Деловая женщина и деловой мужчина

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

В работе описывается общее и различие мужского и женского делового стиля.

Файлы: 1 файл

контрольная деловая женщина и деловой мужчина.docx

— 47.28 Кб (Скачать)

Имидж мужской  и женский: специфика формирования

  1. Мужской и женский деловой стиль

Социологи и психологи отмечают, что пол и раса - два признака, которые моментально фиксируются  нашим сознанием при встрече  с другим человеком. Но в деловых  отношениях патриархальная культура нашего мира настойчиво требует обезличивания  пола, хотя на самом деле это означает представление мужских норм поведения  как универсальных образцов, которым  должны следовать и мужчины и  женщины. Отношения между шефом  и секретаршей представляются парадигмальным для любых отношений между мужчинами и женщинами на рабочем месте, поскольку они являются ничем иным, как формами выражения общественных различий между мужчинами и женщинами в обладании властью. С этой точки зрения перелом осуществляется не потому, что женщины приобщаются к мужской власти, а потому, что они развивают в организации сторону подавленной сексуальности. Женщины должны ориентироваться на позитивные стороны гетеросексуальности и путем изменения образа женщин - достижения равного уровня образования, равных профессиональных притязаний, разрушить господство мужской рациональности.

Организации, насколько разными они бы не были, в конце концов утверждают себя как мужской мир. Женщины - лишь путешественницы в этом мужском мире. Женский руководящий персонал вынужден бороться с культурными барьерами, которые отказывают им в добровольном признании их претензий на руководство. Политика равноправия, деловые и организационные стратегии выявляют противоречия в институциональных структурах и культурах, сокрытием которых эти структуры ранее занимались. Женщины-руководители, как и стратегии достижения равноправия, выступают в культуре организации катализаторами, вызывая очередное проявление в отношении себя явных и латентных ожиданий женственности со стороны окружения, в котором доминируют мужчины.

Женщины в «нетипичных» сферах занятости  или статусных позициях воспринимаются как активные участники. Они не просто страдают от враждебного мужского мира, терпят поражение на структурных  границах (семья и работа) или  являются мишенью открыто пренебрежительных  представлениях о женщинах их мужчин-коллег и начальников. Напротив, они явно становятся актерами с культурно-инновативной стратегией. Они показывают, что пол до сих пор был самым важным, но в большинстве критериев негласным критерием для занятия должностей, и таким образом, доводят до абсурда меритократическую идеологию организации. В деловой сфере мы можем однозначно говорить о социальном доминировании мужчин, мужчин больше в политике, бизнесе, управлении. Исследования показывают, что 97 % старших менеджеров в крупных 1000 корпорациях - мужчины; в 2000 случайно выбранных компаниях 57% персонала составляют женщины, но среди управляющих женщин всего 5%. Рекорд по уровню занятости женщин среди европейских стран принадлежит Франции. Здесь работает 80% женщин. Но только 21% входит в руководящий состав организаций, предприятий и фирм. Зарплата французских женщин на 20-30% ниже, чем у мужчин. В парламенте -11% женщин. В Германии за три года (1997 - 1999) количество женщин на руководящих постах возросло с 3% до 13%, и это преподносится средствами массовой информации как гигантский успех демократии и свободы личности. При этом общество убеждает своих членов, что мужчины и женщины играют именно те роли, которых заслуживают. «Если женщина вносит в деловой кредит сумму в 15 тысяч марок, то ее не принимают всерьез» - говорит Моника Шеддин, основной консультант по делам женщин в Мюнхене. «Если женщина хочет оформить тот самый кредит для кухни с встроенным оборудованием, то как правило нет никаких проблем». Сами понятия «деловой мужчина» и «деловая женщина» в русском языке и российском менталитете не являются синонимами. Словосочетание « деловой мужчина» употребляется редко, чаще говорят «деловой мужик»; - это тот, кто умеет делать дело, причем это скорее организатор, нежели профессионал. По отношению к мужчине эпитет «деловой» означает черту характера, но не род занятий. «Деловая женщина» - это тоже не род занятий, а социально-психологический тип. Как правило, это женщина - руководитель любого уровня, то есть- это не просто работающая женщина, а женщина, делающая карьеру.

