Ямайская валютная система: особенности и проблемы функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических основ Ямайской валютной системы. Для достижения этой цели необходимо решить рад задач:
дать определение мировой валютной системе
охарактеризовать этапы развития мировой валютной системы
изучить факторы, способствовавшие распаду Бреттонвудской валютной системы
провести сравнительный анализ Ямайской и Бреттонвудской валютных систем
охарактеризовать положение стран в Ямайской валютной системе
выявить проблемы Ямайской валютной системы и попытаться найти пути их решения

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….4

1. Эволюция мировой валютной системы......................................................................

1.1 Понятие и элементы валютной системы……………………………………………

1.2 Предпосылки создания Ямайской валютной системы……………………………

1.3 Основные характеристики Ямайской валютной системы…………………………

2. Функционирование развивающихся стран в рамках Ямайской валютной системы………………………………………………………………………………

3. Проблемы функционирования Ямайской валютной системы……………………

Заключение………………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 86.63 Кб (Скачать)
    • произвести замену существующего метода распределения СДР (согласно квоте в МВФ) на метод, базирующийся на размерах ВВП и других экономических показателях;
    • распределение СДР не через МВФ, а через МБРР и региональные банки;
    • добровольное перечисление развитыми странами части своей доли в выпуске СДР организациям развития и помощи развивающимся государствам;
    • использование СДР в первую очередь не только на покрытие дефицита баланса международных расчетов освободившихся стран, но и на цели их экономического развития.

    Развитые  государства, опасаясь бесконтрольного  роста выпуска СДР, не приняли  «принципа связи». 

    Ямайское  валютное соглашение зафиксировало  также принцип демонетизации  золота. Национальным валютным органам  и МВФ разрешено проводить  операции с золотом по рыночной цене. Фонд возвратил своим членам около 25 млн унций золота и столько  же распродал на золотых аукционах  по рыночным ценам. Образовавшиеся на основе этого средства были перечислены  в доверительный фонд МВФ для  предоставления льготных кредитов развивающимся  странам. Всего из доверительного фонда  было предоставлено кредитов на сумму  около 3,0 млрд долл. (на срок от 5,5 до 10 лет  по 0,5-1% годовых, в том числе Пакистану, Египту, Бангладеш, Заиру, Марокко, Шри  Ланке, Бирме и др.). После исчерпания средств доверительного фонда его  операции в 1981 г. были приостановлены. Таким образом, в результате официальной  демонетизации золота и перехода к рыночным ценам на желтый металл развивающиеся страны получили лишь незначительные выгоды. [синяя, стр 104]

    Ямайская  система предоставила членам МВФ  право выбирать режим валютного  курса. В то время, как развитые страны выбирают плавающий валютный курс, развивающиеся используют несколько  различных режимов.

    Наиболее  популярной является привязка курса  национальной валюты к денежной единице  более развитой страны (так называемая «одновалютная привязка»). Здесь  лидирующие позиции занимает доллар США: к нему привязаны валюты 30 стран. Второе место прочно закрепилось  за евро: он является «якорной» валютой  для 15 стран. СДР и здесь потеряли свои позиции: только 2 страны фиксируют курсы своих валют по отношению к ним.

    Около десяти стран определяют курс своей  валюты исходя из «корзины валют», в  которую входят валюты ближайших торговых партнеров государства. Так, например, в индийскую корзину входят дола США, английский фунт стерлингов, японская иена, евро. В корзине белорусского рубля можем выделить доллар США, российский рубль и евро.

    В отдельных развивающихся странах (Бразилия, Колумбия, Перу, Индонезия) курс национальной валюты определяется центральным  банком исходя из ряда основных макроэкономических показателей, таких, как изменений  цен на главный экспортный товар, соотношение темпов инфляции в своей  стране и в государствах – торговых партнерах и др.

