Пути оптимизации территориальной концентрации отраслей пищевой промышленности Российской Федерации.

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в выявлении закономерностей территориальной организации и обосновании путей оптимизации территориальной концентрации отраслей пищевой промышленности Российской Федерации.
Основными задачами, решаемыми в работе, являются:
1) изучение и оценка природных и социально-экономических условий и ресурсов, обусловливающих территориальную дифференциацию пищевой промышленности;
2) анализ развития и состояния отраслей пищевой промышленности в РФ.
3) анализ сравнительной экономической эффективности основных отраслей пищевой промышленности в изучаемом регионе.

Файлы: 1 файл

курсовая.3 к.фомичева.н..docx

— 57.71 Кб (Скачать)
 

                                  ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  работы определяется ролью и значимостью  пищевой промышленности как в  формировании структуры хозяйственного комплекса страны, так и в решении  продовольственной проблемы.

     Пищевая промышленность – одна из значительных отраслей современного индустриального  производства. По валовой продукции  она занимает второе место после  машиностроения.

     Роль  пищевой промышленности в развитии производительных сил определяется, прежде всего, тем, что она удовлетворяет  преобладающую часть потребностей населения в продовольствии. Пищевая  промышленность обеспечивает более  рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления  пищевых продуктов, как во времени, так и в региональном разрезе, позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье, сокращать его потери. Обеспечение населения продовольствием имеет исключительное социальное и политическое значение. От того как налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжение населения основными продуктами питания, зависят судьбы людей. Ухудшение питания населения влечет за собой необратимые демографические изменения увеличивает социальную и межрегиональную напряженность и создает угрозу внутренней безопасности государства.

     Цель  работы состоит в выявлении закономерностей  территориальной организации и  обосновании путей оптимизации территориальной концентрации отраслей пищевой промышленности Российской Федерации.

     Основными задачами, решаемыми в работе, являются:

     1) изучение и оценка природных  и социально-экономических условий  и ресурсов, обусловливающих территориальную  дифференциацию пищевой промышленности;

     2) анализ развития и состояния  отраслей пищевой промышленности в РФ.

     3) анализ сравнительной экономической  эффективности основных отраслей  пищевой промышленности в изучаемом  регионе.                                                                                                                                          

     Объектом исследования является территория Российской Федерации.

     Предметом исследования являются особенности  развития и территориальной концентрации отраслей пищевой промышленности.

     Полученные  и обработанные материалы создали  основу для применения различных  экономико-географических методов  анализа и синтеза. Сравнительно-географический метод использован при изучении закономерностей локализации отдельных  отраслей, выявлении различий в эффективности  производства основных видов продукции. Картографический метод применялся для выявления связей между особенностями  организации изучаемых отраслей и социально-экономическими и природными факторами, обусловившими их развитие. Применение историко-географического  метода позволило выявить причины  локализации и концентрации предприятий  пищевой промышленности на изучаемой  территории. Метод районирования  использовался для изучения территориальной  дифференциации отраслевой структуры  пищевой и пищевкусовой индустрии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I. ОТРАСЛЕВАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 

     1.1 Сущность и структура пищевой промышленности 

     Пищевая промышленность призвана удовлетворять  основные потребности населения  в важнейших продуктах питания. Она теснейшим образом связана  с сельским хозяйством, которое является основным источником сырья отрасли. Переработка сельскохозяйственного  сырья в продукцию длительного  хранения, большие мощности холодильников  пищевых предприятий обеспечивают постоянное равномерное снабжение  рынка продовольствием, в частности  скоропортящимися продуктами. Отходы производства отрасли используются как в сельском хозяйстве, так  и в других отраслях промышленности (легкой, фармацевтической и т.д.).Параллельно с пищевой функционирует пищевкусовая промышленность, использующая пищевое сырье для изготовления алкогольных напитков, соков, а также поставляющая различные пряности и специи, как для пищевой промышленности, так и для непосредственного потребления населением. Важную роль в отрасли играет переработка табака, чая, кофе, какао и других видов продукции сельского хозяйства в готовые изделия после прохождения соответствующих технологических операций (например, ферментация чайного, табачного сырья и т.д.).

