Масштабы, структура и динамика внешней трудовой миграции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 04:55, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является внешняя трудовая миграция в РФ как важнейшая составляющая системы международных экономических отношений в современных условиях.
Предмет исследования – социально-экономические последствия внешней трудовой миграции для России, а также комплекс мер по регулированию государственной миграционной политики.

Оглавление

Введение
Глава 1. Государственное регулирование миграционной политики РФ. Состояние и направления корректировки.
1.1. Основные направления и принципы миграционной политики
1.2. Международное сотрудничество
Глава 2. Масштабы, структура и динамика внешней трудовой миграции в России.
2.1. Россия как центр международной трудовой миграции стран Евразии
2.2. Оценка масштабов нелегальной миграции в Россию
2.3. Взаимосвязь трудовой миграции и социально – экономического развития регионов РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

внешняя трудовая миграция и Россия.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

В эпоху глобализации многие социально-экономические проблемы невозможно решить в рамках национальных экономик, для этого требуются совместные согласованные усилия мирового сообщества.

1.2.Сотрудничество со странами СНГ

Для России в сфере международного сотрудничества приоритетное место занимают страны СНГ. Ключевой составляющей в оптимизации проблемы занятости и повышении эффективности использования совокупного трудового потенциала государств СНГ является поэтапное формирование общего рынка труда в условиях равноскоростной и разноуровневой интеграции. Учитывая экономические и политические реалии на постсоветском пространстве в ближайшее время целесообразно сконцентрировать усилия на формировании общего рынка труда, включающего Россию, Казахстан и Беларусь. В дальнейшем он мог бы расширяться за счет стран, имеющих желание и политическую волю к подобной интеграции – например, Таджикистан, Кыргызстан и др.

Предлагаемые практические меры включают:

  • координацию социальной политики и создание единого правового поля в социально-трудовой сфере, т.е. разработку единых принципов и унификацию законодательных актов стран (определение размеров минимальной заработной платы, пособий по безработице, пенсий и др.);
  • формирование единого образовательного пространства (унификация образовательных стандартов, создание единой системы классификации профессий и квалификации, взаимное признание государственных дипломов, обмен студентами, создание межстрановых центров профподготовки и др.);
  • создание системы социального партнерства на общем рынке труда с едиными организациями предпринимателей и профсоюзов наподобие тех, что существуют в ЕС;
  • внедрение эффективно действующей информационной системы по мониторингу состояния рынков труда;
  • создание с участием государств и бизнеса, межнациональных рекрутинговых агентств, распределяющих миграционные потоки на договорной основе в зависимости от реальных вакансий;

 

Глава 2. Масштабы, структура и динамика внешней трудовой миграции в России.

2.1. Россия как центр притяжения международной трудовой миграции стран Евразии

После распада СССР Россия превратилась в один из мировых центров притяжения международных мигрантов. В начале 1990-х годов в Евразии стало интенсивно формироваться новое миграционное пространство, коренным образом изменились тенденции и характер миграционных процессов. Миллионы бывших соотечественников, ставших для республик, некогда входивших в СССР, иностранцами или лицами без гражданства, сменили место постоянного жительства и уехали в другие государства бывшего Союза, в основном в Россию.

За период с 1991 по 2006 гг., только по данным официальной статистики5, в Россию приехали на постоянное жительство 8,6 млн. человек, а объем миграционного прироста составил около 4 млн. человек. В условиях демографического кризиса и естественной убыли населения миграция стала основным источником пополнения трудовых ресурсов и фактором компенсации демографических потерь, составивших за тот же период более 11 миллионов человек6.

В первые годы после распада СССР происходило постоянное увеличение въезда. Кульминационным стал 1994 г., когда в Россию из ближнего зарубежья прибыли по каналам внешней миграции 1,1 млн. человек, а положительное сальдо миграции увеличилось почти в 15 раз – с 57 тыс. чел. в 1991 г. до 810 тыс. чел. в 1994 г. Россия стала практически единственной принимающей страной на постсоветском пространстве. Однако с середины 90-х годов стала проявляться и устойчивая тенденция к постепенному сокращению зарегистрированной нетто-миграции (см. рис. 1).

Рис. 1. Зарегистрированная нетто-миграция в Россию в период

2000 – 2008 гг., тыс. чел.

Источник: Россия в цифрах 2008, С.89.

 В 2000 году она составила –  213,6 тыс. чел., а уже в  2003 г. – 35,1 тыс. чел., объем нетто-миграции сократился в 6 раз. Только в 2005 г. ситуация изменилась, миграционный прирост населения России составил 107,4 тыс. чел., а в 2007 г. он увеличился практически вдвое, что произошло в результате возросшего числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в РФ. В 2007г. было отмечено не только увеличение миграционного прироста, но и сокращение числа выбывших за пределы России. Однако за январь-ноябрь 2008г. число мигрантов внутри России сократилось на 52,8 тыс. чел., или на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.7

В первой половине 90-х годов в полную силу заявил о себе феномен депопуляции, связанный с интенсивным ростом смертности при одновременном снижении рождаемости, что привело к естественной убыли населения8, а распад СССР превратил проблему пополнения населения за счет миграции из сугубо внутренней во внешнеполитическую.

