Регион

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:43, лекция

Краткое описание

В условиях становления рыночной экономики процесс размещения факторов производства утрачивает субъективно-административный характер и приобретает черты экономически обоснованного, целесообразного характера на основе рыночного выбора, разработанных альтернатив.

Оглавление

1Понятие региона
2Классификация регионов и критерии их выделения
3Функции региона
4Понятие региона

Файлы: 1 файл

Тема 1 Регион как предмет научного знания.doc

— 147.00 Кб (Скачать)
  • часть земной поверхности, отличающаяся от остальной рельефом местности (регион гор, регион равнинной местности и т.п.), месторасположением (Европейский регион, Северо-Американский и т.д.), климатическими условиями (регион низких температур, регион влажного климата и т.п.), составом обитающих растений или животных (регион субтропиков, регион лиственных пород леса и т.д.) и другими условиями;
  • площадь, место в пространстве;
  • обособленная часть мира или вселенной
  • область искусства или науки;
  • любой из уровней, на которые разделяется атмосфера или океан;
  • административно-территориальная единица (район, округ, область и т.д.);
  • местность с особыми условиями проживания или жизнедеятельности (регион загрязнения территории вредными веществами, регион с отличительными нормами и правилами хозяйствования) и др.

В экономической  литературе, нормативных документах по однородности отличительных признаков регионы разделяют на группы.

1. Регионы мира. Они определяются по географическому (Европа, Азия и т.д.), экономическому (союзы или другие формы сотрудничества государств, расположенных на одном или нескольких континентах мира) и другим принципам и подходам. Находясь практически в центре Европы, Республика Беларусь тесно сотрудничает с государствами данного континента, внося свой вклад в общечеловеческое развитие. Большой объем связей обычно присущ странам внутри соответствующих частей мира. Вместе с тем, за последние десятилетия, и особенно после второй мировой войны, учитывая бурное развитие транспортных отраслей, других коммуникационных средств, наблюдается их интенсивное расширение и между от дельными континентами мира. Происходит процесс интеграции всех континентов в общее мировое сообщество, то есть формируется единый социально-экономический регион мира — планета Земля.

  1. Части поверхности земного шара, континента или государства, выделяемые по климатическим или рельефно-ландшафтным признакам (север, юг, равнинная или горная местность, с большим или малым количеством осадков, лесистая или степная территория, малое или большое количество болот и т.д.). Приведенное деление на регионы предполагает не столько непосредственный учет таких особенностей, сколько учет их влияния на жизнедеятельность людей, экономическое развитие соответствую щей территории или страны в целом. Данные функции обычно возлагаются на центральные и местные органы управления, но могут формироваться и отдельные структуры для достижения наиболее приемлемого развития человека и народного хозяйства. Например, в Российской Федерации создаются специальные властные структуры, регулирующие завоз продуктов, различного рода ресурсов летом в районы Крайнего Севера для обеспечения возможности проживания и работы жителей в зимнее время. В Республике Беларусь также могут создаваться аналогичные структуры для решения особо важных региональных проблем, которые затрагивают интересы нескольких областей, городов, и в других особых случаях.
  2. Административно-территориальные единицы страны (область, округ, графство, леи, воеводство и др.). В Республике Беларусь это 6 областей и г. Минск. Могут выделяться регионы и внутри данных формирований, однако в этих случаях чаще прибегают к термину "район" (Дзержинский район Минской области, Заводской район г. Минска и т.д.).
  3. Регионы, выделяемые исходя из степени развития производительных сил и их структуры (с развитой промышленностью пли другой отраслью народного хозяйства, с большим удельным весом государственной или частной собственности и т.д.). В пашей стране восточные области считаются регионом с более высоким уровнем развития машиностроения и химической промышленности, западные—агропромышленного сектора. Такая структура сложилась ранее, и сегодня, в условиях становления рыночных отношений, не является оптимальной.
  4. Регионы, выделяемые с учетом социально-демографической ситуации, с более высоким индексом развития человеческого потенциала, с лучшей обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры, с большим удельным весом пожилых жителей и т.д. В настоящее время в Республике Беларусь ускоренно идет расслоение общества по уровню материального благосостояния, не в лучшую сторону меняется демографическая обстановка.
  5. Регионы, выделяемые в связи с особыми, как правило, менее благоприятными, условиями проживания и производственно-хозяйственной деятельности. Причинами такой ситуации чаще всего выступают аномальные климатические изменения (регионы, пострадавшие от засухи, наводнения, ураганов и т.д.), а также техногенные воздействия (аварии на промышленных объектах, крупные пожары и т.д.) и деятельность человека (регионы с недопустимым уровнем загрязнения от выбросов автомобильных газов, других вредных веществ для жизнедеятельности человека). Особенно острой для населения и экономики страны стала проблема ликвидации последствий радиоактивного загрязнения после катастрофы на Чернобыльской АЭС.