У мужчин и женщин разный деловой  стиль, то есть: разные мотивации делового поведения, разные способы решения  проблем, разные приемы организации  работы. Мужчины склонны к авторитарности, женщины - к демократичности. Если в  организации принят демократический  стиль общения, то женщины в качестве лидеров ценятся так же высоко, как мужчины, а если авторитарный, то оценка женщин-руководителей ниже. Мужчины сильные, активные, напористые, такие же женщины - агрессивные и  навязчивые. Мужской стиль общения  свидетельствует о стремлении к  социальному доминированию и  независимости, женский - к взаимной зависимости, партнерству или сотрудничеству. Различие мужского и женского делового стиля выражается в следующем:

Для мужчин характерен так называемый технократический стиль, для женщин - эмоционально-эгоистический. Мужчины  легче воспринимают новации, а женщины  склонны к традициям. Мужчины  быстрее схватывают проблему в целом, женщины внимательнее к деталям.

Не смотря на то, что в политике, бизнесе по-прежнему доминируют мужчины, социологи и психологи выделяют мужской и женский менеджмент как различие ориентаций на власть и обмен услугами у мужчин, и  на интересы людей и их желание  работать - у женщин.

У мужчин рациональность и простота- главные критерии правильности решения, у женщин - позитивные человеческие последствия.

Мужчины постоянно стремятся свести на нет эмоциональную напряженность  деятельности, женщины не могут работать без личного отношения к предмету деятельности и своим партнерам.

Мужчине результат важнее процесса, женщине -наоборот. Мужчины при решении любой проблемы предпочитают сокращать промежуточные звенья, для женщин характерны проработка деталей, торможение принятия окончательного решения.

Женщины рассчитывают на себя, а мужчины  на команду, хотя в реальности женщины - более склонны советоваться и  общаться, а мужчины более склонны  к авторитарным способам принятия решений.

Женщины чаще робеют перед начальством, подчиняются чужому авторитету и  склонны считать, что интересы других важнее, чем свои собственные.

Женщины не способны разделять свою личную и профессиональную жизнь  в эмоциональном плане. И счастливая и несчастная женщина работают хуже, в то время как счастливый или  несчастный мужчина на работе способен отключиться от своих личных проблем, а в приватной жизни забыть о работе. 90% мужчин считают самым  важным в жизни работу.

Поведение мужчин и женщин в публичной  и приватной жизни определяется нормами и стереотипами полового поведения. Многие мужчины полагают, что они правильно исполняют  свою роль, когда ведут себя самовластно, напористо, невежливо. И женщины  в условиях эмансипации начинают имитировать именно такое, авторитарное поведение мужчины. То есть вместо освобождения от мужского шовинизма - юридического, социального и психологического, они попадают в принудительную зависимость  имитирования чуждой им роли, то есть утрачивают внутреннюю независимость, стремясь к  независимости внешней. В ХХ веке появляются новые модели мужественности , и женственности, поскольку общество созревает сначала до идеи равенства полов, а потом до формулы «равенство в различии». Не смотря на эволюцию критериев мужественности и женственности в истории культуры следует заметить, что в нашем обществе, в котором соревнование оказывается неотъемлемой частью жизни и сознания, мужчина обречен на конкуренцию, отсюда его эмоциональная замкнутость и всепроникающий страх перед неудачей. Поэтому поведение мужчины определяется его представлением о соответствии личных притязаний его месту в жизни и мнению о нем репрезентативной группы - начальников, коллег, подчиненных, родных и близких и женщин. С другой стороны в обществе не сформировалось единого представления о том, как должна выглядеть и как должна себя вести деловая женщина. Можно выделить маскулинных женщин, которые считают необходимым вести себя как «свой парень» или «старый боевой товарищ» среди мужчин и подчеркнуто бесполо среди женщин. Во-вторых, существуют феминные женщины, чья женственность выше индивидуальности и не зависит от полового состава группы или организации. И, наконец, андрогинные женщины, успешно сочетающие деловитость, решительность и женственность. Преуспевающую деловую женщину отличают следующие черты: яркая индивидуальность и женственность, высокий уровень активности, коллегиальность в принятии решений, готовность рисковать, умение переключаться в ролях ,уверенность в семейной поддержке. Преуспевающего делового мужчину характеризуют: высокий интеллект и амбициозность, склонность к лидерству, готовность к риску, умение полностью сконцентрироваться на решаемой проблеме.

