Масштабы, структура и динамика внешней трудовой миграции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 04:55, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является внешняя трудовая миграция в РФ как важнейшая составляющая системы международных экономических отношений в современных условиях.
Предмет исследования – социально-экономические последствия внешней трудовой миграции для России, а также комплекс мер по регулированию государственной миграционной политики.

Оглавление

Введение
Глава 1. Государственное регулирование миграционной политики РФ. Состояние и направления корректировки.
1.1. Основные направления и принципы миграционной политики
1.2. Международное сотрудничество
Глава 2. Масштабы, структура и динамика внешней трудовой миграции в России.
2.1. Россия как центр международной трудовой миграции стран Евразии
2.2. Оценка масштабов нелегальной миграции в Россию
2.3. Взаимосвязь трудовой миграции и социально – экономического развития регионов РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

внешняя трудовая миграция и Россия.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание работы:

Введение

Глава 1.  Государственное регулирование миграционной политики РФ. Состояние и направления корректировки.

1.1. Основные направления и принципы миграционной политики

       1.2. Международное сотрудничество

Глава 2. Масштабы, структура и динамика внешней трудовой миграции в России.

2.1. Россия как центр международной трудовой миграции стран Евразии

2.2. Оценка масштабов нелегальной миграции в Россию

2.3. Взаимосвязь трудовой миграции  и социально – экономического развития   регионов РФ

Заключение

Список использованной литературы

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации мировых социально-экономических отношений, стремительное развитие и совершенствование транспортных сетей и средств коммуникаций, либерализация движения товаров, капитала и финансовых потоков наряду с начавшимися реформами в России не смогли не коснуться страны и оставить ее в стороне от всеобщих тенденций формирования глобального мирового хозяйства. Результатом демократических преобразований и вхождения России в мировое рыночное сообщество стало развитие такого многогранного процесса, как международная миграция населения.

Среди всего многообразия миграционных потоков, особенно выделяется внешняя трудовая миграция, или экспорт-импорт работников в рамках международного рынка труда. С экономической точки зрения именно этот вид миграций является наиболее важным для страны.

Процесс внешней трудовой миграции в России  вызывает далеко не однозначные оценки среди научного сообщества, что обусловлено несколькими обстоятельствами:

во-первых, в отличие от многих других стран, современная внешняя трудовая миграция – явление новое для России. До 1990-х годов внешняя миграция, в том числе и трудовая, не имела существенного значения для страны, но в отличие от современных миграций, которые слабо или вовсе не контролируются государством, перемещения людей в Советском Союзе были в несравненно большей степени управляемы;

во-вторых, формирование после распада СССР так называемого ближнего зарубежья одномоментно превратило внутренние миграционные потоки между бывшими республиками во внешние, требующие совершенно иных подходов, иной миграционной политики. Россия, в силу своего более благополучного экономического положения, стала мощным центром притяжения трудовых мигрантов из стран СНГ и некоторых развивающихся стран дальнего зарубежья;

в-третьих, специфичность положения России на международном рынке труда заключается в том, что она выступает не только в качестве реципиента работников, но и сама поставляет их в страны дальнего зарубежья. Однако, несмотря на более чем десятилетнюю историю вовлечения постсоветской России в международный рынок труда, основы цивилизованной, организованной трудовой миграции в стране начинают только складываться, регулирование и контроль международных потоков работников еще не приобрело характер хорошо продуманной государственной миграционной политики. В первую очередь, это выражается в огромных потоках неконтролируемой трудовой миграции, превышающих, по некоторым оценкам, официальные масштабы миграции в десятки раз. Что касается граждан, выезжающих за рубеж, то помимо нелегальной трудовой занятости большую тревогу для будущего России вызывают намерения многих из них использовать временное трудоустройство с целью дальнейшего переезда на постоянное местожительство за рубеж. Несмотря на незначительные демографические последствия данного  явления, основная проблема заключается в том, что уезжают молодые, энергичные, образованные российские граждане, эмиграция носит чёткий характер «утечки умов»;