     Пищевая и пищевкусовая промышленность имеют  сложную структуру, включающую десятки различных по использованию сырья и технологии процессов. В настоящее время сложилось несколько их групп. Среди них особо выделяются базовые производства, продукция которых требует дальнейшей глубокой переработки (например, мукомольная, получение сахара-сырца, пастеризация молока с последующим изготовлением из них соответственно хлебобулочных, кондитерских и кисломолочных изделий). К базовым производствам относятся и первичные процессы убоя скота, улова рыбы, продукция которых может направляться непосредственно на рынок. Однако все чаще такая продукция подвергается облагораживанию для получения более квалифицированных полупродуктов (полуфабрикатов для быстрого приготовления в домашних условиях) или готовых конечных продуктов отрасли (колбасные, рыбные изделия, консервы, пресервы, деликатесные продукты и т.д.). Эти процессы повышения потребительских качеств продукции базовых производств становятся основными в отрасли, так как дают наиболее высокую по стоимости товарную продукцию.

     Пищевая и пищевкусовая промышленность удовлетворяют  ежедневные потребности населения  в очень разнообразном ассортименте продукции (например, только сортов сыра или пива — сотни). Это обусловило формирование множества предприятий  отрасли (в мире производством только кондитерской продукции занято около 50 тыс. фирм), специализирующихся на получении  тех или иных пищевых или пищевкусовых продуктов. При этом ассортимент  продукции постоянно обновляется, ему придаются новые потребительские  качества.

     Особенность пищевой и пищевкусовой промышленности, вырабатывающей сотни миллионов  тонн изделий, — необходимость их расфасовки в мелкую тару, соответствующую  физическим свойствам продукта. Отсюда эта отрасль стала крупным  потребителем стеклянной, бумажной, металлической, полимерной тары. Это обусловило связи  отрасли с соответствующими производствами: стекольной, бумажной, металлургической, химической и др. Расфасовка продукции  отрасли потребовала разработки упаковочных машин-автоматов для  Предприятий разных производств. Велики затраты на высококачественную полиграфическую  продукцию для оформления тары.

     Научные исследования в области питания  способствовали изменению его структуры. Особое внимание уделено повышению  доли овощей и фруктов, снижению калорийности пищи (использование обезжиренного  молока, употребление растительных масел  вместо животных жиров, сокращение потребления  сахара и кондитерских изделий с  ним, отказ от алкогольных напитков в пользу безалкогольных: минеральных вод, соков и т.д.), безусловный отказ от курения и т.д. Все это призвано сохранить здоровье человека. Однако возникают и проблемы развития соответствующих отраслей промышленности, где ТНК сопротивляются этим тенденциям введения здорового образа жизни (особенно табачные компании). Вместе с тем проблемы питания — это и социально-экономические, и национальные, решение которых индивидуально для разных стран и регионов.

