Особое внимание следует уделить
задолженности по выплате заработной
платы в сфере строительства и обрабатывающего
производства, так как профессии из этих
областей попали в перечень востребованных
профессий в 2014 году. К слову, заработная
плата в этих сферах в среднем выше средней
заработной платы по области (рис. 2.7).
Рис. 2.7 Динамика заработной
платы в разных сферах в сравнении со средней
з/п
2.3. Анализ критериев
оценки трудовых ресурсов
В ходе работы были рассмотрены
следующие показатели:
- численность населения,
- продолжительность жизни населения,
- миграция населения,
- коэффициент общей результативности
миграции,
- естественное движение населения,
- валовый региональный продукт,
- ВРП на душу населения,
- показатели внешнеэкономической деятельности,
- среднедушевой денежный доход,
- уровень зарегистрированной безработицы,
- напряженность рынка труда,
- удельный вес в составе безработных лиц,
состоящих на учете более одного года,
- задолженность по выплате заработной
платы.
На основании значений перечисленных
экономических, социальных, демографических
показателей можно определить интегральное
положение каждого региона РФ. Так, рейтинг
инвестиционной привлекательности Тверской
области в 2013 г. оценивается национальным
рейтинговым агентством «Эксперт РА»
как средняя инвестиционная привлекательность,
третий уровень или группа IC6. Такая оценка,
по сути, относит Тверскую область ко второй
половине всех «средних» областей, которых
все больше среди субъектов РФ.
Если составить общую картину,
то она получится примерно следующей:
Тверская область – это область с застойной
безработицей, уровень которой постепенно,
но снижается. Снижается он за счет уменьшения
численности населения и снижения продолжительности
жизни населения. Миграция в данной области
является эффективной, но с каждым годом
велик отток наиболее трудоспособного
населения в Москву и Московскую область.
В данной области за последний год уровень
смертности снизился, но вместе с ним снизился
и уровень рождаемости, что говорит о демографической
проблеме. Валовый региональный продукт
имеет тенденцию к повышению, но возможно
это опять же связано с уменьшением количества
жителей области. Не смотря на рост среднедушевого
дохода граждан, на рынке труда наблюдается
явная проблема – дисбаланс между спросом
рабочей силы и ее предложением. На одно
свободно место приходится в среднем по
0,5 человека – то есть на одного безработного
приходится две вакансии. При этом безработные
либо не очень хотят искать работу и трудоустраиваться,
либо просто не могут найти подходящую
– около трети из них ищут себе работу
более года.
Следует подробнее рассмотреть
спрос и предложение на рынке труда Тверской
области.
Положительная динамика в ведущих
отраслях экономики области вызвала потребность
в кадрах.
В период с января по сентябрь
20013 г. в большинстве районов области наблюдался
высокий уровень числа свободных рабочих
мест, заявленных предприятиями и организациями
в центры занятости. Всего в компьютерном
банке находилась информация о 72 тыс. рабочих
мест (в аналогичном периоде 20012 г. – 58,3
тыс.) и, по прогнозам, спрос в кадрах в
ближайшее время будет возрастать. Перечень
заявленных в службу занятости вакансий
включал в себя сведения о 70-80 профессиях
рабочих специальностей и данные о 60-70
видах вакантных должностей для инженерно-технических
работников и служащих.
Для вакансий характерна
дифференциация по городам и районам области.
Наиболее емкими по числу вакансий остаются
рынки труда областного центра, а также
промышленных районов. Для них же характерен
широкий спектр имеющихся вакансий.
Содержание основных характеристик
рабочей силы, востребованной на региональном
рынке труда, определяется отраслевой
структурой занятости. Так, в области исторически
сложилась такая структура экономики,
при которой лидирующее положение занимают
машиностроение, легкая, химическая промышленности,
электроэнергетика, сельское хозяйство.
Оценивая структуру вакансий,
можно отметить, что повышенным спросом
пользуются профессии квалифицированных
рабочих. Так, среди рабочих профессий
стабильно высок спрос на рабочих строительных
специальностей (каменщик, плотник, столяр,
маляр, штукатур, кровельщик, жестянщик),
слесарей, водителей, станочников (токарь,
фрезеровщик, сверловщик, шлифовщик). Требуются
электрогазосварщики, автослесари, электрики,
продавцы, кассиры, машинисты транспортных
средств и установок, а также рабочие жилищно-коммунального
хозяйства, общественного питания (повар,
пекарь, кондитер), бытового обслуживания,
легкой промышленности (швея, вязальщик,
закройщик, прядильщик, ткач) и др. В группе
рабочих профессий наиболее востребованы
следующие специальности (табл. 2.10).
