Общая характеристика экономики Финляндии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:30, реферат

Краткое описание

Финляндия является высокоразвитой индустриаль¬ной страной. За последнее десятилетие она доби¬лась больших успехов в развитии экономики.
С 2000 по 2006 г. темпы роста ВВП Финляндии яв¬лялись одними из самых высоких среди стран, вхо¬дящих в Организацию экономического сотрудниче¬ства и развития (ОЭСР), а также среди стран-членов Европейского Союза (ЕС).

Файлы: 1 файл

финляндия.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

После распада  в 1991 г. клиринговой советско-финляндской  торговли финские экспортеры переориентировались на другие рынки сбыта, в первую очередь, на рынки ЕС.

Отраслями специализации  Финляндии в международной торговле товарами являются лесная и деревообрабатывающая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение для лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, производство телекоммуникационного оборудования и средств мобильной связи. До 1960-х гг. экспорт Финляндии в основном состоял из продукции лесной промышленности. Начиная с 1970-х гг. второе место по объемам экспорта заняло машиностроение, а с середины 1990-х гг. на первое место вышла продукция высокотехнологичных отраслей: электронной, электротехнической, средств связи.

Правительство Финляндии активно поддерживает значительно усилившуюся в годы членства в ЕС тенденцию к укрупнению финских национальных компаний и фирм путем их слияния, а также процесса интернационализации деятельности финских компаний и банков. Заметно возрос импорт капитала в Финляндию, направляющийся в первую очередь в электротехническую и электронную промышленности, информационные технологии, телекоммуникации.

Предпосылками успешного развития Финляндии в 1990-е гг. и до настоящего времени  стали:

  1. устойчивость государственных институтов и сохранение их преемственности при смене правительств;
  2. открытость экономики, в частности, внешней торговли, ускорение процессов интернационализации финской экономики в 1990-е гг.;
  3. умелая адаптация к меняющимся внешним условиям;
  4. разумное распределение государственных ресурсов на уровне частных предприятий;
  5. стимулирование развития предпринимательства, главным образом, малых и средних предприятий.
 
 
 

Инвестиционная политика Финляндии

Являясь членом ЕС и ВТО, Финляндия приняла на себя обязательства способствовать свободному движению и вложению капиталов. Соответствующие корректировки сделаны в законодательстве страны, в т.ч. в таможенном и налоговом регулировании.

С начала 1990-х  годов в Финляндии отменен  валютный контроль, что позволяет  компаниям и предпринимателям свободно вывозить капитал из страны для осуществления инвестиционной деятельности за рубежом.

Система государственной  поддержки развития экономики предоставляет  инвесторам, в том числе иностранным, определенные льготы для их предпринимательской  деятельности, особенно в регионах страны, требующих содействия социально-экономическому развитию. В частности, размеры предоставляемых государственных субсидий могут варьироваться в пределах от 20 до 45% от стоимости проектов, в зависимости от предполагаемого вида предпринимательской деятельности и объема инвестиций, состава участников и региона практической реализации проекта. При этом отменены ограничения, касающиеся сфер и размеров иностранного владения, за исключением оборонной промышленности и особо важных предприятий.

Финляндия активно  участвует в развитии международных торгово-экономических и инвестиционных связей, деятельности мировых и европейских кредитно-финансовых институтов. В стране успешно функционируют инвестиционные фонды, компании и банки: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Северный инвестиционный банк (СИБ), поддерживаемые как национальными правительствами Северных стран (Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и Исландии), так и международными финансовыми организациями. Географически их деятельность охватывает практически весь мир, при этом наибольший интерес представляют страны Балтии, Центральной и Восточной Европы, а также Россия и некоторые государства СНГ.

В Финляндии  нет единого закона, детализирующего  вопросы осуществления иностранных инвестиций на территории страны. Иностранным компаниям и предпринимателям, при осуществлении капиталовложений в Финляндию, предоставляется национальный режим с изъятиями, предусмотренными в соответствующих межправительственных соглашениях, а также с учетом небольшого количества ограничительных положений, содержащихся в ряде финских законодательных актов.

К основным нормативным  актам Финляндии, распространяющимся на иностранные капиталовложения, можно  отнести: 
Закон об акционерных обществах 1996 г.; 
Закон об ограничении конкуренции 1988 г.; 
Закон об осуществлении контроля над покупками предприятий иностранцами 1992 г.; 
Закон о надзоре за приобретением недвижимости нерезидентами и иностранными общества ми 1993 г.; 
Закон о налогообложении компаний 1969 г. (с поправками 1996 г.).

