Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:56, реферат

Краткое описание

Мировая экономика- это много уровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.

Оглавление

Введение 3
1. Мировая экономика 5
- Население мира.
2. Промышленность мира 14
- Транспорт.
3. Комплексная социально-экономическая характеристика
региона 18
- Западная Европа.
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

мировая экономикаd.docx

— 48.83 Кб (Скачать)

Особые сложности  в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских  странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической  Африки, где сохраняются национально-религиозные  традиции многодетной семьи.

             Население Земли размещено крайне неравномерно. 70% населения живет всего на 7% территории суши.

В Восточном  полушарии сосредоточено 80% всего  населения, в Северном полушарии - 0,9%. При этом основная масса людей  живет в пределах умеренного, субтропического  и субэкваториального климатических  поясов. 15% территории суши совершенно не освоены людьми - это области  с экстремальными природными условиями.

             Главным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения. Средняя плотность населения Земли - 40 чел./км2. Однако неравномерность размещения населения в разных регионах и странах мира огромна. Показатель плотности населения колеблется от десятых долей до 2000 чел./км2.

Плотность населения  Зарубежной Европы и Азии составляет более 100 чел./км2, в Северной и Южной  Америке - около 20 чел./км2, а в Австралии  и Океании - не более 4 чел./км2.

Сравнение плотности  населения отдельных стран позволяет  выделить три группы стран:

  • страны с очень высокой плотностью населения - более 200 чел./км2 (Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Израиль, Ливан, Бангладеш, Республика Корея, Сальвадор);
  • страны с плотностью населения, близкой к средне-мировому показателю - примерно 40 чел./км2 (Ирландия, Ирак, Малайзия, Марокко, Тунис, Мексика, Эквадор);
  • страны с низкой плотностью населения - менее 2 чел./км2 (Монголия, Ливия, Намибия, Австралия, Гренландия).

Неравномерность размещения населения может наблюдаться  и в пределах отдельной страны. Яркими примерами могут служить  Египет (наиболее заселена долина р. Нил), Китай и Австралия (заселена восточная  часть страны), Канада (заселен юг страны), Россия (наиболее заселена европейская  часть страны). В Индонезии плотность  населения на о. Ява составляет 2000 чел./км2, а в районах других островов - до 3 чел./км2.

               Неравномерность размещения населения на Земле объясняется рядом факторов.

  • Влияние природного фактора проявляется:
    • в слабой освоенности территорий с неблагоприятными для человека природными условиями (пустыни, тундры, тропические леса, полярные области);
    • в проживании основной части населения на высоте до 1000 м над уровнем моря (при этом 56% населения сосредоточено на равнинах с высотой до 200 м, 24% - до 500 м над уровнем моря);
    • в концентрации населения вблизи морского побережья (более 50% населения живет в пределах 200 км от побережий морей и океанов);
    • в высокой освоенности территорий с плодородными почвами и благоприятными агроклиматическими условиями (субтропический, субэкваториальный и юг умеренного климатического пояса).
  • Воздействие исторических особенностей заселения суши проявляется в том, что, по мнению ученых, заселение Земли происходило с территорий, где формировался человек современного вида, Юго-Западной Азии, Северной Африки и Южной Европы, по Старому Свету, затем в Америку и Австралию. Время заселения серьезно повлияло на численность населения регионов.
  • Различия в современной демографической ситуации связаны с естественным приростом населения отдельных стран. Яркий пример - Бангладеш с высоким уровнем рождаемости. Плотность населения этой страны в настоящее время составляет более 750 чел./км2.
  • Воздействие социально-экономических условий связано с размещением промышленных зон, транспортных путей, освоением крупных месторождений полезных ископаемых, способствующих концентрации населения.

      В настоящее время в мире можно выделить несколько районов наибольшей концентрации населения. К ним относятся:

  • Восточная Азия (восточное побережье Китая, Япония, КНДР, Республика Корея), где проживает около 1 млрд чел.;
  • Южная Азия (Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан), где проживает около 1 млрд чел.;
  • Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия), где проживает свыше 300 млн чел.;
  • Зарубежная Европа, где проживает около 500 млн. чел.;
  • Северо-восток США, где проживает около 100 млн. чел.

        По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское:

Сельское  расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. Существует две формы сельского расселения:

    • групповая (деревенская) она наиболее характерна для стран Центральной и Южной Европы, России, Японии;

    • рассеянная (ферма) наиболее распространена в США, Канаде, Австралии.

Городское расселение

Города возникли ещё в древности как центры административной власти, торговли и  ремесла. Определение города в разных странах различно. Например, в США  городом считается поселение  свыше 2,5 тысяч человек, в Индии  — свыше 5 тыс., Японии — 30 тыс., а  в Финляндии, Швеции и Дании —  лишь более 200 человек.

В настоящее  время основной формой расселения людей  становятся города, об этом свидетельствует  изменения соотношений городского и сельского населения за последние  несколько лет.

Процесс роста  городского населения, увеличение числа  городов и их укрепления, повышение  роли городов в современном мире называется урбанизацией. Сейчас урбанизированные территории занимают 1% суши, но на них  уже проживает 45 % населения.

Этот процесс  характеризуется:

    • быстрыми темпами роста городов;
    • расползанием городов, образование городских агломерацией;
    • концентрацией населения в больших городах.

Особо выделяются города-миллионеры, число которых  перевалило за 300. Близко расположенные  города зачастую сливаются, образуя  агломерации. Примером городских агломераций могут служить Мехико, Сан-Паулу, Токио, Нью-Йорк, Москва.

Главными проблемами урбанизации являются:

    • экологическая (города дают до 80 % всех выбросов в атмосферу, «выбрасывают» в окружающую среду до 3 млрд. тонн твердых отходов, свыше 500 м. куб. бытовых стоков);
    • стихийность и неуправляемость этого процесса, который ведет к возникновению так называемой ложной или «трущобной» урбанизации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Промышленность  мира
 

Транспорт. 

        Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.

       Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов.

Соотношение видов  транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система  промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40 % — на автомобильный, а оставшиеся 35 % — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

Сухопутный  транспорт

Железнодорожный — и в наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов, Около 50 % общей длины железных дорог приходится на 10 стран —  США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа.

Автомобильный — лидирует во внутригородских и  пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог  выделяются — США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония.

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Трубопроводный  — получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше — 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.

Водный  транспорт

Морской — из всех видов мирового транспорта самым  дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит  наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового  флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан.

К крупнейшим мировым  портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Речной —  использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).

Самый большой  речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт  — самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах  сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован  в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты  мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др.

        Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мировая экономика