Факторы, оказывающие влияние на размещение населения Центрального федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

История развития российских государственных институтов - одно из наиболее активно разрабатываемых научных направлений в современной отечественной историографии. Повышенный интерес к изучению данной проблемы связан с многочисленными инициативами последних лет по реформированию системы законодательной и исполнительной власти, в том числе и в сфере управления отдельными территориями - субъектами Российской Федерации, и функционирования органов местной администрации

Оглавление

1. Формирование территориальных структур до революционной России. Исторические аспекты развития территории России 3
2. Распределение бюджетных средств по регионам России. Консолидированный бюджет всех уровней 5
3. Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, ее субъектов и местного самоуправления 10
4. Факторы, оказывающие влияние на размещение населения Центрального федерального округа 13
4.1. Географическое положение и климат 13
4.2.Природные ресурсы края 14
4.3. Уровень развития экономики 14
4.4. Финансовое состояние 18
4.5. Инфраструктура 22
4.6. Научно-технический прогресс 26
4.7. Социальный климат 31
4.8. Уровень культурного развития 34
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

ton_zaynasheva.docx

— 112.57 Кб (Скачать)

- стабильность доходов  от реального сектора экономики;

- пропорциональность роста  доходов и расходов;

- динамика доли текущих  и капитальных расходов в структуре  расходов бюджета;

- соотношение процентных  и непроцентных расходов в  бюджете;

- наличие сфер (отраслей), финансирование которых улучшается  или ухудшается;

- доля расходов бюджета  на финансирование реального  сектора экономики.

Консолидированный бюджет позволяет отслеживать динамику основных источников доходов бюджетов и изменение структуры расходов. Бюджетный кодекс не устанавливает ограничений по формированию доходов и расходов всех уровней, однако фактически таким ограничением является объем ВВП. Как правило, доходы и расходы бюджетов всех уровней имеют строго определенную долю в объеме ВВП, которая ежегодно корректируется в связи в нововведениями в бюджетной политике.

 

3. Разграничение  полномочий между органами государственной  власти РФ, ее субъектов и местного  самоуправления

 

Формирование полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ в порядке ст. 73 Конституции РФ связано с проблемой установления предметов ведения, в пределах которых субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Конституционная и законодательная неопределенность границ собственной компетенции органов государственной власти субъектов РФ приводит к тому, что в Основных законах последних четко не прописываются те вопросы, которые явно несут на себе местную территориальную нагрузку. Как правило, субъекты РФ стараются давать открытые перечни вопросов вне пределов федерального и совместного ведения. С другой стороны, неопределенность фаниц федеральной и совместной компетенции по предметам, закрепленным в ст. 71 и 72 Конституции РФ, дает субъектам РФ возможность переносить в собственное ведение общественные отношения, вытекающие, по сути, из федеральной или совместной компетенции.

Исходя из смысла Конституции РФ, исключительная компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ должна устанавливаться законодательством субъектов РФ. Однако такая конституционная модель не выдерживается. В некоторых случаях в федеральном законодательстве содержатся прямые указания на полномочия органов государственной власти субъектов РФ.

Неясность понятия «собственные полномочия субъектов РФ» приводит к противоречивым формулировкам и в самом федеральном законодательстве. Так, к примеру, в перечень ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 25 ноября 2008г.) включаются полномочия, которые необходимо относить к собственному ведению субъектов РФ.

Существенное значение имеет форма разграничения полномочий. Конституция РФ (ч.2 ст. 11) предусматривает разграничение полномочий между органами государственной власти Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами. Передача полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ допускается соглашениями (ч.2 ст. 78 Конституции РФ). Федеральный закон от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 25 ноября 2008г.) допускает разграничение полномочий федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. В науке административного права порядок разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ на основе указанных форм не изучен. В результате многие важнейшие вопросы для практики функционирования исполнительной власти остаются открытыми (например, как согласуются между собой положения Конституции РФ и указанного Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ о формах разграничения полномочий; в каких случаях целесообразно заключать соглашения о передаче полномочий?).

