Деловые письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – изучить структуру современного делового письма.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Характеристика деловых писем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Определение, назначение и функции делового письма. . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Общие требования к оформлению и стилю изложения делового письма. 8
Глава 2. Структура типового делового письма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список используемой литературы и источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Файлы: 1 файл

Деловые письма.docx

— 43.82 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              ТЕМА: ДЕЛОВЫЕ ПИСЬМА

 

                          СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава 1. Характеристика деловых  писем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1  Определение, назначение  и функции делового письма. . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2  Общие требования  к оформлению и стилю изложения  делового письма. 8

Глава 2. Структура типового делового письма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Список используемой литературы и источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              ВВЕДЕНИЕ

 

Во все времена деловое  общение было одним из важнейших  составляющих любого бизнеса, главным  средством взаимодействия в его  рамках и мощным рычагом воздействия  одних его субъектов на других. Именно правильно проведенные деловые  переговоры, грамотно оформленное соглашение или умелое обоснование того или  иного предложения в конечном итоге определяют успешность предпринимательской  деятельности.

         В данной контрольной  работе рассмотрены требования к составлению делового письма.

Цель данной  контрольной  работы – изучить структуру современного делового письма.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.  рассмотреть нормативную  документацию;

2.  изучить функции  и назначение делового письма;

3.  изучить требования  к стилю изложения делового  письма.

Объектом исследования в  работе является структура типового делового письма.

Предметом исследования является изучение требований, предъявляемых  к составлению делового письма.

Метод исследования в данной  работе – изучение нормативной документации, позволяющей глубже понять структуру  делового письма.

Анализ литературы:

проблема изучения стиля  изложения в деловой письменной речи изучается специалистами давно, но интерес к ней не уменьшился и сегодня, она представляет интерес  на современном этапе своей новизной, это подчеркивает количество современных  методических изданий.

Авторы учебников по документной  лингвистики: С.П. Кушнерук,

В.В. Паневчик, охватывают теоретические аспекты составления и оформления деловой переписки (содержание 1 части).

А.А.Жданов, И.Ф.Жданова, авторы учебного пособия «Деловые письма и  контракты» описывают структуру  типового делового письма и приводят примеры различных видов деловой  документации (анализ 2 части).

Также существует немало методических пособий содержащие образцы не только деловых писем, но и образцы деловой  документации в общем, например, книга  М.Ю.Рогожин «Деловые документы в  примерах и образцах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОВЫХ ПИСЕМ

 

1.1  Определение,  назначение и функции делового  письма

Деловая коммуникация –  процесс обмена информацией, осуществляемый в связи с решением административных, финансово-экономических, правовых вопросов с использованием устных и письменных форм речи. Но представленное определение  нельзя рассматривать как исчерпывающую  дефиницию. Если процессуальная сторона, связанная с движением информации в определении этого явления  не вызывает сомнения, то объем экстралингвистических  сфер, в рамках которых функционирует  информация, относимая к деловой, вряд ли может быть однозначно и исчерпывающе представлен. Выделение правовой, административно – хозяйственной и финансово – экономических сфер является своеобразной конденсацией, («сгущением» - в терминах нечетких лингвистических множеств), при которой, с одной стороны – за пределами анализа могут оказаться некоторые сферы деятельности, в рамках которых осуществляется деловая коммуникация; в то же время не все стороны коммуникации в условиях отмеченных сфер неминуемо предполагают тот тип обмена информации, который обязательно должен быть отнесен к деловой коммуникации (например, беседа адвоката с клиентом при подготовки к ведению дела). Использование устной и письменной форм речи в деловой коммуникации тоже требует оговорки, поскольку устный или письменный текст является в ряде случаев информационной основой для порождения коммуникативных единиц в машиночитаемых, табличных вторично-кодовых формах. Подобные явления отмечаются все чаще, в особенности – в области финансово-экономической коммуникации (компьютерные межбанковские сети, биржевая информация и пр.).

