Экономические реформы в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:51, реферат

Краткое описание

В первые 8 лет после образования КНР, молодое социалистическое государство, пережившее также и кровопролитную гражданскую войну, прошло через коренные качественные изменения в социально-экономической структуре. Трудно переоценимую помощь в закладке материально-технической базы социализма оказал Китаю Советский Союз и другие соцстраны. Во многом благодаря этой помощи и действительно огромному революционному энтузиазму китайского народа, в эти годы были достигнуты высокие и стабильные темпы экономического роста.

Оглавление

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2. НАЧАЛО КИТАЙСКИХ РЕФОРМ. НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕЗИСЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

3. РЕФОРМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ

4. РЕФОРМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ

5. РЕФОРМА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7. Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

Файлы: 1 файл

эконом реформы.docx

— 53.90 Кб (Скачать)

 

Эксперименты по свободному использованию собственных фондов начались в Китае с 1979 года и явились  частью реформы распределения доходов  государственных промышленных предприятий. Другими ее составляющими стали  в том числе: 1) Переход 5 процентов  фонда заработной платы в собственные  фонды предприятия после выполнения им госплана по объему производства, качеству продукции, прибыли и договорным обязательствам; 2) В разных отраслях были установлены отчисления от прибыли 5,10 и 15 процентов. Свободное использование  формируемых из этих отчислений фондов предоставлялось предприятию в  рамках развития производства, удовлетворения социальных нужд и премиальных выплат; 3) Эксперимент, включающий в себя множество  других частных опытов, по делению  прибыли: а) Дифференцированное отчисление от прибыли в Госбюджет; б) Деление  сверхплановой прибыли; в) Деление  всей прибыли; г) Фиксированный объем  отчисления прибылей; д) Прогрессивный  объем отчислений прибыли; е) Твердые  пропорции деления прибылей и  другое.

 

Однако, можно сказать, что  несмотря на то, что все эти эксперименты имели в тот период определенный экономический эффект, весь эксперимент  в целом стал преходящим явлением. Гораздо более действенным и  полезным во многих отношениях стали  создание, совершенствование и использование  налогов на предприятия. Первый этап налогообложения не претерпел никаких  законодательных изменений и  функционировал по прежней схеме: после  сдачи плановой прибыли оставшаяся ее часть облагалась подоходным налогом. Даже простое упорядочение этого  важного механизма дало сразу  несколько положительных эффектов: во-первых, для хозяйственников значительно  усложнилась процедура припрятывания  в различных собственных фондах подлежащей возврату государству прибыли. Для рентабельных предприятий переход  от многообразных и запутанных способов деления прибыли к четкому  налоговому механизму означал примерно то же, что и для крестьян полный подворный подряд.

 

Второй этап налогообложения  заключался в разделении торгово-промышленного  налога на налоги на добавленную стоимость, на продукцию, соляной и промысловый  налоги. В рамках этого же этапа  были видоизменены подоходный и регулирующий налоги. Вводились новые налоги: на ресурсы, на городское строительство, на постройки, на пользование землей и транспортными средствами.

 

Как уже отмечалось во второй главе, китайским руководством примерно с середины 1984 года началось активное поощрение создания и совершенствования  новых производственных промышленных объединений. Ясно, что это было невозможно без реформы системы управления промышленными предприятиями, которая  имела по отношению к этим нововведениям  переходный характер. Наиболее ключевыми  ее моментами в этом ракурсе были такие преобразования, как передача большой части полномочий управленческого  аппарата производственным звеньям, сокращение за счет этого самого управленческого  аппарата. Более подробно о ней  я уже говорил выше.

 

В августе 1984 года решением постоянного комитета Госсовета  КНР по инициативе министерства Машиностроения данное министерство передало все промышленные предприятия, подчиненные министерству и его региональным представительствам в управление местным органам  власти. Гораздо больший реформаторский настрой местных руководителей  по сравнению с большинством директорского корпуса крупных и средних промышленных предприятий обусловил в совокупности с этим событием значительный рост темпов создания металлургических компаний, а сначала 90-х годов и концернов внутри отрасли.

 

Термин "промышленная компания типа предприятия" или "трест" был узаконен еще летом 1979 года. Во "Временных положениях о системе  управления общегосударственными специализированными  компаниями", принятых в марте 1982 года были определены положения о  непринадлежности этих компаний Госсовету  КНР, об их подчинении соответствующим  по профилю деятельности ведомствам, об определении их статуса по конкретному  назначению и сфере охвата производства, о рамках хозяйственной самостоятельности  и о перспективах перехода на полный хозрасчет.

 

Создание производственных компаний дало сильный толчок расширению кооперации между предприятиями.

