Факторы, оказывающие влияние на размещение населения Центрального федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

История развития российских государственных институтов - одно из наиболее активно разрабатываемых научных направлений в современной отечественной историографии. Повышенный интерес к изучению данной проблемы связан с многочисленными инициативами последних лет по реформированию системы законодательной и исполнительной власти, в том числе и в сфере управления отдельными территориями - субъектами Российской Федерации, и функционирования органов местной администрации

Оглавление

1. Формирование территориальных структур до революционной России. Исторические аспекты развития территории России 3
2. Распределение бюджетных средств по регионам России. Консолидированный бюджет всех уровней 5
3. Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, ее субъектов и местного самоуправления 10
4. Факторы, оказывающие влияние на размещение населения Центрального федерального округа 13
4.1. Географическое положение и климат 13
4.2.Природные ресурсы края 14
4.3. Уровень развития экономики 14
4.4. Финансовое состояние 18
4.5. Инфраструктура 22
4.6. Научно-технический прогресс 26
4.7. Социальный климат 31
4.8. Уровень культурного развития 34
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

ton_zaynasheva.docx

— 112.57 Кб (Скачать)

Содержание

 

1. Формирование территориальных  структур до революционной России. Исторические аспекты развития территории России                                          3

2. Распределение бюджетных  средств по регионам России. Консолидированный бюджет всех уровней                                                          5

3. Разграничение полномочий  между органами государственной  власти РФ, ее субъектов и местного самоуправления                                                           10

4. Факторы, оказывающие влияние  на размещение населения Центрального федерального округа                                                                                             13

4.1. Географическое положение и климат                                                           13

4.2.Природные ресурсы края                                                                                14

4.3. Уровень развития экономики                                                                        14

4.4. Финансовое состояние                                                                                   18

4.5. Инфраструктура                                                                                              22

4.6. Научно-технический прогресс                                                                      26

4.7. Социальный климат                                                                                       31

4.8. Уровень культурного  развития                                                                     34

Список использованной литературы                                                                   35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формирование  территориальных структур до  революционной России. Исторические  аспекты развития территории  России

 

История развития российских государственных институтов - одно из наиболее активно разрабатываемых научных направлений в современной отечественной историографии. Повышенный интерес к изучению данной проблемы связан с многочисленными инициативами последних лет по реформированию системы законодательной и исполнительной власти, в том числе и в сфере управления отдельными территориями - субъектами Российской Федерации, и функционирования органов местной администрации. В последнее десятилетие XX в. прослеживался курс на децентрализацию управления, в ходе которого местные управленческие структуры пытались присвоить себе полномочия власти, в результате чего в большинстве федеральных субъектов были созданы номенклатурные единицы властных органов — правительства, министерства и т.п. В последние годы наблюдается тенденция на ужесточение вертикали власти, усиление позиций федерального центра в регионах. Создание института полномочных представителей президента, реформирование Совета Федерации, наконец, вопрос о назначении губернаторов из центра позволяют делать выводы о подготовке правительства к структурным изменениям в системе местного управления.

В этой связи изучение административно - территориальных реформ до 1917 года представляет значительный научный интерес, так как именно в первой четверти XVIII в. были заложены основы той системы административно - территориального деления и управления, которая, видоизменяясь по форме, не изменила своей сущности до начала XX в., а отдельные ее элементы актуальны и в наше время.

Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России, после ликвидации удельных княжеств, существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в 18 в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» - губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.

 При Петре I в 1708г. страна  была разделена на восемь крупных  губерний, губернии же были разделены  на уезды. В 1727г. была выделена  промежуточная единица между  губерниями и уездами – провинция. К каждой губернии приписывались  полки, их комплектование осуществлялось за счет населения губерний.

 Петровские губернии  просуществовали почти семьдесят  лет, до 1775г. Их число за это  время выросло до двадцати. В 1775г. по указу Екатерины II была проведена  новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68. Каждая губерния  должна была насчитывать не  менее 300-400 тыс. человек, причем количество  мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек.

 Такое административное  деление оставалось неизменным  вплоть до Великой Октябрьской  революции. Южные территории России  по существу были колониями  России, а по форме считались  военными областями, управляемыми  генерал-губернаторами. Их называли  также, военными округами. Например, Туркестанский военный округ, управляемый  генерал-губернатором, Кавказ управлялся  Кавказским наместником. В состав  дореволюционной России входили  Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.

