Состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 22:58, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – показать сущность и значение инвестиционной политики государства.
Задачи, которые ставятся в данной курсовой работе:
Отразить сущность и виды инвестиций.
Охарактеризовать модель «утечки-инъекции»
Выявить влияние инвестиций на экономику страны

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3

1.
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ. ВЛИЯНИЕ ОБЪЕМА ИНВЕСТИЦИЙ НА ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ.
5
1.1.
Понятие, сущность и виды инвестиций
6
1.2.
Инвестиционная функция. Влияние объема инвестиций на валовой национальный продукт
7




2.
АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10
2.1.
Анализ поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь

2.1.1.
Анализ и оценка инвестиционной деятельности
12
2.1.2.
Анализ выполнения государственных программ привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику
16
2.1.3
Анализ эффективности привлечения и использования иностранных инвестиционных ресурсов

2.2.
Совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь
20


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

реферат нац экономика .doc

— 390.50 Кб (Скачать)
  • налоговых льгот: освобождение от налога на прибыль на 5 лет, фиксированный перечень налогов, налог на прибыль и доходы — 15 % (по стране — 25 %), налог на добавленную стоимость — 10 % (по стране — 20%);
  • льготного таможенного режима: таможенные пошлины и меры экономической политики не распространяются на товары, ввозимые на территорию зоны из-за рубежа; при вывозе продукции собственного производства резидентов СЭЗ за пределы Республики Беларусь не взимаются таможенные пошлины и платежи, также не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование.

После расширения Европейского союза СЭЗ «Брест» расположена непосредственно на границе ЕС.

  1. Положительный опыт иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями — транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), голландской «Кока-Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал», швейцарским «СБ Телеком» и немецким «Алкатель СЭЛ» (внедрение мобильной телефонной системы стандарта GSM и производство коммутационного оборудования) и немецким «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования).
  2. Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера.
  3. Права иностранных инвесторов гарантированы и защищены Инвестиционным кодексом Республики Беларусь [25].

Таким образом, в соответствии с государственными инвестиционными программами, проектами по привлечению иностранных инвестиций для развития малого и среднего бизнеса, а также с учетом программ, реализуемых в инвестиционной сфере, международными фондами и организациями предусматривается, что, по сравнению с динамикой ВВП (2,8–3,2 раза за 2001–2020 гг.) рост инвестиций в основной капитал составляет 4,0–4,6 раза, в том числе за 2006–2010 гг. – в 1,4–1,5 раза, за 2011–2020 гг. – в 1,7–1,8 раза выше. Удельный вес инвестиций в ВВП возрастет до 26–27% в 2020 г. против 21–22% в 2005г. [25].

 

 

2.2 Совершенствование инвестиционной  политики Республики Беларусь

 

  В республике давно назрела  объективная необходимость создать  нормальный инвестиционный потенциал, разработать механизмы концентрации и централизации финансового капитала и денежных ресурсов, создать стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов.

Универсальных инструментов формирования соответствующего типа экономического поведения нет и не может быть по причине различия экономических моделей развития в разных странах, особенностей развития ситуации в тот или иной период времени.

  Эффективным действием по  формированию инвестиционного потенциала и стимулирования экономической динамики является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при одновременном снижении налогов на прибыль (равно как и других налогов). При этом у предпринимателей, хозяйствующих субъектов появляется возможность использовать большую часть получаемых доходов на накопление.

  Сам процесс формирования  и использования дополнительных кредитных ресурсов связан с методами регулирования денежного и финансового рынка и спецификой экономической стратегии страны. Если в рамках принятой стратегии развития ставка делается на стимулирование накопления и формирование инвестиционного потенциала, то можно использовать следующие активные механизмы:

  -изменение процентной ставки  Центробанка с целью создания  мощного макроэкономического регулятора на денежном и финансовом рынке. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление  или      покупку акций и иных ценных бумаг.

-валютная политика, как средство  использования накоплений в СКВ  и их возможного привлечения и использования в виде кредитных ресурсов. Это относится и к формированию обменного курса, который может быть выгодным для конвертации и к созданию условий для притока капитала и свободного его перемещения.

-фондовый рынок, устойчивость  и надежность его функционирования. Первый негативный опыт создания инвестиционных компаний, приватизационных и иных финансовых институтов в виде пирамид показал, что складывающийся в странах с переходной экономикой финансовый сектор является криминогенным и работает по типу «первоначального накопления капитала», связанного с обманом, перераспределением денег и собственности в условиях нестабильной смешанной экономики.

  Кроме отмеченных основных  составляющих активизации привлечения  кредитных ресурсов существенное значение имеет и использование современных технологий денежного обращения:

-использование системы электронных  денег (кредитные карточки и иные компьютерные системы расчетов).