У мужчин и женщин есть психологические  комплексы, которые сильно влияют на их отношение к работе и их взаимоотношения  в процессе работы.

 

 

 

1.1 Деловой мужчина и его комплексы

Комплекс Наполеона. Интересно, что  на работе мы часто сталкиваемся с  начальниками-мужчинами маленького роста. Как правило, это агрессивные  мужчины, плохо относящиеся к  женщинам, честолюбивые, тщеславные и  амбициозные. Социально-психологическая норма «мужчина должен быть выше женщины», обусловленная древними представлениями о функциях мужчины, приводит мужчину маленького роста к ощущению социальной дискриминации - предчувствию уменьшения контактов, недостатку женского внимания, постоянной психологической озабоченности. Отсюда - агрессия как форма выражения потребности в самореализации, и успех как компенсация и вознаграждение за упорство, настойчивость и целеустремленность.

Комплекс Геракла. Геракл три года был в услужении у женщины. Абсолютное большинство мужчин вместе с героем греческих мифов испытывают стресс, если женщина отдает им распоряжения, лучше их разбирается в делах. Женщина - начальник вызывает у таких  мужчин только отрицательные эмоции.

Комплекс Гигальмеша. Герой вавилонского эпоса, потеряв друга, осознал возможность собственной смерти и впал в депрессию. Начальники, коллеги и подчиненные - мужчины среднего возраста, часто испытывают тоску, становятся нытиками и ипохондриками. Кризис середины жизни, выражающийся в мысли-вопросе « Неужели я живу для этого?» делает их ранимыми и беззащитными, но и капризными, мнительными, раздражительными. Важно, что женщина средних лет стремится к максимальной реализации на работе, в то время как мужчина средних лет пытается компенсировать страх старости и смерти успехами в личной жизни. Мужчина с таким комплексом склонен к флирту с подчиненными, служебным романам, злоупотребляет ненормативной лексикой и неприличными анекдотами.

Комплекс Пещерного человека. (Пещерный человек, естественно, тоже не позволял командовать собой женщине). В  современном мире доминирование  мужчин - реальность, и общество не устает убеждать людей, что они имеют  те роли, которых заслуживают. То есть мужчины убеждены, что они имеют  право решать, руководить и требовать, а женщины предназначены для  того, чтобы исполнять, утешать и  обслуживать. Мужчины не могут быть пассажирами, если за рулем женщина. Поскольку для мужчин машина - символ мужественности, то в ситуации женщина - водитель они могут оспаривать даже цвет сигнала светофора. Двойные  общественные стандарты по отношению  к мужчине и женщине оборачиваются  серьезными психологическими противоречиями. Например, государство позволяет  женщине раньше выходить на пенсию: а общественное мнение объявляет  женщину неперспективной с точки  зрения профессионального роста  в том же возрасте, который для  мужчины еще считается расцветом  сил и способностей.

Комплекс дон Жуана. Это мужчина, который на первый взгляд постоянно  стремится превратить деловые отношения  в личные и даже интимные. На самом деле для него сексуальные отношения -единственный способ установить человеческие отношения с партнером - женщиной. Такой мужчина постоянно кокетничает, стремится создать и поддержать эротическую атмосферу в общении. Скорее всего он испытывает страх перед настоящей эмоциональной близостью и пытается создать иллюзию отношений для того, чтобы спастись от страха одиночества. С другой стороны, психологи утверждают, что многие мужчины мечтают о любви на работе. Говорят, что 6 секретарш из 10 влюблены в своего начальника, то есть для сексуальных домогательств на службе есть основания.

Комплекс короля Лира. Это скорее всего трудоголик, который постоянно подчеркивает свои достоинства. Он считает, что окружающие недостаточно ценят его жертвенность и самоотверженность на работе.

Таким образом, в комплексах делового мужчины в большей степени  отражаются его личностные черты  и отношение к женщинам, нежели социокультурные нормы и ожидания. С женщиной все совершенно иначе.

1.2 Деловая женщина и ее комплексы

Я не хуже Мужчины. Женщина на работе должна постоянно опровергать мнение окружающих, что лучше бы на ее месте  был мужчина. Этот комплекс делает деловую  женщину более суровой, замкнутой  и агрессивной, чем это свойственно  ее характеру и необходимо для  эффективной работы.

Я могу. Женщина должна постоянно  доказывать себе и окружающим, что  она достойна своего места, поэтому  для нее личная реализация равна  социальной значимости. Женщине вообще свойственна заниженная самооценка. Женщина чаще спрашивает, признается в своих сомнениях, откровенничает об ошибках и неудачах. Психологи  отмечают, что женщина смотрится  в зеркало, чтобы увидеть свои недостатки и попытаться их исправить. А мужчина смотрится в зеркало, чтобы убедится в своей привлекательности. Поэтому деловая женщина постоянно  преодолевает в себе состояние неуверенности  в своих силах, желание попросить  помощи, вызвать сочувствие. Мужчина  расценивает такое поведение  женщины как слабость, некомпетентность, неспособность справиться с проблемами, делает вывод, что женщина не соответствует  своему месту.

Я не только. Деловая женщина постоянно  пребывает в состоянии психологической  раздвоенности. С одной стороны, она не хочет, чтобы ее воспринимали как женщину, то есть постоянно объясняли  ее успехи мужской снисходительностью, а неудачи - женскими особенностями  психики, телесности и поведения. С другой, ей неприятна навязываемая мужским сообществом роль «старого боевого товарища» или вообще бесполого существа.

А я - ДЕЛОВАЯ женщина! Деловая женщина  должна доказывать, что ее образ  жизни нормален, не только мужчинам, но и женщинам. Женщины с большей  готовностью принимают образы домохозяек, офицерских жен, даже содержанок, и  с меньшей -самостоятельных, независимых женщин. Отечественный менталитет в принципе плохо принимает деловую женщину. Общественное мнение громко осуждало Р.М.Горбачеву, попытавшуюся играть заметную роль в политике; и сразу приняло Н.И.Ельцину, демонстрирующую себя исключительно как жена, мать, хозяйка. У нас пока еще не принято в будни и праздники обедать в кафе, приглашать гостей в рестораны, устраивать домашние вечеринки без пышного застолья. Российская деловая женщина варит варенье, квасит капусту и печет пироги. Когда она демонстративно отказывается это делать, она живет с комплексом: «А я - ДЕЛОВАЯ женщина!

Можно сказать, что в Российской истории женщина сначала хотела быть «КЕМ-то» (например, Е.Дашкова). Потом  она (женщина) захотела работать. Женщина  середины ХХ века пыталась все успеть. Новая женщина конца века вечно  неудовлетворена, поскольку не может все успеть, и еще не выстроила иерархию своих ценностей и мотиваций. Появилась женщина А-типа, жизнь которой непредсказуема , а стресс неминуем.

1.3 Отношения мужчин и женщин в процессе делового общения

Общая закономерность общения между  полами заключается в том, что  и мужчины и женщины оценивают  новое лицо в фирме, группе, команде  с позиции сексуальной привлекательности. То есть избежать влияния полового фактора на деловые отношения  практически невозможно. Половые  различия часто делают партнеров  «проблемой» друг для друга, создают  порой неосознаваемые коммуникативные барьеры. По мнению мужчин женщина чаще демонстрирует неадекватное поведение. Мужчины упрекают женщин за неумение разбираться с собственными ошибками, пассивность и неправильную расстановку приоритетов.

Женщина является «проблемой» для  мужчины в деловых отношениях потому, что женский деловой стиль  определяется ориентацией на человеческие отношения и проработку деталей - мужчину это раздражает. Мужчины  ненавидят, когда женщины расстраиваются, нервничают и плачут. Во-первых, они  считают, что нервная реакция  женщины - результат неверно принятого  решения, а это принижает их самооценку. Во-вторых, они злятся на женщину  за то, что она поставила их в  ситуацию психологического дискомфорта. В-третьих, мужчины сами с трудом переходят из одного эмоционального состояния в другое, поэтому женская  нервозность оказывается для  них прелюдией перед большей  нервозностью и они отвечают на нее агрессией. Мужчину дезориентирует женская манера поведения. Например, женская манера перебивать у женщин является способом выражения повышенного интереса. Для мужчины такое поведение женщины - фактор раздражающий, означающий воинственную некомпетентность и невоспитанность. Кроме того, женщина выступает как сексуальный раздражитель.

Информация о работе Деловая женщина и деловой мужчина