в-четвертых, трудности изучения явления внешней трудовой миграции, ее социально-экономических последствий, связаны, не в последнюю очередь, с несовершенствами в сфере статистического учета миграционных потоков. Причем, с подобной проблемой сталкиваются не только российские исследователи, но и ученые западных стран, где статистический учет демографических процессов проводится достаточно тщательно. К типичным техническим проблемам, с которыми сталкиваются исследователи, можно отнести следующие: недостаток статистической информации; различные толкования основополагающих понятий и терминов (например "иностранное население", "трудовой мигрант" и т.д.); отсутствие четкой классификации миграций и единого унифицированного подхода к типологии миграции в различных странах, что затрудняет их сравнительный анализ;

Сегодня Россия находится на новом этапе экономического развития. На высшем уровне сформулированы важнейшие стратегические задачи страны (удвоение ВВП, уменьшение бедности и др.). В 2007 году вступило в силу новое миграционное законодательство, которое стало одним из самых либеральных в мире. В 2008 году президент России Д. А. Медведев поддержал начатый курс В. В. Путина в области миграционной политики и  продолжает развивать данное направление.

Объектом исследования является внешняя трудовая миграция в РФ как важнейшая составляющая системы международных экономических отношений в современных условиях.

Предмет исследования – социально-экономические последствия внешней трудовой миграции для России, а также комплекс мер по регулированию государственной миграционной политики.

 

 

 

Глава 1.  Государственное регулирование миграционной политики РФ. Состояние и направления корректировки.

1.1. Основные направления и принципы миграционной политики.

Основным вектором миграционной политики сегодня стали попытки расширения легальных каналов миграции, снятия административных барьеров, мешающих легализации. В 2006 г. был принят Закон о миграционном учете иностранных граждан и внесены существенные поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан. Эти законы, вступившие в силу с 15 января 2007 г., существенно упростили процедуру регистрации (постановки на миграционный учет) и получения разрешений на работу. По предварительным данным ФМС, в 2007 г. число обратившихся за разрешением на работу и поставленных на миграционный учет в несколько раз превысило показатели того же периода 2006 г.1 Большие усилия прилагаются для укрепления  государственной границы РФ, что также должно уменьшить число нелегалов в России.

Анализируя современную миграционную политику нельзя не учитывать факт мирового финансового кризиса, середины 2008 г.

Влияние кризиса напрямую отразилось на возросшем уровне безработицы в стране. По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 г. увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опоросов, проводимых Росстатом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения2.

В связи с этим стоит обратить особое внимание на количество и качество привлекаемых иностранных трудовых ресурсов с целью снижения уровня напряженности на рынке труда, так как в условии нарастающего кризиса первоочередная задача – это обеспечение рабочими местами коренного населения страны. Вследствие чего следует сократить квоты на привлекаемых трудовых мигрантов и более четко определить, исходя из реальной потребности экономики, требуемое количество и качество дополнительных трудовых ресурсов.

В качестве основных недостатков существующей миграционной политики можно назвать следующие:

  • жесткая централизация миграционной политики, игнорирующую потребности различных субъектов РФ и муниципальных образований, что лишает ее необходимых качеств (гибкости, динамичности, избирательности);
  • отсутствие систем отбора мигрантов по профессионально-квалификационному признаку;
  • отсутствие четкой официальной позиции относительно роли миграции в экономике России, отсутствие активного противодействия нагнетанию (не без участия силовых ведомств) мигрантофобии;
  • невнимание к развитию программ адаптации и мягкой ассимиляции мигрантов, борьбе с самоизоляцией этнических сообществ;
  •    недостаточной осведомленности мигрантов и работодателей о новых процедурах регистрации и оформления на работу;
  • недостаточный контроль за  интеграцией мигрантов в экономику и общество;
  • недостаточно жесткий контроль за качеством привлекаемых иностранных ресурсов;

Меры по регулированию миграционной политики РФ включают в себя следующее:

