Состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 22:58, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – показать сущность и значение инвестиционной политики государства.
Задачи, которые ставятся в данной курсовой работе:
Отразить сущность и виды инвестиций.
Охарактеризовать модель «утечки-инъекции»
Выявить влияние инвестиций на экономику страны

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3

1.
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ. ВЛИЯНИЕ ОБЪЕМА ИНВЕСТИЦИЙ НА ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ.
5
1.1.
Понятие, сущность и виды инвестиций
6
1.2.
Инвестиционная функция. Влияние объема инвестиций на валовой национальный продукт
7




2.
АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10
2.1.
Анализ поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь

2.1.1.
Анализ и оценка инвестиционной деятельности
12
2.1.2.
Анализ выполнения государственных программ привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику
16
2.1.3
Анализ эффективности привлечения и использования иностранных инвестиционных ресурсов

2.2.
Совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь
20


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

реферат нац экономика .doc

— 390.50 Кб (Скачать)

 

Рисунок - 1.1 Зависимость между инвестициями и национальным

 доходом

 

Несмотря на существование связи между текущим уровнем спроса и планируемыми инвестиционными расходами, допущение о независимости планируемых инвестиционных расходов от доходов отражает функция инвестиций. Основным фактором, влияющим на изменения инвестиций, является ставка процента (I=I(i)). Но в отличие от классической теории, в которой норма процента зависит от объемов производства, в кейнсианской она определяется денежным рынком. Поэтому объем инвестиций зависит также и от ожиданий инвесторов. Результативность инвестирования выражается отношением ожидаемой выручки от капиталовложений к соответствующим затратам и называется предельной эффективностью капитала.

Рациональное поведение инвестора выражается в постоянном сравнивании предельной эффективности капитала с нормой процента. При осуществлении капиталовложений инвесторы сначала вкладывают средства в проекты с самой высокой предельной эффективностью, а по мере роста инвестирования – в менее эффективные проекты. При этом, как правило, планируется получить прибыль, достаточную для покрытия процентных ставок (i) по займам и возмещения первоначальной стоимости основных фондов. Чем выше предельная эффективность капитала по сравнению с нормой процента, тем выше стимул к инвестированию. В противном случае становится выгоднее приобретать ценные бумаги (рис. 1.2).

Если величина процентной ставки равна 5%, то прибыльными становятся многочисленные инвестиционные проекты I1. Если процентная ставка возрастает до 15% I2, то прибыльность проектов, соответственно, падает.

 

Рисунок 1.2 - Функциональная зависимость инвестиций от процентной ставки

 

Инвестиционная функция отражает таким образом обратную зависимость инвестиций от процентной ставки. Это неудивительно, учитывая, что процентная ставка отражает дороговизну заемного капитала с одной стороны и альтернативное вложение с другой стороны. Ведь потенциальный инвестор с ростом процентной ставки будет скорее вкладывать деньги в банк, чем в производство.

В отличие от короткого периода в долгосрочном важную роль играют неопределенные факторы и ожидания, оказывающие влияние на инвестиционные планы предпринимателей. Последние формируются, опираясь на будущие продажи, будущую прибыль и рентабельность, поэтому объем капиталовложений подвержен серьезным колебаниям, зависящим от степени риска и неопределенности.

В экономической теории принято деление инвестиций на:

1) автономные, не зависящие от размера процентной ставки и связанные с неравномерным развитием научно-технического прогресса; и

2) индуцированные, подверженные влиянию изменений процентной ставки [6, c. 64].

Между изменениями автономных инвестиций и национального дохода существует устойчивая зависимость. Качественное соотношение потребления, инвестиций и национального дохода отражает мультипликатор инвестиций – числовой коэффициент, показывающий увеличение дохода, которое вызвано ростом инвестирования. По утверждению Дж. Кейнса, принцип мультипликатора позволяет дать ответ на вопрос, каким образом незначительные колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызвать колебания гораздо большую амплитуду колебаний совокупной занятости и дохода. Впервые в экономическом анализе данный коэффициент был применен Р. Каном. Используемый им мультипликатор занятости объясняет причину, по которой общее ее увеличение в результате проведения политики общественных работ в период безработицы даст больший эффект. Это связано с тем, что к так называемой первичной занятости (задействованным на общественных работах) добавляется вторичная. Ведь производство потребительских товаров будет возрастать, чтобы соответствовать увеличивающимся расходам, связанным с зарплатой и прибылью от первичной занятости. Эффект распространения действует в производстве потребительских товаров с уменьшающейся интенсивностью.

