Алюминиевая промышленность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 17:18, реферат

Краткое описание

Металлургия – одна из важнейших базовых отраслей российской и мировой промышленности. Особое место в ней занимает металлургия легких металлов и сплавов (алюминий, магний, титан, кремний и т.д.), без которых сегодня немыслим научно-технический прогресс в освоении космоса, авиа-, автомобиле- и судостроении, в различных отраслях машиностроения, химии, строительстве, в быту.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 МИРОВОЙ РЫНОК АЛЮМИНИЯ И ЕГО ТЕНДЕНЦИИ
2 МЕСТО РОССИИ В МИРОВОЙ АЛЮМИНЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЛЮМИНИЕВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В СВЕТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ (ВТО)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Экономическая география.doc

— 45.09 Кб (Скачать)

     За  рубежом широко развита сеть дистрибьюторских фирм, которые располагают не только складскими помещениями и широкой  номенклатурой алюминиевых товаров, но и производственными площадями  для разделки этого товара и изготовлении деталей и узлов для малого и среднего бизнеса. В России существующие посреднические фирмы, как правило, занимаются только перекупкой и доставкой металла, не имея необходимых складских и производственных мощностей.

     Внутренний  рынок в определенной мере стимулирует  поставщиков алюминия, так как  затраты на реализацию металла и  изделий на внешний рынок несколько  выше, чем на внутреннем.

     В 1999 году отпускная цена алюминия для  отечественного потребителя была, примерно, на 100 долл. ниже мировой цены (по котировкам ЛБМ). К сожалению, большая часть  металла поставлялась российским потребителям через посреднические фирмы потребителя  и зачастую по цене выше ЛБМ.

     Кроме этого, на современном этапе, государство  должно не только в соответствии с  нормами международной торговли защищать российский рынок алюминиевых  изделий, но и проводить разумную политику по импорту алюминиевых  изделий и товара.

     Российские  заводы по переработке алюминия имеют  широкие возможности для производства широкой номенклатуры товара, однако далеко не все виды изделия, произведенные  в России, соответствуют международным  стандартам и это ещё одна проблема, которая решается отечественными производителями.

     Потоки  товаров на мировом рынке в  основном регулируются не пошлинами, а  экономической целесообразностью  производства в данном регионе данного  товара. В тоже время Россия заинтересована в создании на ее территории с участием иностранного капитала таких производств, которые бы расширяли внутренний рынок алюминия по крупному. И не важно, кто будет их собственником - иностранные бизнесмены или российские. Важно другое, например, если это  автомобильный завод, то конструкционные  материалы (алюминий, железо и др.) должны быть российского происхождения.

     Для мирового рынка, в конечном счете, расширение рынка алюминия в такой крупной  стране как Россия весьма существенная перспектива для его развития в целом.

     Также, необходимо отметить, что сегодня "…алюминий  страдает от той же болезни, что и  помидоры в 18 веке. Многие не используют его из-за суеверия и незнания его  свойств. Европейцы не ели помидоры, считая их ядовитыми, а сегодня инженеры, по всей видимости избегают применять алюминий по таким необоснованным причинам" - пишут американцы Киссел и Ферри в своей книге "Алюминиевые конструкции". Думаю, что это относится и к российским инженерам-проектировщикам зданий и сооружений, мостов, железнодорожных вагонов, автомобилей, а также их производителям.

     К примеру, мосты из алюминия соединяют  в себе высокую прочность, долговечность, открывают новые конструкционные  решения, не боятся вибрации, нуждаются  в небольшом текущем ремонте  и могут быть эстетически привлекательным. Особенно эффективно применение алюминия при ремонте старых мостов.

     5. Развитие и создание условий  для развития фундаментальной  научно-технической базы.

     В настоящее время, любая крупная  компания не имеет будущего, если она  не имеет своего, соответствующего её масштабам, научно-исследовательского центра.

     Отсюда  необходимость реструктуризации имеющихся  отраслевых научно-исследовательских  институтов, либо необходимость создания на их основе новых научных центров, ориентированных на фундаментальную  науку, на подготовку научно-производственных специалистов.

