Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:59, контрольная работа
Цель работы - выявить сущность конфликтологии как науки.
Объект исследования - конфликтология как наука.
Предмет исследования - становление и основные этапы развития конфликтологии, современые теории конфликта.
Введение ………………………………………………….……………….…….......….3
1.Предмет и основные критерии конфликтологии. Связь конфликтологии с другими науками.…………………………………………………...………………….4
2.Задачи и методы конфликтологии ….…….…...........................................................6
3.Конфликтологические исследования во второй половине19в. - начале 20вв. в Европе. Американская конфликтология начала 20в ...………….………..………....7
4.Особенности развития конфликтологии в России.……….....................................12
Заключение…………………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………………....17
Оглавление
Введение ………………………………………………….…
1.Предмет и основные критерии конфликтологии.
Связь конфликтологии с другими науками.…………………………………………………...
2.Задачи и методы конфликтологии ….…….…........................
3.Конфликтологические исследования во второй половине19в. - начале 20вв. в Европе. Американская конфликтология начала 20в ...………….………..………....7
4.Особенности развития конфликтологии
в России.………....................
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Конфликты с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. Взять, к примеру, сюжет с “яблоком раздора” и “судом Париса”; библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем – сыновьями Адама и Евы; можно вспомнить русские былины. Поэтому возникновение и развитие такой науки как конфликтология было неизбежным следствием изучения, анализа и способов избежание конфликтов.
Цель работы - выявить сущность конфликтологии как науки.
Объект исследования - конфликтология как наука.
Предмет исследования - становление и основные этапы развития конфликтологии, современые теории конфликта.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
-проследить формирование основ конфликтологии;
-рассмотреть становление конфликтологии как науки;
-проанализировать современное развитие конфликтологии.
1 Предмет и основные критерии конфликтологии. Связь конфликтологии с другими науками.
Конфликтология –
отрасль обществознания и человековедения;
область научного знания о природе,
причинах, видах и динамики конфликтов,
методах их предупреждения и способах разрешения.
2 Задачи и методы конфликтологии
Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими. Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.
Методы конфликтологии
|
3 Конфликтологические исследования во второй половине19в. - начале 20вв. в Европе. Американская конфликтология начала20в.
По-настоящему научный
подход к восприятию конфликтов проявился
только со второй четверти X I X в. Именно с того времени
конфликты выдвинулись в ряд предметов
для специального изучения. Формирование
конфликтологии как особой области изучения
происходило вместе с развитием истории,
социологии, права, этики, психологии и
других социальных наук. Вслед за Чарльзом Дарвином, который
выдвинул теорию биологической эволюции,
появился так называемый социальный дарвинизм
– направление, сторонники которого объясняли
развитие общества биологическими законами
естественного отбора, наиболее приспособленных
к выживанию, и борьбой за существование.
Толкотт Парсонс рассматривал
общество как систему отношений
между людьми, связующим звеном которой
являются нормы и ценности. Он следовал
следующим положениям:
Льюис Козер, предлагая понимать под конфликтом “борьбу ценностей и претензий”, усматривал в нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть, в соответствии с чувствами, взглядами, интересами определенных социальных групп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важные функции, они необходимы как способ, которым общество время от времени разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами. В любом конфликтном противоборстве заложен позитивный потенциал. Немецкий социолог Ральф Дарендорф полагает, что конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи. Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов, упреждения “социальных потрясений”. Для этого важны три условия:
4 Особенности развития конфликтологии в России
Отечественные мыслители, испытывая влияние зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества во второй половине X I X и начале X X вв. Петр Лавров и Николай Михайловский – представители так называемого субъективного идеализма. В центре их внимания находился общественный прогресс, но главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавалась личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась необходимость предотвращать возникновение антагонистического конфликта между личностью и обществом. Утверждалось, что прогрессу служит не борьба за существование, а больше взаимопомощь и солидарность людей, приспособление социальной среды к потребностям личности. Схожие положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества – Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра Ткачева.Максим Ковалевский, опираясь на ставший популярным в России сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность социального прогресса в упрочении солидарности между людьми. При этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы и классы, стремился выявить общее и особенное в общественных явлениях, видел критерий прогресса во все более полном воплощении в человеческом общежитии идеи равенства и справедливости. Свое видение проблемы социального конфликта высказывали и российские сторонники марксизма. Представители ортодоксального направления – Г.В. Плеханов, В.И. Ленин; Представители “легального” направления – П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский.
Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес Питирим Сорокин, ставший одним из самых выдающихся представителей “социокультурной школы” в социологии, выразителем идей интеграции социальных и культурных систем. Будучи руководителем кафедры Петроградского университета, он определял социологию как науку о формах, причинах и результатах поведения людей, живущих в среде себе подобных. Сорокин подчеркивал: “Без знания общества и культуры, в которых рождается и растет данный индивид, никакие его личные черты – верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь, – не могут быть поняты. Без такого знания непостижимы поведение человека, образ его мыслей, манеры и нравы. Иными словами, конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека”. Иван Александрович Ильин, обобщая свои наблюдения, писал: “Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует...; по-своему возносится духом и кается; по-своему организуется. У каждого народа свое особое чувство права и справедливости, иной характер, иная дисциплина, иное представление о нравственном идеале, иной семейный уклад, иная церковность, иная политическая мечта, иной государственный инстинкт. Словом: “У каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий склад”. Среди наших российских современников, проводивших исследования, результаты которых стали появляться у нас лишь в 80-х гг. X X в., можно отметить такие работы, как: “Внимание конфликт!” Ф.М.Бо- родкина и Н. М. Коряк. Им удалось показать, что конфликт является одним из средств управления; Э.А. Уткин в учебном пособии “Конфликтология: теория и практика” рассматривает основные пути и методы предупреждения конфликтных ситуаций. Заслуживают внимания работы Н.В. Гришиной, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Кудрявцева, А.С. Кармина, А.В. Дмитриева, А. Зайцева и др.
Заключение
На рубеже ХIХ-ХХ вв. сформирована исходная теоретическая база конфликтологии, необходимая для развития самостоятельного научного направления. В этот период теория конфликта развивалась в двух основных направлениях – социологическом и психологическом. Особенностями этих научных направлений в значительной мере определяются как сильные, так и слабые стороны проникновения в сущность конфликта. Определенное влияние оказывали социальные и политические события того времени на теоретические выводы в отношении как общих проблем общественного развития, так и конфликта. Необходимо выделить общие особенности конфликтологических учений рубежа XIX-XX веков:
- конфликт является
нормальным социальным
- конфликты выполняют
ряд позитивных функций в
- осознается связь
и зависимость между
- отстаивается тезис,
что противоположность между
правящим меньшинством и
- осознается связь и зависимость между изменениями экономической, политической, духовной сторон жизни общества и конфликтными ситуациями, возникшими в результате этих изменений, т.е. определяется состояние функционального конфликта.
- в процессе общественного
развития определяется состояни
Список использованной литературы
1. Цыбульская М.В., Яхонтова E.C. «Конфликтология» / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2003. – 100 с.