Инвестиционная привлекательность нефтегазовых предприятий россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:24, доклад

Краткое описание

В данной работе была рассмотрена сущность категории « инвестиционная привлекательность ». Существует несколько трактовок данного определения, но, обобщив их, можно сформулировать следующее определение инвестиционной привлекательности предприятия – это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности. Опираясь на накопленный отечественный и зарубежный опыт, доказано, что инвестиционная привлекательность предприятий выступает основным механизмом привлечения инвестиций в экономику.

Файлы: 1 файл

научная работа по мэо.doc

— 208.50 Кб (Скачать)


22

 

 

Доклад на тему: « Инвестиционная привлекательность российских нефтегазовых предприятий».

Работу выполнила: студентка группы ДФН-31

                                    Жирнякова Татьян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нефтегазовый  комплекс в любой промышленно развитой стране является важнейшим развитием экономики. В  России  значение НГК особенно велико. Комплекс обеспечивает топливом и электроэнергетикой экономику и население, обеспечивает  России  большую часть поступлений средств от их экспорта, так же НГК обеспечивает наполнение бюджетов всех уровней. Налоги, перечисленные предприятиями НГК, обеспечивают до 50% всех доходов федерального бюджета.

Актуальность данной проблемы обусловлена, как минимум, двумя причинами. Во-первых, нефтяной комплекс является одним из ключевых элементов экономики России, от эффективности его функционирования на современном этапе зависит успех решения множества государственных социальных и экономических проблем. Кризисные явления, как в мировой, так и в национальной экономике внесли свои коррективы не только в государственное управление экономикой, но и отразился на состоянии предприятий, в том числе и предприятий нефтяной отрасли. Специфика развития нефтяного комплекса предполагает разработку методов повышения энергоэффективности отрасли, модернизации оборудования и применения инновационных разработок на всех уровнях нефтедобычи: от геологоразведочных работ до нефтепереработки и транспортировки. Таким образом, актуальными становятся вопросы эффективного инвестирования предприятий нефтяного комплекса.

Во-вторых, в советское время инвестиции в предприятия нефтяного комплекса обеспечивались крупными вложениями в подготовку кадров, отечественную науку, машиностроение и приборостроение, техническое оснащение, в связи с этим предприятия нефтяного комплекса могли эффективно действовать во многих странах и конкурировать с западными аналогичными компаниями.

В последние тридцать лет наблюдается явно низкий объем инвестиций в геологоразведку. Как следствие этого, основной негативной тенденцией развития отрасли сокращение текущих промышленных запасов нефти в стране в 1993–2010 годах на 2,2 млрд. тонн при компенсации накопленной добычи на уровне лишь 62%.[1]

Высокая степень износа и моральное старение основных производственных фондов, отставание производственного потенциала от мирового научно-технического уровня, слабая экономическая мотивация в реализации новых проектов и другие факторы обусловливают необходимость привлечения инвестиций в нефтяную отрасль.

В-третьих, нефтяной комплекс (НК) можно отнести к межотраслевым, поскольку в его состав входят «нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и нефтепродукто-обеспечивающие предприятия, геологические организации, организации нефтеразведочной геофизики, транспорта нефти и нефтепродуктов, нефтегазового строительства, предприятия нефтяного машиностроения, вузы, научно-исследовательские и проектные институты»,[2] следовательно, целью и основой существования НК является эффективная организация всех видов обеспечения для прохождения производственно-коммерческого цикла нефти и нефтепродуктов. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы повышения инвестиционной привлекательности предприятий НК.

 

 

 

 

1.      Инвестиционная привлекательность предприятий: понятие и факторы.

Понятие «инвестиционная привлекательность» достаточно новое, в экономических публикациях появилось относительно недавно и используется преимущественно при характеристике и оценке объектов инвестирования, рейтинговых сопоставлениях, сравнительном анализе процессов. Исследование различных точек зрения на его трактовку позволило установить, что в современных представлениях нет единого подхода к сущности этой экономической категории.

К одной из наиболее распространенных точек зрения относится сопоставление инвестиционной привлекательности с целесообразностью вложения средств в интересующее инвестора предприятие, которая зависит от ряда факторов, характеризующих деятельность субъекта. Определение хотя и корректное, но достаточно размытое, и не дает оснований рассуждать об оценке.