 После отмены крепостного  права в 1861г. оформилась еще одна  административная низовая единица  – волость.

2. Распределение  бюджетных средств по регионам  России. Консолидированный бюджет  всех уровней

 

В настоящее время в России принята трехуровневая бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень).

Бюджетная система:

1. Консолидированный бюджет  РФ (свод бюджетов всех подуровней):

- федеральный бюджет;

- консолидированный бюджет субъектов Федерации;

- бюджет субъектов Федерации;

- бюджет муниципальных образований (районов, поселений и городских округов, а также бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

2. Бюджеты государственных  внебюджетных фондов:

- пенсионный фонд РФ;

- фонд социального страхования;

-  фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальные фонды МС.

Первый уровень – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ). До 2000 г. утверждался бюджет Фонда занятости населения, но он был упразднен, несмотря на высокий уровень безработицы (около 7 млн. чел.). Все расходы, связанные с централизованным управлением процесса реализации функций государства, финансируются за счет средств федерального бюджета.

Второй уровень бюджетной системы образуют бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальная составляющая государственных внебюджетных фондов (88 бюджетов, из них 21 республиканский бюджет, 55 областных и краевых бюджетов, 9 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга). Бюджет субъекта Российской Федерации – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов Федерации в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Третий уровень бюджетной системы – бюджеты муниципальных образований (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются два подуровня – бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), бюджеты городских и сельских поселений. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Развитие муниципального сектора экономики является в настоящее время неотъемлемой составляющей социально-экономического развития страны. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Одна из важнейших задач – повышение качества общественных услуг, решение обострившихся проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решение жилищной проблемы также связано с развитием муниципального сектора экономики, так как значительная доля жилищного строительства ложится на муниципалитеты.

Консолидированный бюджет в Бюджетном кодексе РФ определен как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов Федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы. В связи с формированием бюджетов поселений право гражданства получает консолидированный бюджет муниципального образования как свод бюджетов на его территории.

Свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов дает представление о ресурсах, которыми располагают органы власти в центре и на местах. Такой свод получил название бюджета расширенного правительства – «расширенного» в том смысле, что он по доходам и расходам больше бюджета консолидированного и включает средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, управление которыми осуществляется правительством. Этот бюджет тоже не утверждается. Сводная информация по сумме названных бюджетов имеет существенное значение для определения перспективы развития всех звеньев бюджетной системы. Государственные внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в федеральный и местный бюджеты определенных общественных потребностей, связанных с обязательным социальным страхованием. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан:

- на охрану здоровья  и получение бесплатной медицинской  помощи;

- социальное обеспечение  по возрасту;

- социальное обеспечение  в случае безработицы;

- социальное обеспечение  по инвалидности, по болезни, в  случае потери кормильца, рождения  и воспитания детей и в других  случаях, установленных законодательством  РФ о социальном обеспечении.

К государственным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды считаются внебюджетными только в том смысле, что функционируют самостоятельно, вне федерального бюджета и вне консолидированных бюджетов субъектов Федерации. В бюджетную систему они включены на том основании, что на них распространяются методология и порядок формирования и исполнения бюджетов. Как звено бюджетной системы России внебюджетные государственные фонды могут получать и получают средства из федерального бюджета.

Основные черты государственных внебюджетных:

1. Они образуются вне  федерального бюджета.

2. Средства государственных  внебюджетных фондов не входят  в состав бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ и изъятию  не подлежат.

3. Расходование средств  государственных внебюджетных фондов  осуществляется исключительно на  цели, определенные законодательными  и иными актами РФ, субъектов  РФ, регламентирующими их деятельность.

4. Средства государственных  внебюджетных фондов находятся  в федеральной собственности  и управляются органами государственной  власти РФ.

5. Сбор и контроль за поступлениями обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который Возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов имеют закрепленные за ними доходы: соответствующая часть единого социального налога, часть налогов, поступающих в результате применения упрощенной системы налогообложения, а также поступления из федерального и местных бюджетов. Например, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования поступают средства на страхование неработающего населения из местных бюджетов. Как отмечалось выше, все внебюджетные государственные фонды могут получать дотации из федерального бюджета и получать доходы от размещения временно свободных средств в кредитных организациях.

Критериальное значение для оценки качества бюджетной политики имеют следующие показатели:

Информация о работе Факторы, оказывающие влияние на размещение населения Центрального федерального округа