Выдача наличных денг в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:47, реферат

Краткое описание

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке – непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный и налично-денежный обороты вместе образуют единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Экономическое содержание налично-денежного оборота...................4
1.1 Понятие и сущность налично-денежного оборота……………………... 4
1.2 Сфера использования налично-денежного оборота и принципы его. ….7
Глава 2. Организация наличного денежного обращения……………………..10
Глава . Пути развития наличного денежного обращения в РФ……………....16
3.1 Современные тенденции в наличном денежном обращении…………....16
3.2 Совершенствование методологии наличного денежного обращения…...23
3.3 Повышение качества банкнот, оптимизация структуры наличных денег.24
Заключение……………………………………………………………………....26
Список литературы ……………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО.docx

— 50.39 Кб (Скачать)

С 1991 года осуществлен переход от кассового планирования к составлению  расчетов кассовых оборотов, основной целью которых является определение  потребности в наличных деньгах  в целом по РФ, территориям и  банкам. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники поступления  всех наличных денег в банки, размеры  и целевое направление выдач  наличных денег предприятиям, организациям и отдельным лицам, а также  эмиссионный результат, т.е. сумму  изъятия или выпуска денег  в обращение. Основная задача банков всех уровней в работе по составлению  прогноза кассовых оборотов состоит  в определении изменения наличной денежной массы в обороте, экономному их использованию и разработке мероприятий  по увеличению поступлений наличной денежной выручки в банки.

Прогноз кассовых оборотов составляется коммерческими банками, территориальными расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) и  главными управлениями Центрального банка  России поквартально и на год. Если по прогнозам кассовых оборотов поступления  наличных денег превышают выдачи, прогнозируются изъятие денег из обращения в данном квартале или  году и наоборот, если прогнозируется превышение выдач наличных денег  из кассы банка над их поступлениями, ожидается эмиссия денег в  расчетном квартале или году.

Однако в современных условиях рыночной экономики России ЦБ РФ все  больше переходит к рыночным методам  регулирования совокупного денежного  оборота. Они связаны с установлением  объема кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам, изменением ставок рефинансирования (учетного процента), выработкой применением норм обязательных резервов, подлежащих депонированию  коммерческими банками в ЦБ РФ, путем расчета денежных агрегатов.

2. Организация наличного денежного  обращения

Основной задачей, стоящей перед  Банком России в области организации  наличного денежного обращения, является обеспечение платежного оборота  банкнотами и монетой вне зависимости  от экономической конъюнктуры. Анализ наличного денежного оборота  и эмиссии наличных денег в  периоды спада и восстановления экономики способствует более рациональной организации наличного денежного  обращения.

Организации, учреждения независимо от организационно - правовой формы (далее  именуются - предприятия) хранят свободные  денежные средства в учреждениях  банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие  в кассы предприятий, подлежат сдаче  в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Денежная наличность сдается предприятиями  непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы  при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета РФ по связи  и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие  счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями  на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих  операций по инкассации денежных средств  и других ценностей.

Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий  осуществляется в порядке, установленном  Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31 и Положением "О  порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ" от 25 марта 1997 г. № 56.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию  по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения  оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни  работы учреждений банков.

При этом могут устанавливаться  следующие сроки сдачи предприятиями  наличных денежных средств:

  • для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
  • для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;
  • для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых  и других сборов, сдаются администрациями  и сборщиками этих платежей непосредственно  в учреждения банков или путем  перевода через предприятия Госкомсвязи  России.

В кассах предприятий могут храниться  наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в  кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы  и сферы деятельности, имеющим  кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие  представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание. По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях  банков, устанавливается единый лимит  остатка кассы с учетом этих структурных  подразделений. Лимит остатка кассы  структурным подразделениям доводится  приказом руководителя предприятия.

По представительствам, филиалам и  другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его  нахождения, составляющим отдельный  баланс и имеющим счета в учреждениях  банков, лимит остатка наличных денег  в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных  подразделений.

Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета  в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка  России или уполномоченными кредитными организациями органам федерального казначейства РФ с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства в установленном порядке.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях  банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих  учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в  кассе. После установления лимита остатка  кассы в одном из учреждений банка  предприятие направляет уведомления  об определенном ему лимите остатка  кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие  счета. При проверке данного предприятия  учреждения банков руководствуются  этим лимитом остатка наличных денег  в кассе.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка  наличных денег в кассе ни в  одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается  нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного  оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы  устанавливается:

  • для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;
  • для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, - в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
  • для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, - в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
  • для предприятий, не имеющих денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).

Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях  банков, в которых открыты соответствующие  счета на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории РФ, и нормативными актами Банка России.

Выдачи денежной наличности предприятиям на заработную плату и выплаты  социального характера, стипендии  производятся в сроки, согласованные  с обслуживающими учреждениями банков. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость  равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований предприятия  в наличных деньгах.

Выдачи наличных денег предприятиям на указанные цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться учреждениями банков в целях рассредоточения  нагрузки на кассовых работников начиная  с четверга. Выдачи наличных денег  по срокам, приходящимся на праздничные  дни, производятся не ранее, чем за три  дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают  с общеустановленными, - накануне выходных дней этих предприятий.

В случаях, когда выдачи наличных денег  на заработную плату производятся не через кассу учреждения банка, поручения  предприятий на перечисления или  перевод указанных сумм принимаются  с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили в соответствующие  учреждения банков или предприятия  Госкомсвязи России в установленные  для этих предприятий сроки выплаты  заработной платы.

Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и  уходящими в отпуск, а также  в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории РФ, производятся независимо от установленных предприятию  сроков выплаты заработной платы.

В целях равномерного использования  кассовых ресурсов и упорядочения выдач  наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь  выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии (по дням) на основании  сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.

Исходя из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег в мае  и ноябре, учреждения банков ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты  социального характера и стипендии (по месяцам) не позднее 20 марта и 20 сентября представляют его территориальным  учреждениям Банка России.

В календаре выдач наличных денег  указываются расходы по выплате  заработной платы, выплатам социального  характера, расходы, не относящиеся  к фонду заработной платы и  выплатам социального характера, стипендии  по обслуживаемым учреждением банка  предприятиям с учетом предприятий - клиентов бескассовых учреждений банков по всем числам месяца, включая  и нерабочие дни (сумма выдач  за 31 число прибавляется к размеру  выдач 30 числа месяца), а также  согласованные в установленном  порядке сроки выдач наличных денег. Не учитывается заработная плата, выплачиваемая предприятиями из выручки и переводимая для  зачисления во вклады граждан в учреждения банков.

Данные сведения используются также  при прогнозировании досрочных  выплат по заработной плате (символ 96 "Выдачи на заработную плату в текущем  месяце по срокам, приходящимся на следующий  месяц") и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка  России.

Для осуществления учета своевременного получения предприятиями наличных денег на заработную плату и выплаты  социального характера учреждения банков ведут "Ведомость учета  выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии. Данные учета используются при расчетах потребности учреждения банка в наличных деньгах в  предстоящие дни.

Для обеспечения своевременной  выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также  со счетов по вкладам граждан территориальные  учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной  организации и их филиалов сумму  минимально допустимого остатка  наличных денег в операционной кассе  на конец дня в соответствии с  Положением "О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ" от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его  соблюдением.

При недостаточности текущих поступлений  наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий  кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном  порядке.

Учреждения банков в целях максимального  привлечения наличных денег в  свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки  от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка  ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с рекомендациями.

Материалы проверок оформляются справкой. При необходимости копии справок  направляются в соответствующие  органы Государственной налоговой  службы РФ для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка  работы с денежной наличностью в  соответствии с предоставленными им правами.

К предприятиям, не соблюдающим порядок  ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются  меры ответственности, предусмотренные  законодательными и иными правовыми  актами РФ.

Территориальные учреждения Банка  России осуществляют контроль за работой  учреждений банков по организации наличного  денежного оборота, соблюдению предприятиями  порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью  в свете настоящего Положения.

Информация о работе Выдача наличных денг в банке