Контрольная работа по "Делопроизводству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:54, контрольная работа

Краткое описание

Организация работы с документами включает организацию документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности предприятия, учреждения, организации. Эффективная технология делопроизводства позволяет рационально построить документооборот. Документооборот – непрерывное движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления, обеспечивающее информационную поддержку всех звеньев управления. (включает в себя все операции по приему, передаче, составлению, согласованию, оформлению, удостоверению и отправке документов).

Файлы: 1 файл

аселе.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

Определение видов  работы и производственных процессов, осуществляемых в структурном подразделении, – это, по сути, половина работы над  должностной инструкцией. На втором этапе остается только выделить из общего объема конкретные действия и связи по должности и определить уровень квалификации, необходимый для их осуществления. При этом необходимо понимать, что для организации невыгодны ни завышение, ни занижение данного уровня. Завышение квалификационных требований к персоналу ведет к проблемам в его поиске и необоснованному росту стоимости персонала для компании, ведь уровень заработной платы и компенсационного пакета напрямую зависит от квалификации работника. Занижение же квалификационного уровня неизбежно ведет к тому, что возложенная на сотрудника работа не будут выполнена или будет выполнена с низким качеством.

Идеальные варианты встречаются достаточно редко. Более  обычной является ситуация, когда  новая должность «выделяется» из уже существующих должностных обязанностей или вводится в связи с возникновением новых в уже существующем подразделении. Как правило, это производится при росте непрофильных операций, выполняемых сотрудниками вследствие роста общей нагрузки на персонал или изменения условий труда. В данном случае процедура несколько отличается от вышеизложенной. Работа по введению новой должности в уже существующее и активно работающее подразделение начинается с определения, от каких обязанностей она должна освободить уже существующие должности и какие обязанности предполагается возложить на нее дополнительно. Затем проводится оценка предполагаемой эффективности введения данной должности. Оценивается количество времени, которое будет перенаправлено сотрудниками на основную работу, увеличение качества работы и ряд других показателей. Одновременно оценивается стоимость привлечения нового сотрудника (затраты на поиск и наем, заработная плата и компенсационный пакет) исходя из соотношения этих двух цифр и определяется возможность введения новой должности.

Рассмотрим  данную ситуацию на примере введения в штатное расписание юридического отдела, должностей секретаря или  помощника. В юридическом отделе всегда присутствует значительный документооборот. В отдел поступают документы на согласование (договоры, служебные записки, заявки подразделений и т. п.), после их поступления работа распределяется между сотрудниками, затем поток документов направляется в обратном направлении. В небольших и средних организациях отслеживать их не составляет значительного труда. Однако с ростом организации происходит и значительный рост документооборота. Документы начинают «теряться» между отделами, возникают задержки при их согласовании, при этом установить, по чьей вине они происходят, достаточно сложно. Для фиксации входящей и исходящей документации и контроля за прохождением согласования документов, разработанных в юридическом отделе, необходимо отвлекать квалифицированного юриста, растет объем непрофильной работы, а также работы, не требующей высокого уровня специальной квалификации. На этом фоне введение должности секретаря в юридический отдел может стать насущной необходимостью. При этом проводится оценка обязанностей, которые можно возложить на данную должность. Например, работа по открытию расчетных счетов общества, сбор и заверение копий учредительных документов, получение выписок из Единого государственного реестра юридических лиц не требуют высокой квалификации, хотя и предполагают наличие определенных базовых теоретических знаний и навыков. Исходя из наличия или отсутствия подобных работ и определяется, вводить должность секретаря или помощника юриста, на которого будут возложены и секретарские функции.