Тексты указанных  выше законов содержатся на следующих  интернет-сайтах: 
Центральный Банк Финляндии -
www.bof.fi;

Интернет-порталы  по законодательству Финляндии: 
www.finlex.fi
www.edilex.fi.

Одним из нововведений в финском законодательстве, распространяющемся на иностранные капиталовложения, является вступивший в действие с 1 сентября 2004 года новый Закон о банкротстве. Данный закон упростил порядок производства по ряду дел о несостоятельности, в частности, введена новая процедура банкротства при отсутствии средств у должника. Произошло также уравнивание кредиторов в правах, теперь банки не имеют права накладывать арест на счет должника и требовать приоритетности выплат со счета, предназначенного для выплат кредиторам в ходе производства по делу о банкротстве.

Основными государственными органами и организациями, регулирующими  иностранную предпринимательскую  деятельность, являются Банк Финляндии и Министерство торговли и промышленности. В частности, Банком Финляндии регламентируется порядок уведомления о прямых капиталовложениях иностранных инвесторов в финские объекты и соответственно финских - в зарубежные.

Уведомление о прямых инвестициях подается в Банк Финляндии и оформляется в виде соответствующей анкеты. Анкета заполняется в случае, если доля инвестора или количество голосов в объекте инвестиции составляет не менее 10% или, если сумма превышает 10 тыс. евро.

Согласно Закону об осуществлении контроля над закупками предприятий иностранцами от 30 декабря 1992 г., иностранные юридические лица могут свободно приобретать акции финских компаний вплоть до 100%. Такие действия не предусматривают получения разрешений или согласий со стороны соответствующих финских государственных органов, если речь не идет об особо важном предприятии. Под особо важным предприятием понимается предприятие, имеющее годовой оборот более 166 млн. евро, или штат работников, превышающий 1000 человек.

Основными институтами и фондами, действующими в Финляндии, которые осуществляют поддержку инвестиционной деятельности финских компаний как внутри страны, так и за рубежом, а также поддержку финского экспорта, являются организации "Финнфанд", "Ситра", "Ситранс", "Кера", "Текес", "Норум" (Северо-западный фонд венчурного капитала), "Финнвера" и ряд других. Эти фонды, в отличие от ЕБРР, ЕИБ и СИБ, ориентированы на финансирование проектов средних и малых предприятий. Тесно взаимодействуя с Министерством торговли и промышленности Финляндии, МИД, Министерством окружающей среды, Министерством транспорта и связи, эти фонды оказывают консультативную и техническую помощь фирмам. Основной организацией, деятельность которой направлена на привлечение иностранных инвестиций в экономику Финляндии, является "Инвест ин Финлэнд", тесно сотрудничающая с Министерством торговли и промышленности Финляндии. 
 

Организация бизнеса в Финляндии

Создание предприятия в Финляндии

Более 90% предприятий  в Финляндии являются малыми или  средними (МСП). МСП в Европейском Союзе трудоустраивают порядка 66% населения и дают 65% оборота, поэтому увеличение их количества и дальнейшее развитие являются одним из приоритетов экономической программы. На поддержку деятельности МСП выделяются средства как из региональных фондов, так и из фондов ЕС.

В последние  несколько лет в Финляндии  продолжается рост ВВП и промышленного  производства, сохраняется низкий уровень  инфляции. Кредитные ставки в банках составляют сегодня менее 3% годовых.

К основным преимуществам ведения бизнеса в Финляндии можно отнести: 
географическую близость к России; 
отлаженную инфраструктуру; 
надежность финских банков и их гибкий подход к клиентам; 
активно развивающиеся экономические отношения с другими странами, прежде всего со странами ЕС; 
низкий уровень преступности; 
возможность быстрой регистрации нового предприятия; 
профессионализм и надежность финского персонала; 
отсутствие коррупции в административныхструктурах.

Российским предпринимателям необходимо знать, что свободных  ниш для бизнеса в Финляндии достаточно мало. Кроме того, существуют и такие препятствия, как высокий уровень затрат, недостаточное знание финского законодательства, а также несовпадение российского и финского менталитетов.

