Общая характеристика экономики Финляндии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:30, реферат

Краткое описание

Финляндия является высокоразвитой индустриаль¬ной страной. За последнее десятилетие она доби¬лась больших успехов в развитии экономики.
С 2000 по 2006 г. темпы роста ВВП Финляндии яв¬лялись одними из самых высоких среди стран, вхо¬дящих в Организацию экономического сотрудниче¬ства и развития (ОЭСР), а также среди стран-членов Европейского Союза (ЕС).

Файлы: 1 файл

финляндия.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

В Финляндии  существует множество организаций, объединений и союзов, призванных помогать предпринимателям в развитии их бизнеса. Двадцать одна торговая палата и государственный орган - Центральная торговая палата/Keskuskauppakamari объединяют 16,5 тысяч самых крупных предприятий. Центральный союз деловой жизни /Elinkeinoelaman Keskusliitto также объединяет крупные предприятия и насчитывает 15 тысяч членов. В организацию "Предприниматели Финляндии"/Suomen yrittajat входят 88 тысяч средних и малых предприятий (40% от общего количества в стране). 
 

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии

Малый и средний бизнес играет важную роль в социальной и экономической жизни Финляндии. Из общего числа зарегистрированных предприятий в стране более 90% относится к категории малых и средних предприятий (МСП). Их суммарный годовой оборот составляет 52% от общего оборота всех компаний, а доля в производстве ВВП - 50%. На них занято 50% всех работающих, и ежегодно с их помощью создается до 60% новых рабочих мест. Доля МСП в финском экспорте составляет 17% и растет более быстрыми темпами, чем у крупных компаний. Объем инвестиций в НИОКР у этой категории предприятий составляет 12%.

Приоритетной  поддержкой в Финляндии пользуются МСП в сфере наукоемких технологий. Правительством страны выбрано несколько  основных научно-технических направлений, в которых Финляндия может  реально претендовать на мировое лидерство: электроника, информационные технологии и телекоммуникации, химия, биотехнологии, лесо- и металлообработка, энергетика, судостроение.

Поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии  осуществляется на четырех уровнях: международном (ЕС), национальном, региональном и местном уровнях.

На национальном уровне за разработку и реализацию истемы поддержки МСП отвечает Министерство торговли и промышленности Финляндии (www.ktm.fi). В ведении Министерства торговли и промышленности(МТП) находится деятельность ряда ведомств, участвующих в поддержке МСП: гарантийного фонда ИННВЕРА (www.finnvera.fi) - государственной компании по пециальному финансированию, ТЕКЕС (www.tekes.fi) государственного центра технологиеского развития, государственной инвестиционной компании Инвестиции финской промышленности"(www.industryinvestment.com), ФИНПРО(www.finpro.fi) - Ассоциации внешней торговли, региональных Центров занятости и экономического развития (ТЕ-центры, www.te-keskus.fi). Кроме того, в деятельности по оказанию услуг МСП на национальном уровне принимают участие практически все финские министерства, в первую очередь Министерство труда и социальных вопросов (www.mol.fi), Министерство сельского и лесного хозяйства (www.mmm.fi), Министерство иностранных дел (www.formin.fi), Министерство образования (www.minedu.fi).

К концу 1990-х  гг. в Финляндии под руководством и управлением МТП была сформирована так называемая "группа семи" - специализированных компаний по поддержке МСП, в которую, кроме перечисленных, входят организация "Инвестируй в Финляндию" (www.investinfinland.fi) и Национальный фонд исследований и развития "СИТРА" (www.sitra.fi), деятельность которого курирует Парламент Финляндии.

Основную роль в работе по координации государственной  поддержки МСП на региональном и  местном уровнях, в которой принимают участие 9 финских министерств и Ассоциация региональных советов Финляндии, также играет Министерство торговли и промышленности, через подведомственные ему Центры занятости и экономического развития (TE-центры, всего 15 центров на территории Финляндии) и региональные отделения Государственной специализированной финансовой компании "ФИННВЕРА".

Основополагающим  документом в области поддержки  МСП является разработанная МТП "Национальная промышленная стратегия  Финляндии". В нем особо подчеркивается, что проблема финансирования является одной из самых сложных для предприятий малого и среднего бизнеса, а также то обстоятельство, что возможность облегченного доступа к финансированию может стать ключевым фактором в развитии этих предприятий.

