Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса (АПК) России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является анализ размещение и развития отраслей АПК. Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
-рассмотреть место и роль АПК в России;
-изучить особенности размещения АПК России;
-проанализировать характеристики современного состояния АПК;
-проанализировать сложившиеся проблемы развития АПК и выявить пути их решения;
-определить перспективы дальнейшего развития АПК.

Оглавление

Введение………………………………………...………………...……….…...….3
1.Структура АПК, его роль и назначение в экономике страны. Характеристика и оценка уровня звеньев (сфер) АПК в России в сравнении с зарубежными странами……………………………………………………..……..….……..…...…...4
2.Анализ основных направлений аграрной реформы………………..…..……..7
3. Главные проблемы АПК страны в настоящее время ……………..……..…11
4.Анализ влияния различных факторов на географию АПК…………..……..15
5. Теория Иогана Тюнена……………………………………………………….17
6.Анализ развития сельскохозяйственного производства по ФО с выделением развитых субъектов РФ по объему зерна, мяса, молока………………..................19
7.Факторы размещения и география отраслей АПК, относящихся к первой сфере – производство средств производства для АПК……...…………….……....22
8.Особенности развития АПК в Кемеровской области….……………...……25
Заключение…………….……………………………………………………..…..27
Список литературы………….………………………………………………….28
Приложение………….…….…………………………………….………………29

Файлы: 1 файл

Готовый курсовик.docx

— 109.40 Кб (Скачать)

  Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность  обмена между сельским хозяйством и  отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную продукцию путем индексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.

  Идет  создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, торги и др., разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.

  Активно в АПК идет формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго добровольной основе, а критерием преимущества может быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы 3/4 продукции сельского хозяйства будет производиться крупными сельскохозяйственными предприятиями: ассоциациями крестьянских Хозяйств, акционерными предприятиями, агрокооперативами. Крестьянские хозяйства дают только 5,9% общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, газификация, подводка электроэнергии, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимо долгосрочное кредитование и не менее 3—5 лет, чтобы встать на ноги.

  Современная аграрная политика направлена на вывод  аграрного сектора экономики  из кризиса. Предполагается в ближайшие  годы обеспечить устойчивый темп роста в АПК 5—6%, в сельском хозяйстве 4%. Выделены государственные приоритеты в сельском хозяйстве: 1) развитие зернового экспорта; 2) форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения; 3) повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса; 4) устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий. [6, c.127]

  Социальное  развитие села будет проходить в  рамках целевых федеральных и региональных программ по электрификации, газификации и водоснабжению, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения. Эти программы предусматривают снижение бедности путем роста доходов от сельского хозяйства, расширение несельскохозяйственной занятости, улучшение доступа сельских жителей к социальной и инженерной инфраструктуре.

  Различны  направления федеральной поддержки  по регионам страны: в основных сельскохозяйственных базах страны — повышение эффективности производства, в районах депрессивного сельского хозяйства — создание дополнительных источников доходов для сельского населения этих районов. Государственная поддержка в первую очередь будет направляться не самим производителям сельхозпродукции, а образующимся в аграрном секторе рыночным институтам и инфраструктурным объектам, на расширение сбыта сельскохозяйственной продукции. Создание современной инфраструктуры сбыта позволит быстро поднять эффективность АПК.

  Предстоит осуществить финансовое оздоровление и реформировать неплатежеспособность сельхозпредприятий, реструктуризировать долги сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.

  Уровень государственной поддержки находится  во взаимосвязи с продуктивностью сельского хозяйства. В России на 1 га пашни объем господдержки 5,8 долл., в Евросоюзе 604 долл. Стоимость валовой продукции на 1 га пашни в России 232 долл., в Евросоюзе 3275 долл. Рост продуктивности также предполагается осуществить за счет интенсивных ресурсосберегающих технологий, применения высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных животных, использования новейших достижений биологической науки, повышения плодородия почвы, рационализации поголовья скота и птицы, совершенствования структуры производства продукции животноводства.