Демографический кризис.

За последние десять лет численность населения России уменьшилась более чем на 5 млн. чел. и составила на начало 2008 г. 142,0 млн. чел. В 2005 г. в 78 субъектах РФ отмечалось снижение числа родившихся, в 47 субъектах РФ увеличение числа умерших. В целом по стране превышение умерших над родившимися составило 1,6 раза, причем в 23 субъектах РФ оно составило 2,0-2,8 раза. Естественный прирост населения в 2005 г. зафиксирован только в 16 субъектах РФ (в 2004г. – в 17 субъектах)9. В 2007 г. естественный прирост населения в РФ составил – (- 470,3) тыс. чел.10 Различные прогнозные оценки численности населения России в текущем столетии имеют преимущественно пессимистический характер: в ближайшие 15-20 лет оно будет уменьшаться. По разным оценкам к 2015 г. численность населения России составит 130-135 млн. чел., к 2025 году – 115-125, а к 2050 – 90-110 млн. жителей11.

 

Ее характер определяется тремя фундаментальными факторами, один из которых – возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Для ответа на существующие вызовы и преодоления негативных демографических тенденций концепция долгосрочного развития предусматривает необходимость проведения активной демографической политики. В качестве ее целевых ориентиров обозначены: стабилизация численности населения на уровне не ниже 140 млн. чел. в 2015-2020 годах и создание условий для повышения численности населения к 2025 г. до 143-145 млн. человек, повышение средней продолжительности жизни до 75 лет. 12

Задача снижения смертности и повышения продолжительности жизни непростая, но в долгосрочной перспективе принципиально решаемая. Правда, эта мера, восполняющая население вообще, в значительной степени меньше затрагивает трудоспособное население, которым создается общественное богатство. Значительное повышение рождаемости (как добровольное, так и с помощью прямого или косвенного принуждения), судя по мировому опыту, маловероятно.

Необходимо также учитывать, что при принятии соответствующих мер по снижению смертности и повышению рождаемости, реальный эффект может быть достигнут, как минимум, в горизонте одного поколения, тогда как проблемы дефицита работников необходимо решать уже сейчас. В этой связи, важным фактором, способным дать результат в краткосрочной перспективе является иммиграция. Опыт большинства промышленно развитых стран также демонстрирует изменение соотношения между естественным и миграционным приростом в сторону последнего.

Даже при самых оптимистичных прогнозах динамики естественного прироста, приток иммигрантов останется важным элементом противодействия сокращению численности и старению населения. По оценкам ученых и Федеральной миграционной службы, только для того, чтобы Россия могла прийти к середине века примерно с той же численностью трудоспособного населения, которую она имеет сейчас, ей необходимо привлекать ежегодно около 1 млн. трудовых мигрантов.13

В 2006 г., по официальным данным, в России работало 1014 тыс. трудовых мигрантов из более чем 40 стран мира, что составляло 1,5% занятых в российской экономике (см. рис 2).

Вышеприведенные данные получены государственной статистикой, которая не охватывает огромную армию нелегальных мигрантов, о численности которых достоверных данных пока нет. Большинство имеющихся сегодня оценок колеблются в интервале 5-14 млн. чел., из них только в Москве – около 2-3 млн. чел. Из граждан СНГ первые места среди «нелегалов» занимают граждане Азербайджана – до 1 млн. чел14. Максимальные величины назывались руководством ФМС, аргументом часто выступала статистика пограничного контроля.

Рис. 2. Численность трудовых мигрантов работавших в России,

тыс. чел.

Источник: Труд и занятость в России 2007, С. 292.

Между тем, данные о числе иностранцев, въехавших на территорию России и выбывших за ее пределы, отражают число поездок, а не физических лиц. Кроме того, прибытия почти всегда регистрируются лучше, чем выбытия. С 1999-го по 2006 гг., по данным ФПС, число въездов иностранцев формально превысило число выездов из России на 21 миллион событий, половина из них приходится на период с 2002-го по 2006 годы. К сожалению, эта разность часто неверно понимается как «число нелегальных мигрантов, остающихся в стране», что искажает реальную картину понимания миграционной обстановки15.

 

В последние годы большое внимание уделяется созданию систем учета иностранных мигрантов в России. С 2002 г. введены в действие миграционные карты, на основании которых в перспективе возможно создание базы данных, адекватно отражающей процесс прибытия и выбытия иностранцев. В настоящее время потенциал этих носителей информации используется не полностью.