В восприятии понятия управленческой коммуникации доминантными являются референции, связанные с иерархичностью при  исполнении управленческих функций, а  также с высокой степенью ситуативной  обусловленности содержания коммуникативного воздействия. Кроме того, сопоставление  понятийной наполненности терминов деловая коммуникация и управленческая коммуникация дает основание полагать, что приведенные термины при  достаточно редкой контекстуальной  синонимичности все-таки принципиально  различаются: видовое понятие управленческой коммуникации относительно родового понятия  деловой коммуникации проявляется  в выделении жанровой группы управленческих документов среди общей совокупности деловых документов.

Документная или документальная коммуникация – термины, обозначающие процессы коммуникации с использованием письменной формы речи, письменных текстов, имеющих формальный статус документа, официальной бумаги. Доминантой этих терминов является целостности  официальность письменно оформленного текста как основного носителя информации в коммуникативном процессе.

Термины официальная коммуникация и официально-деловая коммуникация в подавляющем большинстве случаев  могут рассматриваться как синонимы. Их применение связано с необходимостью отметить статусно-ритуальную сторону коммуникации. Сопоставляя понятийную наполненность этих терминов и термина деловая коммуникация, можно говорить об отношениях типа часть – целое.

Деловое письмо – это  документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между  двумя корреспондентами, которыми могут  быть и юридические, и физические лица.

Деловое письмо выполняет  ряд важных функций. Прежде всего, это  – информационная функция. В письме фиксируются факты, сведения, мнения и другие явления практической и  мыслительной деятельности людей.

Письмо обладает организационной  функцией. С помощью письма обеспечивается воздействие на людей в целях  организации и координаты их деятельности. Внешние связи организаций обеспечивает коммуникативная функция письма.

Письмо несет юридическую  функцию, поскольку его содержание используется в качестве свидетельства, доказательства при рассмотрении спорных  вопросов сторонами отношений. Наконец, письмо выполняет воспитательную функцию, поскольку требует повышенного  уровня образовательной подготовки, дисциплинирует исполнителя, а хорошо оформленное письмо воспитывает  эстетический вкус управленческого  персонала, поддерживает престиж организации - автора документа.

Информация, которую содержит в себе письмо, может быть выражена на любом языке, зафиксирована любым  способом и на любом носителе с  целью последующего ее обращения (передачу, прием, обработку, хранение, поиск, размножение) в сфере делопроизводства.

Что касается языка, то тексты писем составляются на русском или  национальных языках в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации и ее субъектов о государственных языках. Переписка в сфере внешнеэкономической деятельности ведется на русском или ином языке, предусмотренном коммерческим договором между деловыми партнерами.

К числу основных средств  фиксации деловой информации относятся  ручные пишущие средства, пишущие  машинки, диктофонная техника и  печатающие устройства персональных компьютеров.

В качестве носителей информации находят применение носители на бумажной основе (несветочувствительные), микроносители визуальной и звуковой информации (кино- и фотопленка, CD-диски), носители для записи и хранения компьютерной информации (дискеты, картриджи и CD-диски). Следует подчеркнуть, что основным носителем деловой информации на сегодня является бумага.

1.2  Общие требования  к оформлению и стилю изложения  делового письма

Письма оформляют на специально спроектированных для этого вида документов бланках с последующим  нанесением на них необходимых информационных элементов - реквизитов. Требования к оформлению писем складываются из требований, оговоренных нормативными документами (стандартами); норм и правил русского языка; учета особенностей делового стиля, сложившегося в сфере управления за последние 100-150 лет, а также норм и правил делового этикета, проявляющегося в форме изложения текста.

Деловые письма оформляют  на бланках по ГОСТ Р 6.30-2003, как правило, с угловым расположением постоянных реквизитов. Бланки с продольным расположением постоянных реквизитов для писем используют реже, в основном органами власти и вышестоящими организациями. Используются бланки формата А4 и А5. формат А5 используют, если письмо не превышает 7-8 строк.