Для открытия и  ведения собственного бизнеса в  Финляндии, прежде всего, необходимо ознакомиться с тем, какие формы предприятий здесь существуют: 
Yksityinen elinkeinoharjoittaja - yksityinen 
toiminimi (T-mi) - индивидуальный предприниматель; 
Персональные товарищества: 
avoin yhtio (Ay) - полное товарищество; 
kommandiittiyhtio (Ky) - коммандитное товарищество; 
Оsakeyhtio (Oy) - акционерное общество; 
Оsuuskunta (Ok) - кооператив; 
Rekisteroity yhdistys (Ry) - объединение; 
Самозанятость (ИЧП - индивидуально-частное предпринимательство) (T-mi - toiminimi) - исключительная собственность - некорпоративный бизнес, только для одного лица, кредиторы имеют законные права, как на бизнес-капитал, так и на частную собственность владельца; 
Партнерство (Ay - полное товарищество и Ky - товарищество на вере, коммандитное товарищество) -некорпоративный бизнес, каждый партнер имеет личную ответственность в главном соглашении о партнерстве, действия одного партнера неразрывно связаны с действиями всех остальных партнеров по бизнесу, кредиторы имеют законные права, как на бизнес-капитал, так и на частную собственность партнеров; 
Корпорация (Oy - акционерное общество) - корпоративный бизнес, существует как отдельная легальная единица, обладает определенными льготами при оформлении налоговой декларации, владельцы акций не несут ответственности за действия корпорации (с некоторыми исключениями).

Открыть фирму  в Финляндии несложно. Необходимо подготовить комплект документов и  представить их в Бюро патентов и  регистраций Финляндии (www.prh.fi), уплатив  пошлину.

На интернет-сайте  Бюро есть все необходимые бланки (заявление на открытие фирмы, протоколы собрания учредителей об учреждении фирмы, о выборах членов правления и аудитора и др.). Минимальный уставной капитал предприятия составляет 2,5 тыс. евро и вносится единовременно на банковский счет фирмы.

С другой стороны, существуют и некоторые нюансы, связанные  с порядком получения разрешения на работу для граждан России и  разрешения на пребывание. Так, гражданин  России может владеть 100% акций предприятия, но в правление при этом должно входить как минимум 50% граждан Финляндии или других стран ЕС.

При открытии некоторых  видов бизнеса (в частности, издательского, фармацевтического и др.) необходимо известить соответствующие инстанции  о начале деятельности. То же относится  и к лицензируемому бизнесу (станции техобслуживания, аптеки, фирмы, оказывающие платные услуги по взиманию долгов, и др.).

Выйти на финский  рынок можно, купив уже действующее  предприятие. 
Преимущества покупки готового предприятия состоят в том, что: 1) рынок Финляндии достаточно стабильный и внедриться туда довольно сложно; 2) организация и руководство новым бизнесом требуют знания нормативов, предъявляемых к ведению бизнеса в Финляндии, а также финской и европейской бизнес-культуры; 3) расходы, связанные с организацией и становлением деятельности новой компании, могут быть вполне сравнимы с расходами при покупке готового бизнеса.

Финская налоговая  система достаточно проста. Она построена  на строгой отчетности и в то же время на доверии к клиенту. За несвоевременно поданный отчет полагается строгое наказание (большой штраф).

Предприятие в  обязательном порядке платит НДС  от 22 до 8% (в зависимости от рода деятельности) и социальные налоги - чуть меньше 30%.

По результатам  финансового года предприятие отчисляет  налог с прибыли. Для большинства предприятий он составляет - 26%.

Какой бы простой  ни казалась система налогообложения  в Финляндии без бухгалтера-профессионала  трудно обойтись. Собственный бухгалтерский  отдел могут позволить себе только крупные компании. Все остальные  предприятия пользуются услугами специальных бухгалтерских фирм. Работа бухгалтера оплачивается либо за каждую выполненную проводку, либо за час - примерно 40 евро/ч. В год предприятие может потратить на бухучет от 1000 евро. Аудиторскую проверку необходимо проводить ежегодно .

Торговое представительство  Российской Федерации в Финляндии  в рамках своей компетенции оказывает  правовую помощь российским участникам ВЭД, а также зарегистрированным в Финляндии компаниям, созданным  с участием капитала российских юридических лиц; содействует финским физическим и юридическим лицам в осуществлении коммерческой деятельности на российском рынке. Более подробную информацию о порядке осуществления торговой деятельности иностранными физическими и юридическими лицами на территории Финляндии можно найти на интернет-сайте Торгпредства по адресу: www.rusfintrade.ru.

Информация о работе Общая характеристика экономики Финляндии