    Развивающиеся государства с более устойчивым валютно-экономическим положением (некоторые нефтедобывающие страны Персидского залива, Республика Корея) с теми или иными ограничениями  перешли к плавающему курсу своих  валют. [синий, стр 105]

    Наконец, около 25 стран, выбрав какой-либо режим  валютного курса, одновременно практикуют множественность курсов своей валюты: по экспорту, импорту или во внешней  торговле в целом. Суть множественности  курсов состоит в том, что на различные  экспортные товары вводятся курсы, отличающиеся от курса центрального банка страны. Как правило, более низкий курс устанавливается  на те товары, в экспорте которых  заинтересована данная страна. Тогда  при обмене заработанной на внешних  рынках иностранной валюты на национальную экспортер получает большее количество национальных денег, т.е. своего рода экспортную премию. Последняя, в свою очередь, может  быть использована для расширения производства определенной экспортной продукции. В  международной практике широко известны «изюмный» курс Турции, «хлопковый» - Египта, «кофейный» - Бразилии и др. Эффективность множественности  курсов, однако, не очень велика при  сильной инфляции в этих странах. Инфляция размывает и искажает ценовые  пропорции внутри страны, в результате чего экспортеры или импортеры не получают необходимых экономических  импульсов даже при наличии льготных валютных курсов. (105)

    Нередки случаи, когда развивающиеся страны меняют режимы валютных курсов, переходя от одного режима к другому. Например, ряд стран нарушают общую закономерность, возвращаясь от плавающего к фиксированному режиму валютного курса. К ним  относятся Аргентина, которая ввела  валютное правление в 1991 г., и Гонконг, перешедший на аналогичный режим  в 1983 году. Во второй половине 1990-х годов систему валютного правления ввели несколько стран с переходной экономикой. [1/1] Так, Иран в 1975 г. привязал свой риал к СДР, а через несколько месяцев к доллару, в котором устанавливаются цены на нефть - главный экспортный товар страны. Таиланд в 1997 г отошел от режима валютного курса бата на основе корзины валют главных торговых партнеров и перешел к режиму регулируемого плавания своей денежной единицы. Тогда же Южная Корея перешла от прикрепления воны к доллару США к свободному плаванию. При этом и бат и вона были значительно девальвированы. Соображения, которые подвигают развивающиеся страны переходить от одного способа формирования валютного курса к другому, весьма разнообразны. К ним можно отнести и неустойчивое экономическое положение, и отсутствие необходимого опыта в формировании валютного курса.

    Таким образом, предоставляя свободу выбора режима валютных курсов, Ямайское соглашение расширило для этой группы стран  возможности проведения более самостоятельной  валютной политики, усилило тенденцию  к валютному полицентризму.

    Вместе  с тем многие из развивающихся стран обладают небольшими и довольно слабыми финансовыми рынками, где несколько крупных сделок могут вызвать чрезвычайную волатильность 1обменного курса. То есть развивающиеся страны в большинстве случаев не в состоянии эффективно защитить свои денежные единицы от резких колебаний курсов валют развитых государств и от обстановки на валютных рынках и нуждаются в активном регулировании валютного курса. [1/1]

    Совместное  плавание в рамках валютной группировки  вносит немалый разлад в хозяйство  развивающихся стран и их торговые связи за рамками группировок. Резкие колебания курсов дестабилизируют  валютные резервы, которые страны хранят в Нью-Йорке, Париже и других мировых  финансовых центрах.

    Для стабилизации валютных курсов развивающиеся  страны в принципе используют те же экономические и административные методы валютной политики, что и развитые страны. Однако соотношение этих инструментов в процессе применения, цели валютной политики молодых государств, ее значение в регулировании экономики существенно различаются. Главная направленность валютной политики состоит в стремлении ослабить валютно-экономическую зависимость от более развитых стран и создать благоприятные условия для развития наци­ональной экономики. Это проявляется в следующих конкретных формах:

  • открепление валют молодых государств от валют развитых стран, возглавлявших распавшиеся ныне валютные зоны (фунта стерлингов, португальского эскудо и др.). Место этих валют, как правило, занял доллар США. Но некоторые развивающиеся страны отказались от прикрепления своих денежных единиц к доллару в связи с его девальвациями в 1971 и 1973 гг. и перешли к установлению курса на базе различных валютных корзин. Только 14 стран — членов зоны французского франка (единственной сохранившейся из прежних валютных группировок) продолжают прикреплять свои валюты к франку;
  • внедрение валют некоторых развивающихся стран — экспортеров нефти в международные расчеты (например, кувейтский динар служит валютой займов стран — членов ОПЕК иностранным заемщикам);
  • возникновение региональных счетных валютных единиц в рамках интеграционных группировок развивающихся стран, в частности экспортеров нефти (арабский динар, исламский динар, центральноамериканское песо, андское песо и др.); создание валютных и кредитно-финансовых организаций (банки, фонды) для обслуживания потребностей развивающихся стран (Мусульманский банк развития и др.).

