Развитие современных и отечественных региональных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:55, реферат

Краткое описание

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил и об экономике регионов. Региональная экономика - единственная экономическая дисциплина, предметом которой служат теория региона, его природно-ресурсный потенциал, демографические процессы, трудовые ресурсы, экономика региона, ее структурная перестройка, экономические связи.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1.Зарубежные региональные исследования……………………………………..4

2.Отечественные региональные исследования………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

р э.docx

— 35.50 Кб (Скачать)
 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Зарубежные региональные исследования……………………………………..4

2.Отечественные  региональные исследования………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических  реформ особое значение приобретает  региональная экономика - область научных  знаний о размещении производительных сил и об экономике регионов. Региональная экономика - единственная экономическая  дисциплина, предметом которой служат теория региона, его природно-ресурсный  потенциал, демографические процессы, трудовые ресурсы, экономика региона, ее структурная перестройка, экономические связи.

     В условиях суверинизации республик, краев и областей, входящих в состав Российской Федерации, центр тяжести  исследований региональной экономики  перемещается с вопросов размещения производительных сил на проблемы социального  и экономического развития субъектов  Федерации.

     Без знания территории страны в целом  и территориальных особенностей регионов, природно-ресурсного потенциала, экологических особенностей разных регионов, сложившихся отраслевых и  региональных комплексов сложно решать задачи в области управления, маркетинга, банковского, страхового, биржевого  дела, налогообложения, анализа хозяйственной  деятельности, заниматься коммерческими  операциями, грамотно оформлять бартерные  сделки, экономические соглашения и  т.д.

     Исследования региональной экономики позволяет анализировать социально-экономические процессы на конкретной территории. 
 
 

     1. Зарубежные региональные исследования

     Несмотря  на то, что экономика и управление регионом является сравнительно молодой  наукой, региональные исследования имеют  достаточно давние традиции, привлекая  пристальное внимание научной общественности за рубежом. Некоторые исследователи склонны считать, что современная региональная экономика как самостоятельная научная дисциплина даже имеет своих классиков, к которым причисляют И.Тюнена, А.Вебера, В.Лаунхардта, В.Кристаллера, А.Леша, У.Алонсо, У.Изарда, Н.Баранского, Н.Колосовского.

     Так, немецкий специалист в области регионольных проблем И.Тюнен, исследовав влияние  фактора пространства на затраты и прибыль сельскохозяйственных предприятий, доказал, что таким образом пространственный фактор существенно влияет на специализацию предприятий. В своих исследованиях И.Тюнен предполагал наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и одновременно источником обеспечения промышленными товарами. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки. Критерий оптимизации размещения в работах И.Тюнена – минимизация транспортных затрат.

     В итоге И.Тюнен доказал, что оптимальная  схема размещения сельскохозяйственного  производства – это система концентрических  кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к  городу должно размещаться соответствующее  производство, и чем дороже тот  или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно  его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.

     В частности, И.Тюнен выделял шесть  поясов (колец) размещения сельскохозяйственной деятельности, в качестве которых  выступали:

     - высокопроизводительное пригородное хозяйство;

     -лесное хозяйство;

     -плодосеменное производство;

     -выгонное хозяйство;

     -поле трехпольного севооборота;

     -зона скотоводческого производства.

     Одновременно  с этим И.Тюнен обосновал основные положения теории земельной ренты  по местоположению. Определенный продукт  продается по одной и той же цене независимо от места своего производства. Земельная рента равна величине экономии на транспортных издержках  в хозяйствах, расположенных относительно ближе к центру. Она максимальна  в первом кольце и падает по мере удаления земельного участка от центра. В наиболее удаленном кольце, где  еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна нулю. Минимум  транспортных затрат на доставку сельскохозяйственных продуктов соответствует максимуму  земельной ренты.

     Задача  нахождения точки оптимального размещения отдельного промышленного предприятия  решена в работах немецкого ученого  В.Лаунхардта, который разработал метод  весового (локационного) треугольника. Весовой треугольник В.Лаунхардта образуется точками добычи двух видов  сырья и точкой потребления конечной продукции предприятия, производимой из этих видов сырья. Решающим фактором размещения производства у В.Лаунхардта, так же как и у И.Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия внутри весового треугольника находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний.

     Другой  немецкий ученый – А.Вебер разработал теорию «промышленного штандорта» (фактора  размещения). На основании анализа  фактора размещения единичного промышленного  предприятия он высказал идею необходимости  разработки «общей теории размещения предприятий промышленности». Принято  считать, что выдвинутая теория А.Вебера была первой логически последовательной и цельной теорией размещения промышленности, включающей в себя следующие положения:

     1) основной критерий размещения  каждого конкретного предприятия  – минимизация его издержек;

     2) методологическая схема выбора  оптимального решения о размещении  каждого конкретного предприятия  основывается на учете микроэкономических  факторов.

     В частности, А.Вебер ввел понятие  «штандортного фактора», определив  его как четко выраженное, устойчивое преимущество, возникающее в данной конкретной местности или в каком-либо типе местности. Это преимущество обусловлено  взаимодействием следующих территориальных  факторов: территориальных издержек, издержек на рабочую силу и агломерации (скопления населенных пунктов и  наличие инфраструктуры). Недостатками теории А.Вебера считается то, что  последний исходил из ряда упрощающих допущений, связанных с рассмотрением  регионов в виде абстрактных изолированных (вне связей между отраслями и без учета внешней торговли) территорий, обладающих всеми необходимыми ресурсами.

