Ораторское исскуство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:01, контрольная работа

Краткое описание

Умение выступать публично довольно часто возникает в ситуациях, когда необходимо в чем-то убедить, отстоять нужную идею, обосновать свою позицию. Но не все используют возможности привлечения на свою сторону сторонников, так как сказывается недостаток опыта публичных выступлений. Между тем такой опыт быстро осваивается, если придерживаться определенных технологических ходов. Известные ораторы, думаю, несомненно, владели и владеют указанными ходами, что обеспечивало, и многим еще обеспечивает, успех на всех стадиях публичной деятельности.

Оглавление

Введение ………………………………………………….…стр. 2
Публичная речь…………………………………………..стр. 3
Подготовка к публичному выступлению…….……….стр. 4
Установление контакта с аудиторией……………….стр. 9
Как завершить выступление…………………………...стр.12
Заключение……………………………….……………….стр14
Список используемой литературы……………………стр15

Файлы: 1 файл

Деловое общение.docx

— 41.30 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение ………………………………………………….…стр. 2

  1. Публичная речь…………………………………………..стр. 3
  2. Подготовка к публичному выступлению…….……….стр. 4
  3. Установление контакта с аудиторией……………….стр. 9
  4. Как завершить выступление…………………………...стр.12
  5. Заключение……………………………….……………….стр14
  6. Список используемой литературы……………………стр15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Удачное публичное выступление – что это, плод таланта выступающего или результат освоенных и точно примененных технологий? Единого ответа на этот вопрос, по-видимому, не существует. Конечно, каждый человек лучше предрасположен к той или иной деятельности, но периодически перед нами встают задачи, которые необходимо выполнять вне зависимости от нашего желания. Задачи, которые требуют для своего выполнения нашего специального внимания, напряжения, траты времени и сил. Сегодня почти не осталось профессий, которые не требовали бы время от времени публичной коммуникации. А любая общественная, политическая, управленческая деятельность предполагает высокую интенсивность такой коммуникации. И когда возникает потребность в эффективном публичном выступлении, на помощь могут придти некоторые технологии и приёмы подготовки содержания выступления.

     Умение выступать публично довольно часто возникает в ситуациях, когда необходимо в чем-то убедить, отстоять нужную идею, обосновать свою позицию. Но не все используют возможности привлечения на свою сторону сторонников, так как сказывается недостаток опыта публичных выступлений. Между тем такой опыт быстро осваивается, если придерживаться определенных технологических ходов. Известные ораторы, думаю, несомненно, владели и владеют указанными ходами, что обеспечивало, и многим еще обеспечивает, успех на всех стадиях публичной деятельности.

     Так же оратор должен обладает способностью по ходу корректировать свою речь, добиваясь положительной реакции слушателей. Конечно, делать это непросто. Великий римский оратор Цицерон заметил: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Эти слова никогда не утратят актуальности. Знание теории красноречия, изучение психологии людей, постоянная практика выступлений и упорная работа над словом — вот что дает возможность влиять на аудиторию.[1,стр.16]

1 Публичная речь

 

          "Нам не дано предугадать, /Как слово наше отзовется... ", - сказал великий русский поэт Ф.И. Тютчев. Ведь доброе слово лечит, вредное - ранит душу, нужное слово заставляет действовать, принимать решения.

Публичная речь - явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного  эффекта, оратору необходимо много  работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление  по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям [2, стр.56].

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

     Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, настроения. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых разных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения, побудить покупать его определённые товары. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в обществе привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.

Публичная речь может рассматриваться  как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность  логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной  сферы человека, она не способна производить сильное эмоциональное  впечатление.

Для многих людей выступление перед  аудиторией кажется сложной задачей. Ошибочно утверждать, что чувство  неловкости, страха перед аудиторией можно преодолеть легко и просто.

Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? Наполеон не замедлил с ответом, который оказался простым: "Практика, практика, практика!" [3,с.108]

 

2 Подготовка к публичному выступлению

 

     Серьезная подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех, но не гарантирует его! Все зависит от того, сумеет ли оратор найти психологический подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит "для себя", что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей. В связи с этим следует подчеркнуть, что хорошо подготовленное публичное выступление – это, с одной стороны, знак уважения к аудитории, а с другой – возможность заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке.

Подготовка к публичному выступлению  включает три основные группы правил, которые можно условно разделит по хронологическому принципу: предварительная  отработка навыков риторики; непосредственная подготовка к публичному выступлению; изучение навыков поведения во время  выступления.

  • Предварительная  отработка навыков риторики имеет несколько искусственных приемов, позволяющих поддерживать оратору повседневную общую готовность к работе с аудиторией. 

В качестве искусственных приемов могут использоваться следующие:

- Выступление перед воображаемой  группой слушателей с предварительно заданными тематикой и составом аудитории.

- Краткое изложение выбранного текста.

Оба приема целесообразно применять  с помощью, так называемых доверенных лиц, которые воспринимали бы на слух речь и делали свои замечания по стилю и форме изложения. Общение  с доверенным лицом может быть заменено записью и анализом речи аудио- и видео носителях.