Объем государственной финансовой помощи МСП зависит от нахождения предприятия в одной из трех "зон развития" (assisted area), на которые условно разделена Финляндия, и может составлять в процентах от полной стоимости необходимых затрат соответственно: 
зона развития I (Северные территории) - 30%; 
зона развития II (Восточные территории) - 24%; 
зона развития III (Южные территории) - 15%.

Особое значение в системе поддержки малых  и средних предприятий имеет  реализуемый в Финляндии комплекс мер, направленных на создание для них особого благоприятного режима в ряде отраслей и сфер производства путем предоставления налоговых, таможенных и тарифных льгот, в частности: 
налоговых льгот, предоставляемых для содействия развития строительной промышленности металлопромышленности; 
налоговых льгот судовладельцам; 
возврата импортной пошлины (в случае, если мпортированные товары используются в производстве экспортных); 
освобождения от внесения уравнительных платежей; 
освобождения от уплаты НДС по экспорту (это оложение распространяется и на импорт товаров, используемых в производстве экспортной продукции); 
системы выравнивания цен на сырье для пищевой промышленности; 
дотаций отечественным экспортерам сельскохозяйственной продукции; 
снижения транспортных тарифов; 
выравнивания фрахтовых ставок; 
региональных транспортных субсидий (предназначеных для стимулирования перевозок через порты северной Финляндии и Сайменского канала).

Многолетний опыт Финляндии в сфере государственной  поддержки МСП на различных уровнях  вертикали власти мог бы быть применим и в Российской Федерации, где малые и средние предприятия могут в значительной мере способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест. В этом отношении внимания заслуживают финские наработки по следующим направлениям: 
- созданию кредитных кооперативов, других не анковских государственных кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе редства под инвестиционные проекты субъектам малого предпринимательства; 
разработке действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями; развитию венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства; 
эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства; 
совершенствованию информационной поддержки; созданию и обеспечению доступа к государственным органам поддержки МСП в режиме реального времени через интернет-порталы и осуществлению "обратной связи" МСП с государственными организациями; 
проведению активной антимонопольной политики и пресечению недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям; 
осуществлению правового регулирования преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не подзаконных актах.
 
 
 

Налоги в Финляндии

Считается, что  уровень налогообложения в Финляндии  достаточно высок.

Вместе с тем, налоговое законодательство страны совершенствуется и постепенно унифицируется  с общеевропейским.

Изменения в  законодательстве о налогах доводятся до предпринимателей и граждан задолго до вступления в силу, что позволяет налогоплательщикам адаптироваться к новациям безболезненно для бизнеса.

Финские налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги: 
- корпоративный налог (налог на прибыль предприятия) - 26% от прибыли. 
Уплачивается юридическими лицами, имеющими статус отдельного налогоплательщика (акционерное общество, кооператив, фонд). 
- налог на доход с капитала платят частные предприниматели и члены товариществ. 
В доход с капитала засчитывается 18% стоимости активов предприятия и плательщик-предприниматель платит налог на доход с капитала по ставке 28%; 
подоходный налог платится всеми зарплатополучателями по прогрессивной шкале с так называемого трудового дохода. Из трудового дохода также платится муниципальный налог, церковный налог и обязательное медицинское страхование. В итоге, с трудового дохода может быть удержано от 30 до 50%. Налог на имущество составляет в Финляндии 0,8%

Косвенные налоги: 
- налог на добавленную стоимость. 
НДС перечисляется в госбюджет ежемесячно по трем видам ставок: 
22% основная ставка, 17% - на продовольственные товары и 8% на лекарства, печатную продукцию, услуги зрелищно-массовых, спортивных мероприятий и пассажирского транспорта. 
импортные таможенные пошлины; 
отчисления от фонда заработной платы в фонды социального страхования, занятости населения, медицинского страхования, пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями или частными предпринимателями; 
акцизы на определенные виды товарной продукции (например, алкоголь).

Особенностью  уплаты прямых налогов является то, что их плательщики по итогам прошедшего года, рассчитав и согласовав размер платежа с налоговыми органами, выплачивают  их авансом на следующий год, а  по его итогам фактическая разница  либо доплачивается плательщиком, либо возвращается ему с процентами. 
 

Интервью с Мерви Виртанен, директором отдела по вопросам миграционной политики Министерства труда Финляндии (Suomen Työvoimaministeriö) 

Россия традиционно  являлась для Финляндии важным торговым партнером, каковым она и остается сейчас. Этот процесс совместной торговли имеет важное влияние на политику бизнеса Финляндии и естественно на политику труда.