     Первая  теория о размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве предложена В.Кристаллером. При этом центральными местами В.Кристаллер называет экономические центры, которые  обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей  округи (зоны сбыта). Согласно В.Кристаллеру, зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться  в правильные шестиугольники, а вся  заселенная территория покрывается  шестиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка). Теория В.Кристаллера объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в  каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие – в средних  населенных пунктах (обычная одежда, основные бытовые услуги и т.п.), третьи – только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.п.). Каждое центральное место имеет тем  большую зону сбыта, чем выше уровень  иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для  зоны своего ранга (своего шестиугольника), центр производит (предоставляет) товары и услуги, типичные для всех центров  низших рангов.

     Теория  центральных мест В.Кристаллера  хотя и носит крайне абстрактный  характер, но позволяет сформулировать общие представления о целесообразности расселения на той или иной территории. Ее можно рассматривать как теорию, дающую эталон системы расселения, с которым следует сравнивать складывающиеся в реальности системы  расселения с целью выявления  направлений их совершенствования.

     Основы  теории размещения производства, заложенные И.Тюненом, В.Лаунхардтом, А.Вебером, В.Кристаллером получили интенсивное продолжение в первой половине ХХ-го в. при формировании общей теории размещения. В этом процессе выделяют три основных направления.

     1. Построение «чистых» теоретических  конструкций, продолжающих традиции  классиков. Этот подход базируется  на решении относительно простой  проблемы – размещения производства. Эту задачу, опираясь на идеи  В.Кристаллера, поставил и решил  А.Леш, который рассматривал экономический  регион как рынок с границами,  обусловленными межрегиональной  конкуренцией. Он анализировал несколько  типов (уровней) регионов, включая  рыночные зоны, определяемые радиусами  конкурентоспособного сбыта соответствующих  видов продукции, и экономические  ландшафты – высшие типы регионов, объединяющие рыночные зоны.

     Кроме того, А.Леш предлагал рассматривать  теоретические проблемы размещения хозяйства в целом, в масштабах  всей страны. Особенностью его теории являлось то, что определяющим фактором при размещении производства является максимизация прибыли (а не снижение издержек, как у А.Вебера). В основе теории экономического районирования  А.Леша лежит понятие так называемых «рыночных пространств», выражающее взаимодействие концентрирующих (специализация  и массовое производство) и рассеивающих (универсальное производство и транспортные расходы) сил. Согласно теории А.Леша, наиболее рациональная форма экономических  районов – шестиугольники («пчелиные  соты») с экономическими центрами –  большими городами. Однако, его представления  базировались на ряде упрощающих допущений, предполагающих рассмотрение экономического пространства в виде равнины, где  сырье и топливо имеются в  достатке и размещены равномерно.

     2. Создание общих теорий, охватывающих  новые факторы, условия, аспекты.  В основе этого подхода, сторонниками, которых считают немецких ученых О.Энглендера, Г.Ритчля, а также шведского ученого Т.Паландера, лежит переход от рассмотрения отдельного изолированного промышленного предприятия к анализу совокупности взаимосвязанных предприятий. Для этого теоретического направления характерен переход от минимизации издержек (не только транспортных, но и производственных) к максимизации прибыли и доходов, введение в рассмотрение переменных цен, ренты, функций спроса и предложения, элементов динамики.

     3. Конструирование общей теории  размещения на основе моделей  пространственного экономического  равновесия. В основе этого подхода  лежит классическая модель общего  экономического равновесия Л.Вальраса. Такая модель весьма сложна, поскольку  она в принципе должна синтезировать  все частные теории размещения  и включать математическое описание  условий размещения производства  и населения, транспортных сетей,  формирования региональных рынков, межрегиональной торговли и миграции  населения, образования цен на  продукты и факторы производства  и т.п.

     В частности, представитель этого  направления У.Изард справедливо  критикует классиков за то, что  они ограничились изучением «страны  чудес, лишенной каких бы то ни было пространственных характеристик», т.е. моделей с неприемлемыми упрощениями. Закон, выведенный У.Изардом гласит: фирмы, максимизирующие прибыль, будут  размещаться таким образом, чтобы  предельные нормы замещения транспортных затрат на доставку товаров из двух разных пунктов (регионов) были равны  величине, обратной отношению их транспортных тарифов. 
 
            В своих трудах У.Изард адаптирует методы макроэкономики для исследования межрегиональных связей, разрабатывает модели пространственного равновесия, формирования промышленного комплекса, исследует конфликты в региональных системах. Он связал теорию размещения с теориями производства, ценообразования, торговли и др.

     Широкое признание получила теория полюсов  роста, выдвинутая французским экономистом  Ф.Перру. В ее основе лежит представление  о ведущей роли отраслевой структуры  экономики, и в первую очередь  лидирующих отраслей, создающих новые  товары и услуги. Те центры и ареалы экономического пространства, где размещаются  предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное  их использование. Это приводит к  концентрации предприятий и формированию полюсов экономического роста.

     Современные региональные исследования зарубежных ученых связаны с попытками углубленного рассмотрения региональных проблем  не только с позиций микроэкономики, но и с учетом макроэкономических факторов, в т.ч. новых (глобализация, научно-технический прогресс, углубление государственного регулирования, понятие  инфраструктуры и т.п.). Так, американский ученый У.Алонсо считал, что в условиях развивающихся стран выбор местоположения промышленного предприятия определяют в основном внешние факторы и  в первую очередь – экономическая  освоенность территории. Исходя из того, что экономия за счет благоприятных  внешних факторов может перекрывать  экономию, полученную за счет размещения предприятия ближе к источникам сырья, У.Алонсо оправдывал концентрацию промышленного производства вблизи городов (урбанизацию).

Информация о работе Развитие современных и отечественных региональных исследований