     1.2 Место пищевой промышленности отраслевой производственной структуры в России

     В пищевой промышленности в настоящее  время насчитывается более 30 под отраслей, объединяющих около 15 тыс. предприятий. По сравнению с 2006 г. их количество увеличилось в 2,2 раза, что связано в основном с дроблением крупных специализированных предприятий на более мелкие акционерные общества, а также созданием большого числа новых предприятий. Преобладающими формами собственности являются смешанная и частная, на долю которых приходится соответственно 50,4 и 34,6% производимой продукции. В целом за годы реформ ситуация в пищевой промышленности характеризуется спадом производства всех основных продуктов питания, значительным сокращением ассортимента вырабатываемой продукции, кризисным состоянием большинства предприятий, стиранием основных производственных фондов, особенно их активной части. С 2000г. по 2005 г. объем производства пищевой промышленности снизился на 51,2 %, а в 1999 г. по сравнению с 2005 г. - на 7 % [8,54]. В частности, к 2007 г. по сравнению с 2000 г. объем производства сахара-песка из свеклы, растительного масла, хлеба, хлебобулочных изделий, этилового спирта, водки и ликероводочных изделий, безалкогольных напитков и др. продуктов. Износ основных производственных фондов составляет более 50 %, а по отдельным подотраслям и предприятиям - до 70 % [4,c.108]. Остающиеся в распоряжении предприятии средства недостаточно для проведения реконструкции и технологического перевооружения, в результате чего коэффициент обновления основных фондов составляет всего около 1 % (при норме 8-10 %). Производственные мощности действующих предприятий и особенно их технический уровень не только не позволяют увеличить выработку важнейших видов питания, но и приводят к большим потерям сельскохозяйственного сырья. В последние годы в пищевую промышленность привлекались крайне ограниченные инвестиционные ресурсы. Объем капитальных вложений по всем источникам финансирования значительно снизился. Традиционная отсталость пищевой промышленности, а также неразвитость рыночной инфраструктуры сделали отечественную продукцию агропромышленного комплекса неконкурентоспособной с импортными аналогами. Так, в 2000 г. доля импорта в продаже мяса и мясопродуктов достигала 30 % (2004 г. - 13 %), животного масла - 40 % (22 %), рыбы и рыбопродуктов - 26 % (2007 г. - 17 %), сахара - 74 % (61 %) [7, c.304 ]Увеличиваются зарубежные поставки и других продовольственных товаров. В связи с этим необходимо решить комплекс проблем регулирования внешнеэкономической деятельности, прежде всего импортных операций, со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Однако ограниченные финансовые возможности обуславливают использование преимущественно тех факторов роста производства, которые не требуют дополнительных ресурсов: меры по оживлению производства, включая стимулирование спроса на отечественные продукты; институциональные преобразования; совершенствование финансово-кредитной системы; разработка оптимального сочетания рыночных регуляторов; усиление мер государственного воздействия и др. В условиях недостаточных ресурсов для промышленной переработки целесообразно стимулировать углубление переработки исходного сырья, развивать производство продукции, максимально готовой к употреблению расфасованной и упакованной, хорошо оформленной. Это позволит увеличить выход конечной продукции в стоимостном выражении в расчете на единицу сельскохозяйственного сырья, товарооборот и поступление средств в бюджет и внебюджетные фонды. Реструктуризация отраслей пищевой промышленности должна осуществляться по следующим направлениям: совершенствование размещения перерабатывающих предприятий в целях формирования специализированных зон производства и переработки основных товарных продуктов; приоритетная поддержка отраслей, производящих сахар, растительное масло, мясные и молочные продукты с длительным сроком хранения, преимущественно в аграрно-индустриальных регионах; развитие малых предприятий в отделенных и труднодоступных районах. Вместе с этим нужно создавать условия для продажи несостоятельных перерабатывающих предприятий отечественным инвесторам, у которых большой спрос на такие предприятия при предоставлении им льгот со стороны государства. Свою положительную роль могла бы сыграть отмена принудительной вторичной эмиссии акций предприятиями перерабатывающей промышленности для реализации их по закрытой льготной подписке среди сельскохозяйственных производителей. В соответствии с «Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 2000-2005 годы», разработанной Правительством РФ. Модернизация и реконструкция действующих предприятий, а также развитие новых производств будут осуществляться за счет: собственных средств, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ; инвестиционного кредитования выбранных на конкурсной основе проектов; долгосрочных кредитов коммерческих банков, в том числе под залог недвижимости; средств предприятий других отраслей, частных и иностранных инвесторов, лизингового фонда. Переход к рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют наряду с техническим перевооружением крупных специализированных предприятий ускоренного формирования сети малых и средних предприятий, по переработке сельскохозяйственной продукции. Их необходимо создавать в основном за счет кредитов банков и собственных источников финансирования. Пищевые предприятия являются привлекательными