Согласование  должностной инструкции – это  одна из необходимых административных процедур. Документ проходит два типа согласований. Первый – технические согласования, это прежде всего согласование юридическим подразделением, которое призвано выявить возможные нарушения трудового законодательства, по ряду должностей производится согласование с подразделением, обеспечивающим безопасность труда, достаточно часто производится и согласование с финансовым подразделением компании, для определения уровня затрат. Второй тип – согласование со структурными подразделениями организации. Данная процедура преследует несколько целей. Прежде всего она направлена на исключение дублирования должностных обязанностей и на информирование руководителей смежных подразделений об изменениях в порядке взаимодействия. Кроме того, необходимо понимать, что введение новых должностей обычно ведет к необходимости корректировки должностных инструкций и других сотрудников, и согласование как раз помогает определить, какие из них подлежат корректировке. Действующее законодательство не устанавливает требования о согласовании должностных инструкций с представительными органами работников, но в ряде случае это может помочь избежать в последующем возможных конфликтов, особенно когда речь идет об изменении уже существующих должностных инструкций.

Следующий этап – это утверждение согласованной инструкции. Как правило, они утверждаются путем издания приказа полномочным лицом организации. При этом на самой инструкции проставляется гриф «Утверждено» с указанием реквизитов соответствующего приказа. На практике встречается и непосредственное утверждение должностных инструкций путем проставления подписи полномочного представителя и даты непосредственно на титульном листе документа. Однако такой подход, на наш взгляд, не совсем корректен. Прежде всего потому, что порядок выражения воли юридического лица путем издания соответствующего приказа предпочтительнее, в том числе и с точки зрения облегчения процедуры доказывания при возникновении трудового спора. Кроме того, это позволяет избежать необходимости вести отдельные книги учета утверждения и внесения изменений в должностные инструкции. Согласованную и утвержденную должностную инструкцию нумеруют, шнуруют, заверяют печатью организации. Для текущей работы с подлинника должностной инструкции снимают копию, которую выдают работнику и начальнику структурного подразделения. Копии должностных инструкций, выдаваемых работнику и в структурные подразделения, как правило, заверяют. Обычно это делается подписью руководителя структурного подразделения, отвечающего за кадровую работу в организации. При необходимости должностная инструкция полностью или в части может быть передана в другие структурные подразделения.

Последний этап – это ознакомление с должностной  инструкцией работника, который  занимает соответствующую должность. Если это вновь принимаемый сотрудник, то ознакомление с должностной инструкцией должно производиться одновременно с заключением трудового договора. Необходимо отметить, что в соответствии с абзацем 2 статьи 67 Трудового кодекса РФ «трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя… при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе». Соответственно, работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией не позднее оформления письменной формы договора. Однако в идеальном случае это должно производиться в момент фактического допуска сотрудника к работе, даже если сама письменная форма договора к этому моменту еще не готова. При этом необходимо четко понимать, что должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения, однако обязанность по ее выполнению возникает у работника только после его ознакомления с данным документом. Ознакомление сотрудника с должностной инструкцией и факт получения им ее копии фиксируется собственноручной подписью с проставлением даты. Подпись принято так же собственноручно расшифровывать. Как правило, для этой цели вместе с должностной инструкцией сшивается и «лист ознакомления». В ряде случае лист ознакомления прикладывается к приказу об утверждении должностной инструкции. На наш взгляд, это не совсем корректно, так как в этом случае работник подтверждает факт ознакомления с приказом, а не с самим текстом должностной инструкции.

Должностная инструкция – это живой и работающий документ и, поскольку методики и методы труда, а также организационные связи  подразделений постоянно изменяются в соответствии с требованиями рынка, вслед за ними в оперативном порядке должны изменяться и должностные инструкции. Для сохранения их эффективности необходимо своевременно приводить их содержание, так же впрочем, как и иных локальных нормативных актов в соответствии с изменяющимися задачами, обеспечивая тем самым необходимую гибкость системы управления. Обеспечение данного процесса обычно регламентируется внутренним актом работодателя – «Положением о порядке разработки и утверждения должностных инструкций». Такой документ содержит порядок инициирования процесса внесения изменений в действующие должностные инструкции или введения новых, определяет порядок их разработки и согласования, а также общую структуру документа. В качестве примерной формы, можно использовать целый ряд Положений, утвержденных различными государственными структурами .