Более точно экономическая сущность инвестиционной привлекательности дается в определении Л. Валинуровой и О. Казаковой. Они понимают под этим термином совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции.[3]Такое определение шире и позволяет учесть интересы любого участника инвестиционного процесса.

Существуют иные точки зрения (в том числе В.М. Власовой, И.В. Журавковой и Э.И. Крылова). Здесь под инвестиционной привлекательностью понимается оценка эффективности использования собственного и заемного капитала, анализ платежеспособности и ликвидности (аналогичное определение - структура собственного и заемного капитала и его размещение между различными видами имущества, а также эффективность их использования).[4]

Оценивая инвестиционную привлекательность с точки зрения дохода и риска, можно утверждать, что это - наличие дохода (экономического эффекта) от вложения средств при минимальном уровне риска.

С моей точки зрения, под инвестиционной привлекательностью понимается система мер, стимулирующая в долгосрочном периоде привлечение инвестиций различных типов и форм (включая налоговые льготы, прямые дотации и т.д.) и направленную на установление требуемых масштабов, структуры, источников получения, направлений использования инвестиций. При этом уровень инвестиционной привлекательности выступает как интегральный показатель, суммирующий разно направленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Факторы, влияющие на ИПП, можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние факторы – это факторы, не зависящие от результатов хозяйственной деятельности предприятия. К данным факторам относятся:

1. Инвестиционная привлекательность территории, которая включает в себя следующие параметры политическая, экономическая ситуация в стране, регионе, совершенство законодательной и судебной власти, уровень коррупции в регионе, развитость инфраструктуры, человеческий потенциал территории. Оценкой инвестиционной привлекательности государств и регионов занимаются рейтинговые агентства (Standard&Poors, Moody’s, Fitch, Эксперт РА).

2. Инвестиционная привлекательность отрасли, включающая в себя:

     уровень конкуренции в отрасли;

     текущее развитие отрасли;

     динамику и структуру инвестиций в отрасль;

     стадию развития отрасли.

Анализ этих составляющих является важным этапом инвестиционного анализа. Инвестиционная привлекательность отрасли характеризуется рядом параметров, наиболее существенными из которых является: темп роста объемов производства, темп роста цен на факторы производства, финансовое состояние отрасли, наличие инноваций и степень НИОКР.

На состояние инвестиционной привлекательности отрасли оказывают влияние ряд факторов:

o                   макроэкономическая среда;

o                   экологическая безопасность;

o                   состояние инфраструктуры;

o                   уровень производственного процесса в отрасли;

o                   кадровая составляющая;

o                   финансовая среда.

К внутренним факторам относятся факторы, которые зависят непосредственно от результата хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому именно внутренние факторы являются основным рычагом влияния на инвестиционную привлекательность предприятия. Подробно рассмотрим внутренние факторы:

1.      Финансовое состояние предприятия, оценивающееся на основе следующих показателей:

     коэффициента соотношения заемных и собственных средств;

 коэффициента текущей ликвидности;

 коэффициента оборачиваемости активов;

 рентабельности продаж по чистой прибыли;

 рентабельности собственного капитала по чистой прибыли.

2.     Организационная структура  управления компанией:

                                доля миноритарных акционеров в структуре собственников компании;

                                степень влияния государства на компанию;

                                степень раскрытия финансовой и управленческой информации;

                                доля чистой прибыли выплачивающейся компаний за последние годы.

3.     Степень инновационности продукции компании.

4.     Стабильность генерирования денежного потока.

5.     Уровень диверсификации продукции компании.

2. Анализ инвестиционной привлекательности предприятий нефтяного комплекса (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)

Нефтяная промышленность подвергается большему регулированию, чем другие отрасли, так как она связана с разработкой невозобновляемых природных ресурсов. Правительство обычно старается принимать участие в регулировании этой деятельности, так как она оказывает непосредственное влияние на благосостояние нации, не говоря уже об экологии. Однако, на мой взгляд российская нефтяная промышленность подвергается чрезмерному государственному регулированию, которое мешает привлечению иностранных инвестиций. Кроме того существуют законы, не относящиеся непосредственно к данной отрасли (например, закон о банкротстве), которые также влияют на принятие решений.