Довольно робким в юридической науке остается подход в отношении проблемы разграничения полномочий между государственными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Если в отношении Российской Федерации и ее субъектов Конституция РФ устанавливает предметы совместного ведения, то в отношении субъектов РФ и местного самоуправления такая сфера нормативно не установлена, хотя фактически ее присутствие налицо, Во многом причина обусловлена нормами ст. 12 Конституции РФ о самостоятельности и организационном обособлении местного самоуправления. Наличие общих сфер ведения и у государства, и у местного самоуправления свидетельствует о продолжении задач государственного управления на муниципальном уровне. Уже только это обстоятельство ставит под сомнение отсутствие какой-либо связи между государством и местным самоуправлением. Самостоятельность местного самоуправления обусловлена лишь организационно. Цели же муниципальной политики являются продолжением целей государственной политики. Поэтому через разграничение полномочий необходимо стремиться не к увеличению пропасти между государством и местным самоуправлением, а к сближению государственного и муниципального уровней и достижению принципа единства государственной власти, заложенного в положении ст.5 Конституции РФ. К тому же, новое законодательство о местном самоуправлении уже достаточно четко обозначило направление в сторону усиления государственной природы местного самоуправления. Например, ст. 5 Федерального закона от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 25 ноября 2008г.) прямо установила единство принципов организации муниципальной и государственной гражданской службы Российской Федерации.

Кроме того, юридическая наука не проводит исследований исполнительной власти на муниципальном уровне. Имеющиеся работы освещают в основном статус местных администраций как исполнительных органов. Если опираться только на конституционные положения о разделении государственной власти, то судьбу исполнительной власти на муниципальном уровне можно считать предрешенной (она не должна существовать). Однако, свойства исполнительной власти, заложенные в ее природе, сущность деятельности органов местного самоуправления свидетельствуют о том, что и на муниципальном уровне реализуется исполнительная власть. Проблема состоит в обеспечении взаимосвязи, взаимодействия государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления, преемственности государственных и муниципальных начал в системе исполнительной власти, единства исполнительной власти, при соблюдении конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления.

 

4. Факторы, оказывающие  влияние на размещение населения  Центрального федерального округа

 

Центральный федеральный округ (ЦФО) — административное формирование в западной части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года. Представлен областями и городом федерального значения.

 

4.1. Географическое  положение и климат 

 

Территория округа составляет 650205 км², то есть 3.8 % от территории Российской Федерации. что приблизительно равно площади Французской Республики.

Расположен на Восточно-Европейской равнине; имеются Валдайская, Смоленско-Московская и Среднерусская возвышенности, Мещёрская и Окско-Донская низменности. Высшая точка — 347 метра (Макушка Валдая).

Внешние границы: на западе с Белоруссией, на юго-западе с Украиной. Внутренние границы: на юге с Южным, на востоке с Приволжским, на севере с Северо-Западным федеральными округами.

Крупнейшие реки (в скобках притоки): Волга (Ока), Дон (Воронеж), Днепр (Десна, Сейм), Западная Двина. Выхода к морю нет.

Природные зоны (с севера на юг): смешанный лес, широколиственный лес, лесостепь, степь.

Климат: Умеренно-континентальный, средняя температура января от −7 до −14°С, июля — от +16 до +22°С.

                                                     

   4.2.Природные ресурсы края

 

Природные ресурсы: железная руда (Курская магнитная аномалия) — запасы 40 млрд т. (60 % от российского), фосфориты (25 %), бокситы (15 %), бурые угли — добыча 1,5 млн т, цементное сырьё (25 %), гранит (добыча открытым способом, 2 карьера в Богучарском и Павловском районах Воронежской области), охра, торф, лес, чернозём, водные ресурсы.

Длина железных дорог — 17 291 км (19,9 % российской), шоссейных с твёрдым покрытием — 117 926 км (22,3 %).

С исторической и природно-климатической точки зрения делится на два подрегиона — Нечерноземье и Черноземье.

 

4.3. Уровень развития  экономики

                                                 

 Центральный федеральный округ объединяет 2 экономических района: Центральный и Центрально-Черноземный.

ЦФО занимает первое место в России по основным фондам экономики (25 % фондов России), промышленному и сельскохозяйственному производству (20 % и 25 % соответственно). Темпы роста промышленного производства на территории ЦФО выше средних показателей по стране. ЦФО лидирует среди федеральных округов по всем основным показателям социально-экономического развития. Важными факторами развития социально-экономической сферы являются выгодное экономико-географическое положение, развитая инфраструктура и созданный производственный и научно-технический потенциал.

