Проблема миграции и ее современное состояние

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 22:18, реферат

Краткое описание

Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы. Она в свою очередь делится на межконтинентальную (например, массовое переселение европейцев за океан в XIX—XX вв.) и внутриконтинентальную (например, современная миграция из одних европейских стран — Италии, Испании, в другие — ФРГ, Францию и г.д.).

Оглавление

Введение
Проблема миграции и ее современное состояние
1. Теоретические основы проблемы миграции
2 Миграционные процессы в современной России
3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов
Заключение

Файлы: 1 файл

соц проб Саше.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     К сожалению, при работе с вынужденными мигрантами о психологии вспоминают только тогда, когда возникает потребность  в психиатре. Но в этом случае ситуация уже запущена, а искалеченная психика нуждается не в психологической помощи, а в медикаментозном лечении. Очень важно не доводить дело до психического срыва. Именно психическое состояние человека, его психологический настрой определяют возможности адаптации, способности справиться, выжить. Вынужденным мигрантам, особенно беженцам из "горячих точек", крайне необходима психотерапевтическая помощь в преодолении кризисных жизненных ситуаций и профессиональные консультации специалистов-психологов. Существующие методы и приемы психотерапии помогают выйти из депрессии, избавиться от негативных переживаний и мыслей, перейти от деструктивного, разрушительного поведения к конструктивному, созидательному. Специальные тренинги направлены на повышение уверенности в себе, преодоление чувства тревожности, формирование позитивного образа самого себя.

     Для того чтобы организовать работу по психотерапевтической помощи вынужденным  мигрантами, необходимо иметь ясное  представление об их психическом  состоянии. С начала 90-х г. проводятся исследования по психодиагностике состояния вынужденных мигрантов.

     Краеугольным  камнем понимания психического состояния  вынужденных мигрантов является кризис социальной идентичности - резкие трансформации представлений личности о себе и своем месте в системе  жизненных отношений. Через кризис социальной идентичности прошло практически все наше общество. Но особенно болезненным этот процесс оказался для вынужденных мигрантов. У некоторых категорий вынужденных мигрантов идентичность трансформируется настолько сильно, что перестает выполнять свои функции: интегрирующую - на уровне группы и адаптивную - на уровне личности. Например, психологические исследования беженцев из Грозного выявили полное разрушение структуры их самосознания. Теряют свою значимость главные категории (социальный статус, профессиональная принадлежность, семейные роли, половая, возрастная принадлежности), на которые мы опираемся, ориентируясь в окружающем мире. В частности, для беженцев становятся неактуальными такие статусные категории, как гражданство и национальная принадлежность. Это кардинальная трансформация структуры идентичности - осознание себя выброшенными за пределы главных жизненных отношений в обществе.

     Попадание в новую этнокультурную среду  зачастую приводит к так называемому  культурному шоку. Следование прежним нормам и ценностям, принятым в той среде, откуда человек был вынужден уехать, только усугубляет ситуацию. Чем более жестко человек придерживается привычных для него культурных моделей поведения, социально одобряемых в прежней культурен, тем труднее ему приспособиться в новой среде. Причем существенную роль играют не только этнические, но и культурные различия.

     В то же время есть и другая крайность - например, ухудшается отношение к  своему народу, нарастают тенденции  отрицания собственной культуры, становится безразличной этническая принадлежность, что также не способствует успешной адаптации. Это означает, что человек не должен терять своего лица, полностью отказываясь от привычных способов поведения, стиля жизни. Для уже сформировавшейся личности такие перестройки чреваты тяжелыми психологическими последствиями. Подобные трансформации самосознания у беженцев и вынужденных переселенцев снижают уровень толерантности (терпимости) к другим группам, препятствуя адаптации в новых условиях. В таких ситуациях необходим достаточно длительный процесс культурной адаптации, в ходе которого консультации психологов и психотерапевтов могут оказать неоценимую практическую помощь.

     Оказание  профессиональной помощи в решении  этих и других психологических проблем является весомым аргументом при создании психологических консультаций, служб психологической поддержки вынужденных мигрантов. Эти службы, на мой взгляд, не должны быть самостоятельными структурами, а представлять собой часть комплексной работы общественных организаций, занимающихся практической деятельностью по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Помимо этого, психологические службы целесообразно организовывать совместно со специальными юридическими консультациями. Психологическое консультирование должно также стать важным компонентом структуры специализированных реабилитационных центров.

     Около 90% ситуаций с отстаиванием интересов  вынужденных переселенцев в судах  и оказанием им правовой помощи связано  с легализацией пребывания репатриантов в стране (получение гражданства Российской Федерации и регистрации по месту жительства и/или по месту пребывания) и легализацией их в качестве вынужденных переселенцев (получение соответствующего статуса от территориального органа ФМС).

     Этот  «перекос» вовсе не означает, что, к примеру, с проблемами трудоустройства, обеспечения жильем, социальными услугами все обстоит благополучно. Дело тут в сочетании двух обстоятельств: во-первых, нарушения прав переселенцев в означенных сферах являются массовыми; во-вторых, юридическая борьба с этими нарушениями доказала свою результативность (особенно когда дело доходит до судебного разбирательства), поскольку речь идет о противоречии действий разного ранга должностных лиц положениям Конституции и других весьма четко сформулированных законодательных актов. Другой вопрос, что «советским» людям, особенно находящимся в тяжелом материальном и психологическом состоянии, нередко бывает трудно перестроить свое мышление и заставить себя обратиться в суд, а затем проходить одну судебную инстанцию за другой.

