География Западно-Сибирского экономического района России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что Китай, играющий сегодня значительную роль на международной политической арене и ставший неотъемлемой частью мирового хозяйства, представляет важный интерес и для России. Китай – это ближайшее и самое крупное государство, граничащее с Россией, которое занимает большую территорию с четвертью населения планеты. На сегодняшний день является очевидным и всеми признаётся факт появления на международной арене нового актора – Китая. Обладая мощным экономическим потенциалом, Китай способен играть немаловажную роль в международных отношениях 21 века.

Оглавление

Содержание:
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района
1.1 Особенности территориального положения………………………………..5
1.2 Особенности природно-сырьевой базы……………………………………..7
1.3 Роль демографического фактора в развитии хозяйства района………….11
1.4 Особенности хозяйственного размещения региона
1.4.1 Промышленность района……………………………………………..13
1.4.2 Сельское хозяйство района…………………………………………...18
1.4.3 Транспортная система района…………………………………….......18
1.5 Проблемы и перспективы развития района……………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы………………..………………………………………..…...24

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 484.00 Кб (Скачать)

Понятно, что  достичь понимания в такой  сфере как энергополитика достаточно сложно, особенно если учесть, что у  стран-участниц могут быть противоречия со своими партнерами по энергетическому  бизнесу в других сферах взаимодействия. Китай, доминирующий в ШОС наряду с Россией, заинтересован в неограниченных поставках энергоресурсов в свои интенсивно развивающиеся регионы. Россия в стремлении стать энергодержавой номер один в мире стягивает под государственный контроль энергетические активы и с интересом присматривается к восточным рынкам65. Казахстан, имея некоторые разногласия с Китаем, также стремится выйти на восточные рынки, диверсифицирует экспортные потоки, вызывая немалое беспокойство у России.

В целом, можно  сказать, что и Россия, и Казахстан, и Узбекистан не спешат выводить объемные маршруты на китайской направление, стремясь тем самым сохранить потенциал для установления экономического баланса с КНР.

Все большую  роль начинают играть и страны, которые  сейчас находятся в статусе наблюдателя. Так, Пекин является крупнейшим импортером иранских нефти и газа, и именно поэтому Китай все больше настораживает позиция Соединенных Штатов в ядерном вопросе. В 2004 году КНР удалось добиться соглашения с Ираном в нефтегазовой отрасли, в соответствии с которым в ближайшие 25 лет Китай инвестирует порядка 100 млрд. долларов в энергетический сектор Ирана, и тем самым обеспечит себе доступ к его ресурсам66.

С другой стороны, "Газпром" завил о готовности участвовать в сооружении газопровода  Иран-Индия. При этом Иран часть своих нефтяных потоков в сторону Китая или Индии желает направить не через чрезвычайно нестабильный Афганистан, а по территории более прогнозируемого постсоветского пространства67. Позиция действующих властей центрально-азиатских стран-участниц ШОС в сфере энергетики также ясна. Они ориентированы на сотрудничество с Россией и Китаем, что обеспечит им содействие всей Шанхайской организации в предотвращении повторения оранжевых сценариев на территориях их государств.

По большому счету в ближайшее время сохранится «внутренняя» зависимость ШОС от сотрудничества в области энергетики между странами-участницами ШОС. Однако точки зрения специалистов на эту проблему расходятся. Одни полагают, что связи в энергетической сфере между странами-экспортерами углеводородов и странами-потребителями станут приоритетным направлением развития ШОС. Другие же полагают, что энергетика станет лишь вспомогательным ресурсом по оказанию поддержки странам-импортерам и не станет основным связующим звеном и поводом для глубокой интеграции68.

То есть приоритетное значение энергетики будет поддерживаться в большей мере искусственно Китаем для получения от стран-экпортеров выгод и бонусов.

Кроме того, речь может идти о том, что Китай, как  единственный потребитель на конечной точке маршрута, может фактически диктовать свою ценовую политику поставщику, тем самым диверсифицируя структуру нефтеимпорта, и на определенном уровне обеспечивая свою энергобезопасность. Судя по всему, Китай вообще с большей охотой участвует в среднеазиатских проектах, чем стремится перераспределить в своем направлении часть российского нефтяного и газового экспорта. Однако, к примеру, в 2005 году была подписана Совместная декларация о расширении сотрудничества в области энергетики. Газпром и CNPC объявили о строительстве газопровода для поставок газа в Китай69.