Сегодня в Финляндии  уже существуют проблемы, связанные  с недостатком рабочей силы, которые по прогнозам будут становиться все более значимыми в ближайшие годы, поскольку достаточно серьезный процент работающего населения достигнет пенсионного возраста.

В настоящий  момент большая часть иностранных  специалистов, работающих в Финляндии  — это граждане Эстонии или России, т. е. жители близлежащих стран. Финляндия также готовится и к тому, что изменения демографической ситуации, а также развитие экономики, возможно, повлияют на рынок труда и в других соседних государствах, что позволит в будущем привлекать специалистов из этих стран. Важной для нас является также возможность свободного передвижения в рамках ЕС. На данный момент в Финляндии не существует особых программ по привлечению иностранных специалистов, но многие специалисты освобождены от необходимости получения разрешения на работу (хотя обычное разрешение на пребывание все же необходимо), поэтому процедура оформления для них очень проста.

Большая часть  иностранных специалистов, прибывающих  в Финляндию не из стран ЕС, приезжает  из России. В прошлом году почти половина (ок. 7000) всех оформленных разрешений на работу была выдано россиянам. Основными областями, где в данный момент наблюдается значительная нехватка специалистов, являются транспорт и логистика, жилищное строительство, сварочные, сантехнические работы, металлообработка, садово-парковые работы и уборка территорий. Работники сферы садово-паркового хозяйства приезжают в Финляндию по обычной туристической визе, т. к. на срок менее 3 месяцев не требуется специального разрешения. Соответственно, и статистику в этом направлении вести сложно, поскольку такие специалисты не проходят специальной регистрации. Количество работников, прибывающих в Финляндию, обычно ограничивается спросом и потребностями работодателя. В будущем мы ожидаем повышение спроса на специалистов сферы услуг.

На страницах  портала InfoFin.ru мы хотели бы сказать россиянам следующее.

В ближайшее  время Финляндия будет активизировать миграционную политику с целью привлечения  квалифицированных специалистов. Движение трудовых ресурсов между близлежащими регионами вполне естественно, и Россия с этой точки зрения является для нас перспективным партнером.

Поскольку в  будущем, как мы уже упоминали, увеличится спрос на работников сферы услуг, то обозначится и необходимость  освоения иностранных языков. Так, наряду с профессиональным подходом к работе важно знание финского и шведского. В скором времени в Финляндии будет запущен проект, в рамках которого иностранным специалистам предложат помощь в вопросах адаптации на новом рабочем месте и языковые курсы.

В Финляндии  считают важным также отслеживание предпосылок рабочего процесса и  борьбу с теневой экономикой. Согласно финскому законодательству за выполненную  работу выплачивается одинаковое вознаграждение независимо от гражданства и национальности, всем работающим предоставляются равные права.

Контролю за соблюдением этих норм в последние  годы уделяется большое внимание как со стороны законодательных  органов, так и точки зрения гражданской  ответственности. 
 
 

Банковский сектор и рынок ценных бумаг

Положение банковского  сектора Финляндии характеризуется  как стабильное, несмотря на низкие процентные ставки. Постоянно растущий спрос на ипотечные кредиты и  сокращение расходов положительно отразились на деятельности финского банковского  сектора. Согласно исследованию, проведенному экономистами Банка Финляндии, национальная банковская система выдержит гораздо более пессимистичный сценарий развития экономики страны, чем прогнозируемый на ближайшие годы.

В настоящий  момент серьезных препятствий функционированию и развитию банковского сектора страны не наблюдается. Потери от невозврата кредитов находятся на низком уровне уже в течение длительного времени, прежде всего из-за большой доли кредитов домашним хозяйствам и государственным организациям, где риски гораздо ниже, чем в коммерческом секторе. По мере роста внутренних инвестиций в промышленность, в т.ч. и за счет банковской сферы, будет возрастать и доля рискового капитала, что в долгосрочной перспективе может уве-личить потери банков от невозврата кредитов.

Стабильность  функционирования банковской системы  обеспечена также незначительными  колебаниями цен на облигации  и производные ценные бумаги, а  также процентных ставок и курсов валют. За прошедшие годы не было сколько-либо значительных событий, которые заставили бы пересмотреть требования к сумме обязательных резервов банков.

Информация о работе Общая характеристика экономики Финляндии