7. Специальные административно-экономические формирования по обеспечению более эффективной деятельности народного хозяйства страны и отдельных территориальных образований в условиях рыночных отношений. Чаще всего в качестве таких образований выступают свободные экономические зоны (СЭЗ).

В настоящем  издании рассматриваются две группы регионов, которые имеют следующие отличительные характеристики, это:

1) фиксированная площадь, включающая материальные, трудовые, природные и другие виды ресурсов, где функционируют свои органы управления, обеспечивающие устойчивое развитие и эффективное взаимодействие с другими образованиями (в целом как синоним термина "район");

2) часть территории с особыми условиями проживания и хозяйственной деятельности.

В качестве регионов первой группы обычно выступают:

  • административно-территориальные единицы (коммуны, округа, области и др.);
  • отдельные территориальные образования для выполнения специализированных видов обслуживания населения и оказания услуг (полицейские и другие округа, структурные формирования по обеспечению жителей и субъектов хозяйствования энергией, питьевой и технической водой, связью и т.д.).

Характерные особенности таких регионов:

    • четкое определение занимаемой (обслуживаемой) территории,
    • владение, распоряжение конкретными видами собственности,
    • наличие системы управления с правом самостоятельного решения установленного перечня задач,
    • относительная автономность функционирования.

В их состав обычно входят закрепленная территория со всеми видами природных ресурсов, населенные пункты, расположенные на ней, и соответствующая собственность.

Ко второй группе регионов относятся:

  • зоны с особыми условиями хозяйственной деятельности (государства, заключившие между собой соглашения, союзы и т.д. по ведению согласованной политики в области экономического развития, свободные экономические зоны, другие образования между странами и внутри их);
  • территории с отличительными климатическими условиями, что обусловливает необходимость введения особых норм и правил, предъявляемых к строительству и эксплуатации жилого фонда, питанию, видам и потребительским свойствам одежды, составу инфраструктуры (районы Крайнего Севера, жаркого климата и т.д.);-
  • территории, пострадавшие от стихийных бедствий, техногенных катастроф и аварий (зоны с повышенным содержанием радионуклидов, имеющие в больших масштабах повреждения или претерпевшие уничтожение материальных ценностей в результате наводнений, пожаров, землетрясений и т.д.), с особыми природными условиями (большой удельный вес пустынь, болот, озер и т.д.), с недостаточно развитой структурой проживания (отсутствие или низкое качество дорог, мостов, транспортных средств и т.д.).

Функции управления в таких регионах выполняют специально создаваемые администрации, центральные, местные органы управления или их различные сочетания. Территория региона и перечень функций регулирования обычно определяются вышестоящим органом управления. Границы таких регионов могут не совпадать с границами административно-территориальных формирований, но в целом они являются их составной частью.

При определении  критериев членения территории на регионы, условий их формирования обычно используют два наиболее общих подхода: формальный и функциональный. Географы чаще всего применяют такой формальный признак, как однородность местных условий, геологической структуры, рельефа местности, климата, растительного, животного мира и др. Специалисты в области экономики в качестве формальных признаков выделяют:

  • уровень занятости;
  • доходы на душу населения;
  • объем производства, инвестиций и потребления;
  • другие показатели уровня социально-экономического развития, сравниваемые, как правило, со средним значением по стране либо иной крупной территориальной единицей.

К разновидности  формального подхода можно также  отнести выделение так называемых "проблемных" регионов, к числу которых обычно относят:

  • отсталые, не испытавшие индустриализации;
  • оказавшиеся в затруднительном положении из-за "миграции промышленности" — здесь наблюдается абсолютное снижение занятости (кризисные регионы);
  • районы городского упадка.

В качестве "проблемных" нередко рассматриваются перенаселенные зоны либо территориальные единицы с очень высокой концентрацией хозяйственной деятельности — "перегревающиеся" или уже "перегретые" регионы.

Функциональный  подход предполагает выделение регионов исходя из задач административного и политического управления: планирования, прогнозирования, программирования и т.д.