 

2.2. Оценка масштабов нелегальной эмиграции в Россию

Можно выделить основные группы нелегальных трудовых мигрантов, существенно различающиеся сроками пребывания и занятости, семейным, возрастным составом, сферами занятости, ориентацией на адаптацию/интеграцию, сетевыми связями:

  • постоянно проживающие в России иммигранты (зачастую с семьями), практически не посещающие страну своей гражданской принадлежности и не пересылающие туда деньги (например, многие граждане Азербайджана, Грузии, Вьетнама). По оценкам, эта группа составляет более трети всех нелегалов;
  • сезонные работники, работающие в течение 6-9 месяцев в России (граждане Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Молдавии, занятые преимущественно на стройках), представляющие еще одну треть нелегальных мигрантов;
  • трудовые мигранты, работающие в России в течение короткого времени, спорадически (как правило, жители приграничных регионов, мелкие торговцы);
  • транзитные мигранты, использующие Россию, как перевалочный пункт для дальнейшей в миграции в европейские страны (по оценкам, до 20% всех нелегалов);

Нелегальная иммиграция несет в себе целый ряд реальных и потенциальных угроз, являясь питательной базой для теневой экономики. К негативным сторонам этой категории миграции следует отнести:

  • уход от налогов;
  • осложнение криминогенной обстановки (по данным МВД, почти половина всех преступлений в стране совершается иностранцами);
  • отток значительных финансовых средств в страну постоянного проживания мигранта (общая сумма трансфертов в 2007 г. оценивается в 5,2 $млрд. Сумма денежных переводов, отправляемых грузинскими мигрантами на родину, составляет примерно 20% ВВП Грузии, аналогичный показатель для Молдовы – 30%., а граждане Таджикистана поставляют сумму в 2 раза больше национального бюджета своей страны)16;
  • формирование замкнутых земляческих кланов порождает напряженность в этнических отношениях. В результате неконтролируемого наплыва иммигрантов в России усиливаются политический экстремизм и национальная рознь, возрастает активность проповедников радикальных и экстремистских идей;
  • государственные расходы на депортацию мигрантов на родину;

По утверждению директора Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ К. Ромодановского прямой ежегодный экономический ущерб от деятельности нелегальных мигрантов в России составляет более 200 млрд. руб., что сопоставимо с расходами федерального бюджета на образование и социальную политику17.

Другой острой проблемой является неравномерное распределение иммигрантов по территории страны. В России сформировался ряд мощных центров притяжения населения, ведущая роль среди которых принадлежит Москве и Московской области. Причем потоки мигрантов из-за рубежа направляются в те же и без того густонаселенные регионы, что и внутренние мигранты, в то время как большинство других российских регионов испытывают нехватку работников. После распада СССР картина территориального движения населения России изменилась коренным образом, прервав продолжавшееся на протяжении столетий движение населения на север и восток страны.

Распределение мигрантов по субъектам Федерации выглядит следующим образом. Половина прибывших иностранных работников в РФ в 2007 г. сосредоточена в двух Федеральных округах Центральном и Приволжском. На долю остальных округов приходится 48,3% прибывших, из них 27,6% приходится на Южный и Сибирский Федеральные округа. Лидерами по количеству мигрантов по прежнему являются: Москва и Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Тюменская и Кемеровская область.

Распределение мигрантов по секторам занятости выглядит достаточно неравномерно. Около 41% трудовых мигрантов заняты в строительстве; 26,7% – в торговле; 7,1% – в промышленности; 7,2% – в сельском хозяйстве; 4,6% – в транспортной отрасли; 11,6% – в других видах деятельности18. Реальное распределение несколько отличается от официальных данных из-за большого недоучета мигрантов в тех секторах экономики, где неформальная и теневая занятость особенно распространены: в сельском хозяйстве и сфере услуг, в том числе в частных домохозяйствах.

По данным ФМС, приезжие из стран СНГ составляли в 2006 г. 53% от общего числа трудовых мигрантов. Однако, согласно экспертным оценкам, их доля значительно выше и составляет не менее 2/3. Большинство легальных трудовых мигрантов в 2006 г. были гражданами Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Китая (20,8%) и Турции (10,0%)19.

В последние годы все чаще разворачиваются дискуссии о так называемой «китайской угрозе». Для России в целом китайская миграция не представляет опасности. Сегодня на территории страны китайцев гораздо меньше, чем азербайджанцев или армян: по оценкам не более 400-500 тыс. единовременно. Однако при неконтролируемой миграции в приграничных областях могут возникнуть серьезные проблемы. Плотность населения на китайской стороне границы в 15-30 раз выше, чем на российской, где в 90-е годы темпы депопуляции были выше, чем в целом по России почти в 6 раз20.

Информация о работе Масштабы, структура и динамика внешней трудовой миграции в России