В частности, Таможенный комитет РФ включил в свое положение  следующие разделы:

1. Общие положения,  в которых изложил основные  дефиниции и цели разработки должностной инструкции. Указал, что инструкция разрабатывается по каждой должности, и указал на нормативную базу, используемую при их разработке.  
2. Требования, предъявляемые к содержанию должностной инструкции, включающие также требования по ее оформлению.  
3. Порядок разработки, согласования, утверждения и введения в действие должностной инструкции. 
На наш взгляд, для удобства работы третий раздел можно разбить на два блока – порядок разработки и порядок согласования, утверждения и введения. Это позволит более детально изложить порядок разработки инструкции как представляющий наибольший практический интерес.

Инициатива  об изменении должностной инструкции может исходить из разных источников. Это может быть работник, занимающий соответствующую должность, руководитель структурного подразделения, в котором данная должность находится, или руководитель подразделения, с которым осуществляется взаимодействие. Как правило, предложения по внесению изменений в должностные инструкции готовятся в письменном виде и подаются на рассмотрение руководителю кадрового подразделения, который проводит оценку их целесообразности и организует их согласование с заинтересованными лицами. При этом имеет серьезное значение, насколько внесение изменений в должностную инструкцию может изменить трудовые обязанности лица, занимающего данную должность. Необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 72.1 Трудового кодекса РФ постоянное изменение трудовой функции работника является переводом на другую работу, и такое изменение допускается только с письменного согласия работника. На практике данное применение данного положения закона может вызывать определенные затруднения. Необходимо соразмерять, затрагивают ли внесенные в должностную инструкцию изменения трудовую функцию или же относятся к процессу организации труда. Например, изменение порядка подачи ежемесячной отчетности сотрудника не требует его предварительного согласия. Однако, например, возложение на консультанта торгового зала обязанности по приемке и учету товара уже будет являться изменением его трудовой функции и должно оформляться соответствующим образом. Обычно руководитель кадрового подразделения отвечает и за своевременную корректировку должностных инструкций, вызванную сменой организационной структуры или внесением изменений в отдельные локальные нормативные акты.

Работа над  структурированием организационных  связей, разработка должностных инструкций и рабочих регламентов – трудоемкий и кропотливый труд. Но это именно та работа, которая способна привести к росту эффективности и производительности труда и, как следствие, к увеличению конкурентных преимуществ организации на рынке.

Несмотря на то, что действующее законодательство прямо не устанавливает требование об его наличии в организации, на необходимость данного документа указывает системный анализ норм как трудового, так и налогового законодательства.

Большой юридический  словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. 3-е  изд., доп. и перераб. М.: «Инфра-М», 2007.

Современный экономический  словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М.: «Инфра-М», 2005.

См., например: Г. Хныкин. Локальные нормативные акты и трудовой договор // Корпоративный  юрист. 2005. № 2; Г. Помогаев М., Малюга. Локальные  нормативные акты // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. № 1.

М. Сытинская. Должностные  инструкции. Понятие и традиционные подходы к их составлению // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. № 8.

С. П. Маврин. Акты применения норм трудового права  в производственных объединениях (на предприятиях) // Правоведение. 1980. № 4.

См., например: Постановление  ФАС Московского округа от 5 ноября 2004 г., 2 ноября 2004 г. № КА-А40/10061-04.

См., например: Постановление  ФАС Московского округа от 24 января 2008 г. № КА-А40/14391-07 по делу N А40-21638/07-108-93.

См., например: Постановление  ФАС Московского округа от 11 сентября 2007 г., 12 сентября 2007 г. № КА-А40/9219-07 по делу № А40-74416/07-20-409.

О. А. Скачкова. Как правильно  и быстро разработать должностные  инструкции // СПС «КонсультантПлюс». 2006.

Письмо от 31 октября 2007 г. № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников».

Абзац 2 пункта 1 раздела «Общие положения» Квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 в ред. от 17 сентября 2007 г.).

См., например: Приказ Государственного таможенного комитета РФ от 29 ноября 2002 г. № 1277, Приказ Госнаркоконтроля РФ от 25 ноября 2003 г. № 235 и др.


Информация о работе Контрольная работа по "Делопроизводству"