Россия, обладая  мощной инфраструктурной сетью и  рассматривая Центральную Азию как  зону своих непосредственных интересов, скорее всего не допустит проникновения  китайских нефтяных кампаний на свою территорию, даже в рамках совместных экспортных проектов. Главным вопросом здесь станут условия, на которых Россия будет экспортировать углеводороды в Китай. Примечательно, что стороны до сих пор не могут прийти к договоренности об условиях строительства российско-китайского маршрута, причиной чего чаще всего называют неопределенность позиции Москвы в этом вопросе. Нет принципиального решения и по ответвлению от ВСТО, что весьма расстраивает китайскую сторону. Большинство специалистов объясняют позицию России следующим образом: соперничество Китая и Японии за нефть из этого маршрута могут позволить получить ей более выгодные условия по экспорту нефти в Китай70.

Существует  и еще одна проблема – вопрос конкуренции России и Казахстана в Китае. Однако, запросы Китая, по крайней мере, на текущий момент, столь велики, что предложение со стороны и Казахстана, и России, и Ирана в ближайшем будущем вряд ли его перекроют.

Казахстан также  присматривается к азиатским  рынкам. Астана рассматривает договоренности в области энергетического сотрудничества как гарант дееспособности Шанхайской организации сотрудничества. Крупные казахстанско-китайские проекты «энергетической интеграции» на пространстве ШОС. Обсуждается возможность строительства казахстанско-китайского газопровода71. Хотя, в случае с Казахстаном, существует достаточно высокий уровень вероятности китайской экспансии в казахстанскую экономику, причем, в случае с энергетикой – целевой экспансии. Так, известно, что большинство крупных китайских нефтегазовых компаний концентрируются на путях транспортировки именно в направлении Китая.

С другой стороны, активизация Китая в регионе, как на двустороннем уровне, так  и в рамках ШОС, автоматически  усиливает российско-китайскую конкуренцию  в борьбе за транспортные и энергетические рынки и «коридоры». Как известно, консервация известного российско-китайского нефтяного проекта Ангарск – Дацин автоматически стимулировало подписание китайско-казахстанского соглашения в Пекине между Нурсултаном Назарбаевым и Ху Цзиньтао о строительстве нефтепровода из Казахстана в западные районы КНР.

 Таким образом, взаимодействие в энергетической сфере может стать важнейшим элементом в обеспечении механизмов регионального сотрудничества. Важнее здесь соблюсти баланс интересов всех сторон, в первую очередь относительно Китая. Так, к примеру, существует точка зрения, что разменной монетой со стороны Китая в обмен на уступки в топливно-энергетической сфере может стать обеспечение дееспособности ЕврАзЭС, членство в котором для Китая в принципе не является принципиальным, однако имеет большое значение для других членов этой организации. Кроме того, Китай явно опасается возможного расширения членства ШОС за счет наблюдателей, в котором заинтересована Россия72.

В любом случае России и Казахстану необходимо выработать единую энергополитику по отношению к Китаю. Иначе отношения между Казахстаном и Россией могут попасть в зависимость от китайской позиции в энергетической сфере.

Отсутствие  третьих стран на пути транспортировок  энергоресурсов на пространстве ШОС обрисовывают самые благоприятные перспективы энергетического взаимодействия для государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества. То есть, существуют достаточно широкие возможности для региональной «энергетической интеграции». Создание такого рода интеграционного объединения смогло бы решить часть насущных проблем в топливно-энергетическом комплексе стран-участниц ШОС, обладающих столь различным энергетическим потенциалом, и оптимизировать энергетический диалог в регионе.

Имея богатые природные ресурсы, обширный рынок и экономическую взаимодополняемость, организация обладает уникальными преимуществами для развития сотрудничества в области экономики и торговли, транспорта и энергетических ресурсов.

Этот факт признаётся и зарубежными аналитиками. Так, во французской газете «Le Monde» отмечается, что «для Москвы и Пекина, ШОС является наилучшим трамплином для реализации их планов. Восходящая держава, Китай, стремится удовлетворить свои потребности в энергоносителях, которых требует бурный рост экономики, а Россия хочет восстановить утраченное величие»73.

Для России и  Китая эта не просто региональная организация для борьбы против национализма, религиозного экстремизма и сепаратизма, но и важный геополитический инструмент отстаивания своих стратегических интересов в мире. В широком смысле ШОС – это организация, предназначенная для многополярного мира и возникшая как результат формирования многополюсной системы, сторонниками которой являются Россия и КНР.

Таким образом, возможности ШОС и для Китая, и для России остаются ключевыми в плане двустороннего сотрудничества в различных сферах, в том числе и энергетической.