 

     Перспективы развития алюминиевой  отрасли России в  свете вступления России во Всемирную  торговую организацию (ВТО)

 

     Перспективы развития российской алюминиевой промышленности и рынка алюминиевых изделий в России определяются рядом факторов.

     q Первый фактор - спрос со стороны основных отечественных и зарубежных потребителей алюминия, который зависит от динамики развития основных отраслей потребления и экономики в целом.

     q Второй фактор - предложение со стороны российских и зарубежных алюминиевых компаний. На объем предложения влияют также процессы, происходящие в самой алюминиевой отрасли в России и в мире.

     q Наконец, третий важный фактор - тарифные и нетарифные ограничения на внутреннем и внешнем рынках алюминиевых изделий.

     В этих условиях остро встает вопрос о конкурентоспособности, а основной индикатор конкурентоспособности - экспортный потенциал и его фактическая  реализация, служащие подтверждением реальных конкурентных преимуществ  и инструментом продвижения национальных интересов России в масштабах  мирового хозяйства.

     Необходимо  отметить, что при вполне конкурентоспособных  ценах качество российского алюминия, алюминиевых сплавов, некоторых  полуфабрикатов и готовых изделий  получило мировое признание.

     В этих условиях Россия имеет все шансы  сохранить свои лидирующие позиции  страны экспортера первичного алюминия на ближайшие несколько лет.

     Очевидно, что ведущие промышленно развитые страны мира (ЕС, США, Япония) заинтересованы в поставках российского первичного алюминия и сплавов, тем не менее на рынках этих стран имеется ряд тарифных и нетарифных препятствий для динамичного развития взаимовыгодной торговли. Например, в ряде стран действует достаточно высокие ввозные таможенные пошлины на первичный алюминий, алюминиевые полуфабрикаты и готовые изделия, поставляемые, в частности, из России. При этом существенно более высокие пошлины на готовую продукцию и продукцию высокой степени обработки ставят целью законсервировать имеющуюся малоэффективную структуру ассортимента продукции алюминиевой промышленности (преобладание необработанного алюминия и продукции первичных переделов).

     Не  способствует развитию торговых отношений  и создание искусственных барьеров для ввоза российских товаров, в  том числе форме недобросовестных «антидемпинговых» расследований. В частности, речь идет о возбуждении  антидемпингового расследования по поставкам в страны ЕС российской фольги.

     При этом механизмы политической и судебной защиты интересов российских металлургов  за рубежом пока отработаны слабо  и обеспечиваемый уровень защиты совершенно недостаточен.

     Как уже говорилось - значительная часть  продукции российской алюминиевой  промышленности достаточно конкурентоспособна на внутреннем рынке России и СНГ  и вступление России в ВТО в  целом не нанесет ущерба отрасли.

     Однако, хотя алюминиевая продукция низших переделов уже вполне конкурентоспособна на мировом рынке, этого не скажешь  о многих видах готовой продукции  и полуфабрикатов высокой степени  обработки.

     Сегодняшняя структура производства алюминиевых  полуфабрикатов и готовых изделий  в России не вполне соответствует  структуре потребления мирового рынка. Для достижения конкурентоспособности  необходимо изменить структуру ассортимента, организовать выпуск продукции, пользующейся спросом на мировом рынке, и существенно  поднять качество выпускаемой продукции.

     Учитывая  изношенность основных фондов, для  решения указанных задач российской алюминиевой промышленности потребуется  время и значительные капитальные  затраты. Интересам модернизации отвечало бы снижение ввозных таможенных пошлин на оборудование, не имеющее аналогов в России.

     С открытием внутреннего рынка  будут созданы большие препятствия  для назревших структурных преобразований промышленности, развития высоких переделов  и увеличения доли выпуска готовой  продукции с большой добавленной  стоимостью. Тем самым может быть надолго законсервирована имеющаяся  отсталая структура промышленности (преобладание первичных переделов). Данное обстоятельство делает в ближайшем  будущем весьма актуальной защиту российских производителей от экспансии на российский рынок лидеров мировой алюминиевой  промышленности.

     Сейчас  мы наблюдаем рост инвестиций, и  есть все основания ожидать значительного  роста спроса на алюминиевые изделия  со стороны капитального строительства. Строительство современно жилья, объектов энергетики и торговли, транспорт - вот крупнейшие потребители алюминиевых  изделий, которые российские производители  могли бы выпускать в гораздо больших объемах, если будет спрос.