    Аграрная реформа предполагает  создание эффективного общероссийского рынка сельскохозяйственной продукции на основе углубления специализации регионов, интенсификации сельскохозяйственного производства при свободном взаимодействии спроса и предложения с элементами государственного регулирования рынка.

  На  региональном уровне в субъектах РФ функционируют собственные министерства сельского хозяйства, которые выполняют аналогичные федеральному органу функции, но их деятельность ориентирована на учет региональных интересов, комплексное развитие региона, рациональное самообеспечение продуктами сельскохозяйственного производства и его переработки, учитывает специфику местных природных, социально-экономических, экологических условий. Например, в Свердловской области управление сельскохозяйственным производством осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области. Министр является заместителем председателя Правительства Свердловской области. Управление АПК осуществляется по следующим основным направлениям: 1) производство; 2) экономика, финансы и развитие АПК; 3) пищевая и перерабатывающая промышленность; 4) ветеринария. Каждое направление курируется заместителями министра сельского хозяйства области. К основным направлениям работы министерства относятся: государственное регулирование сельского хозяйства, формирование рыночных отношений, укрепление продовольственной безопасности, интеграция науки и производства, содействие проведению земельной реформы, государственный контроль за стандартизацией и безопасностью людей и имущества в АПК. Региональное министерство реализует федеральное и региональное законодательства, постановления правительств РФ и региона, решения федерального Министерства сельского хозяйства РФ в отраслях АПК. В области принят закон «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Свердловской области». Региональные органы много внимания уделяют вопросам социальною развития села, развитию производственной и непроизводственной инфраструктуры, разрабатывают мероприятия по охране окружающей среды в сельском хозяйстве, занимаются вопросами восстановления плодородия почв, содействием развитию садов, огородов, личных подсобных хозяйств. Они проводят ежеквартальный анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий области, занимаются текущим и перспективным планированием. Региональное министерство разрабатывает и реализует государственные целевые программы Свердловской области: «Введение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот в 2004—2008 годы», «Государственная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов в АПК Свердловской области».

  Деятельность  региональных органов управления максимально  отражает проблемы и нужды сельского  хозяйства и населения региона; управление также максимально конкретизировано. На этом уровне проводятся семинары, конференции, совещания работников сельского хозяйства регионального, местного уровней, сельхозпредприятий, проводится учеба руководителей организаций и их отдельных подразделений.

  На  местном уровне управление сельскохозяйственным производством строится на принципе сочетания централизации и самоуправления в поселениях. Органы местного самоуправления имеют большие полномочия в распоряжении муниципальной земельной собственностью, в контроле за использованием земель на их территории, ведут земельный кадастр, осуществляют территориальное зонирование земель. Они способствуют развитию предпринимательства в сельском хозяйстве, создавая благоприятные условия для деятельности сельских предпринимателей, развития торговли сельхозпродукцией, тем самым улучшая условия жизни в сельских поселениях, повышая уровень самообеспечения продовольствием. Местные власти иногда очень эффективно решают целый комплекс социальных проблем села. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Главные проблемы АПК страны в настоящее время. 

               В «Основных направлениях агропродовольственной  политики в Российской Федерации на 2001-2010 гг.» перечислены следующие важнейшие проблемы аграрного хозяйства:

