География Западно-Сибирского экономического района России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что Китай, играющий сегодня значительную роль на международной политической арене и ставший неотъемлемой частью мирового хозяйства, представляет важный интерес и для России. Китай – это ближайшее и самое крупное государство, граничащее с Россией, которое занимает большую территорию с четвертью населения планеты. На сегодняшний день является очевидным и всеми признаётся факт появления на международной арене нового актора – Китая. Обладая мощным экономическим потенциалом, Китай способен играть немаловажную роль в международных отношениях 21 века.

Оглавление

Содержание:
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района
1.1 Особенности территориального положения………………………………..5
1.2 Особенности природно-сырьевой базы……………………………………..7
1.3 Роль демографического фактора в развитии хозяйства района………….11
1.4 Особенности хозяйственного размещения региона
1.4.1 Промышленность района……………………………………………..13
1.4.2 Сельское хозяйство района…………………………………………...18
1.4.3 Транспортная система района…………………………………….......18
1.5 Проблемы и перспективы развития района……………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы………………..………………………………………..…...24

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 484.00 Кб (Скачать)

Импорт нефти  из России позитивно скажется на устойчивом развитии энергетического комплекса Китая, и будет способствовать обеспечению энергетической безопасности КНР. Развитие двустороннего сотрудничества в энергетической сфере может стать выгодным направлением развития российско-китайских отношений, удовлетворяющим интересам обеих стран.

1.3.  Взаимодействие РФ и КНР в целях обеспечения энергетической безопасности по линии ШОС.

Россия и  Китай активно участвуют в  процессах, как мировой, так и  региональной институционализации, что, наряду с другими факторами, является важным объединяющим моментом во внешнеполитической деятельности двух стран. Одной из важнейших сторон отношений стратегического взаимодействия между Китаем и Россией является их сотрудничество в Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), внутри которой страны остаются самыми близкими партнёрами друг для друга.

Организация создавалась  для обеспечения коллективной безопасности, борьбы с экстремизмом и сепаратизмом. Сейчас сотрудничество по этим вопросам дополнилось еще и тесными  экономическими и культурными связями  на уровне регионов. В зарубежной прессе упоминается, что «ШОС была создана как противовес влиянию Соединенных Штатов в Средней Азии, что является очень важной, пусть даже и незаявленной, целью Пекина и Москвы»53.

ШОС является постоянно  действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. К основным целям Шанхайской организации сотрудничества относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка54.

В отношениях внутри организации, исходя из "Шанхайского  духа" государства-члены ШОС придерживаются принципов взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях придерживается принципа несоюзничества, не направленности против кого-либо и открытости55.

На фоне развития таких глобальных организаций как  ООН, ЕС, НАТО, АСЕАН и других, ШОС  прошел свой путь становления. Оформившись на уровне двусторонних приграничных отношений по вопросам безопасности и военного сотрудничества, организация прошла этап взаимодействия 5 приграничных государств и после вступления Узбекистана превратилась в полноценную региональную структуру. Другая особенность ее в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, ни открытым регулярным совещанием по безопасности занимая, условно, промежуточную позицию. Это позволяет ШОС действовать гибко, не нарушая принципов международного права.

 Таким образом, цели и принципы ШОС удовлетворяют интересам всех стран – участниц, но в данной работе речь пойдёт о взаимоотношениях в этой организации двух стран – России и Китая. Для обеих стран ШОС – это своеобразный механизм координации своих отношений на постсоветском пространстве. Созданный для решения пограничный проблем бывшего Советского Союза с Китаем, этот механизм на сегодняшний день может по праву считаться влиятельным региональным объединением, в котором Россия и КНР играют значимую роль.

Сотрудничество  в рамках механизма ШОС показывает широкое совпадение интересов двух стран, прочность основ отношений  между двумя странами, широкие  перспективы их сотрудничества.

