты времени.
Модель непрерывная, если она описывает поведение системы для всех моментов времени из некоторого промежутка.
Модель имитационная, если она предназначена для испытания или изучения, проигрывания возможных путей развития и поведения объекта путем варьирования некоторых или всех параметров модели.
Модель детерминированная, если каждому входному набору параметров соответствует вполне определенный и однозначно определяемый набор выходных параметров; в противном случае модельнедетерминированная, стохастическая (вероятностная).
Модель теоретико-множественная
Модель логическая, если она представима предикатами, логическими функциями.
Модель игровая, если она описывает, реализует некоторую игровую ситуацию Между участниками игры (лицами, коалициями).
Модель алгоритмическая, если она описана некоторым алгоритмом или комплексом алгоритмов, определяющим ее функционирование, развитие. Введение такого на первый взгляд непривычного типа моделей кажется нам вполне обоснованным, так как не все модели могут быть исследованы или реализованы алгоритмически.
Модель языковая, лингвистическ
Модель визуальная, если она позволяет визуализировать отношения и связи моделируемой системы, особенно в динамике.
Модель натурная, если она есть материальная копия объекта моделирования.
Модель геометрическая, графиче
Тип модели зависит от информационной сущности моделируемой системы, от связей и отношений ее подсистем и элементов, а не от ее физической природы.
Границы между моделями
различных типов или же отнесение
модели к тому или иному типу часто
весьма условны. Можно говорить о
различных режимах
Все основные типы моделей, возможно, за
исключением некоторых натурных — системно-информационные
(инфосистемные) и информационно-логические
(инфологические). В узком понимании информационная
модель — это модель, описывающая, изучающая,
актуализирующая информационные связи
и отношения в исследуемой системе. В еще
более узком понимании информационная
модель — это модель, основанная на данных,
структурах данных, их информационно-логическом
представлении и обработке. Как широкое,
так и узкое понимание информационной
модели необходимы, определяются решаемой
проблемой и доступными для ее решения
ресурсами, в первую очередь информационно-логическими.
Основные свойства любой модели:
2. Поясните
основные идеи и суть методов
математического
Математическое
Симплекс-метод
В настоящее время существует много
модификаций этого метода, позволяющих
существенно сократить время
счета, сделать алгоритм нечувствительным
к вырожденности опорных
Целочисленное линейное программирование
В целом ряде решаемых задач линейного программирования на переменные накладывается дополнительное условие их целочисленности. Действительно, ведь нельзя изготовить, скажем, 1/2 стола или сшить 1/3 костюма. Когда наложено дополнительное условие целочисленности переменных , соответствующая задача носит название задачи целочисленного линейного программирования.
Простое округление до целых чисел здесь не помогает - план может получиться не оптимальным. Поэтому приходится разрабатывать специальные алгоритмы решения таких задач, к наиболее известным из которых относятся так называемые алгоритмы Гомори, основанные на так называемой идее отсечения.
Булевское программирование
К частному случаю задачи целочисленного линейного программирования относятся задачи, где переменные могут принимать всего лишь два значения - 0 и 1. Соответствующие задачи часто называют задачами булевского программирования. Наиболее известные из этих задач - это задача о назначениях (какого работника на какую работу поставить), задача выбора маршрута (задача коммивояжера, задача почтальона), задача о максимальном паросочетании и т.д.
Для решения задач этого типа
разрабатываются очень
Стохастическое линейное программирование
Бывает много практических ситуаций, когда коэффициенты целевой функции, коэффициенты в матрице коэффициентов, коэффициенты ограничений - являются случайными величинами. В этом случае сама целевая функция становится случайной величиной, и ограничения типа неравенств могут выполняться лишь с некоторой вероятностью. Приходится менять постановку самих задач с учётом этих эффектов и разрабатывать совершенно новые методы их решения. Соответствующий раздел получил название стохастического программирования.
Квадратичное программирование
Под квадратичным программированием понимаются задачи следующего вида (в матричных обозначениях)
где
-симметричная
матрица размерности
. Задачи линейного программирования являются
частным случаем этих задач - они
получаются при
=0.
Способы решения этих задач во многом
определяются видом матрицы
: если
- положительно
определённая матрица, то целевая функция
будет выпуклой и любой её локальный минимум
будет глобальным. Если
- отрицательно
определённая матрица, то может быть несколько
локальных минимумов, но глобальный минимум,
если он существует, достигается обязательно
на вершине допустимой области. В общем
случае, когда собственные числа матрицы
имеют
разные знаки, задача очень сильно усложняется,
так как глобальный минимум может достигаться
где угодно - и внутри
области и на её границе.
Выпуклое программирование
Под задачей выпуклого
где и - выпуклые функции. Для этих задач характерно то, что любой локальный минимум оказывается глобальным, и все сводится к нахождению этого единственного минимума.
Для решения задач этого типа разработаны многочисленные численные методы, приспособленные для решения на ЭВМ, в основном связанные с понятием градиента целевой функции и основной идеей о том, что функция наиболее быстро убывает, если двигаться в направлении, противоположном градиенту. К ним относятся метод градиентного спуска, метод сопряженных градиентов и т.д. Но есть и методы, основанные на других идеях ¾ метод штрафных функций, многочисленные варианты метода случайного поиска и т.д.
Геометрическое программирование
Под задачами геометрического программирования понимают задачи наиболее плотного расположения некоторых объектов в заданной двумерной или трехмерной области. Такие задачи встречаются в задачах раскроя материала для производства каких-то изделий и т.п. Это - еще недостаточно разработанная область математического программирования и имеющиеся здесь алгоритмы в основном ориентированы на сокращение перебора вариантов с поиском локальных минимумов.
Дискретное программирование
Многие задачи исследования операций такие как распределение ресурсов, сетевого планирования, календарного планирования описываются математическими моделями дискретного программирования.:
Найти при условиях:
-множество . Если множество является конечным или счетным, то условие — условие дискретности и данная задача является задачей дискретного программирования.