Учитывая, что компании нефтегазовой отрасли являются крупнейшими экспортерами и, следовательно, основными источниками денежных средств в государстве, совершенно естественно, что правительство пытается возложить на отрасль наиболее высокие налоги. Обычно это осуществляется через налог с оборота, который не учитывает фактора рентабельности, что особенно негативно сказывается на нефтегазовой промышленности, требующей значительных первоначальных инвестиций и длительных сроков окупаемости. В результате деятельность по разработке новых месторождений усложняется, так как компаниям приходится платить налоги с оборота даже в течение первой, обычно убыточной стадии проекта. С другой стороны, при отработке месторождения существующий налоговый режим стимулирует преждевременное закрытие низкодоходных скважин, в то время как низкие или нулевые налоги с оборота способствовали бы более длительной их эксплуатации и, соответственно, более бережному управлению нефтяными запасами. Другим негативным фактором является недостаточно стабильный налоговый режим.

По моему мнению, слишком большое количество требований к процессу лицензирования на разработку природных ресурсов в России делает их получение труднодостижимым. Более того, эти требования направлены на максимизацию объемов добываемой нефти в наиболее короткие сроки, а не на качественную и долгосрочную эксплуатацию ресурсов. Это может привести к преждевременному закрытию нефтяных скважин и, следовательно, к неэффективному управлению запасами. Вместе с тем, имея личные связи с правительственными чиновниками, можно избежать многих проблем, связанных с лицензионным регулированием. Такая ситуация неприемлема как для иностранных инвесторов, так и для потенциальных кредиторов, так как слишком многое зависит от отдельных лиц, а не от жизнеспособности самого бизнеса.

 

Из-за ограниченной пропускной способности нефтепроводов правительство позволяет нефтяным компаниям экспортировать приблизительно 1/3 своей продукции, хотя отдельным добывающим компаниям разрешается экспортировать до 100% своей продукции. Это - естественное регулирование, которое зависит в большой степени от технических возможностей. Ограничения же экспорта нефтепродуктов (дизельного топлива, бензина и мазута) являются искусственными и имеют более сильный отрицательный эффект, так как они непредсказуемы и усложняют долгосрочное планирование для иностранных инвесторов.

В настоящее время нефтяные компании обязаны конвертировать 75% экспортной выручки. Это создает дополнительные проблемы для компаний, которые предполагают закупать оборудование за рубежом, и в то же время усложняет репатриацию доходов иностранных инвесторов. Государственные закупки нефтепродуктов Правительство оказывает влияние на нефтяные компании с целью предоставления дешевого топлива государственным организациям, что может иметь негативное воздействие на формирование цен на внутреннем рынке. Так, например, в 2008 году «ЛУКОЙЛ» и «ЮКОС» поставляли государству мазут по более выгодным ценам и, возможно, получили определенные привилегии в обмен на свою «щедрость». Такие непрозрачные сделки негативно отзываются на нефтяном рынке, так как приводят к формированию цен, не отражающих реальный спрос. Как следствие, у иностранных инвесторов создается негативное впечатление, особенно если им придется продавать до двух третей будущей продукции на таком «искаженном» рынке.

В связи с тем, что государство устанавливает очень низкие внутренние цены на газ, а все компании, кроме «Газпрома», имеют ограниченный доступ к газопроводам, возникли два негативных последствия. Первое из них состоит в том, что собственные денежные потоки «Газпрома» недостаточны для инвестиций в новые газовые месторождения. С другой стороны, нефтяные компании, имеющие возможность для добычи газа, не будут заниматься данным видом деятельности, поскольку он непривлекателен с финансовой точки зрения. Иностранные нефтяные компании будут поступать аналогичным образом. Кроме того, государственное регулирование цен на газ (первоначально направленное на защиту потребителей) может в конечном итоге негативно сказаться на тех же потребителях, так как существующая нехватка средств для инвестирования может привести к возникновению дефицита газа в России, когда объем добычи «Газпрома» может сократиться.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность нефтегазовых предприятий россии