 Безопасность и экономическое сотрудничество – две основные функции ШОС. Уделение внимания аспектам безопасности и экономики теоретически не должно вызывать противоречий, на практике это также не вызывает конфликтов, а рациональная политика ШОС должна стать самым важным элементом развития сотрудничества в этих областях. Зарубежные авторы иногда называют ШОС организацией, способной составить противовес НАТО в Центральной Азии. На Западе она, как правило, воспринимается в качестве инструмента, при помощи которого Китай и Россия могут противостоять американскому влиянию в Средней Азии. Например, газета «The Washington Times» указывает, что на саммите организации в 2007 году «для США не нашлось места в клубе»56. Подобная точка зрения присутствует и в других зарубежных изданиях. Как пишет газета «The Guardian», «Россия и Китай сблизились до такой степени, что сегодня отношения между ними теплее, чем как между США и Россией, так и между США и Китаем. Наиболее яркий пример партнерства на политическом уровне – деятельность России и Китая в составе Шанхайской организации сотрудничества. Сегодня в рамках ШОС углубляются российско-китайские военные связи – не только экспорт вооружений, но и лицензионное, а также совместное производство. Они оказались столь успешными, что к этому режиму хотят присоединиться и Индия с Пакистаном и Ираном. И обе страны понимают, что их совместная работа – средство ослабления давления со стороны США и Запада и предотвращения нежелательной для них гегемонии»57.

 Подобные публикации в зарубежной прессе доказывают значимость и результативность функционирования самой организации и деятельности в рамках организации России и Китая.

Нужно также  понимать, что в ближайшей перспективе  экономическое сотрудничество станет основным фактором непрерывного развития ШОС, а также важной составляющей долгой привлекательности ШОС для стран-участников и других государств Центральной Азии.

 Экономическое сотрудничество обладает расширенными способностями, все более и более развивается со временем, потребность в нем постепенно возрастает. Поэтому, в независимости от актуальности и долгосрочных перспектив в области безопасности, ШОС динамично повышает свое влияние в области экономического сотрудничества.

Энергетическая  составляющая занимает все большее  место в экономических процессах. Тема энергетики глобализируется, становясь предметом споров между отдельными государствами и их союзами. Поэтому вопрос энергетической составляющей на уровне региональных объединений, актуален и для ШОС.

В конце 2006 года президентом России была озвучена идея создания энергетического клуба (ЭК) ШОС. Реализация концепции ЭК в данном региональном измерении позволит не только выстроить самодостаточную энергетическую структуру: производитель — поставщик — потребитель на евразийском пространстве, но и существенно обновить общую стратегию развития ШОС, внести новые ресурсы влияния в традиционные направления по безопасности, экономическому, гуманитарному сотрудничеству. Как наиболее влиятельные члены организации, Пекин и Москва сегодня вкладывают в проект ШОС в большей степени экономический смысл и реально оценивают возможности энергетического пространства ШОС, которые привлекательны несколькими факторами:58

  • Отсутствием «третьих стран» на пути транспортировки энергоресурсов;
  • Успешное сочетание групп стран производителей-экспортеров, к которым относится Россия, и потребителей-импортеров энергоносителей, к которым относится Китай;
  • Возможности взаимодействия энергетического проекта ШОС и интеграционного проекта – создания "Зоны свободной торговли" (ЗСТ) ШОС. Хотя, как представляется, энергетическое направление может опережать интеграционное в силу объективных причин – наличия большей взаимной заинтересованности (мотивации) стран поставщиков и потребителей друг в друге. Вариант создания ЗСТ, к сожалению, имеет ряд ограничителей – неготовность малых и более слабых экономик (Таджикистана, Киргизии) к взаимодействию с экономикой Китая в свободном торговом режиме. Очевидно, что создание ЗСТ является в большей степени перспективой развития.

 Идея создания Энергетического клуба представляется весьма своевременной на фоне продолжающего роста общемирового потребления нефти, природного газа, урана, угля и электроэнергии. Эта идея не вызвала одобрения на Западе, так, в газете «The Guardian» отмечается, что «Китай и Россию подозревают в том, что они посредством ШОС хотят фактически монополизировать быстро развивающиеся энергетические рынки стран Средней Азии»59.

Сам формат структуры  выглядит сбалансированным, поскольку  в нем планируется присутствие  как производителей нефти, природного газа и электроэнергии в лице России и центральноазиатских стран, так и крупнейших мировых потребителей энергии – таких как КНР. Естественно, что путь к созданию Энергоклуба будет сопряжен с определенными трудностями, связанными, прежде всего, с разномасштабностью экономик стран ШОС, сложностями полной гармонизации энергетических стратегий, наличием объективной конкуренции между странами-производителямии странами-потребителями. Однако, по мнению экспертов, все эти проблемы в принципе разрешимы.

