Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:56, реферат

Краткое описание

Мировая экономика- это много уровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.

Оглавление

Введение 3
1. Мировая экономика 5
- Население мира.
2. Промышленность мира 14
- Транспорт.
3. Комплексная социально-экономическая характеристика
региона 18
- Западная Европа.
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

мировая экономикаd.docx

— 48.83 Кб (Скачать)

3.Комплексная социально-экономическая характеристика региона

Западная  Европа.

Географическое  положение

Западная Европа занимает западную суженную часть Евразийского континента, омывается в основном водами Атлантического океана и лишь север Скандинавского полуострова  — водами Северного Ледовитого океана. При всей «мозаичности» рельефа  территории Западной Европы границы  между отдельными странами, а также  граница, разделяющая Западную Европу и Восточную Европу, проходит преимущественно  по таким природным рубежам, которые  не создают значительных препятствий  для транспортных связей.

Природные условия и ресурсы

Территория Западной Европы лежит в пределах тектонических  структур разного возраста: докембрийских, каледонских, герцинских и наиболее молодых - кайнозойских. В результате сложной геологической истории  формирования Европы в пределах субрегиона образовались четыре крупных орографических пояса, последовательно сменяющих  друг друга в направлении с  севера на юг (плоскогорья и возвышенности  Фенноскандии.

Среднеевропейская равнина, среднегорья Центральной  Европы и альпийские высокогорья  и среднегорья, занимающие ее южную  часть). Соответственно состав полезных ископаемых в северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона  существенно различается. В северной части распространены как рудные полезные ископаемые (связанные с  Балтийским щитом и областями  герцинской складчатости), так и  топливные (сосредоточенные в краевых  прогибах, осадочном чехле и эпиконтинентальных зонах).

В южной части  преобладают рудные месторождения, а запасы топливных ресурсов - меньше. Несмотря на то, что минеральные  ресурсы довольно разнообразны, запасы многих из них близки к истощению.                                    Так, послужившие базой развития тяжелой промышленности угольные бассейны Англии и Германии, железорудные бассейны Франции и Швеции ныне играют меньшую роль. Большое значение имеют запасы бурого угля в Германии, бокситов в Греции и Франции, цинко-свин-цовых руд в Германии, Ирландии, Италии, калийных солей в Германии, урана во Франции, нефти и газа на дне Северного моря. В целом Западная Европа обеспечена минеральным сырьем намного хуже, чем Северная Америка.

Агроклиматические ресурсы региона определяются его  положением в умеренном и субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном  орошении, что связано с уменьшением  количества осадков на юге Европы. Больше всего орошаемых земель сейчас в Италии и Испании.

          Гидроэнергетические ресурсы Западной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.

В прошлом Западная Европа была почти сплошь покрыта  разнообразными лесами: тайгой, смешанными, широколиственными и субтропическими  лесами. Но многовековое хозяйственное  использование территории привело  к тому, что естественные . леса сведены, на их месте в некоторых странах  выросли вторичные леса. Наибольшими  природными предпосылками для ведения  лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают  типичные лесные ландшафты.

Западная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами; 9% ее территории относятся к разряду  «охраняемых территорий».

Страны  Западной Европы: Австрия, Бельгия, Великобритания,

Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария.

     Население

      В целом Западная Европа (как и Восточная) выделяется сложной и неблагоприятной демографической ситуацией. Во-первых, это объясняется низкой рождаемостью («демографическая зима») и низким уровнем естественного прироста. Наиболее низка рождаемость в Греции, Испании, Италии, Германии (до 10%о). В Германии наблюдается даже убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения в сторону понижения доли детских возрастов и повышения доли пожилых возрастов. Все страны Западной Европы относятся к типу воспроизводства населения.

       Все это привело к изменению роли субрегиона в мировой системе внешних миграций населения. Если со времен Великих географических открытий Европа была главным очагом эмиграции, то ныне она превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Иммигранты в основном привлекаются к строительным, дорожным работам и к автомобилестроению.

Национальный  состав населения довольно однороден, так как подавляющее большинство  из 62 народов региона относится  к индоевропейской языковой семье. Но этническая карта субрегиона не так однородна. Здесь есть однонациональные государства (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Австрия, Италия), страны с преобладанием одной  нации, но с наличием национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания), двунациональные (Бельгия), с более сложным национальным составом (Швейцария).

Во всех странах  Западной Европы господствующая религия - христианство. В Южной Европе резко  преобладает католицизм, в Северной - протестанство, в Средней они  находятся в разных соотношениях. На национально-религиозной почве  в некоторых странах возникают  конфликты (например, в Великобритании).

      Западная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира, размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов.

