Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 02:03, курсовая работа
Рассмотрено значение чёрной металлургии в экономике. Изучили факторы развития и размещения отрасли. Дана характеристика черной металлургии мира на современном этапе. Выявлены основные проблемы и перспективы отрасли.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Значение черной металлургии в экономике. Основные типы предприятий……………………………………………………………………….5
Глава 2. Предпосылки развития и размещения отрасли………………………..9
Глава 3. Современная характеристика черной металлургии мира…………...14
Глава 4. Проблемы и перспективы развития отрасли…………………………23
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………………………………………….28
Особенно сильное воздействие на состав предприятий оказало со-здание мини- и миди-заводов мощностью в 0,1-1,0 млн. т металлопродукции в год. Эти предприятия малой и средней мощности менее капиталоемки, сроки их строительства короче, инфраструктура проще, занятых на них меньше, у них лучше экологические условия производства. Такие узкоспециализированные заводы неполного металлургического цикла обычно вырабатывают качественные стали и разнообразный сложный прокат. Они для своих электродуговых печей обычно используют ресурсы местного металлолома, а выпускаемый ими прокат высокой стоимости расходится в стране и за ее пределами.
В черной металлургии всегда
господствовали крупные компании обладающие
необходимыми средствами для инвестиций
в строительство новых
Черная металлургия
Глава 2. Предпосылки развития и размещения отрасли.
В
последние десятилетия
Времена, когда по уровню развития черной металлургии едва ли не в первую очередь судили об экономической мощи страны, уже ушли в прошлое, по крайней мере в постиндустриальных государствах. В эпоху НТР черную металлургию все чаще начали причислять к «больным» отраслям: ее поступательное развитие стали нарушать периоды застоя и даже упадка. Такой ход событий объясняется несколькими причинами: общей тенденцией к снижению металлоемкости промышленной продукции, усиливающейся конкуренцией со стороны более новых и прогрессивных конструкционных материалов (алюминия, пластмасс, керамики, композитов), усилением мер по охране окружающей среды, прямо коснувшихся черной металлургии как одной из наиболее «грязных» отраслей промышленности и др. Вот почему часто говорят, что черная металлургия вступила в полосу структурного кризиса.
Тем не менее преуменьшать
значение этой отрасли было бы неправильно.
По всем расчетам, черные металлы –
сталь и другие сплавы железа –
останутся основными
В то же время черная металлургия испытывает нарастающую конкуренцию со стороны химической промышленности (пластмассы, армированные стекловолокном), а также ряда производств, создающих материалы на основе керамики и углеволокна, и со стороны цветной металлургии, поставляющей все большее количество конструкционных материалов на основе сплавов легких металлов. Но несмотря на все это сталь сохраняет свои позиции основного конструкционного материала и объемы производства растут (рис. 2.1)[5]
Рис.2.1 Динамика мирового производства стали, млн. т.
До середины 70-х гг. XX в. производсто стали довольно быстро возрастало. Это можно проиллюстрировать и следующими весьма наглядными данными. Для того чтобы мировая выплавка стали увеличилась со 100 млн до 200 млн т, потребовалось 23 года (с 1927 по 1950). Увеличение выплавки с 200 млн до 300 млн т произошло уже за 8 лет (1950–1958). В 1964 г. в мире было получено 400 млн т стали, в 1968 г. – 500 млн, в 1970 г. – 600 млн т. Но с началом энергетического и сырьевого кризисов развитие отрасли резко замедлилось, что объясняется многими как постоянными, так и относительно временными причинами. С одной стороны, это общее уменьшение металлоемкости производства в эпоху НТР и снижение расхода стали на единицу готовой продукции, повышение требований не столько к количеству, сколько к качеству металла. С другой стороны, это сильное снижение общего спроса на черные металлы в связи с кризисом. Только во второй половине 1980-х гг. выплавка стали снова несколько возросла, но затем, на протяжении 1990-х гг., ее уровень продолжал оставаться неустойчивым, с чередованием лет подъема и падения выплавки. Но в начале XXI в. произошел заметный перелом, когда за одно пятилетие мировая выплавка стали возросла на 420 млн т.
Все эти количественные изменения сопровождались существенными географическими сдвигами в мировой черной металлургии. Главный из них заключался в постепенной «миграции» этой отрасли из экономически развитых в развивающиеся страны. Еще в 1950 г. развивающиеся страны (с Китаем) производили всего 6 млн т стали, или 3 % от общемировой выплавки. В 1970 г. этот показатель увеличился уже до 56 млн т (10 %), в 1980 г. – до 122 млн т (17 %), в 1990 г. – до 201 млн т (26 %) и в 2005 г. – до 545 млн т (50 %). Соответственно доля экономически развитых стран Запада к 2005 г. уменьшилась до 37 %, а доля бывших социалистических стран – до 13 %.