  • разработка методологии оценки потребности в дополнительных трудовых ресурсах;
  • внедрение системы приоритетов и механизма отбора мигрантов по профессионально-квалификационным, языковым, культурным и прочим критериям;
  • разработка программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции;
  • отработка механизма защиты национального рынка труда, приоритетного права граждан РФ на занятие рабочих мест;
  • создание и развитие сети агентств для информирования мигрантов и работодателей;
  • создание региональных банков вакансий и центрального банка предложений работников;
  • проведение систематических кампаний по информированию общества о положительном вкладе мигрантов в экономику и общественную жизнь РФ;

Необходимо совершенствовать и организационную структуру миграционной политики. Так, целесообразно создать специальную государственную комиссию, которая занималась бы всем комплексом вопросов, связанных с миграционной и демографической политикой (экономические аспекты, вопросы материнства и детства, социально-культурной адаптации и т.п.).

Важнейшей задачей государственной политики является вывод из тени миграционных потоков и занятости иностранных работников. Необходимо создать систему, когда иммигранту будет более выгоднее зарегистрироваться, чем не зарегистрироваться, а бизнес-структуре – использовать легальный труд, в отличие от нелегального. Это подразумевает, прежде всего, разрушение бюрократических барьеров питающих коррупцию. Основными мерами здесь являются:

  • миграционная амнистия, подразумевающая легализацию в установленный срок лиц, нелегально находящихся на территории страны, что позволит единовременно сильно сократить нелегальный сектор минимальными средствами. Претендующие на получение амнистии лица не должны иметь никаких других проблем с российским законодательством кроме нарушения правил регистрации. Основными условиями амнистии нелегальных иммигрантов должны стать знания русского языка, наличие места работы или источника дохода;
  • меры по легализации миграции и трудового найма должны сопровождаться усилением контроля над миграцией и использованием работодателями труда иностранцев, условиями их занятости, а также ужесточением наказания (вплоть до уголовного преследования) работодателей, эксплуатирующих труд незаконных мигрантов;

Потребность в притоке иммигрантов имеет не только количественную, но и структурную природу. Поэтому одним из главных принципов миграционной политики должна быть селективность, т.е. привлечение трудовых мигрантов, исходя из экономических и геополитических интересов России. Селективность проявляется в регулировании этнического, культурного, квалификационного, состава иммигрантов, а также территорий их расселения.

Мигранты из стран СНГ должны играть более заметную роль на российском рынке труда по сравнению с импортируемыми трудовыми ресурсами из стран дальнего зарубежья. Характерная особенность работников из стран СНГ – их территориальная, историческая и зачастую культурная и этническая близость к России, а также знание русского языка, российских норм и обычаев.

По оценкам, реальный миграционный потенциал стран СНГ и Балтии в текущем десятилетии составляет примерно 8 млн. чел., включая: 3,5 млн. русских, 0,5 млн. представителей других российских этнических групп, 1 млн. чел., принадлежащих к титульным национальностям стран СНГ и Балтии, но не государства резиденции и 3 млн. чел. других, преимущественно коренных этнических групп страны проживания3.

Отдельным направлением миграционной политики должна стать интенсификация репатриации соотечественников, которая способна выступить в качестве идеи, консолидирующей российское общество и диаспору за рубежом.

В 2008 г. Президент Д. А. Медведев в Послании Федеральному собранию РФ специально отметил: «Приезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям»4. Исходя из этого, необходимо принять меры по регулированию этнического состава мигрантов и их социальной адаптации, которые включают:

  • противодействие формированию центров компактного проживания в городах на основе этнического и земляческого принципов (по типу китайских и вьетнамских анклавов «рынок-общежитие»). Введение по примеру Дании правила о вселении в один подъезд дома не более одной семьи иммигрантов;
  • определение пределов допустимого формирования диаспор из соседних стран (в процентах от численности населения) на приграничных территориях, запрет на создание там компактных поселений и ограничение на приобретение земли иностранцами;
  • разработку и реализацию программ этнокультурной и языковой адаптации мигрантов с привлечением общественных организаций через образовательные каналы, специальные центры поддержки и адаптации;
  • борьбу с расизмом, ксенофобией, разжиганием межнациональной розни;

Информация о работе Масштабы, структура и динамика внешней трудовой миграции в России