Таблица 2.10 Перечень наиболее
востребованных профессий за 2013 г.
Наименование профессии (специальности) |
Удельный вес в числе
вакансий квалифицированных рабочих,
% |
Удовлетворение спроса
предложением, % |
Слесарь |
9,1 |
16,6 |
Станочники (сверловщик, токарь,
фрезеровщик, и др.) |
8,7 |
6,3 |
Продавец |
6,1 |
50,4 |
Водитель |
6,1 |
35,2 |
Электрик, электромонтер |
5,3 |
10,9 |
Портной, швея, закройщик |
4,8 |
13,7 |
Электрогазосварщик |
4,3 |
7,7 |
Столяр, плотник |
4,2 |
10,2 |
Повар, кондитер |
2,4 |
35,7 |
Маляр, штукатур |
2,4 |
13,4 |
На вышеназванные массовые
профессии приходится более половины
вакансий квалифицированных рабочих и
при этом велик разрыв между предложением
рабочей силы и спросом на нее как в количественном,
так и качественном выражении.
На рынке труда требуются и
работники без специального образования
и подготовки: грузчик, вахтер, курьер,
сторож, дворник, уборщик помещений, санитар,
подсобный рабочий. Вакансии для работников
без специальной подготовки – это в основном
низкооплачиваемые рабочие места и в связи
с этим текучесть кадров, занимающих эти
рабочие места, высокая.
В структуре вакансий спрос
на должности специалистов и служащих
составляет пятую часть от общего количества
вакансий.
Среди специалистов и служащих
высокий спрос на бухгалтеров, коммерческих
агентов, менеджеров.
В департаменте создан и активно
используется в технологии взаимодействия
с гражданами, ищущими работу, областной
банк вакансий, в котором представлены
вакансии в основном с предоставлением
жилья. Ежемесячно в областном банке представлено
около 600 вакансий. Этот банк размещается
в сети «Интернет».
Что касается предложения рабочей
силы, то сразу можно говорить о ее стоимости
– заработной плате.
Цена рабочей силы в Тверской
области значительно ниже, чем в Москве
и в Московской области. Так, за сентябрь
текущего года заявленная среднемесячная
заработная плата в Тверской области в
расчете на одного работника составила
примерно 25 000 руб., а в Москве и области
– около 60 000 рублей, что на 58% больше.
Структура выпуска специалистов
не соответствует структуре спроса на
рынке труда, вследствие чего не всем молодым
специалистам удается трудоустроиться
по профилю. Так, из числа выпускников
вузов, состоящих на учете в службе занятости,
нашли работу по специальности лишь четвертая
часть, а выпускников ссузов, нашедших
работу по специальности, еще ниже – шестая
часть. Наибольшие трудности при трудоустройстве
испытывали выпускники, имеющие гуманитарные
профессии, а также юристы, экологи, менеджеры.
Доля выпускников
начального профессионального образования,
нашедших работу по специальности,
также невысока – лишь пятая часть. Но
причина не в отсутствии традиционно рабочих
вакансий, а в том, что около 20% безработных
выпускников профессиональных училищ
имеют экономические специальности или
не желают работать по полученной рабочей
профессии. Здесь наглядно просматривается
снижение престижа рабочих профессий,
которые составляют около 80% банка данных
вакансий службы занятости.
Таким образом, становятся понятны
причины преобладания предложения над
спросом на рынке труда и пути решения
данной проблемы.
3. Анализ проблем,
оказывающих негативное влияние
на рынок труда
В данное время на территории
Тверского региона обозначился ряд существенных проблем,
оказывающих негативное влияние на рынок
труда.
Во-первых, структурный дисбаланс
спроса и предложения рабочей силы. Рынок
труда характеризуется существенными
диспропорциями между спросом и предложением,
сохраняется несоответствие их количественных
и качественных характеристик, наблюдается
дефицит квалифицированных рабочих и
специалистов по отдельным профессиям
и специальностям.