При данных ограничениях модели, когда совокупный спрос представлен двумя элементами (С и I), условие равновесия принимает вид

 

Y = CyY + Ia

                                                      или Ia = Y(1 - Cy)                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Анализ поступления  иностранных инвестиций в Республику  Беларусь

 

2.1.1 Анализ и оценка инвестиционной деятельности

 

В начале 2009 года, несмотря на продолжавшееся удорожание энергоносителей, общее состояние белоруской экономики, а также мировой конъюнктуры позволяло нам строить достаточно устойчивые прогнозы социально-экономического развития страны. На первый план были выдвинуты задачи ускорения темпов экономического роста, реализации приоритетов инновационного развития и укрепления инвестиционной составляющей экономики. В результате системной деятельности правительства, министерств и ведомств нашей страны, а также за счет повышения эффективности работы на предприятиях и в организациях реального сектора экономики нам удалось достичь большинства запланированных показателей. Во всех сферах отмечались высокие темпы роста, выполнены 17 из 19 важнейших параметров прогноза, утвержденного главой государства. Темпы роста производства промышленной продукции в 2009 году составили 110,8 %. Такая динамика развития стала возможной благодаря принимаемым в последние годы мерам по модернизации производственного потенциала с ориентацией его на выпуск современной конкурентоспособной продукции. Необходимо отметить, что для создания благоприятных условий и стимулов развития экономики начиная со второй половины 2008 года в республике проводилась активная системная работа по совершенствованию экономического законодательства. Она затронула многие важнейшие инструменты экономической политики – приватизацию, лицензирование, налогообложение, налоговое администрирование, процедуры организации и ведения бизнеса, фондовый и финансовый рынки.

По инициативе правительства в целях активизации инвестиционной деятельности были приняты решения по стимулированию ведения бизнеса, поддержке малого и среднего предпринимательства, стабилизации условий работы и раскрепощению деловой инициативы. В Беларуси отменен институт особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами, снижена с 40 до 24 % ставка налогообложения доходов юридических лиц по операциям с ценными бумагами. Инвесторы по достоинству оценили усилия, предпринятые белорусским правительством, и страна начала получать реальную отдачу от улучшения инвестиционного климата. Заинтересованность солидных зарубежных банков и фирм в деловом сотрудничестве с нами нашла свое подтверждение и в ходе проведения первого Белорусского инвестиционного форума в Лондоне. В 2009 году темп роста инвестиций в основной капитал составил 123,1 %, что превышает уровень прогноза – 115–117 %. Поступление иностранных инвестиций за 2009 год составило 6,5 млрд. долларов США, в том числе прямых– 2,2 млрд. Увеличение инвестиционной составляющей экономического роста подтверждается и сложившимся удельным весом инвестиций в ВВП, который в минувшем году составил 27,9 %против 26,8 % в 2008 году. В целях обеспечения устойчивого экономического роста во главу угла были поставлены вопросы инновационного развития и проделана огромная работа по разработке и реализации инновационных проектов. В соответствии с Государственной программой инновационного развития в 2009 году в стране выполнялось 795 проектов. Ввиду высокой степени открытости своей экономики Беларусь объективно не может остаться в стороне от воздействия мирового финансово-экономического кризиса. Уже в четвертом квартале 2009 года мы столкнулись с сокращением спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках и, как следствие, снижением экспорта, что повлекло за собой замедление роста объемов производимой продукции, увеличение ее складских запасов в ряде отраслей. Резко ухудшилась наша ценовая позиция во внешней торговле, замедлились расчеты, сократилось поступление в страну валюты. Кроме того, как и для других государств, для Беларуси стал более трудным доступ к кредитным ресурсам на международных финансовых рынках. Да и сами кредитные ресурсы стали существенно дороже. В четвертом квартале минувшего года существенно замедлился приток в страну иностранных инвестиций. Именно проблемы в сфере финансирования послужили толчком к ухудшению мировой конъюнктуры. В связи с этим денежно кредитная политика занимает важнейшее место в комплексе мер по противодействию негативному влиянию мирового экономического кризиса во всех странах.

Важнейшим направлением работы правительства является стимулирование деловой активности в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Особое внимание будет уделено реализации огромного потенциала экономического роста, заключенного в развитии малого и среднего бизнеса. Меры по стимулированию развития предпринимательства в сочетании с активной кредитной политикой должны обеспечить создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций и увеличение выпуска продукции, работ, услуг. Для развития процесса либерализации Советом Министров и Администрацией Президента Республики Беларусь 13 января 2009 года утвержден План первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году, направленный на дебюрократизацию административных и технических процедур в различных сферах, обеспечение ускорения институциональных преобразований в банковском секторе, реализацию мер по дальнейшему упрощению налоговой системы и таможенного законодательства, расширение сферы применения свободных цен (тарифов). Например, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 года №70 расширена сфера свободного ценообразования. Упрощена процедура регистрации цен, сокращен перечень товаров, цены на которые регулируются правительством. Регулирование сферы ценообразования будет осуществляться за счет расширения практики применения антимонопольного законодательства. План либерализации предусматривает дальнейшее совершенствование инвестиционной деятельности, имущественных и земельных отношений, усиление мер антимонопольного регулирования, внедрение современных требований по ведению бухгалтерского учета, введение профессионального пенсионного страхования работников, стимулирование рынка труда и развитие самозанятости населения. Важнейшим шагом в данном направлении является подписание главами правительств обоих государств. Плана совместных действий правительства Республики Беларусь и правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли. Мероприятия Плана совместных действий, направленные на улучшение параметров платежного баланса, совершенствование условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, призваны содействовать дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества двух государств, активизации привлечения взаимных инвестиций в наши экономики, созданию благоприятных условий для развития бизнеса [24, с. 12].