Уровень урбанизации - 70-90%. Характерная черта урбанизации  Западной Европы - очень высокая  концентрация населения в больших  городах и городских агломерациях. Самые крупные из них - Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В  Европе - родине городских агломераций  в 70-х гг. зародился и процесс  субурбанизации - оттока населения  из загрязненных городов в пригороды  и в сельскую местность.

       Хозяйство

        Регион зарубежной Европы (Западной и Восточной) занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма. Но экономическую мощь региона в первую очередь определяют члены «большой семерки» - Германия, Франция, Великобритания и Италия. Из остальных стран Западной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Швеция. Экономика этих стран менее диверсифицирована и специализируется, как правило, прежде всего на отдельных отраслях. Малые и средние страны субрегиона особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах, микрогосударствах Западной Европы (Андорре, Мальте, Лихтенштейне, Сан-Марино, Монако, Ватикане). Наиболее низким уровнем экономического развития в субрегионе характеризуются Исландия, Ирландия, Португалия, Греция.

           Топливно-энергетический комплекс Западной Европы до недавнего времени опирался на собственные ресурсы, в структуре этих ресурсов преобладал уголь. Сейчас наметилось сокращение доли угля (до 20%) и переход на нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе - в Северном море (1/3 потребностей), так и импортируемые из развивающихся стран и России. Доля нефти и газа в топливно-энергетическом балансе - около 45%. На ТЭС вырабатывается более 50% электроэнергии, на ГЭС - около 15%, хотя гидроэнергетический потенциал в основном уже освоен. Важное место в структуре электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, Германия, Великобритании - занимают АЭС.

         Металлургическая промышленность Западной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и/или сырьем. - Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге. После Второй мировой войны центры металлургии стали размещаться в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды. В последнее время в черной металлургии наблюдается тенденция к строительству заводов меньшего размера (мини-заводы).

           Машиностроение и металлообработка - ведущая отрасль промышленности Западной Европы, на нее приходится около 1/3 объема промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Получили развитие все основные отрасли машиностроения, но особенно велико значение транспортного машиностроения (автомобилестроение, судостроение) и станкостроения.

Машиностроение  ориентируется прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру. По общему уровню развития машиностроения выделяются прежде всего Германия, Великобритания, Франция, Италия - страны с высоким уровнем развития машиностроения, значительным экспортом, ряд стран  с высоким уровнем развития отдельных  отраслей - Швейцария, Швеция. Нидерланды, Бельгия, Норвегия. В некоторых странах  машиностроение развито пока слабо - Ирландия, Португалия, Исландия.

        Химическая промышленность в Западной Европе занимает второе место после машиностроения. Важной переменой в структуре отрасли в течение последних 20 лет стала ее переориентация на углеводородное сырье. Крупные центры нефтехимии расположены в эстуариях Рейна, Темзы, Сены, Эльбы, Роны; в них эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

         Легкая промышленность Западной Европы переживает тяжелые времена, хотя в начале XX в. легкая промышленность Европы занимала первое место в мире. Старые промышленные текстильные районы в Великобритании, Бельгии, Франции, Италии продолжают работать, но их значение невелико, а кроме того, легкая промышленность смещается в Южную Европу, где есть резервы дешевой рабочей силы.

Во многих странах  сохраняются богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных  инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т.д.

       Сельское хозяйство субрегиона в целом высокоразвито, занимает видное место в мировом сельском хозяйстве, здесь производится до 15% зерна, около 15% мяса и 30% молока. По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и экспортирует часть продукции.

        После Второй мировой войны произошли изменения в землевладении и землепользовании - на смену универсальному мелкому крестьянскому хозяйству пришло крупное специализированное хозяйство, система агро-бизнеса. Но в аграрных отношениях и уровне развития сельского хозяйства, его специализации и товарности сохраняются большие различия между странами. Этому также способствуют природные различия. Под воздействием вышеперечисленных факторов в субрегионе сложились три основных типа сельского хозяйства.

  1. Североевропейский тип характерен для Скандинавии, Финляндии, Великобритании. Здесь в основном преобладает молочное животноводство и кормовое растениеводство.
  2. Среднеевропейский тип характеризуется преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Растениеводство поставляет как продовольственную, так и кормовую продукцию.
  3. Южноевоопейский тип - выделяется, в отличие от первых двух, преобладанием субтропического растениеводства, животноводство же значительно уступает ему.
  4. Рыболовство является отраслью международной специализации в Норвегии, Дании, Исландии; развито во всех приморских государствах.

Транспортные  магистрали Западной Европы составляют единую региональную транспортную систему. Здесь очень высока густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Главную роль в грузообороте играет автомобильный транспорт, сеть автодорог постоянно растет, а сеть железных дорог сокращается. Большое значение имеют также исторически сложившиеся и новые морские и речные пути. В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. Аналогичными узлами являются также и крупные морские порты, превратившиеся в настоящее время в портово -промышленные комплексы.

 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

Информация о работе Мировая экономика