     Вместе  с тем представляется, что без  своевременного осуществления поддерживающих мероприятий (разработка мер нетарифного  регулирования и защиты рынков, разработка и реализация политики стимулирования экспорта, приведение федерального и  регионального законодательства в  соответствие с нормами ВТО, подготовка кадров, способных защищать интересы России в рамках ВТО и т.п.), потери и негативные последствия могут  перевесить выгоды от вступления в  ВТО.

     В большинстве стран созданы институциональные  механизмы для проведения консультаций с представителями промышленности по проблемам, стоящим в повестке дня ВТО.

     В России данную работу возглавляет Минпромнауки России, которое совместно с участием представителей федеральных органов управления, научных организации, промышленных предприятии, их ассоциаций, включая, в том числе Российского Союза товаропроизводителей (PCT) и Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) обсуждает вопросы и проблемы связанные с последствиями присоединения и участия России в деятельности ВТО.

     В ходе проводимой такой работы часто  делается акцент, что, учитывая тесную взаимосвязь отраслей экономики  и промышленности и различную  степень их развития, особой проблемой  является межотраслевое согласование условий присоединения к ВТО. Защитные меры в отношении продукции  одних отраслей вызывают зачастую негативные последствия в работе других. Поэтому  проработка уровней таможенных пошлин должна проводиться с учетом анализа  последствий предлагаемого изменения  этих показателей на работу сопряженных  отраслей и производств, не допуская ухудшения их экономического положения.

     Важным  также представляется качественная подготовка аналитической информации о состоянии внутреннего и  внешнего рынка определенных видов  товаров и обеспечения ею всех заинтересованных отечественных и  иностранных структур с целью  принятия адекватных решений к рыночной ситуации на основе использования преимуществ  участия в ВТО.

     Сегодня проблема присоединения России к  ВТО не сводится к проблеме существования  алюминиевой отрасли в новых  условиях, вопрос ставится гораздо  шире, он касается в целом всей экономики  страны, где отдельные отрасли  оказывают самое непосредственное влияние друг на друга. Национальные экономики под воздействием ускоряющегося  процесса глобализации вынуждены интегрироваться  в единый мировой экономический  механизм.

     Основу  системы регулирования внешней  торговли любого государства составляет набор допустимых экономических  и административных мер ограничения  импорта и экспорта и их стимулирования. Различия между экономическими и  административными инструментами  состоит в способе воздействия  на торговлю – через рыночные отношения  или помимо них.

     Нетарифные  инструменты регулирования внешней  торговли играют исключительно важную роль в современном торгово-политическом механизме. Сфера их применения расширяется, а число множится. В отличие  от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться  по решению органов исполнительной и местной власти.

     Международная практика идет по пути исключения инструментов нетарифного регулирования. Они  применяются лишь в ограниченном числе случаев, в основном, в целях  защиты национальной экономики, соблюдения международной безопасности, охраны жизни и здоровья людей, поддержания стабильности международной торговой системы.

     Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и являющиеся неотъемлемой его частью перечни принимаемых странами-членами  ВТО обязательства составляют правовую базу регулирования торговли услугами в рамках ВТО Услуги охватывают широкий круг экономической деятельности от банковского дела, страхования и телекоммуникаций до образования, отдыха и спорта. ВТО установила 150 подсекторов сферы услуг.

     В настоящее время, Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - является крупнейшим многосторонним межправительственным договором, который устанавливает  общие для вошедших в него стран  правила международной торговли. Всемирная торговая организация (ВТО) начала действовать с 1 января 1995 года, а ГАТТ стало одной из ее составных  частей.

     Учитывая  это и принимая во внимание, что  современные экономики отличаются тем, что создаваемый ими валовый внутренний продукт (ВВП) все в большей степени складывается за счет огромной и продолжающей увеличиваться сферы услуг (на Западе более половины ВВП образуется в этой сфере), России уже сейчас необходимо готовиться к работе в условиях ВТО: внимательно изучать правила ВТО в торговле услугами, изучать потенциальных конкурентов на рынке этих услуг, развивать способность к оказанию современных видов услуг – консалтинговых, инжиниринговых, информационных, с использованием ГАЛС-технологий и т.п. Присоединение к ВТО расширяет наши возможности экспорта продукции и услуг научно-технического направления, но одновременно будет обострять конкуренцию в торговле ими.

Информация о работе Алюминиевая промышленность России