    Каждая  развивающаяся страна, проводя свою валютную политику, увязанную с регулированием экономической конъюнктуры, стремится, как правило, выравнивать дефицит  платежного баланса, сдерживать импорт и поощрять экспорт товаров, защищать национальные валютные резервы. Для  этого применяются следующие  основные методы валютной политики:

  1. Регулирование валютного курса путем использования различных режимов — фиксированных, плавающих, множественных, а также путем девальвации и изредка ревальвации. Практикуется множественность валютных курсов. Девальвации валют развивающихся стран часто бывают вынужденными. В частности, снижение курса валюты-лидера развитой страны, к которой прикреплена денежная единица развивающихся стран, автоматически влечет за собой падение и ее курса. Нередко требование о девальвации содержится в стабилизационной программе МВФ. Обычно девальвации валют развивающихся стран малоэффективны в аспекте их влияния на экспорт, так как для расширения экспортного производства необходимы капитальные вложения. Девальвация не сдерживает импорт в силу зависимости от иностранного оборудования и других товаров. К тому же повышение цен импортируемых товаров в связи с девальвацией усиливает инфляцию. Кроме того, резкие колебания плавающего валютного курса снижают положительное влияние его падения на платежный баланс.
 

    2. Разные формы валютных ограничений  по текущим и финансовым операциям  платежного баланса. Они активно  используются в целях защиты  национальной экономики, выравнивания  платежного баланса (путем сдерживания  оттока капиталов, ограничения  переводов за границу). В ряде  развивающихся стран валютные  ограничения содействуют в той  или иной степени развитию  национальной экономики, особенно  если сочетаются с другими  мерами ее поддержки и стимулирования, например с торговыми ограничениями,  снижением процентных ставок. В  рамках региональных экономических  и валютных группировок, которые  охватывают государства Азии, Африки, Латинской Америки, валютные ограничения  в основном отменены, но применяются  по отношению к третьим странам.

    3. Заключение межгосударственных  платежных и клиринговых соглашений  в целях экономии валютных  резервов (Азиатский клиринговый  союз, Западноафриканская клиринговая  палата и др.).

    4. Развитие валютного сотрудничества  и интеграции развивающихся стран  путем создания собственных валютных  группировок, совместных валютных  фондов для покрытия дефицита  платежного баланса. Валютная  интеграция как составная часть  экономической интеграции имеет  целью:

  • обеспечить валютную стабилизацию, которая является условием нормального развития интеграционного процесса в различных сферах экономики
  • оградить освободившиеся страны от негативных процессов в экономике и на валютных рынках развитых стран.

    На  валютное положение развивающихся  стран негативное воздействие оказывают  девальвации (или резкое падение  курсов) валют развитых стран, поскольку:

  • обесцениваются валютная выручка и резервы развивающихся стран, выраженные в девальвированной валюте;
  • удорожается импорт в связи с автоматическим понижением курса национальной валюты;
  • ухудшаются условия внешней торговли, так как обычно иностранные фирмы-экспортеры повышают цены на свои товары сразу после девальвации;
  • усиливается импортируемая инфляция через механизм внешнеторговых цен.[синий, стр 106]

    Ямайскими решениями предусматривается возрастание  роли МВФ в регулировании мировой  валютной системы. Неоднократно проведено  увеличение взносов стран-членов в  Фонд, причем доля развивающихся государств была несколько увеличена и составляла в 90-х годах около 35%. При этом МВФ  с 70-х годов не предоставляет кредитов развитым странам и практически  полностью переориентировался в  своей кредитной деятельности на развивающиеся страны. 

      

      
     
     
     
     

3. ПРОБЛЕМЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЯМАЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ  СИСТЕМЫ 

    Функционирование  Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением  плавающих валютных курсов, исполнились  лишь частично. Этой противоречивости есть несколько причин.

    Во-первых, разнообразие возможных вариантов  при выборе валютных курсов государствами, предоставленное новой валютной системой. При этом режимы валютных курсов в чистом виде не практикуются уже довольно длительное время. Например, количество стран, привязавших свою валюту к доллару в период с 1982г. по 2001 г. сократилось с 38 до 20, к СДР  – с 11 до 5, а в последствии и  до 4. При этом следует отметить, что  в 1982г. только 8 стран осуществляли независимое  плавание, в то время как в 1994г. – 52. Стоит заметить, что это было не чистое плавание, а управляемое, т.к. курс валют поддерживался при  помощи интервенции государства.

Информация о работе Ямайская валютная система: особенности и проблемы функционирования