 

За период с 1984 по 1990 годы Госсовет КНР принял целый комплекс мер, общее назначение которых можно  определить, как усилия по превращению  национального промышленного потенциала, состоящего из производственных мощностей  отдельных предприятий, в единый производственный механизм с максимальной эффективностью использования хозрасчетных внутрихозяйственных связей. Как  и из сельского хозяйства к  середине 80-х годов, так и из национальной промышленности к началу 90-х годов  китайским реформаторам удалось  создать единый, цельный и отлаженный механизм с чрезвычайно сложной, по причинам смешения рыночных и социалистических принципов функционирования и масштаба кооперирования, структурой, что и  позволяет некоторым западным специалистам говорить о невообразимой сложности  и нелогичности основных секторов китайской  экономики и с пессимизмом  отзываться о долговечности этой модели. По моему мнению, здесь есть доля истины. Но все мое мнение было бы в этой главе не к месту. Его  я привел в заключительной части  и в главе, посвященной аграрной реформе (см. стр. 19-20) .

 

РЕФОРМА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

 

Реформа финансовой системы  была проведена в Китае к середине 80х годов. Чтобы иметь наглядное  представление о ее результатах, можно буквально двумя фразами  охарактеризовать сначала прежнюю  китайскую финансовую систему и  затем -- ныне существующую. Общее -- главным  каналом накопления и распределения  финансовых средств является госбюджет, главным их источником является чистая прибыль предприятий (в последние  году постепенно повышается роль внешней  торговли) . Но сама система управления финансами после ее реформы приобрела  кроме существовавшего госбюджетного  инструмента еще один механизм -- хозяйственную деятельность предприятий.

 

 Большинство китайских  ученых выделяют три периода  финансовой реформы в КНР с  1976 по 1985 годы.

 

 Первые три года  были экспериментально-подготовительным  этапом китайской финансовой  реформы. В этот период проверялись  на практике различные формы  финансовых взаимоотношений. Основными  формами были: а) Формула первой  системы финансовых взаимоотношений  с городами центрального подчинения, провинций и автономных районов  была следующей: "Фиксирование  соотношения между доходами и расходами, деление их общей суммы". То есть при наличии хозяйственной прибыли часть ее оставлялась району, в убыточных местах или в убыточные для конкретного района годы часть убытков возмещалась из Госбюджета.

 

 б) При второй форме  -- "деление прироста доходов,  увязка доходов с расходами" -- внимание на положительный или  отрицательный баланс не обращали. Сравнивали прирост доходов (+ или -) относительно предыдущего  года и затем подтягивали доходы  к расходам засчет или в  пользу центрального бюджета.  При этой системе хозяйственные  стимулы для регионов были  ниже, чем в первом случае.

 

 в) Третья форма  была довольно оригинальной. Она  была применена в качестве  эксперимента в 1977 году в провинции  Цзянсу.

 

Основывалась она на установке  твердых отчислений в бюджет, определявшихся по исторически сложившейся доли расходов в доходах района. Полное название этой системы -- "увязка доходов  с расходами, деление общей суммы, нормативный коэффициент, действующий  в течение нескольких лет". Эта  форма нашла свое дальнейшее применение во взаиморасчетах государства с  изолированными в хозяйственном  и культурном плане высокогорными  районами страны.

 

 Второй этап ознаменовался  выработкой по большому счету  лишь одной оправдавшей надежды  формы финансовых взаимоотношений  между центром и периферией. Это  была так называемая система  "ступенчатой ответственности  с отделением доходов от расходов". Временные положения о ней  были опубликованы Госсоветом  КНР в феврале 1980 года. Сферы  местного и центрального бюджета  на местах четко разграничивались  по принципу хозяйственного подчинения  предприятий. Отчисления в центральный  бюджет, пропорции деления прибыли  между центральным и местными  бюджетами, величина промышленных  дотаций оставались неизменными  в течение 5 лет. Кроме того, что повышалась стабильность  центрального бюджета за счет  отказа от внеплановых дотаций,  так как система фактически  вводила их лимит, идея такой  формы финансовых взаиморасчетов  упала еще и на благодатную  почву активизировавшегося вскоре  процесса перехода предприятий  на полную производственную ответственность.  Дело в том, что устанавливались  рамки доходов и расходов, за  нарушение которых отвечали сами  регионы своими же интересами. Принявшие эту форму финансовых  отчислений в Госбюджет регионы  в большинстве своем вскоре  трансформировали многие положения  этой системы на уровень своих  взаимоотношений с предприятиями,  значительно повысив тем самым  их хозяйственную заинтересованность  и финансовую самостоятельность. 

