Регион

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:43, лекция

Краткое описание

В условиях становления рыночной экономики процесс размещения факторов производства утрачивает субъективно-административный характер и приобретает черты экономически обоснованного, целесообразного характера на основе рыночного выбора, разработанных альтернатив.

Оглавление

1Понятие региона
2Классификация регионов и критерии их выделения
3Функции региона
4Понятие региона

Файлы: 1 файл

Тема 1 Регион как предмет научного знания.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

В Республике Беларусь к проблемным регионам относятся:

депрессивные регионы,

Солигорский промышленный район,

Новополоцкий промышленный узел,

Белорусское Полесье,

Белорусское Поозерье;

приграничные регионы,

Минский столичный округ,

а также самый проблемный регион Беларуси, имеющий официальный статус региона экологического бедствия, - это территории, загрязненные в результате катастрофы на ЧАЭС.

Стратегия развития регионов определяется в зависимости от характера  проблемных ситуаций.

Депрессивные регионы - территории со слабо развитой промышленной и социальной инфраструктурой, наличием малых моноотраслевых городов, имеющих высокий уровень безработицы. Они требуют значительных капиталовложений в экономику, поэтому необходимо определить рациональный вариант их развития с учетом потенциала и потребностей как самих, так и соседних регионов. Для активизации инвестиционной и инновационной деятельности целесообразно создание специальных региональных агентств, советов, фондов, организующих деятельность по комплексному, сбалансированному региональному развитию.

Территории промышленных районов, к числу которых отнесены Солигорский промышленный район, Новополоцкий промышленный узел, характеризуются высокой степенью антропогенной нагрузки. Поэтому основной задачей здесь является ужесточение экологического контроля за деятельностью промышленных и транспортных предприятий, модернизация крупнейших предприятий, их реструктуризация, с соблюдением жестких экологических требований.

Перспективы развития приграничных территорий - районов, граничащих с Польшей, странами Балтии, Украиной, Российской Федерацией -определяются возможностями использования их геополитического положения на основе расширения зон свободной торговли, активизации работы в рамках созданных еврорегионов «Неман», «Буг» и создающегося еврорегиона «Днепр», свободных экономических зон, а также активного участия в совместных проектах по определению и согласованию порядка функционирования на этих территориях охраняемых природных объектов. Предусматривается активизировать сотрудничество и в социально-экономической сфере.

На территориях, требующих  особого режима развития и управления - Белорусское Полесье и Белорусское Поозерье - предусматривается расширение видов деятельности, позволяющих развивать их как особо охраняемые и рекреационные территории, зоны отдыха.

Стратегической целью  развития Белорусского Полесья должно стать прекращение процессов деградации этой крупной природной экосистемы общеевропейского средообразующего значения и обеспечение перехода региона к устойчивому, сбалансированному социо-эколого-экономическому развитию.

На первом этапе (до 2010 г.) намечается обеспечить выполнение задач, предусмотренных государственными программами, «Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь» и другими документами; разработку под руководством НАНБ новой «Стратегии устойчивого развития Белорусского Полесья до 2020 г.» при активном участии фондов «Белорусское Полесье» и «Европейское Полесье».

На втором этапе (2011-2020 гг.) - предусматривается достижение целевых параметров по оптимизации устойчивого использования и охраны природного комплекса Белорусского Полесья, а именно: создать в Полесье единую каркасную экологическую сеть охраняемых природных территорий и биосферных резерватов международного класса (совместно с Украиной и Польшей) и интегрировать ее в общеевропейскую; сформировать инфраструктуру для развития экологического туризма; обеспечить переход Белорусского Полесья к устойчивому развитию на основе стабилизации экологической ситуации и повышения эффективности функционирования добывающих отраслей, ландшафтно-адаптированного и радиологи, чески безопасного ведения сельского хозяйства, всемерного развития наукоемких производств, активизации мало, го и среднего бизнеса (особенно фермерства).

Стратегия развития Белорусского Поозерья состоит в разработке рациональной системы рекреационного освоения региона, создании и развитии инфраструктуры для экологического туризма и рекреации в Браславском и Нарочанском национальных парках и на других природоохранных территориях. В связи с этим необходимы: переспециализация сельхозпредприятий с учетом оценки агроэкологического потенциала различных ландшафтов; экологическая проработка методов мелиорации земель; обоснованное хозяйственное использование озер с их эколого-экономической оценкой и регламентированием природоохранных мероприятий; резервирование территорий для рекреационного использования; развитие экологического и охотничьего туризма; более полное использование при развитии лесопромышленного комплекса дикорастущих ресурсов; экологизация производства в промышленных центрах; согласование решения экологических проблем с сопредельными странами и привлечение иностранных инвестиций на осуществление экологических проектов. Здесь в первую очередь намечается создавать и развивать сеть учреждений здравоохранения, экологической и туристской инфра, структуры.

Цель развития Минского столичного округа - превращение Минска в современный европейский город, развивающийся как центр международных отношений с высоким уровнем развития международных коммуникаций, обеспечивающий комфортные условия проживания населения. Предпринимаемые меры в этом направлении предусматривают достижение сбалансированности экономической, социальной и экологической сфер с ориентацией на решение перспективных задач по максимальному использованию в интересах населения имеющихся и потенциальных ресурсов. Намечается приоритетное развитие наукоемких технологий, современной информационной инфра, структуры, туризма, создание условий для предпринимательства и инвестиций.