В июне прошлого года в Москве состоялась первая встреча министров, отвечающих за развитие топливно-энергетического комплекса в рамках ШОС.

Участники встречи  обменялись мнениями и согласились  с целесообразностью повышения  эффективности сотрудничества в  энергетической сфере для обеспечения  энергетической безопасности государств-членов ШОС и необходимостью сопоставления национальных стратегий государств-членов60.

 При этом руководители пяти делегаций (Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Китайской Народной Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан) поддержали создание Энергетического Клуба ШОС, как неправительственного совещательного органа по энергетике.

Впервые идея создания своеобразного «энергетического клуба» в рамках ШОС прозвучала в ходе прошедшей в конце 2005 года Международной  конференции «Энергетический рынок Центральной Азии: тенденции и перспективы». В июне 2006 года на заседании Совета глав государств-членов ШОС в Шанхае с инициативой официального создания Энергетического клуба в рамках ШОС выступил Президент России Владимир Путин. Эта предложение было поддержано другими руководителями государств, входящих в ШОС.

 Целесообразность этого диктуется тем, что в ШОС в качестве постоянных членов и наблюдателей представлены как крупнейшие мировые производители углеводородного сырья – Россия, Иран, Казахстан и Узбекистан, так и ведущие потребители, демонстрирующие самые высокие темпы потребления нефти и природного газа в мире – КНР и Индия. Нужно заметить, что единодушие России, Индии и Китая в различных вопросах международной политики, и, в частности, в вопросах энергоресурсов вызывает недовольство у руководства США. По словам английского журналиста Jeremy Pagа, «эти страны объединяются в стремлении противостоять мировому порядку, отмеченному господством США и установившемуся с окончанием "холодной войны"»61. Но лидеры этих стран заявляют, что их альянс нацелен на достижение международного взаимопонимания и, в частности, на обеспечение энергетической безопасности своих стран62.

Энергетический  клуб ШОС создается в целях  налаживания и проведения расширенного диалога по вопросам повышения энергетической безопасности, гармонизации энергетических стратегий и взаимодействия государств – членов ШОС производителей, транзитеров и потребителей энергетических ресурсов, координации усилий и всестороннего обсуждения перспектив сотрудничества в нефтегазовой, угольной и электроэнергетической отраслях в интересах государств-членов ШОС (участники)63.

Согласно положению  об Энергетическом клубе государств – членов ШОС, основными задачами Энергетического клуба ШОС являются:64

  • создание информационной и дискуссионной площадки для всестороннего обсуждения энергетических стратегий государств – членов ШОС с позиций их гармонизации и выработки предложений по повышению энергетической безопасности государств – членов ШОС;
  • обсуждение вопросов по координации взаимодействия государств – членов ШОС – производителей и потребителей энергоресурсов на центрально-азиатском и мировом энергетических рынках;
  • содействие развитию эффективного сотрудничества в сфере ТЭК между государствами – членами ШОС;
  • осуществление информационного и научного обмена в сфере ТЭК государственных, деловых и финансовых кругов государств – членов ШОС.

Россия и  Китай – ведущие государства  ШОС, которые объективно, в силу своего геополитического и экономического положения, должны отвечать за общую стратегическую линию ШОС и взаимоотношения с внешним миром.

 Для России и Китая ШОС – важный геополитический инструмент отстаивания своих стратегических интересов в мире. Россия и Китай, имея взаимодополняемые интересы, сближаются через ШОС.

 Россия обладает энергетическими ресурсами, в которых Китай нуждается. Китай «использует» Россию для получения энергоресурсов. Большинство краев и областей Дальнего Востока, прежде всего в силу географического положения, не имеют прямых связей со странами ШОС, кроме Китая.

Если же учесть нетронутые пока энергетические ресурсы  Дальневосточного региона, включая  мощные запасы шельфа Охотского и  Баренцева морей, месторождения  газа в Якутии, то Дальний Восток становится важнейшим игроком на мировом рынке энергоресурсов. Поэтому интерес КНР к энергетическому сырью региона тоже велик. Сегодня вопрос строительства трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) практически решен. Ответвления нефтепровода на китайский город Дацин становится все более актуальным.

Информация о работе География Западно-Сибирского экономического района России