-продвинутые организационные  формы деятельности банковского  и небанковского секторов. Наличие большой сети филиалов, центров расчета позволяет достичь ускорения оборачиваемости средств и направления части высвобождаемых ресурсов на инвестиционные цели, долговременные капиталовложения;

-использование разнообразных  форм привлечения денежных и  иных капитальных средств вкладчиков и инвесторов. Примером может служить трастовое управление чеками, акциями и денежными активами физических и юридических лиц. Это избавляет потенциальных кредитодателей от дополнительных расходов и затрат на проведение собственных операций на финансовом рынке и более эффективно использовать временно свободные средства.

  Для увеличения объемов привлекаемых  денежных ресурсов (причем не  только со стороны «внутренних» субъектов, но и внешних) применимы следующие меры:

-создание надёжной системы  гарантий вложений и сбережений. Это может обеспечиваться надёжной системой страхования вкладов;

-развитие масштабных программ  национального жилищного строительства и создания широкой сети финансовых посредников;

-осуществление широкой денежной  приватизации государственных предприятий, способствующей использованию денежных средств населения и иностранных инвесторов;

-использование эффективной системы  налогообложения на физических  лиц, размещающих деньги на депозитные счета, что стимулирует процесс сбережений и инвестирование денег домашних хозяйств в экономику;

-проведение соответствующей идеологической  и пропагандистской кампании по привлечению денежных ресурсов в страну.

  Данные методы являются необходимыми  и первоочерёдными в деле расширения кредитных ресурсов в стране и вовлечения в экономический оборот средств хозяйствующих субъектов, местных органов власти и домашних хозяйств.

Как показал предшествующий анализ, существует прямая необходимость в сотрудничестве с иностранными инвесторами и привлечении иностранного капитала в экономику нашей страны.

  Иностранные инвестиции приведут  к процветанию государства, в  противном случае – к процветанию инвесторов и негативным последствиям в развитии собственной экономики.

  Работы на государственном  уровне  по привлечению в страну  иностранного капитала должны включать:

- разработку концепции привлечения  иностранных инвестиций, её обсуждение и утверждение Президентом;

- принятие дополнительных законов  и других законодательных актов способствующих привлечению иностранных инвесторов в республику;

- создание системы государственного управления процессом привлечения иностранных инвесторов.

  Общим условием стимулирования  притока иностранных инвестиций  является как можно более скорая стабилизация финансового положения в Республике Беларусь.

  Проблема привлечения иностранных инвестиций должна быть увязана с другой, не менее важной для Беларуси, проблемой – защитой интересов отечественных производителей и ограждением их от чрезмерной конкуренции.

  Важную роль может сыграть  организация производства продукции  на базе использования  лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий.

  Для разработки и реализации  такой политики представляется  целесообразным:

- заключить с развитыми странами  соглашение о сотрудничестве  в области технологического обмена;

- создать при отраслевых министерствах и концернах фонды для долевого финансирования импорта технологий по основным направлениям структурной перестройки.

  Одним из каналов  притока  финансовых ресурсов может стать  создание определённых условий для размещения в Республике Беларусь филиалов крупнейших иностранных банков и представительств международных компаний корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы.

  Деятельность филиалов иностранных  банков должна быть поставлена  под адекватный финансовый контроль. Такой подход позволит значительно улучшить работу по привлечении финансовых ресурсов и обслуживанию инвестиционных потоков.

Таким образом, одним из наиболее перспективных путей привлечения иностранных инвестиций является участие иностранного капитала в процессе приватизации. В Беларуси существует несколько способов участия иностранных инвесторов в приватизационном процессе. Так, например, зарубежный инвестор может участвовать в создании открытого акционерного общества путем внесения в его уставный фонд денежного или имущественного взноса в размере не менее 20 тыс. долларов. Участие иностранных инвесторов может быть связано также с выкупом принадлежащих государству акций ранее созданных открытых акционерных обществ на инвестиционных конкурсах. Иностранные инвесторы могут и приобретать акции дополнительных выпусков под конкретный инвестиционный проект открытых акционерных обществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономика страны находится именно на той стадии, когда постоянный спад в инвестиционной сфере стал одной из самых негативных тенденций, которая грозит полным экономическим крахом. В этой связи осуществление комплекса мероприятий по интенсификации инвестиционной деятельности в производственной сфере, привлечение внутренних и внешних источников финансирования являются чрезвычайно актуальными.

От развития коллективных инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит – улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования.

Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.

На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы коллективных инвесторов и коммерческих банков за деньги населения – финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников – акционеров. Они станут реально богаче.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют белорусские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Информация о работе Состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь