Ораторское исскуство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:01, контрольная работа

Краткое описание

Умение выступать публично довольно часто возникает в ситуациях, когда необходимо в чем-то убедить, отстоять нужную идею, обосновать свою позицию. Но не все используют возможности привлечения на свою сторону сторонников, так как сказывается недостаток опыта публичных выступлений. Между тем такой опыт быстро осваивается, если придерживаться определенных технологических ходов. Известные ораторы, думаю, несомненно, владели и владеют указанными ходами, что обеспечивало, и многим еще обеспечивает, успех на всех стадиях публичной деятельности.

Оглавление

Введение ………………………………………………….…стр. 2
Публичная речь…………………………………………..стр. 3
Подготовка к публичному выступлению…….……….стр. 4
Установление контакта с аудиторией……………….стр. 9
Как завершить выступление…………………………...стр.12
Заключение……………………………….……………….стр14
Список используемой литературы……………………стр15

Файлы: 1 файл

Деловое общение.docx

— 41.30 Кб (Скачать)

Непроизвольное внимание возникает  всякий раз, когда:

1) человек сталкивается с чем-то  необычным, неожиданным, интересным  для него;

2) в поле зрения или слуха  человека попадает то, что его  волнует, заботит, соответствует  практическим интересам и потребностям;

3) действует сильный, меняющий  свою интенсивность или контрастный  раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается  на другой объект.

     Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.

     Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это — проявление после произвольного внимания. После произвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример — ораторы древности, которых слушали по 5—6 часов).

     Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, с множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловым.

     Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в  любой ее части. В ходе речи обращение  нужно иногда варьировать.

Обращение всегда служит для поддержания  контакта со слушателями, причем, чтобы  его правильно употребить, нужны  еще некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.

Кроме того, очень важна настроенность  на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо труднее.

     К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Так, Гамильтон говорил: "Настройся  на своих слушателей. Подумай о  том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что  у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они  знают "[5, c.248]

     Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.

Все, что говорит оратор, может  быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю  всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

     Обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления?

     Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, т.е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный  уровень слушателей, их жизненный  опыт.

Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие  чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

     И наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней.

     Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать. В речи необходимы паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос. Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

     Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность, является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта.

     Однако, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время Д.И. Писарев сказал: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью — тогда начинается умственное распутство" [3,c.120]

 

4 Как завершить выступление  

 

     Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Если выступление подходит к концу и слушатели проявляют признаки утомления, лучше подумать о завершении выступления.

Бывает, однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекается, что доводит  слушателей до изнеможения или бурного  протеста.         Некоторые выступающие в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: "У меня все". Звучит это банально, ведь известно, что последнее впечатление самое сильное, и если заключения нет — суть выступления ускользает от слушателей.

     Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного.

Заключение должно быть связано  с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.

Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается  с началом. Они вызывают положительные  эмоции, поднимают настроение.

Очень часто после выступления  задают вопросы. Ответы на вопросы могут  исправить или испортить впечатление  от выступления.

Ответ на вопрос должен быть предельно  кратким и лаконичным.

Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить  его суть. Если вопрос сформулирован  неясно, многословно, следует переформулировать  его и повторить вслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем.

На разъяснительные вопросы  отвечать следует обязательно. Недопустимы  реплики: "Я же об этом говорил!" или "Как же вы не поняли!"

На дополнительные вопросы отвечать желательно, по крайней мере подсказать источник информации.

Нельзя уходить от вопросов, которые  звучат, как своеобразный вызов и  связаны с желанием проверить  позицию оратора. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять  выдержку и чувство юмора.

5 Заключение

 

     Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:

  • знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;
  • умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;
  • умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;
  • безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;
  • умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются  в результате упорного труда и  постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства  как сложного вида деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Список используемой литературы.

1.Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение.

Новое знание, 2001.

2.Делецкий Ч. Практикум по риторике. - М.: 1996.

3.Бороздина Г.В. Психология делового  общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

4.Шейнов, В.П. Риторика/В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 592с.

5.  Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. – М., 2003.

 


Информация о работе Ораторское исскуство