  1. В силу низкой рентабельности в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях, произошло сокращение производственно-технического потенциала. Отсутствие необходимых денежных поступлений привело к многократному уменьшению закупок новой техники и оборудования и физической амортизации большей части основных средств сельхозпредприятий. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продовольственную продукцию рост ее производства сдерживается ресурсными ограничениями.
  2. Проблема деградации земель. Вынос питательных веществ из почвы в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, увеличиваются площади закисленных почв.
  3. Острейшей проблемой является тяжелое финансовое положение сельского хозяйства, которое характеризуется:
  • незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее и ограничений сбыта;
  • нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита;
  • высокий кредиторской задолженностью, в основном по льготным государственным кредитам, платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В силу этого подавляющая часть сельхозпредприятий имеет блокированные банковские счета, что обусловливает неденежные формы кредитов, рост бартера, перевод сделок в теневой сектор.[9,c.19]
  1. Нерешенной проблемой остается межотраслевое неравенство цен и доходов. В условиях либерализации экономики сельское хозяйство оказалось совершенно не защищенным перед монополизированными отраслями промышленности.
  1. Проблема сельского населения. Невысокая производительность труда не позволяет обеспечить достойный уровень жизни занятым в отрасли работникам. [1,c.367]
  2. Проблема  сельскохозяйственного машиностроения. Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостатка платёжеспособности спроса, слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение. Почти полное разрушение сельскохозяйственного машиностроения ( свыше 75% парка составляют старые машины, что делает современную и качественную уборку урожая практически невозможной). [1,c.368]
  3. Предприятия, поставляющие средства производства, крайне плохо адаптированы к потребностям отечественного сельского хозяйства.                                    Среди них можно выделить две группы: предприятия, которые работают исключительно на внутренний рынок ( заводы сельхозмашиностроения), и предприятия, имеющие экспортный потенциал (производители минеральных удобрений).                                                    
  4. Проблемы развития сельской местности. Сложность проблемы заключается и в том, что в сельской местности пока недостаточно мест приложения труда в иных секторах, кроме сельскохозяйственной деятельности. Это заставляет руководителей сельхозпредприятий сохранять избыточную численность работников для поддержания социальной стабильности на своей территории, что ведет  к снижению производительности труда и общей рентабельности отрасли.
  5. Проблемы демографического и кадрового потенциала, нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур.

              

   Как видно из перечисленных проблем, все они относятся к долгосрочным проблемам, не решаемым в короткие сроки. Поэтому кризис в аграрном хозяйстве будет в течение длительного времени препятствовать экономическому росту в России. [2,c.93]

   Ближайшие задачи для АПК страны:

   Для решения проблем и закрепления  положительных тенденций в развитии агропромышленного комплекса с  учетом сложившихся условий функционирования АПК, повышения эффективности использования земельных ресурсов и их вовлечения в хозяйственный оборот в среднесрочной перспективе необходимо продолжить институциональные преобразования, в частности, по дальнейшему развитию правовой системы регулирования земельных отношений, формированию эффективных рынков земли, капитала, покупных ресурсов, труда.

   Большие надежды возлагаются на Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", реализация которого позволит:

   - улучшить инвестиционный климат  в аграрном секторе, обеспечить  рациональное использование земли как основного средства производства в сельском хозяйстве и усилить контроль за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения;

   - предоставить равные условия  доступа к земельным ресурсам  физическим и юридическим лицам  всех форм собственности; 

   - запустить экономический механизм  аккумулирования земель сельскохозяйственного назначения в руках эффективных хозяйствующих субъектов до оптимальных размеров, обеспечивающих эффективность производства. [9,c.20-21]

   Возможны  два пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции – экстенсивный (т.е. в результате расширения посевных площадей, роста поголовья скота и т.п. без обновления материально-технической основы) и интенсивный, предусматривающий повышение выхода продукции с единицы площади в результате применения более эффективных средств производства, использования достижений НТП. Возможности экстенсивного развития уже почти исчерпаны, поэтому интенсификация (т.е. увеличение материальных и трудовых затрат на единицу земельной площади в целях повышения выхода сельскохозяйственной продукции с каждого гектара, улучшения ее качества, роста производительности труда, снижения себестоимости единицы продукции) является наиболее эффективным и единственно возможным способом развития производства. Основными направлениями интенсификации являются: комплексная механизация, химизация сельского хозяйства, мелиорация земель, повышение энерговооруженности труда в сельском хозяйстве, совершенствование используемых технологий производства. Интенсификация осуществляется на базе углубления специализации сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития агропромышленной интеграции.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса (АПК) России