В целях достижения быстрого экономического роста в нашей республике необходимо, чтобы проведение промышленной политики направлялось на получение максимальной отдачи от трудоемких производств, а по мере накопления финансовых ресурсов развивались капиталоемкие и наукоемкие производства. Промышленная политика должна содействовать развитию предприятий, самостоятельно зарабатывающих прибыль. Ввиду больших начальных затрат и длительного производственного цикла на предприятиях, обеспечивающих “прорыв” в развитии экономики, получение долгосрочных и стабильных доходов, государству нужно обеспечить (через сеть государственных банков и финансовых институтов) льготное кредитование именно таких предприятий, производящих продукцию:

- с высокой добавленной стоимостью (космическая техника и спутники, реактивные самолеты, другая сложная военная техника, суперкомпьютеры, программные продукты);

- жизненный цикл которой находится на этапе внедрения (“выведения” на рынок).

 

2.1.2 Анализ выполнения государственных программ привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику

 

Необходимым условием развития экономики стран переходного периода является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством привлечения внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального и нематериального производств. Значимость привлечения иностранных инвестиций заключается в том, что они формируют производственный потенциал на новой научно-технической основе и предопределяют конкурентные позиции страны на мировых рынках.

Формирование государственной политики в области инвестиционной деятельности в нашей стране возложено на Департамент по делам инвестиций, который является самостоятельным структурным подразделением Министерства экономики. Основной задачей Департамента является разработка принципов, механизмов инвестиционной политики, а так же мер по стимулированию, привлечению и эффективному использованию внутренних и внешних инвестиций в целях создания условий для устойчивого экономического роста.

Основной программный документ, определяющий формирование инвестиционной политики в нашей стране - Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, одобренная Правительством в 2002 году. Программа определяет стратегию и механизмы привлечения внутреннего и внешнего капитала, а так же законодательные и организационно-экономические мероприятия для создания благоприятной инвестиционной среды. Цель Программы - привлечь в экономику страны, начиная с 2003 года, не менее 1 млрд.долларов и к 2010 году вышли на объемы свыше 10 млрд. долларов.

Формируя механизмы привлечения зарубежного капитала, в Беларуси активно используется опыт ряда государств Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-восточной Азии, Латинской Америки. Эти страны достигли значительных успехов в эффективном использовании внешних инвестиций для развития своего экономического потенциала. Для создания благоприятного инвестиционного климата в республике предлагаются такие широко используемые стимулы как преференциальный режим осуществления инвестиций, государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов, включая предоставление льгот, гарантий, централизованных ресурсов, создание и развитие свободных экономических зон, вовлечение зарубежных инвесторов в процесс приватизации, совершенствование инвестиционного законодательства, информационно-организационная поддержка инвестиционного процесса [27].

Согласно расчетам Министерства экономики Республики Беларусь, потребность в инвестициях на 2002-2010 гг. составляет 39 млрд. долларов (табл. 1). Общий объем инвестиций в основной капитал в 2010 г. возрос по сравнению с 2000 г. в 2,2-2,5 раза. Доля инвестиций ВВП состаляет в 2010 г. 26-28% (в 2000 г. -19,8%). Это даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат - более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах. Как видно из представленной таблицы 2.1 удельный вес иностранных инвестиций должен составлять до 33%. Значимость иностранных инвестиций в Республику Беларусь возрастает в связи с крайней ограниченностью собственных инвестиционных средств и огромной потребности в них для осуществления структурной перестройки экономики на более высокой технологической основе. 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1. - Потребность в инвестициях в экономику Республики Беларусь (млн. долл.)

годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006-2010

2001-2010

Инвестиции в основной капитал

2333,3

2191

2323-2435

2648-2824

3071- 3332

3624- 3999

23084 - 26454

36941-41319

Индексы изменения к предыдущему году,%

102,1

93,9

106,0-107,0

114,0-116,0

116,0-118,0

118,0-120,0

140-150

220-250

из них: иностранных инвестиций

100,3

131,5

300-400

900-1000

900-1000

900-1000

5000-10000

8132-13532

Удельный вес иностранных инвестиций, %

4,3

6

13-16

20

34-35

29-30

25

20-33

ВВП

11791,3

12275

12766-13194

13659-14184

14684-15319

15859-16697

93077 - 98556

162319-170516

Индексы изменения к предыдущему периоду, %

105,8

104,1

104 - 105

107 - 107,5

107,5 - 108

108-109

128-129

170-180

Удельный вес инвестиций в ВВП, %

19,8

17,8

18,2-18,5

19,4 - 19,9

20,9-21,8

22,9 - 23,9

24,8- 26,8

26-29

Информация о работе Состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь