Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:59, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является анализ размещение и развития отраслей АПК. Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
-рассмотреть место и роль АПК в России;
-изучить особенности размещения АПК России;
-проанализировать характеристики современного состояния АПК;
-проанализировать сложившиеся проблемы развития АПК и выявить пути их решения;
-определить перспективы дальнейшего развития АПК.
Введение………………………………………...………………...……….…...….3
1.Структура АПК, его роль и назначение в экономике страны. Характеристика и оценка уровня звеньев (сфер) АПК в России в сравнении с зарубежными странами……………………………………………………..……..….……..…...…...4
2.Анализ основных направлений аграрной реформы………………..…..……..7
3. Главные проблемы АПК страны в настоящее время ……………..……..…11
4.Анализ влияния различных факторов на географию АПК…………..……..15
5. Теория Иогана Тюнена……………………………………………………….17
6.Анализ развития сельскохозяйственного производства по ФО с выделением развитых субъектов РФ по объему зерна, мяса, молока………………..................19
7.Факторы размещения и география отраслей АПК, относящихся к первой сфере – производство средств производства для АПК……...…………….……....22
8.Особенности развития АПК в Кемеровской области….……………...……25
Заключение…………….……………………………………………………..…..27
Список литературы………….………………………………………………….28
Приложение………….…….…………………………………….………………29
Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную продукцию путем индексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.
Идет создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, торги и др., разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.
Активно в АПК идет формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго добровольной основе, а критерием преимущества может быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы 3/4 продукции сельского хозяйства будет производиться крупными сельскохозяйственными предприятиями: ассоциациями крестьянских Хозяйств, акционерными предприятиями, агрокооперативами. Крестьянские хозяйства дают только 5,9% общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, газификация, подводка электроэнергии, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимо долгосрочное кредитование и не менее 3—5 лет, чтобы встать на ноги.
Современная аграрная политика направлена на вывод аграрного сектора экономики из кризиса. Предполагается в ближайшие годы обеспечить устойчивый темп роста в АПК — 5—6%, в сельском хозяйстве — 4%. Выделены государственные приоритеты в сельском хозяйстве: 1) развитие зернового экспорта; 2) форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения; 3) повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса; 4) устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий. [6, c.127]
Социальное развитие села будет проходить в рамках целевых федеральных и региональных программ по электрификации, газификации и водоснабжению, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения. Эти программы предусматривают снижение бедности путем роста доходов от сельского хозяйства, расширение несельскохозяйственной занятости, улучшение доступа сельских жителей к социальной и инженерной инфраструктуре.
Различны
направления федеральной
Предстоит осуществить финансовое оздоровление и реформировать неплатежеспособность сельхозпредприятий, реструктуризировать долги сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.
Уровень
государственной поддержки
Аграрная реформа предполагает создание эффективного общероссийского рынка сельскохозяйственной продукции на основе углубления специализации регионов, интенсификации сельскохозяйственного производства при свободном взаимодействии спроса и предложения с элементами государственного регулирования рынка.
На региональном уровне в субъектах РФ функционируют собственные министерства сельского хозяйства, которые выполняют аналогичные федеральному органу функции, но их деятельность ориентирована на учет региональных интересов, комплексное развитие региона, рациональное самообеспечение продуктами сельскохозяйственного производства и его переработки, учитывает специфику местных природных, социально-экономических, экологических условий. Например, в Свердловской области управление сельскохозяйственным производством осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области. Министр является заместителем председателя Правительства Свердловской области. Управление АПК осуществляется по следующим основным направлениям: 1) производство; 2) экономика, финансы и развитие АПК; 3) пищевая и перерабатывающая промышленность; 4) ветеринария. Каждое направление курируется заместителями министра сельского хозяйства области. К основным направлениям работы министерства относятся: государственное регулирование сельского хозяйства, формирование рыночных отношений, укрепление продовольственной безопасности, интеграция науки и производства, содействие проведению земельной реформы, государственный контроль за стандартизацией и безопасностью людей и имущества в АПК. Региональное министерство реализует федеральное и региональное законодательства, постановления правительств РФ и региона, решения федерального Министерства сельского хозяйства РФ в отраслях АПК. В области принят закон «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Свердловской области». Региональные органы много внимания уделяют вопросам социальною развития села, развитию производственной и непроизводственной инфраструктуры, разрабатывают мероприятия по охране окружающей среды в сельском хозяйстве, занимаются вопросами восстановления плодородия почв, содействием развитию садов, огородов, личных подсобных хозяйств. Они проводят ежеквартальный анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий области, занимаются текущим и перспективным планированием. Региональное министерство разрабатывает и реализует государственные целевые программы Свердловской области: «Введение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот в 2004—2008 годы», «Государственная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов в АПК Свердловской области».
Деятельность региональных органов управления максимально отражает проблемы и нужды сельского хозяйства и населения региона; управление также максимально конкретизировано. На этом уровне проводятся семинары, конференции, совещания работников сельского хозяйства регионального, местного уровней, сельхозпредприятий, проводится учеба руководителей организаций и их отдельных подразделений.
На
местном уровне
управление сельскохозяйственным производством
строится на принципе сочетания централизации
и самоуправления в поселениях. Органы
местного самоуправления имеют большие
полномочия в распоряжении муниципальной
земельной собственностью, в контроле
за использованием земель на их территории,
ведут земельный кадастр, осуществляют
территориальное зонирование земель.
Они способствуют развитию предпринимательства
в сельском хозяйстве, создавая благоприятные
условия для деятельности сельских предпринимателей,
развития торговли сельхозпродукцией,
тем самым улучшая условия жизни в сельских
поселениях, повышая уровень самообеспечения
продовольствием. Местные власти иногда
очень эффективно решают целый комплекс
социальных проблем села.
Главные
проблемы АПК страны
в настоящее время.
В «Основных направлениях
Как
видно из перечисленных проблем,
все они относятся к
Ближайшие задачи для АПК страны:
Для
решения проблем и закрепления
положительных тенденций в
Большие надежды возлагаются на Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", реализация которого позволит:
-
улучшить инвестиционный
-
предоставить равные условия
доступа к земельным ресурсам
физическим и юридическим
-
запустить экономический
Возможны два пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции – экстенсивный (т.е. в результате расширения посевных площадей, роста поголовья скота и т.п. без обновления материально-технической основы) и интенсивный, предусматривающий повышение выхода продукции с единицы площади в результате применения более эффективных средств производства, использования достижений НТП. Возможности экстенсивного развития уже почти исчерпаны, поэтому интенсификация (т.е. увеличение материальных и трудовых затрат на единицу земельной площади в целях повышения выхода сельскохозяйственной продукции с каждого гектара, улучшения ее качества, роста производительности труда, снижения себестоимости единицы продукции) является наиболее эффективным и единственно возможным способом развития производства. Основными направлениями интенсификации являются: комплексная механизация, химизация сельского хозяйства, мелиорация земель, повышение энерговооруженности труда в сельском хозяйстве, совершенствование используемых технологий производства. Интенсификация осуществляется на базе углубления специализации сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития агропромышленной интеграции.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса (АПК) России