обеспечение
безбарьерной среды обитания для
лиц с ограниченными возможностями,
развитие реабилитационной индустрии,
направленной на обеспечение максимальной
социализации инвалидов;
- внедрение
комплексных оздоровительных и реабилитационных
программ по сокращению сроков восстановления
здоровья после перенесенных заболеваний
и травм, развитие услуг, предоставляемых
санаторно-курортными организациями и оздоровительными
учреждениями;
- разработку
мер, направленных на сохранение здоровья
и продление трудоспособного периода жизни
пожилых людей, развитие геронтологической
помощи.
Решение
задачи по повышению уровня рождаемости
включает в себя:
- усиление государственной
поддержки семей, имеющих детей, включая
поддержку семьи в воспитании детей, для
чего необходимо:
- развивать
систему предоставления пособий в связи
с рождением и воспитанием детей (включая
регулярные пересмотр и индексацию их размеров
с учетом инфляции);
- усилить стимулирующую
роль дополнительных мер государственной
поддержки семей, имеющих детей, в форме
предоставления материнского (семейного)
капитала, расширяя в связи с этим рынок
образовательных услуг для детей и масштабы
строительства доступного жилья для семей
с детьми;
- создать механизмы
оказания дополнительной поддержки неполных
семей с детьми и многодетных семей с низкими
доходами, семей, принимающих на воспитание
детей, оставшихся без попечения родителей,
а также семей, имеющих детей-инвалидов,
включая изменение размеров налоговых
вычетов для работающих родителей в зависимости
от дохода семьи и количества детей, формирование
государственного заказа на оказание организациями
различной организационно-правовой формы
социальных услуг семьям с детьми;
- обеспечить
потребность семей в услугах дошкольного
образования на основе развития всех форм
дошкольных образовательных организаций
(государственных, частных), повышения
доступности и качества их услуг, в том числе
на основе принятия стандартов оказываемых
услуг, стимулирования развития гибких
форм предоставления услуг по уходу и воспитанию
детей в зависимости от их возраста;
- создать в городах
и сельской местности среду обитания, благоприятную
для семей с детьми, включая установление
соответствующих требований к градостроительным
решениям, а также к социальной и транспортной
инфраструктуре;
создание
условий для повышения доступности жилья
для семей с детьми, в первую очередь для
молодых семей с детьми, за счет:
- развития ипотечного
кредитования, внедрения новых кредитных
инструментов, расширения строительства
доступного жилья, отвечающего потребностям
семей, с одновременным строительством
объектов социальной инфраструктуры,
необходимых семьям с детьми;
- реализации
региональных программ обеспечения жильем
молодых семей, разработки системы дополнительных
мер, направленных на обеспечение жильем
малоимущих граждан с детьми, нуждающихся
в жилых помещениях, включая меры по расселению
семей с детьми из неприспособленных и ветхих
жилых помещений, первоочередному предоставлению
жилья детям, оставшимся без попечения
родителей, по окончании их пребывания
в образовательных и иных учреждениях,
в семьях опекунов (попечителей), приемных
семьях, а также по окончании службы в Вооруженных
Силах Российской Федерации;
- развития системы
адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных
услуг в зависимости от состава и материального
положения семьи;
- реализацию
комплекса мер по содействию занятости
женщин, имеющих малолетних детей, в целях
обеспечения совмещения родительских
и семейных обязанностей с профессиональной
деятельностью, в том числе:
- создание для
женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком,
условий, способствующих их возвращению
к трудовой деятельности, организацию
системы повышения их квалификации и переобучения
профессиям, востребованным на рынке труда;
- расширение
использования гибких форм занятости
(в том числе надомный труд, частичная занятость),
позволяющих совмещать работу с выполнением
семейных обязанностей;
- разработку
специальных программ, позволяющих женщинам
получить новые профессии в случае их перевода
(высвобождения) с рабочих мест с вредными
и тяжелыми условиями труда на новые рабочие
места.
Решение
задач по укреплению института семьи,
возрождению и сохранению духовно-нравственных
традиций семейных отношений включает
в себя:
- развитие системы
консультативной и психологической поддержки
семьи в целях создания благоприятного
внутрисемейного климата, профилактики
семейного неблагополучия, социальной
реабилитации семей и детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации, подготовки
и комплексного сопровождения семей, принимающих
на воспитание детей, оставшихся без попечения
родителей;
- пропаганду
ценностей семьи, имеющей нескольких детей,
а также различных форм семейного устройства
детей, оставшихся без попечения родителей,
в целях формирования в обществе позитивного
образа семьи со стабильным зарегистрированным
браком супругов, имеющих нескольких детей
или принимающих на воспитание детей, оставшихся
без попечения родителей;
- реализацию
комплекса мер по дальнейшему снижению
числа преждевременного прерывания беременности
(абортов);
- создание специализированной
системы защиты прав детей, включая дальнейшее
развитие института уполномоченных по правам
ребенка в субъектах Российской Федерации,
внедрение в работу органов исполнительной
власти и судебных органов современных
технологий профилактики правонарушений,
защиты прав детей, социальной реабилитации
и последующей интеграции в общество несовершеннолетних
правонарушителей и детей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации.