В ЦФО производится около 30 % продукции машиностроения и легкой промышленности, 25 % продукции химической отрасли, 20 % продукции черной металлургии. В структуре промышленного комплекса Центрального федерального округа лидирующими отраслями являются машиностроение и металлообработка.

На территории ЦФО сосредоточено около 65 % промышленных запасов железных руд, 25 % фосфоритов, 25 % цементного сырья, 15 % бокситов.

На долю Центрального федерального округа приходится 45 % всех налогов и сборов в федеральный бюджет.

На конец 2012 год в ЦФО насчитывается 1991669 предприятий и организаций. Больше всего организаций в Москве – 1281657, меньше всего в Орловской области – 16259 организаций (см. Табл.1).

                  

Таблица 1 – Число предприятий и организаций 
(на конец года)

 

2008

2009

2010

2011

2012

Центральный 
федеральный округ

1773220

1832209

1870987

1933634

1991669

Белгоpодская область

29872

31180

32748

33462

33469

Бpянская область

21241

21556

21810

21807

21601

Владимиpская область

33798

34560

35952

35422

34833

Воpонежская область

55845

53870

52941

54221

54218

Ивановская область

28963

30584

32341

30890

30533

Калужская область

26319

26432

27135

26761

26766

Костpомская область

18149

18548

17407

17552

17916

Куpская область

22141

22764

23130

23089

23156

Липецкая область

20950

21422

21902

21074

20731

Московская область2)

224666

239204

224181

236263

235814

Оpловская область

16486

16923

16509

16231

16259

Рязанская область

34698

34849

33642

33594

33048

Смоленская область

25007

25823

25578

25728

25363

Тамбовская область

19161

18770

19063

17926

17724

Твеpская область

46803

41901

42301

37768

35291

Тульская область

38480

39822

37821

37591

37220

Яpославская область

44472

47104

45021

45599

46070

г. Москва

1066169

1106897

1161505

1218656

1281657


Всего в ЦФО 1991669 предприятий и организаций, из них сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 38558, рыболовство, рыбоводство – 1146, добыча полезных ископаемых – 4434, обрабатывающие производства – 160223, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 9088,  строительство – 163652, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 851290, гостиницы и рестораны – 35724, транспорт и связь - 99591, финансовая деятельность – 46776,  операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 388142, государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование – 19981, образование - 41136 , здравоохранение и предоставление социальных услуг – 25725, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 105548 (см. Табл.2).

 

Таблица 2 – Распределение числа предприятий и организаций по видам экономической деятельности (2012г.) 

 

Всего 
предприятий  
и организаций

в том числе по видам экономической

сельское  
хозяйство, 
охота и лес-ное хозяй-ство

рыболовство, рыбоводство

добыча полезных 
ископаемых

обрабаты-вающие производства

производство и рас-пределение электро-энергии, газа и воды

строи-тельство

оптовая и розничная торговля; ремонт ав-тотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и пред-метов личного пользования

Центральный  
федеральный округ

1991669

38558

1146

4434

160223

9088

163652

851290

Белгородская область

33469

1183

56

61

3257

128

4041

11175

Брянская область

21601

1162

18

31

2141

176

1904

6259

Владимирская область

34833

1727

31

114

4033

461

3016

8693

Воронежская область

54218

2205

46

106

4689

469

4867

19570

Ивановская область

30533

965

17

66

3579

354

2566

10260

Калужская область

26766

2074

26

146

3138

186

2500

5739

Костромская область

17916

1459

12

46

2080

154

1735

4169

Курская область

23156

1305

51

29

1884

342

2030

6295

Липецкая область

20731

921

42

49

1823

137

1926

6147

Московская область2)

235814

7360

228

461

24931

2028

21710

70020

Орловская область

16259

1238

22

36

1596

146

1403

4378

Рязанская область

33048

2257

32

99

3277

205

3038

9409

Смоленская область

25363

1760

42

82

2441

182

1978

7736

Тамбовская область

17724

1347

19

19

1412

245

1419

5075

Тверская область

35291

1903

66

132

3480

478

2852

8720

Тульская область

37220

2205

33

118

3847

298

3647

11022

Ярославская область

46070

1771

30

93

4326

264

5307

16041

г. Москва2)

1281657

5716

375

2746

88289

2835

97713

640582

 

Информация о работе Факторы, оказывающие влияние на размещение населения Центрального федерального округа