Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 22:49, контрольная работа
Цель данной работы - анализ сущности и особенностей региональной политики, ее места в системе государственного регулирования развития регионов. В рамках данной работы, конечно же, невозможно затронуть все аспекты региональной экономической политики, поэтому мы остановимся лишь на некоторых важных с нашей точки зрения его особенностях.
Разработкой теорий развития регионов и региональной политики занимаются в основном зарубежные ученые, но они по вполне понятным причинам не уделяют внимания применимости этих теорий к российским реалиям. К сожалению, тоже можно сказать и о российских авторах (хотя обзоры зарубежных теорий развития регионов и региональной политики в российской литературе встречаются).
Введение
Региональная политика
Российская практика формирования и реализации региональной политики
Заключение
Список литературы
Во-вторых, региональная система – это субъект управления, когда регион, как проводник и полноправный участник государственной региональной политики, реализует собственные региональные интересы, согласованные с общегосударственной стратегией развития.
В-третьих, региональная система – это еще и субъект самоуправления, когда, помимо реализации общеэкономического, общесоциального и другого общего потенциала региона как элемента глобальной системы «государство», происходит реализация внутрирегионального потенциала. Неслучайно отдельным направлением современных региональных исследований выделяется институциональный подход к характеристике регионального развития. Большое внимание в нем уделяется политике региональных органов как одному из важнейших факторов экономического развития региона.
Мне кажется, что для России на сегодняшний день в области регионального управления и формирования региональной политики очень важным является зарубежный опыт, в частности, в отношении бюджетного федерализма. Если рассматривать российскую систему с точки зрения классических элементов бюджетного федерализма, то следует отметить, что в России со времен Советского Союза традиционно был непропорционально развит его последний по счету и значению элемент, а именно: система федеральных трансфертов. Другими словами, российская система бюджетного федерализма изначально была поставлена «с ног на голову». В этой связи понятно, что путь к классической системе бюджетного федерализма, которая подразумевает разграничение между уровнями государственной власти предметов ведения, расходных полномочий и источников финансирования, дополненное системой межрегионального финансового выравнивания, будет длительным.
Однако на сегодняшний день отрадно признать, что в бюджетно-финансовой сфере Россия фактически движется в том же направлении, что и другие европейские федерации, притом что это движение было начато с диаметрально противоположной стороны. Стоит отметить, как акцент при проведении реформ постепенно переносился с реформирования системы федеральных трансфертов (= горизонтальное выравнивание) на разграничение предметов ведения и доходных источников между уровнями государственной власти (= вертикальное выравнивание). Причем в последнее время все больше внимания уделяется вопросам финансирования местного самоуправления, которое является полноправным, а точнее сказать — базовым элементом любой системы бюджетного федерализма. При этом центральным вопросом остается формирование эффективной системы местного налогообложения.
В заключение следует отметить, что у российской системы регионального управления в целом есть одно положительное отличие от западных моделей: она находится на стадии трансформации, а это значит, что все меняется и может меняться, в том числе — к лучшему.
1. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 1996 г., N 23, ст. 2756, в "Российской газете" от 11 июня 1996 г.
2. Указ Президента РФ от 13 сентября 2004 г. N 1168 «О Министерстве регионального развития Российской Федерации» (с изменениями от 24 сентября 2007 г.) // Российская газета от 16 сентября 2004 г. N 202.
3. Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 28 апреля 2008 г.) // СЗ РФ от 2 июля 2007 г. N 27 ст. 3256
4. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 «О федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» (в ред. от 22 июня 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 октября 2001 г., N 43, ст. 4100
5. Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р об утверждении Программы
6. социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) (в ред. от 20 ноября 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 января 2006 г. N 5 ст. 589.
7. Алтынбаев Р. Региональная политика в России: состояние и перспективы развития//Экономика России: XXI. - № 7. – 2010. С. 38-43.
8. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: 5-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2009. – 495 с.
9. Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. – М.: Едиториал УРСС, 2007. – 296 с.
10. Кузнецова О.В. Системная диагностика экономики региона / Кузнецова О.В., Кузнецов А.В. - М.: ЮРСС, 2009.
11. Кузнецова О.В. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. — 2008, № 4. С. 20-24.
12. Минакир П. А. Трансформация региональной экономической политики//Экономическая наука в современной России. - № 1. – 2009. С. 10-14.
13. Мухин В.И. Основы теории управления. Учебник / В.И.Мухин – М.: Экзамен, 2010.
14. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. – М.: Наука, 2009. – 401 с.
15. Реформационный прагматизм как основа модернизации. Резюме доклада «К концепции и программе социально-экономического развитии России до 2015 года» // Российский экономический журнал. – 2007. – № 3. – С. 3–35.
16. Юилл Д. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран// Регион: экономика и социология.– 2010, специальный выпуск.
Региональная политика России
24
[1] Мухин В.И. Основы теории управления. Учебник / В.И.Мухин – М.: Экзамен, 2010. С. 21.
[2] Там же. С. 22.
[3] Кузнецова О.В. Системная диагностика экономики региона / Кузнецова О.В., Кузнецов А.В. - М.: ЮРСС, 2009. С. 61.
[4] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: 5-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2009. – 495 с.
[5] Юилл Д. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран// Регион: экономика и социология.– 2010, специальный выпуск.
[6] Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. – М.: Едиториал УРСС, 2007. – 296 с.
[7] Там же
[8] Кузнецова О.В. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. — 2008, № 4. С. 21.
[9] Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 1996 г., N 23, ст. 2756, в "Российской газете" от 11 июня 1996 г.
[10] Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 «О федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» (в ред. от 22 июня 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 октября 2001 г., N 43, ст. 4100
[11] Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р об утверждении Программы
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) (в ред. от 20 ноября 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 января 2006 г. N 5 ст. 589.
[12] Минакир П. А. Трансформация региональной экономической политики//Экономическая наука в современной России. - № 1. – 2009. С. 12.
[13] Алтынбаев Р. Региональная политика в России: состояние и перспективы развития//Экономика России: XXI. - № 7. – 2010. С. 41.
[14] Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 28 апреля 2008 г.) // СЗ РФ от 2 июля 2007 г. N 27 ст. 3256
[15] Реформационный прагматизм как основа модернизации. Резюме доклада «К концепции и программе социально-экономического развитии России до 2015 года» // Российский экономический журнал. – 2007. – № 3. – С. 3–35.
[16] Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. – М.: Наука, 2009. – 401 с.