     Что касается трудностей переселенцев в  получении жилья и работы, речь тут идет, во-первых, о так называемых ресурсоемких правах, соблюдение которых  крайне трудно «пробить» через суд, ведь само по себе судебное решение не создает необходимого (и всюду в России тотально дефицитного) материального обеспечения прав. Во-вторых, из-за этого дефицита законодательные акты сформулированы так, что они практически никого ни к чему не обязывают. К примеру, в первой версии «Закона о вынужденных переселенцах», в той его части, где речь шла о конкретных видах помощи и содействия государства, использовалось слово «обязанности». В частности, статья 6 называлась «Обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев» и далее шел текст: «Соответствующие органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны... предоставить, оказывать, содействовать, выплачивать, регистрировать и пр.»). В новой версии закона соответствующая статья значительно более двусмысленна и дает «органам» большую свободу для маневра. Статья 7 называется «Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении вынужденного переселенца» и далее: «Федеральные органы... в пределах своих полномочий... предоставляют, включают, оказывают, содействуют» и пр. (а могут и не включить, не содействовать, не предоставить, что и происходит в большинстве случаев).

     Таким образом, при попытках решить ключевые проблемы обустройства мигранты как  бы выводятся из правового пространства и попадают во власть некоего неформального  механизма, основанного на связях, деньгах, взятках и пр., на их умении «устраиваться» и «договариваться».

 

 Заключение

 

     На  рубеже у XXI века население мира перешагнуло  шестимиллиардный порог. Но у скольких людей предки жили в той же стране, в том же регионе, говорили на том  же языке?

       Россия большая малонаселенная страна, вне территории которой находится около 20 миллионов соотечественников. Следует радушно принимать всех, кто считает Россию родиной и для этого разрабатывать серьезные программы их приема, не строя препон в расселении. Миграция в Россию порождена во многом ее собственной политикой и политикой СССР, правопреемницей которого РФ себя объявила.

     Несмотря  на то, что за последнее десятилетие  неоднократно предпринимались серьезные  шаги, направленные на решение отечественной  проблемы миграции, она так и не была решена. Сегодня на повестке дня – коренная реконструкция государственной политики в \той области.

     Представляется, что приоритеты должны быть отданы следующим насущным задачам:

     - обеспечения крыши над головой  для всех беженцев;

     - создания рабочих мест для вынужденных переселенцев в соответствии с их квалификацией и потребностями России;

     - оптимальному использованию трудовых  мигрантов из стран СНГ исходя  из интересов обеспечения экономики  страны и ее регионов необходимыми  трудовыми ресурсами;

     - прекращению нелегальной миграции.

     Только  после этого можно будет вплотную приступить к реализации второго  этапа миграционной политики - привлечению  новых переселенцев в Россию. При  этом надо иметь в виду, что в  первую очередь следует содействовать  переезду в страну высококвалифицированных специалистов.

     Анализ  многоаспектности процессов миграции позволяет высказать следующие  рекомендации:

     1 Разработать специальную программу о предотвращении депопуляции и дифференцированной помощи, наиболее нуждающимся регионам, прежде всего областям центральной России, сельским районам Северного Кавказа, Поволжья и Сибири, арктическим аборигенным народам.

     2. Тщательно изучить проблемы оттока  русских из республик Российской  Федерации, возможности улучшения  их социальных условий и политического представительства в общественной жизни страны.

     3. Поддержать принятие новой редакции  Закона «О беженцах» с целью  определения механизма предоставления  статуса беженцев в соответствии  с международными обязательствами  Российской Федерации.

     4. Добиваться аннулирования всех  актов субъектов Федерации о  регулировании миграции, противоречащих  Конституции и Федеральным законам. 

     5. При проведении политики поддержки  «зарубежных соотечественников»  четко определить, что под соотечественниками  подразумеваются граждане России. В отношении других категорий бывших граждан СССР следует придерживаться принципа защиты прав этнических меньшинств и дискриминируемых групп. Россия имеет право строить свою политику в отношении постсоветских государств в зависимости от соблюдения ими прав человека.

     6. Из общего миграционного истока  в Россию целесообразно выделить  категорию репатриантов из «ближнего  зарубежья» и разработать соответствующий  правовой механизм - Закон Российской  Федерации «О репатриации». Для  выработки такого механизма в странах СНГ и Балтии необходимо создать под государственным контролем структуры, оказывающие услуги в распоряжении оставляемым жилым фондом и иным имуществом возможностью зачета их стоимости при обустройстве на территории России.

     Политический  фактор по-прежнему остается основной причиной вынужденной миграции. Стала  более тесной его взаимосвязь  с экономическими и социальными  причинами. Вместе они инициируют и  поддерживают миграционные настроения. В результате сохраняется устойчивая тенденция к абсолютному сокращению численности русскоязычного населения в странах СНГ. Для изменения ситуации к лучшему в данной области нужны более активные дипломатические шаги Российской Федерации как в рамках СНГ, так и на уровне двусторонних отношений. Такие шаги желательны и на уровне многосторонних отношений, ибо миграционные потоки способны, перейдя в неуправляемое состояние, стать серьезным фактором дестабилизации мирового порядка, но они же могут служить источником формирования нового духовного богатства, заключающегося в творческом развитии человеческого потенциала.

 

Информация о работе Проблема миграции и ее современное состояние