Самой важной и наиболее сложной задачей региональной стратегии  устойчивого развития является преодоление последствий чернобыльской катастрофы. Стратегия устойчивого развития территорий радиоактивного загрязнения должна строиться с учетом необходимости повышения благосостояния проживающего здесь населения на основе комплексной эколого-радиологической и социально-экономической реабилитации загрязненных регионов.

 

3. Функции региона

 

Раскрытие сущности понятия «регион» и рассмотрение его в качестве предмета научного исследования предполагает обзор тех функций, которые объективно присущи этому административно-территориальному образованию. Без выявления последних невозможно понять роль и значение региона в социально-экономическом и политическом развитии общества. Известно, что в социологии под «функцией» понимают «роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов». В этом определении отметим два важных аспекта. Первый: функция - это всегда явление активного порядка. И второй аспект: функция видоизменяет систему, в рамках которой она реализуется.

В этой связи  авторы интересной, на наш взгляд, работы «Региональная экономика» дают такое определение экономической функции региона. «В экономике, - пишут они, - под функцией понимается та роль, которую выполняет тот или иной элемент экономической системы в ее организации как целого, или как экономическая деятельность, регулируемая определенными экономическими законами. В приложении к региональной экономике функцией является служебная роль (назначение) экономики региона по отношению к другим регионам, экономике страны в целом и элементам, составляющим региональную экономику. Причем для всей этой системы характерна такая взаимозависимость, при которой изменения на одном уровне являются производными (функциями) от изменения в другой»2.

2Бильчак ВС, Захаров В.Ф. Региональная экономика. - Калининград, 1998.- С. 37.

Авторы этой работы дают целостную функциональную систему региона, в которой различают региональную функцию спроса и предложения, функцию региональной активности и специализации, функцию регионального управления, хозяйствования, а также демографическую, экологическую и социально-бытовую функции .

Рассмотрим эти функции  в их содержательном проявлении.

Так, региональная функция  предложения выражает зависимость  объема товаров и услуг от числа  предприятий в регионе, их производственной мощности и финансовой стратегии.

Региональная функция  спроса характеризует зависимость  платежеспособности всех субъектов  регионального рынка (домохозяйства, предприятия, государственные и муниципальные институты) от уровня их доходов и цен.

Вышеприведенные функции связаны с региональной экономикой как целостной хозяйственной системой, локализованной административно-территориальными границами и региональным рынком.

Относительно новой  функцией региональной экономики выступает  ее региональная активность, которая является производной от трудовой активности населения, его мотивации и ориентирования. Эта функция региональной активности выражает зависимость трудовой активности населения от его «социального характера» и способности региона функционировать как самосохраняющаяся система. В этом своем качестве данная функция принимает вид целесообразной деятельности по преобразованию экономического пространства и условий хозяйственной деятельности в регионе.

Важной функцией региональной экономики является специализация региона, которая выступает в форме как внутренней, так и внешней функции. В первом случае внутренняя функция выражается в приоритетном развитии какой-либо одной или нескольких отраслей региональной экономики, имеющей доминирующее значение в региональном хозяйственном комплексе. Внешняя функция специализации региона определяется тем объемом и структурой производства товаров и услуг, которые пойдут не только на удовлетворение внутрирегиональных потребностей, но и на их реализацию в других регионах страны.

С переходом к рыночной экономике, либерализацией хозяйственной деятельности регионов произошло разделение регионов на два типа:

а) регионы-экстраверты, которые аккумулируют большие финансовые ресурсы, привлекают значительные инвестиции, в том числе и иностранные, ориентируются на производство экспортной на внешние рынки;

б) регионы-интроверты, ориентированные на внутренний рынок и платежеспособный спрос.

Одной из наиболее важных общих функций региональной экономики является функция регионального управления, главной задачей  которой является воспроизводство региона как социально-экономической системы.

Регион как система (по теории социальных систем Т. Парсонса) имеет в этом смысле четыре функции: адаптивную, целедостигающую, интегративную и функцию регулирования скрытых направлений системы. Поэтому их реализация механизмами регионального управления осуществляется посредством планирования, организации, учета, контроля и регулирования.

К частным функциям региональной экономики следует отнести хозяйственную  функцию, которая своим воздействием должна обеспечить достижение устойчивого экономического роста, эффективное использование производственного и научного потенциала, создание в регионе необходимой рыночной конъюнктуры и конкуренции, а также его инвестиционной привлекательности.

Демографическая функция  региональной экономики включает обеспечение полной занятости населения, активизацию социальных факторов, влияющих на естественный прирост, воспроизводство населения и формирование трудового потенциала региона.

В экологическую функцию региональной экономики входит решение проблем, связанных с утилизацией отходов, снижением материалоемкости производства, очисткой сточных вод и т.д. Целью функции экологизации производства является согласование естественных воспроизводственных циклов биосферы и экономических циклов регионального воспроизводства. Значение совершенствования качества окружающей среды обусловлено еще и тем, что от него зависит как качество жизни, так и качество населения (в первую очередь его здоровье).

К социально-бытовой функции региональной экономики можно отнести жилищное строительство.

Степень эффективного выполнения регионами своих явных функций  зависит от ряда факторов.

Так, по мнению авторов  уже цитируемой ранее работы «Региональная экономика», «к числу таких факторов следует отнести:

  1. уровень развития народнохозяйственного комплекса региона;
  2. степень обеспеченности трудовыми ресурсами и уровень их квалификации;
  3. уникальные свойства региона, имеющие ценность в масштабах страны и по общемировым меркам;
  4. степень обеспеченности региона ресурсами;
  5. социально-политическая стабильность в регионе;
  6. геополитическое положение региона».

 


Информация о работе Регион