Глава ΙΙ. Проблемы обеспечения энергетической безопасности в двусторонних отношения РФ и КНР

1. 2. Сотрудничество в нефтегазовой отрасли

Основой энергетического сотрудничества Китая и России является взаимодействие в обеспечении КНР российской нефтью и газом.

Наибольшая  динамика наблюдается в развитии нефтяного сотрудничества, в частности, в области экспорта нефтяных ресурсов, а также в вопросах совместной разработки нефтяных месторождений. Также углубляющееся сотрудничество в газовой сфере имеет успешную перспективу.

Как отмечается в зарубежных изданиях, «Китай уже  не первый год пытается побудить Россию проложить новые транспортные "нитки" и увеличить объем поставок. Однако из-за политических маневров Кремля, пресловутого российского бюрократизма и сохраняющихся у Москвы подозрений в отношении более динамично развивающегося соседа, в этой области возникают проволочки, а обещания нарушаются. Одновременно все попытки Пекина приобрести энергетические активы в России блокируются Кремлем. Одновременно Япония также оказывает давление на Кремль, стремясь заручиться гарантиями, что любой планируемый трубопровод будет проложен к тихоокеанскому побережью, а не напрямую в Китай – это не позволит Пекину монополизировать российские поставки. Несмотря на заверения Москвы, что нефти хватит для обеих стран-импортеров, официальный Токио опасается, что из-за мощного экономического роста в Китае японским потребителям российской нефти просто не достанется»74.

Китайские специалисты  считают необходимым расширение источников импорта нефти в целях  обеспечения нефтяной безопасности КНР. Сопредельный с КНР регион РФ располагает богатыми нефтяными месторождениями. Создание сухопутного канала импорта нефти из указанного региона России будет способствовать достаточному снабжению Китая нефтяными ресурсами. В то же время экспорт энергоносителей играет огромную роль в развитии экономики России. И как признают многие эксперты, строительство нефтепровода из России в Китай позволит России получать немалый доход от экспорта нефти.

Вообще, проекты  сотрудничества между Россией и  Китаем в нефтяной сфере начали активно  разрабатывать ещё в конце 90-х, начале 2000-х годов. В 2002 году существовало 2 варианта маршрута прокладки нефтепровода в Китай: Ангарск – Дацин, разрабатываемый компанией «ЮКОС» и Ангарск – Находка, разрабатываемый «Транснефтью». Предпочтение отдавалось универсальному проекту «Транснефти», так как с берегов Японского моря можно будет возить нефть куда угодно, а именно этот маршрут подразумевался в проекте. В апреле 2002 года в Иркутске прошла презентация проекта нефтепровода Ангарск-Находка, проходящего на севере от границы Байкала. Первый вариант строительства нефтепровода предусматривает его прохождение из Ангарска через Казачинское, Тынду, Хабаровск в Находку. В середине 2002 года «Транснефть» согласовала декларацию о намерениях во всех администрациях регионов, по территориям которых пройдет нефтепровод75.

В марте Правительство РФ поручило доработать предложения по развитию нефтяного комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока и созданию нефтепроводной системы в направлении Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин76. Затем вопрос со строительством нефтепровода Ангарск-Дацин был «заморожен» до окончания президентских выборов в марте 2004 года. А позднее реализация проекта была окончательно приостановлена, что было связано с ситуацией, сложившейся вокруг автора проекта – компании ЮКОС77.

Уже в феврале 2004 представители компании ОАО АК "Транснефть" провели в правительстве Бурятии презентацию Декларации о намерениях строительства нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан.

В итоге трасса новой версии нефтепровода легла  в среднем на 100 километров севернее первоначального варианта. Изменились и пункты транспортировки. Нефтепровод начинается в Тайшете (а не в Ангарске, как ранее) и заканчивается в бухте Перевозная. Общая протяженность нового варианта составляет 4130 километров, 554 из которых пройдут по северным районам Бурятии78.

Представление нового варианта нефтепровода Россия – Тихий океан состоялось 31 марта в администрации Иркутской области. Этот проект разрабатывается ОАО «АК "Транснефть"» и предусматривает прокладку трубопровода от города Тайшет Иркутской области до города Находка (Приморский край) и является альтернативным вариантом так называемым «южным маршрутам» нефтепровода, предлагавшимся нефтяной компанией ЮКОС – Ангарск-Дацин и «Транснефтью» – Ангарск-Находка. В декабре 2003 было дано отрицательное заключение по последнему проекту по причине близости маршрута прохождения трубы к озеру Байкал – особо охраняемому природному объекту, и «Транснефть» разработала «северный маршрут», проходящий в 150 км от озера79.

Информация о работе География Западно-Сибирского экономического района России