объектами для вложения капитала. За два года работы комиссии по инвестиционным конкурсам при Минэкономики РФ половина отобранных проектов связана с пищевой промышленностью. Новое строительство предприятий должно осуществляться за счет частных инвестиций, средств местных бюджетов, частично привлеченных средств из федерального бюджета на возвратной основе. Например, в рыбную промышленность около 90 % всех денежных средств предусматривается направить за счет собственных и привлеченных источников финансирования. Внедряемые современные технологии хранения, разгрузки и транспортировки продовольственных товаров позволяют создавать современную инфраструктуру и оказывать поддержку мелким фирмам в виде предоставления им возможности использовать современно оснащенные объекты. Предусматривается консолидация всех бюджетных и внебюджетных источников финансирования агропромышленного комплекса, а также собственников средств товаропроизводителей. Необходима концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития наиболее эффективных производств и ресурсосберегающих технологий. Наряду с этим большое значение при этом имеет разработка мероприятий , направленных на улучшение управления предприятиями, акционерными обществами, по защите прав учредителей, четкому разграничению ответственности партнеров, созданию хозяйственно-договорной системы, при которой соблюдались бы конкретные обязательства, а финансово-экономическое состояние предприятия было известно учредителям, инвесторам и кредиторам. Кроме того, нуждается в совершенствовании система сбыта продукции пищевой промышленности. Закупку продовольствия в федеральной и региональной фонды должны осуществлять государственные подрядчики на конкурентной основе с использованием бирж, оптовых рынков и ярмарок. Институциональная политика в пищевой промышленности должна претерпевать кардинальное изменение. При реконструкции пищевой промышленности важное значение имеет агропромышленная интеграция, осуществляемая в рыночных формах: финансово-промышленные группы, концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные формирования по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Пищевая промышленность не сможет развиваться без протекционистского курса государства. Нужна государственная программа по модернизации производства в пищевой промышленности и обеспечению конкурентоспособности выпускаемой продукции, которая должна реализоваться за счет средств таможенных сборов, налоговых отчислений от продажи соответствующей продукции, вкладов производителей и привлекаемых средств коммерческих структур. Реализация изложенных мер позволит существенно улучшить положение дел в отрасли. Будут созданы экономические условия для преодоления спада производства, повышения эффективности использования производственного потенциала, обеспечения конкурентоспособности отечественной пищевой продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Пищевая и перерабатывающая промышленность России - одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания. На долю этой отрасли промышленности приходится более половины продовольственного товарооборота. За годы осуществления  реформ в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности в результате просчетов  в организационной, финансовой, кредитной  и внешнеторговой политике проявились негативные тенденции, приведшие к  катастрофическому снижению объемов  производства продукции, ухудшению  обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, что является одной из причин социальной напряженности  в обществе. В животноводстве производство мяса сократилось в 2 раза, молока - в 1,7 , яиц - в 1,6, шерсти - в 5 раз. В 2008 году по сравнению с 2000 годом уровень промышленного производства жизненно важных продуктов питания составил: мясо - 20 %, колбасных изделий - 44 %, масла животного - 32 %, цельномолочной продукции - 24 %, сыра - 36 %, масло растительного - 66 %, плодоовощных консервов - 20 % [17 c. 265]. Ухудшение питания населения в последние годы влечет за собой необратимые демографические изменения увеличивает социальную и межрегиональную напряженность. Число заболевших, зарегистрированных в прошлом году, составило более 100 млн. человек. Смертность превысила рождаемость. За 10 лет численность населения уменьшилась почти на 4,5 млн. человек. По индексу развития человека, в котором питание имеет немаловажное значение, наша страна опустилась с 7-го на 71-е место. Пищевая и перерабатывающая промышленность является одним из самых слабых звеньев агропромышленного комплекса в результате остаточного принципа формирования и материально-технического обеспечения промышленности. Уровень развития этой промышленности определяет жизнеобеспеченность населения и является важной частью продовольственной безопасности государств. За 2001-2008 .г. объемы капитальных вложений в пищевую и перерабатывающую промышленности с учетом всех источников финансирования, включая собственные средства предприятий, сократилось в 10 раз. Из-за отсутствия средств и в ряде случаев из-за их распыления заморожено строительство большого количества объектов. Износ и выбытие основных производственных фондов стали опережать их ввод в действие, степень износа этих фондов в настоящее время составляет 40-70 %, треть оборудования отработало более 2 амортизационных сроков. Неудовлетворительно реализуется Федеральная программа развития индустрии детского питания. На ее осуществление была выделена, например, в 2000-2009 г.