Письмо оформляют как  минимум в двух экземплярах. Первый экземпляр составляют на бланке и  отсылают адресату, второй (его называют копией) -печатается на чистом листе бумаги и подшивается в дело как свидетельство выполненной работы.

Большое количество документов составлено так, как будто их составители  никогда раньше не писали деловых  писем, не составляли отчетов, актов, протоколов по соответствующим вопросам. Это  конечно, следствие отсутствия разработанных  типовых документов.

Вновь создаваемый документ не должен дублировать другой уже  стандартизованный.

Какая необходимость в  составлении письма, удостоверяющего  личность сотрудника в его служебной  командировке, если существует форма  командировочного удостоверения? Нет  никакой нужды вводить письма-удостоверения, когда достаточно ограничиться пропуском  или паспортом, а необходимую  информацию изложить устно.

Не всегда оправдано сопроводительное письмо, особенно в случае отправки одного документа малого формата. В  этом случае можно прямо на отсылаемом документе проставить адрес, дату отправки и индекс.

Источником структурных  ошибок является неверное построение делового письма, несоразмерное расположение его частей. Важно, чтобы каждый аспект содержания занимал определенное место  в логической структуре делового письма и не совпадал с другим аспектом. Несоблюдение этого условия приводит к длинным введениям и сложным  системам мотивировок. В связи с  тем, что в бланке письма отведено специальное место для указания связи между предыдущим и последующим  письмом, не следует текст письма начинать с повторения того, что  уже трачено в индексах, дате отправления  и теме письма. Нет необходимости  указывать наименование предприятия  рядом с должностью лица, подписавшего письмо, поскольку это уже указано  на бланке или в прямоугольном  штампе, поставленном в верхнем левом  углу письма.

Несмотря на появление  таких современных средств связи, как спутниковая, компьютерная и т.д., переписка занимает до 80% от общего объема документации и является основным средством управленческой коммуникации.

Деловая переписка - основное официальное средство общения между  организациями, организациями и  частными лицами. Значит, при ее составлении  следует учитывать сложившиеся  правила. Во-первых, это обеспечит  юридическую силу документов и, во-вторых, поможет достичь цели - побудить адресата к определенным, нужным вам  действиям.

Понятие "деловая переписка" объединяет разные виды документов: служебные  письма, телеграммы, телефонограммы, докладные  записки и т.д.

Самый распространенный вид  деловой переписки - деловые (служебные) письма. Особенности их содержания во многом зависят от того, для какой  цели они составляются. Однако существуют общие требования составления и  оформления, которые обязательны  для любого письма. Говоря о правилах составления делового письма, следует разделять их на правила, относящиеся к форме документа, т.е. правила оформления, и на требования к содержанию.

В российских учреждениях, организациях и на предприятиях деловые письма, направляемые в сторонние организации, составляются на специальных бланках  для писем. Это стандартные листы  бумаги, как правило, формата А4 (для небольших по объему содержания писем может применяться формат А5). На них отображаются реквизиты с постоянной информацией об учреждении, фирме и т.п., позволяющей их идентифицировать. Согласно ГОСТ Р 6.30-2003 в состав реквизитов бланка входят следующие: Государственный герб Российской Федерации или субъекта Российской Федерации; эмблема организации; код организации - автора письма; наименование автора письма; справочные данные об организации - авторе письма. Кроме того, обозначается место для следующих реквизитов: дата, регистрационный индекс, ссылка на регистрационный индекс и дату входящего документа, адресат, заголовок к тексту.

Каждый из реквизитов письма имеет особенности в использовании  и оформлении.

Государственная символика (Государственный герб или герб субъекта РФ) используется только для организаций  государственной формы собственности  и регулируется Федеральным конституционным  законом от 25.12.2000 N 2-ФКЗ, а также  законодательными и нормативными актами субъектов РФ. Эмблема же может  помещаться на бланках предприятий  и организаций всех форм собственности.

Автор письма (реквизит "Наименование организации") - это, как правило, организация, от имени которой письмо направляется по тому или иному адресу (хотя иногда автором может являться и структурное подразделение).

Информация о работе Деловые письма