- Использование аудио- или видеозаписи  собственных выступлений (как  тренинговых, так и реальных).

     Как правило, воспринимая свое собственное вступление со стороны, оратор замечает встречающиеся ошибки и шероховатости и имеет возможность исправить их в дальнейшем.

- Отработка определений, каких либо терминов и понятий, используемых в сфере профессиональной деятельности оратора. Позволяет избавиться от слов паразитов, быстрей и лаконичней отвечать на вопросы из аудитории.

- Использование опыта ведущих  ораторов. Следует обращать внимание  на те способы построения доклада, стилистику выступления, которые встречаются в практике хороших ораторов.

  • Непосредственная подготовка к публичному выступлению. Является весьма важным этапом отработки правил и навыков риторики. Следует уделять внимание его структуре.

Прежде всего, следует четко  сформулировать тему выступления.

Выбирая тему, следует руководствоваться  соображениями, что:

- вы осведомлены в вопросе  лучше, чем слушатели;

- то, о чем вы собираетесь  говорить, может вызвать интерес;

- это актуально, для слушателей.

Название выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес  тех, для кого оно предназначено.

Также, привлекает внимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы.

 Далее стоит перейти к плану выступления. Задача плана — сделать выступление стройным, логически связанным и последовательным. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.

Итак, все готово. Но наша речь не будет иметь успеха, если мы не знаем состава аудитории. Предварительная информация о слушателях — одна из гарантий успеха. Нужно знать, насколько осведомлены слушатели в данном вопросе, чем именно мы можем их заинтересовать, как это соотносится с их насущными проблемами. Найти то, что нужно данным слушателям, непросто. Неопытные ораторы и начинающие деловые люди говорят обычно о том, что кажется важным им самим.

Р. Хофф отмечал: "Чтоб дойти до сердца слушателей, нужно выйти из футляра своих представлений и взглянуть на тему ее (аудитории) глазами". Он описывает такой случай: "Как-то я спросил своего бывшего начальника, для чего он подготовил речь, которую собирается произнести. Тот сказал: "А я просто хочу освежить им мозги". Прекрасно. Замечательно. Восхитительно. Только мало кто сидит и ждет, когда ему освежат мозги. Люди рассчитывают, что вы сообщите им какую-нибудь мысль, которая может оказаться им полезной..."[4,с.38]

Знание будущей аудитории позволяет  подготовить выступление так, чтобы  удовлетворить ее потребности.

Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства. Подходить к основной теме выступления можно лишь после  того, как оратор убедился, что настроение слушателей позволит им воспринимать информацию.

Интеллектуальное взаимодействие может возникнуть только при познавательном контакте.

Важнейшее условие возникновения  познавательного контакта - интерес  к теме выступления. Интерес неизменно  вызывает внимание и тем самым — контакт с оратором. Говорят, что внимание - ворота познания. А открывает их ключик, который называется "интерес". Если слушатели его явно не проявляют, можно начинать с продуманного заранее введения в тему, стараясь установить межличностный и эмоциональный контакт с аудиторией.

По каким признакам можно  судить о том, что контакт установлен?

Конечно, по поведению слушателей: выражение их лиц, позы, реплики, а  то и вопросы свидетельствуют  о различной реакции. Задача оратора  — внимательно следить за всеми  сигналами обратной связи, добиваясь  заинтересованности, вопросов, несогласия - только не равнодушия, скуки. Поэтому  ни одно хорошее выступление не воспроизводит  подготовленный текст. Оно творится на глазах слушателей, при их участии! Именно ощущение сотворчества, сопереживания  и дает высочайшую удовлетворенность  обеим сторонам. Главное требование - развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором  мысли, слова, и манеры постоянно  приспосабливаются к слушателям.

  • В ходе подготовки к встрече с аудиторией следует учитывать правила изучения навыков поведении во время выступления.

Поведение во время выступления  должно способствовать достижению его целей, в тоже время не отвлекать внимание слушателей от целостного восприятия сообщения. Опытные ораторы заранее делают на полях тезиса соответствующие доклада пометки, касающиеся отдельных элементов поведения. Главное не быть скованным и не проявлять ни малейшей неуверенности перед аудиторией.

Ощущение того, что наши слова  нужны людям и нам есть, что  сказать, снимает всякий барьер страха перед выступлением.

Надо постараться с первых минут  завладеть вниманием слушателей, и это в первую очередь будет  зависеть от того, каким будет начало выступления.

 

 

 

 

 

3 Установление контакта  с аудиторией

 

     Постоянный контакт с аудиторией ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях.

      Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

Именно поэтому существует проблема "образа оратора".

Речь идет о конструировании  нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей  речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как  бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий  и т.д. Это вопрос стратегии.

И здесь, прежде всего, важно помнить  о видах внимания аудитории. В  том случае, когда внимание возникает  независимо от воли, сознания, говорят  о непроизвольном внимании.

Информация о работе Ораторское исскуство