г. лишь 1 /4 от требуемого объема капитальных вложений. По этой причине, а также из-за неэффективного в ряде случаев расходования выделенных средств введено в действие всего 7 из 122 предусмотренных объектов. Недостаточность государственной поддержки вынуждает предприятия перерабатывать сельскохозяйственное сырье на давальческих условиях (сахарная свекла - более 90 %, семена подсолнечника - 70 %) через посредников, приобретающих сырье у сельхозпроизводителей по демпинговым ценам. При этом прибыль от результатов производства в значительной степени остается у посреднических организаций, а интересы сельхозпроизводителей и переработчиков ущемляется. В настоящее время функционирует целый ряд коммерческих отраслевых организаций, таких как «Союз сахаропроизводителей России», «Союз товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности», «Мясной союз», «Зерновой союз», «Союзконсервмолоко», «Росмясомолпром», производственно-коммерческие фирмы «Масло», «Росконсерв» и др., объединяющие на добровольной основе значительную часть предприятий отраслей промышленности и призванные защищать их интересы. Однако непосредственные производители соответствующей сельскохозяйственной продукции в этих организациях не представлены. Одной из причин невыполнения Федеральной программы стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ за годы реформ является отсутствие эффективной системы управления Федеральным сектором агропромышленного комплекса и государственного регулирования секторами частной и смешанной форм собственности. Поэтому важным фактором реформирования пищевой и перерабатывающей промышленности должна стать агропромышленная интеграция, осуществляемая в таких формах, как создание финансово-промышленных групп, концернов, отраслевых региональных союзов и ассоциаций товаропроизводителей, агрокомбинатов и иных формирований по производству, переработке , хранению и торговле сельскохозяйственной продукции и продовольственными товарами. По-прежнему выявляются многочисленные факты ввоза и реализации импортных некачественных и фальсифицированных товаров. По этой причине ажиотажный спрос на импортное продовольствие резко снизился. Из поступившего в Россию импортного продовольствия забрасывают от проверочного количества: от 30 до 50 % сахара, крупы, чая, маргарина и майонеза, яиц куриных, мясо птицы, рыбы и рыбопродуктов, консервов рыбных, водки, ликероводочных изделий и вина, более половины масла животного, консервов мясных и др. В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию особенно актуальной становится необходимость усиления роли государства в обеспечении повышения качества продукции агропромышленного комплекса. Потребуется выработать единые требования к качеству продукции, гармонизировать основные показатели ее безопасности, действующие в России и других странах. Как известно, государственное регулирование повышения качества продукции осуществляется прежде всего через стандартизацию и сертификацию. В настоящее время фонд нормативных документов по стандартизации на пищевые продукты включает в себя около 900 межгосударственных и государственных стандартов, до 300 отраслевых стандартов, 30 республиканских стандартов, 3500 технических условий. В существующей системе государственных стандартов, к сожалению до сих пор не уделялось должного внимания контролю за предотвращением фальсификации продуктов питания, поскольку это явление не было характерно для государственных предприятий. Решение вышеперечисленных проблем напрямую связано финансированием научно-исследовательских работ. Однако за последние годы на НИИОКФ по отраслевой программе стандартизации средств не выделялось. Обеспечение высокого качества и сохранности пищевой продукции практически неосуществимо без обновления материальной базы отрасли. В настоящее время готовится к рассмотрению федеральная целевая программа по стабилизации и развитию инженерной сферы АПК и созданию новой техники на 2000-2005 г.г. Особенно остро стоит проблема повышения конкурентоспособности продукции плодоовощной промышленности. В первую очередь это относится к способу и виду упаковки готовой продукции. Особенно тревожна практически бесконтрольная закупка предприятиями не сертифицированного оборудования за рубежом. Следует подчеркнуть, что многие проблемы обеспечения безопасности и сохранности пищевых продуктов, а чем сказано выше, требуют решения законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Разработка системы государственных стандартов по производству продовольственных товаров и закупаемой за рубежом пищевой продукции, сертификации отечественного и импортируемого технологического оборудования, координации работ по защите потребителя от недоброкачественной продукции возлагается на федеральные органы с обязательным участием отраслевых НИИ и профильных высших учебных заведений; Лицензию на производство важнейших видов продовольствия выдаются только после обеспечения производителем пищевых продуктов гарантий страховой защиты на качество выпускаемой продукции. При этом имеется в виду, что федеральный уровень должен взять на себя решение вопросов организации внешнеэкономической деятельности, стратегического планирования, анализа и прогнозирования деятельности, планирования финансового обеспечения, организации кредитования, подготовки кадров, научно-технической политики по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности с федеральной, муниципальной и смешанной формами собственности. 