Устранение дисбаланса между
спросом и предложением рабочей силы требует
новых подходов в деятельности профессиональных
образовательных учреждений области,
службы занятости, проведение мониторинга
ситуации, включающего прогнозирование
величины и профессионально-квалификационной
структуры предложения рабочей силы с
учетом изменения демографической ситуации.
Как показывают итоги социологического
опроса учащихся выпускных классов, большинство
из них связывают свое будущее с такими
гуманитарными профессиями как экономист,
юрист, педагог и др. Следовательно, при
формировании спроса на образовательные
услуги все более существенную роль должна
играть профессиональная ориентация молодежи
и взрослого населения.
Во-вторых, хроническая (застойная)
безработица в сельской местности. Несмотря
на то, что развитие экономики Тверской
области в последние годы обеспечивает
в основном позитивную динамику рынка
труда, проблема занятости граждан, проживающих
в сельской местности, остается весьма
актуальной. Численность граждан, занятых
в аграрном секторе, продолжает снижаться.
Этому способствует, в первую очередь,
сохранившееся в сельском хозяйстве преобладание
низкоквалифицированного и ручного труда,
что обусловливает высокую сезонную потребность
в рабочей силе.
В-третьих, значительная территориальная
разбросанность сельских
поселений и отсутствие регулярного
транспортного сообщения между населенными
пунктами сельских районов области значительно
снижает возможность поиска работы и трудоустройства.
В-четвертых, высокий уровень
безработицы среди безработных граждан, обладающих
недостаточной конкурентоспособностью
на рынке труда и испытывающих трудности
при трудоустройстве. К ним относятся:
инвалиды, женщины, воспитывающие детей-инвалидов,
выпускники образовательных учреждений,
не имеющие профессии, потерявшие работу
граждане предпенсионного возраста и,
наконец, женщины, стремящиеся возобновить
трудовую деятельность после перерыва,
связанного с рождением детей и др.
В-пятых, низкая территориальная
мобильность рабочей силы. В регионе слабо
развита система информирования о возможностях
трудоустройства безработных граждан
и членов их семей в сельской местности,
в городах и районах области.
3.1. Государственная
служба занятости
Государственная служба занятости в
любой стране является основным институтом
государственной политики на рынке труда,
на которую возложена реализация за счет
средств госбюджета государственных социальных
и экономических гарантий для населения
в сфере занятости и на рынке труда. В настоящее
время департамент занятости населения
оказывает на территории области следующий стандарт
минимальных государственных гарантий ищущим
работу гражданам:
содействие гражданам в поиске
работы, а работодателям – в подборе необходимых работников,
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда,
организация общественных работ,
организация временного трудоустройства
безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы,
организация временного трудоустройства
несовершеннолетних
граждан в возрасте от 14 до 18
лет в свободное от учебы время и безработных
граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа
выпускников образовательных учреждений
начального и среднего образования, ищущих
работу впервые,
содействие самозанятости безработных
граждан,
организация ярмарок вакансий
и учебных рабочих мест,
информирование населения и
работодателей о положении на рынке труда.
3.2. Рекомендации
по улучшению состояния рынка
труда в Тверской области
Основные рекомендации в сфере
улучшения состояния рынка труда в Тверской
области:
- Следует ввести специализацию не только
выпускных классов (10 и 11 классы), но и
по возможности 8 и 9 с целью раннего выявления
потенциала в определенных науках у учеников,
- Составление прогнозов на степень востребованности
профессий, чтобы поступающие в ВУЗы и
ссузы абитуриенты могли ориентироваться
при выборе будущей профессии,
- Учреждение курсов по повышению квалификации
и переподготовке кадров с целью качественного
улучшения рабочего потенциала,
- Предоставление общественного транспорта
(общественных развозок из села до города)
для сельских жителей, желающих работать
в городе, но не имеющих возможности завести
собственный транспорт или оплачивать
ежедневно проезд до места работы,
- Проводить мероприятия и акции с целью
повышения конкурентоспособности среди
безработных: олимпиады, выставки, гранты
и т.д., для участия в которых потребовался
бы определенный уровень саморазвития
личности.
- Необходимо решить проблему оттока населения
в Москву и Московскую область, создавать
привлекательность работы в Твери и области
достойным уровнем жизни и комфортом для
проживания.