 

 Эта система успешно  просуществовала до 1984 года, когда  все отчисления от прибыли  были заменены единым налоговым  механизмом. Собственно это уже  рассматривалось в предыдущей  главе, но, поскольку это же  самое является и третьим этапом  финансовой реформы в КНР, то  несколько слов необходимо сказать  и здесь. В принципе к этому  этапу китайские плановики шли  аж с 1978 года, когда вместе с  формированием собственных фондов  из доли прибыли возникла необходимость  определения принципов распределения  этой прибыли между предприятиями,  местными и центральным бюджетами.  Многие выработанные с того  времени варианты этого деления  и легли потом в основу налогового  законодательства.

 

 Но первый подэтап  третьего этапа финансовой реформы  снова стал переходным. На нем  изобретательными китайцами было  применено сочетание деления  прибыли и налога. То есть, наоборот, сначала прибыль подвергалась  налогообложению по зафиксированному  в налоговом законодательстве твердому механизму, а оставшаяся прибыль подвергалась снова той или иной форме ее деления между Центральным бюджетом, местным бюджетом и предприятием.

 

Очевидно, само китайское  руководство не было уверено в  целесообразности такого положения  поскольку, во-первых, решилось распространить ее только на крупные рентабельные предприятия, а, во-вторых, уже через  год налоговая политика КНР перешла  ко второму этапу -полной отмене деления  прибыли, из-за чего пришлось ввести вместо твердых (процентных) налогов дифференцированные или с плавающими нормативами.

 

 В качестве заключения  могу добавить даже с некоторой  точки зрения курьезный факт. Упорно "сопротивлявшаяся" своей  отмене в нижних уровнях китайской  экономики, система деления прибылей  закончила свое существование  в высших ее эшелонах. В ушедших  на "подчистку шероховатостей" налогового законодательства 1985 и  1986 годах она активно использовалась  для систематизации принятых  в разное время отдельных законов  о налогах на прибыль. В основном, правда, это делалось уже с  помощью простого деления всей  суммы прибыли с целью постепенного  фиксирования плавающих и дифференцированных  налоговых нормативов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, я перехожу к заключительным выводам в своей работе и делаю  это несколько раньше, чем сам  ожидал. Но дело в том, что тема, за которую я попытался взяться  в задуманном мною первоначально  виде явно не для одного реферата и  даже книги, если освещать ее как следует. Об этом наталкивает на мысль и  сам реферат, который по моей оценке больше подходит под жанр очерка.

 

И все-таки, несмотря на то, что  такие важные составляющие китайской  реформы социально-экономической  структуры, как реформы ценообразования, городской экономики, планового  управления, денежного обращения, торговли, управления капитальным строительством, строительством, управления трудом и  заработной платой и другие были затронуты  неполно или незатронуты вообще, необходимо сделать некоторые выводы о результатах и дальнейших перспективах китайских экономических реформ.

 

По неопытности так  получилось, что начало этой части  работы оказалось выполненным раньше в самом конце главы III. Все, что  будет сказано дальше, можно считать  продолжением того отрывка.

 

Да, Китай сумел обеспечить пока что продовольствием и одеждой  свое стремительно растущее, крупнейшее в мире население; со своей дешевой  продукцией легкой и радиотехнической промышленности он вышел на мировой  рынок и продолжает укреплять  на нем свои позиции, хотя внешнеторговое сальдо остается пока отрицательным; да, Китай -- единственная страна социалистического  лагеря, который смог добиться таких  экономических достижений без ломки  идеологии. Одновременно он же, вероятно и самый продвинувшийся вперед из их числа по освоенности рыночных методов хозяйствования...

 

Не буду перечислять все  то, в чем Китай поистине уникален с экономической точки зрения. С одной стороны это неблагодарное  и бесконечное занятие, а с  другой -- не стоит говорить о многих результатах реформы, последствия которых еще не ясны. Повторюсь, что возможно даже при заранее известном идеальном способе проведения экономической реформы в КНР с условием неостановления нынешних темпов роста населения, она просто не будет иметь смысла.

 

Крайне опасной считаю я и прежнюю изолированность  Китая от Мирового Сообщества. Позиции, завоеванные с помощью демпинговых  цен на низкокачественный ширпотреб, не являются гарантией получения  крупномасштабной помощи от ведущих  промышленных держав в случае крайней  необходимости.

 

Многие проводят аналогии между развитием и его перспективами  для России и Китая. Я бы этого  делать не стал. Кроме того, что последние 5-8 лет развели нас по слишком  разным для подражания друг другу  плацдармам, я в принципе отвергаю возможность успешного применения восточных моделей экономического развития в западном обществе и наоборот. По-моему, надо родиться китайцем, чтобы  быть способным трудиться от зари до зари (уже это не по нам) и не пытаться понять и как-то отреагировать  на строй, структуру и идеологию  общества, в котором ты живешь. Кроме  менталитета есть и чисто экономические  несовместимости наших положений -- различная степень обеспеченности рабочей силой, различная специализация  в международном разделении труда, различные климатические условия  и многое другое.

Информация о работе Экономические реформы в Китае