Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:56, реферат
Мировая экономика- это много уровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.
Введение 3
1. Мировая экономика 5
- Население мира.
2. Промышленность мира 14
- Транспорт.
3. Комплексная социально-экономическая характеристика
региона 18
- Западная Европа.
Список используемой литературы 25
Особые сложности
в проведении демографической политики
имеются в арабско-
Население Земли размещено крайне неравномерно. 70% населения живет всего на 7% территории суши.
В Восточном полушарии сосредоточено 80% всего населения, в Северном полушарии - 0,9%. При этом основная масса людей живет в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов. 15% территории суши совершенно не освоены людьми - это области с экстремальными природными условиями.
Главным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения. Средняя плотность населения Земли - 40 чел./км2. Однако неравномерность размещения населения в разных регионах и странах мира огромна. Показатель плотности населения колеблется от десятых долей до 2000 чел./км2.
Плотность населения Зарубежной Европы и Азии составляет более 100 чел./км2, в Северной и Южной Америке - около 20 чел./км2, а в Австралии и Океании - не более 4 чел./км2.
Сравнение плотности
населения отдельных стран
Неравномерность размещения населения может наблюдаться и в пределах отдельной страны. Яркими примерами могут служить Египет (наиболее заселена долина р. Нил), Китай и Австралия (заселена восточная часть страны), Канада (заселен юг страны), Россия (наиболее заселена европейская часть страны). В Индонезии плотность населения на о. Ява составляет 2000 чел./км2, а в районах других островов - до 3 чел./км2.
Неравномерность размещения населения на Земле объясняется рядом факторов.
В настоящее время в мире можно выделить несколько районов наибольшей концентрации населения. К ним относятся:
По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское:
Сельское расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. Существует две формы сельского расселения:
• групповая (деревенская) она наиболее характерна для стран Центральной и Южной Европы, России, Японии;
• рассеянная (ферма) наиболее распространена в США, Канаде, Австралии.
Городское расселение
Города возникли ещё в древности как центры административной власти, торговли и ремесла. Определение города в разных странах различно. Например, в США городом считается поселение свыше 2,5 тысяч человек, в Индии — свыше 5 тыс., Японии — 30 тыс., а в Финляндии, Швеции и Дании — лишь более 200 человек.
В настоящее
время основной формой расселения людей
становятся города, об этом свидетельствует
изменения соотношений
Процесс роста городского населения, увеличение числа городов и их укрепления, повышение роли городов в современном мире называется урбанизацией. Сейчас урбанизированные территории занимают 1% суши, но на них уже проживает 45 % населения.
Этот процесс характеризуется:
Особо выделяются города-миллионеры, число которых перевалило за 300. Близко расположенные города зачастую сливаются, образуя агломерации. Примером городских агломераций могут служить Мехико, Сан-Паулу, Токио, Нью-Йорк, Москва.
Главными проблемами урбанизации являются:
Транспорт.
Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов.
Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40 % — на автомобильный, а оставшиеся 35 % — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.
Сухопутный транспорт
Железнодорожный — и в наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов, Около 50 % общей длины железных дорог приходится на 10 стран — США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа.
Автомобильный
— лидирует во внутригородских и
пригородных
В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.
Трубопроводный — получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше — 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.
В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.
Водный транспорт
Морской — из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан.
К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.
Речной — использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).
Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).
Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др.
Транспорт в настоящее время, стал меньше
зависим от природы. Но одновременно растет
отрицательное воздействие транспорта
на природу (тепловое, шумовое, химическое
и другие виды загрязнений). Многие страны
принимают меры по защите окружающей среды
от негативного воздействия транспорта.