Широко распространены комбинированные способы классификации регионов, использующие как формальный, так и функциональный подход. Такими регионами могут быть:

однородные по каким-то заранее определенным характеристикам;

узловые или поляризованные, то есть регионы, в которых однородность по установленным критериям относительно невелика, но зато существенна связь их территории с одним или несколькими центрами.

Регионы с относительно высоким уровнем развития относятся  к "передовым", "развитым", "моторным" и т.п. Территориальные единицы с низким значением показателей развития определяются как "депрессивные", "отсталые", "истощенные", "брошенные" и т.п.

Если рассматривать регионы и государство в целом, то имеет место как минимум двойственность в принадлежности территории (входят одновременно в состав страны и административно-территориальной единицы), использовании материальных и других видов ресурсов (государственная и муниципальная собственность), условиях деятельности субъектов хозяйствования и др. В этой связи исключительно важно обеспечить гармоничное, экономически обоснованное разграничение функций, прав и обязанностей между ними, с тем чтобы иметь наиболее эффективное развитие народного хозяйства страны в целом и каждого из ее регионов.

Классификация регионов. Обилие подходов к определению региона, породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Среди них можно выделить 4 основные группы.

1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:

  • объем валового регионального продукта;
  • темпы экономического роста;
  • тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);
  • коэффициент плотности населения;
  • характер хозяйственной специализации региона.

2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

  • депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;
  • стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития;
  • пионерные регионы - регионы нового освоения;
  • программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, прибалтийский, приволжский).

Выделяют несколько видов регионов, к которым относят:

  • группы стран (например, страны Карибского бассейна, Азиатско-Тихоокеанский регион, Североафриканский регион и др.) – мегарегионы;
  • территории страны, включающие несколько более или менее крупных административно-территориальных единиц (Западная Беларусь, Восточная зона России, Западное побережье США) – макрорегионы;
  • крупные административно-территориальные единицы (область, край и т.п.) – мезорегионы;
  • части территории внутри областей или краев, иногда называемые микрорегионами.

В соответствии с Государственной схемой комплексной территориальной организации Республики Беларусь на территории страны в рамках существующего административно-территориального деления выделяются 4 типа регионов: урбанизированные, сельскохозяйственные, природные, особые (районы радиоактивного загрязнения). В зависимости от доминирующей функции каждый из административных районов относится к одному из этих типов.

Урбанизированные  районы включают Минский регион, районы влияния опорных городов национальной системы расселения. Урбанизированные районы характеризуются высокой концентрацией городского населения, городских функций, интенсивным сельскохозяйственным производством, активной подвижностью населения, связанной с его трудовой деятельностью, социальным обслуживанием, отдыхом, движением от и к месту жительства. Минский регион включает территории, городские и сельские поселения, интегрируемые в процесс столичного развития г. Минска. В Минском регионе и районах влияния опорных городов национальной системы расселения сконцентрирован основной промышленно-производственный, социально-демографический и научно-технический потенциал, характеризующийся более высокой стоимостью основных производственных фондов, развитой инфраструктурой и широким разнообразием сфер деятельности населения в связи с интеграцией с городом, центром. Будучи привлекательными для населения, урбанизированные районы обладают относительно благоприятной демографической ситуацией за счет миграции населения из сельской местности менее благоприятных административных районов.

Сельскохозяйственные  районы характеризуются преобладанием земель сельскохозяйственного назначения и высокой долей сельского населения. Ведущей функцией является производство и переработка товарной сельскохозяйственной продукции. Демографический потенциал районов постоянно снижается в связи с долговременно действующими факторами: миграцией сельского населения в города, низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности, низкой ожидаемой продолжительностью жизни. К 2020 г. численность сельского населения может сократиться на 30%. Трудовой потенциал сельской местности в целом находится под воздействием факторов, препятствующих его развитию. Снижение численности сельского населения при расширении площади пахотных земель в значительной мере уравновешивается интенсификацией сельского хозяйства и его насыщением основными производственны, ми фондами. Однако в целом потенциал районов значительно снизился.

Природные районы включают территории, на которых преобладают естественные природные ландшафты. Природные районы образуют регионы крупных природных комплексов и регионы с высоким туристско-рекреационным потенциалом. На их территориях находятся природные заповедники и национальные парки. Регионы с высоким туристско-рекреационным потенциалом обладают уникальными возможностями для комплексной организации оздоровительного отдыха, спортивно-оздоровительного и культурно-познавательного туризма, экологического туризма и санаторно-курортного лечения.

Информация о работе Регион