Решение
задачи по привлечению мигрантов в соответствии
с потребностями демографического и социально-экономического
развития включает в себя:
- содействие
добровольному переселению соотечественников,
проживающих за рубежом, на постоянное
место жительства в Российскую Федерацию,
а также стимулирование возвращения в Российскую
Федерацию эмигрантов;
привлечение
квалифицированных иностранных
специалистов, в том числе выпускников
российских высших учебных заведений,
на постоянное место жительства в Российскую
Федерацию, привлечение молодежи из иностранных
государств (прежде всего из государств —
участников Содружества Независимых Государств,
Латвийской Республики, Литовской Республики
и Эстонской Республики) для обучения и стажировки
в Российской Федерации с возможным предоставлением
преимуществ в получении российского гражданства
по окончании учебы;
- совершенствование
миграционного законодательства Российской
Федерации;
- разработку
социально-экономических мер по повышению
миграционной привлекательности территорий,
из которых происходит отток населения
и которые имеют приоритетное значение
для национальных интересов, разработку
и внедрение федеральных и региональных
программ, направленных на создание благоприятных
условий для адаптации иммигрантов к новым
условиям и интеграции их в российское общество
на основе уважения к российской культуре,
религии, обычаям, традициям и жизненному
укладу россиян;
- создание условий
для интеграции иммигрантов в российское
общество и развития терпимости в отношениях
между местным населением и выходцами
из других стран в целях предотвращения
этноконфессиональных конфликтов.
3. Информационное
обеспечение реализации
настоящей Концепции
Информационное
обеспечение реализации настоящей
Концепции предполагает использование
данных государственной статистики, итогов
переписей населения и данных социологических
исследований.
Для
получения достоверных сведений
о состоянии населения Российской Федерации
необходимо создать систему государственного
статистического наблюдения, соответствующую
современным информационным потребностям
и международным рекомендациям в области
демографического развития.
Необходимо
обеспечить информационную поддержку
проведения демографической политики
Российской Федерации, расширить социальную
рекламу в средствах массовой информации,
выпуск тематических теле- и радиопрограмм,
газет и журналов, разработку учебных программ,
шире информировать население о возможных
опасностях для жизни и здоровья, связанных
с наиболее распространенными заболеваниями,
эпидемической обстановкой, стихийными
бедствиями и техногенными авариями, с появлением
на рынке опасных для здоровья товаров,
а также о мерах, позволяющих предупредить
их вредное воздействие на здоровье человека.
Следует
разработать нормативно-правовую базу
для проведения государственной
информационно-просветительской кампании,
направленной на понимание ценностей материнства
и отцовства, повышение статуса родительства,
на переход от малодетной семьи к семье,
имеющей не менее двух детей.
4. Механизмы
реализации демографической
политики Российской
Федерации на период
до 2025 года
Реализацию
демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года предполагается
осуществлять путем:
- дальнейшего
совершенствования законодательства
Российской Федерации в сфере семейного,
налогового и жилищного права, здравоохранения,
образования, социального обеспечения,
трудовых отношений, миграционной политики
с учетом мер по реализации демографической
политики, общепризнанных норм международного
права и международных обязательств Российской
Федерации, направленных на создание системы
экономических стимулов для населения
в сфере демографического развития;
- включения
задач и мероприятий, призванных улучшить
демографическую ситуацию, в федеральные
и региональные программы социально-экономического
развития;
- учета задач
демографической политики при формировании
федерального и региональных бюджетов,
бюджетов внебюджетных фондов, концентрации
финансовых и материальных ресурсов для
реализации основных задач демографической
политики, привлечения дополнительных
внебюджетных средств на эти цели;
- методического
обеспечения деятельности органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления муниципальных
образований, направленной на управление
демографическими процессами;
постоянного
мониторинга и анализа демографических
процессов и корректировки на их основе
конкретных мер демографической политики;
- развития научных
исследований в сфере народонаселения.
5. Основные
этапы и ожидаемые результаты
реализации демографической
политики Российской
Федерации на период
до 2025 года
Реализация
демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года будет осуществляться
в три этапа.
На
первом этапе (2007 — 2010 годы) будут реализованы
меры, направленные на преодоление сложившихся
негативных тенденций демографического
развития, в том числе осуществлена основная
часть мероприятий по снижению уровня
смертности населения в результате дорожно-транспортных
происшествий и от сердечнососудистых
заболеваний, по повышению качества оказания
медицинской помощи женщинам в период
беременности и родов, по развитию перинатальных
технологий, уменьшающих риск неблагоприятного
исхода беременности и родов, по оказанию
государственной адресной материальной
поддержки семьям, имеющим детей, включая
проведение индексации пособий с учетом
темпов роста потребительских цен, по подготовке
к приему в семью ребенка, оставшегося без
попечения родителей, по психолого-педагогическому
и медико-социальному сопровождению и материальной
поддержке замещающих семей.
Предусматривается
разработать специальные меры по профилактике
и своевременному выявлению профессиональных
заболеваний, улучшению условий труда,
содействию занятости женщин, имеющих
малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности
на рынке труда, по развитию инфраструктуры
дошкольного образования, обеспечению
местами в дошкольных образовательных
учреждениях в приоритетном порядке детей
работающих женщин, а также разработать
долгосрочные программы, направленные
на популяризацию здорового образа жизни,
повышение миграционной привлекательности
важных в геополитическом отношении регионов
Российской Федерации.
На
первом этапе в субъектах Российской
Федерации будут также разработаны региональные
демографические программы, направленные
на улучшение демографической ситуации,
учитывающие специфику каждого региона
(долю сельского населения, сложившуюся
модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные
с реализуемыми мероприятиями приоритетных
национальных проектов в сфере образования,
здравоохранения, жилищной политики и сельского
хозяйства.