Как уже не раз отмечалось выше, этот географический сдвиг был вызван к жизни комплексом причин, две из которых следует считать главными. Это индустриализация более продвинутых в экономическом отношении стран Азии, Африки и Латинской Америки, в частности тех из них, которые принято относить к новым индустриальным странам. И это стремление стран Запада переместить в развивающиеся страны часть своих металлургических мощностей в связи с ужесточением собственных законов об охране окружающей среды. Но при оценке этого географического сдвига нужно принимать во внимание еще и следующие немаловажные обстоятельства. Во-первых, довольно крупная черная металлургия возникла пока лишь в сравнительно ограниченном числе развивающихся стран (Китай, Бразилия, Индия, Мексика и др.), тогда как большинство из них по-прежнему не имеет или почти не имеет предприятий данной отрасли. Соответственно и душевое производство стали в них либо вообще отсутствует, либо остается очень низким (10–20 кг), тогда как в странах Запада оно обычно составляет от 300 до 500 кг, не говоря уже о странах с еще более высокими душевыми показателями. Во-вторых, развивающиеся страны ориентируются в основном на производство рядового металла, выплавка же качественных сталей, как и ранее, концентрируется в развитых странах. В-третьих, имеющиеся производственные мощности черной металлургии в развивающихся странах обычно используются на 95– 100 %, а в экономически развитых – на 80–85 %, что означает сохранение значительного резерва на случай благоприятной конъюнктуры.
Современная картина размещения предприятий черной металлургии формировалась под влиянием различных причин, обусловленных во многом научно-технических прогрессом. Причем развитие и размещение предприятий черной металлургии в разных странах и регионах мира имеет свои специфические особенности. С внедрением новых технологий (ресурсосберегающих) в самой металлургии, а также с изменением сферы потребления черных металлов и снижением спроса на них меняется и организационная структура отрасли.[5]
На размещение предприятий черной металлургии оказывают влияние следующие факторы: сырьевой, транспортный, территориальной концентрации производства и экологический. Причем в мировом хозяйстве существует значительный разрыв между районами добычи и потребления рудного сырья(1/2 руды идет на экспорт).
Однако важнейшими факторами являются сырьевой ( обеспеченность в первую очередь железными рудами) и топливный (обеспеченность коксующимся углем.[6]
Размещение металлургического производства носит следы разных периодов и эпох развития промышленности. Но основная часть металлургических заводов в странах рыночной экономики размещается в местах одинаково удобных для получения железной руды и каменного угля в морских портах или старых каменноугольных бассейнах, связанных удобными путями с морем. Практически все заводы Японии расположены близ моря, к ним подвозятся и руда, и каменный уголь. Такой же характер носят припортовые центры Италии, ФРГ , новые заводы Франции. Даже традиционные заводы Рура сохранились в тех местах, куда можно доставить водным транспортом железную руду из Роттердама, служащего «входными» воротами Рура. Так что сегодня главным ориентиром при размещении новых металлургических предприятий полного цикла служат морские порты: в США самый крупный металлургический завод также расположен на побережье в Балтиморе.
Однако
есть много старых заводов, размещение
которых носит следы прежней,
традиционной ориентации, прежде всего
на уголь и гораздо меньшей
степени на железную руду, хотя сегодня
главным компонентом
Значительную роль в размещении металлургических предприятий играет транспортный фактор. Это связано прежде всего с экономией затрат в процессе транспортировки сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции. Транспортный фактор в большей степени обуславливает размещение предприятий по производству концентратов, по обслуживанию основного производства топливом. На их размещение влияет обеспеченность территории (региона) прежде всего автомобильным, трубопроводным (подача топлива) и электронным транспортом (обеспечение электроэнергией). Не менее важно и наличие железных дорог в регионе, так как продукция отраслей металлургического комплекса является весьма многотоннажной.
С развитием
всех видов мирового транспорта уменьшилась
значимость непосредственной близости
металлургических заводов к месторождениям
сырья и топлива. Это повлекло
за собой увеличение значения других
факторов, таких как емкость рынков
сбыта (потребительский фактор), удобство
транспортно-географического
На размещение металлургической промышленности влияет развитие инфраструктуры, а именно обеспеченность района объектами производственной и социальной инфраструктуры, уровень их развития. Как правило, регионы с более высоким уровнем развития инфраструктуры являются наиболее притягательными при размещении металлургических предприятий, так как нет необходимости строительства новых, дополнительных объектов электроснабжения, водоснабжения, транспортных коммуникация, учреждений социальной сферы.[10]
Большое воздействие на
географию черной металлургии в
Западной Европе, а также США, Японии
и многих других странах оказали
и продолжают оказывать освоение
новых крупных месторождений
железных руд в развивающихся
странах, создание соответствующих
крупнотоннажных средств
Глава 3. Современная характеристика черной металлургии мира.
Основное
исходное сырье для выплавки черных
металлов – это железная руда. Используется
также марганец, коксующиеся угли
и руды легирующих металлов. В прошлом,
учитывая большую материалоемкость
и энергоемкость
Ведущие страны мира наращивали мощности предприятий черной металлургии. Чугун и сталь мощным потоком устремились в промышленное производство (табл. 3.1).[10]
Информация о работе Черная металлургия: особенности развития и размещения