     III.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ

     О тенденциях и традициях в потреблении продуктов питания в мире можно судить по производству пшеничной муки и потреблению хлебобулочных изделий. Получение муки за период 2000—2008 гг. увеличилось более чем вдвое и достигло 205 млн т. Однако в конце 80-х гг. началось сокращение ее выпуска и к середине 90-х гг. оно составляло около 130 млн т. Мясная промышленность [16 c. 234]. Роль отрасли определяется значением мясных продуктов — основного источника высокоценных животных белков и других важных компонентов. Рост потребления мясных продуктов в мире — один из показателей повышения жизненного уровня населения. Подавляющая часть населения земного шара употребляет мясо, и производство его растет быстрее, чем численность жителей планеты.

     Проблемы  рационального питания существенно  отразились на производстве и потреблении  отдельных видов мяса, хотя еще  сохраняются национальные, религиозные  традиции, а также экономические  возможности использования мяса у разных народов мира. Общая тенденция  — увеличение потребления диетических  видов мяса (в первую очередь птицы). Это отразилось на структуре производства мяса в мире.

     Растущие  потребности в получении мясной продукции в отдельных странах  и регионах мира определили основные территориальные сдвиги в производстве мяса. Этому способствовали достижения в растениеводстве, обеспечивающем снабжение животноводства кормами.

     Наибольший  удар в развале отрасли в регионе  пришелся на Россию, которая давала основную часть продукции. В настоящее  время Россия отброшена на уровень  улова в РСФСР в 1966 г., т.е. на 30 лет назад.

     Маслосыродельная  промышленность дает наиболее ценные продукты питания, обеспечивающие глубокую переработку исходного сырья  — молока, а также, в отличие  от кисломолочных, выдерживающих хранение и дальние перевозки. В 60-е гг. начались глубокие структурные изменения в соотношениях получения двух самых массовых продуктов — животного масла и сыра. В 1950 г. мировое производство масла в 1,5 раза превысило получение сыра, а в 1980 г. сыра делали в 1,6 раза больше, чем масла (в 2005 г. более чем вдвое) [6 c.34]. Сыр стал ведущим продуктом отрасли, его изготовление и потребление имеет тысячелетние традиции.

     Разнообразие  сортов сыра (более 700) обусловило широкое  участие этой продукции во внешней  торговле. Поэтому многие страны даже в Западной Европе традиционно ввозят сыры из целого ряда государств региона  и даже других регионов (Новая Зеландия). Некоторые сорта приобрели мировые  стандарты (голландский сыр, швейцарский  сыр и др.), они вырабатываются во многих странах мира.

Информация о работе Пути оптимизации территориальной концентрации отраслей пищевой промышленности Российской Федерации.