Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 20:22, курсовая работа
Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов.
Введение
История банковского дела.
Сущность кредитных отношений.
Функции Центрального Банка.
Деятельность Центрального Банка на рынке финансовых услуг.
Закон об НБУ.
Меры Нацбанка по перестройке платежной системы;
Внедрение цивилизованных платежных средств в Украине – вексель.
Внедрение автоматизированной системы в НБУ.
Основные условия эффективного внедрения автоматизированных систем в банках.
Предпосылки внедрения автоматизированной системы в НБУ.
Перспективы и проблемы внедрения проекта.
Выводы
Практическое задание.
Литература
- контроль над деятельностью кредитных учреждений;
- аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;
- рефинансирование коммерческих банков;
- кредитно-расчетное обслуживание правительства;
- хранение официальных золотовалютных резервов. Для государств, которые в настоящий момент принадлежат к числу промышленно развитых, первая половина 20 в. прошла под знаком нарастания государственного вмешательства в народнохозяйственные процессы. Банковские крахи 20 - 30 гг. показали, что эффективное функционирование национальных экономических систем во многом основано на стабильности финансово-кредитных структур. Рынок же такую стабильность обеспечить не в состоянии. Вследствие этого кредитная система, также как и другие сферы экономики, стала все более подпадать под государственное регулирование и контроль.
В межвоенный период усилия по регулированию кредита были направлены главным образом на ослабление давления рыночной конкуренции на прибыли и капиталы банковских институтов. Именно здесь видели базу стабильности как всей финансовой сферы, так и отдельных банковских институтов. В качестве инструментов воздействия использовались жесткое регулирование ссудного капитала и стратегия четкого структурирования, разделения финансовых институтов и рынков. Государство пыталось таким образом достичь двух целей: во-первых, обеспечить развивающуюся экономику средствами платежа, ликвидностью, кредитом; во-вторых, избежать перекредитования; в-третьих, не допустить излишней концентрации сил в банковско-финансовой сфере, чтобы она не могла стать конкурентом государству в вопросах регулирования экономики.
После второй мировой войны давление государства на финансовую систему еще более увеличилось, тем самым сводя на нет возможность влияния на кредитные отношения рыночных сил. Однако с преодолением последствий войны, с ростом национального дохода, с усилением диверсификации промышленности и торговли, с активизацией международных связей по линии внешней торговли, с увеличением капиталовложений и в конечном итоге, с -ростом воздействия механизмов рынка на экономические процессы в целом ряде стран начинается переориентировка в рамках концепций хозяйственного роста: возрастающее влияние уделяется рыночным методам регулирования отношений в банковско-финансовой сфере.
Национальные власти постепенно соглашались с тем, что высокодиверсифицированные, сложные и быстро меняющиеся потребности современной экономики в финансовых услугах не могут более удовлетворятся в рамках сверхпротекционистских и зарегулированных банковских систем. В итоге уже к началу 80-х гг. в валютно-финансовой политике западных государств взаимодействовали две тенденции: дерегулирование отдельных товарных и особенно валютно-финансовых потоков и одновременно рост протекционизма, ограждение национального экономического пространства.
Эти исторические примеры показывают, насколько сложным и многогранным является процесс взаимодействия государства и кредитно-
финансовой системы. По большинству вопросов посредником в этом взаимодействии выступает центральный банк. Практика показывает, что основной функцией, выполняемой центральным банком, является денежно-кредитное регулирование. Инструментарий кредитной политики очень широк, хотя каждая страна обычно использует лишь определенный набор способов воздействия. Перечислим основные инструменты денежно-кредитной политики:
Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка центрального банка по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции. Официальная ставка обычно выше рыночных ставок и служит ориентиром для них. Манипулирование процентными ставками во многих странах является важнейшим инструментом контроля над денежной массой. Например, рост процентных ставок, удорожание кредита побуждают сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований; соответственно сокращается потребность в платежных средствах и в то же время создается дополнительный стимул ускорения оборота денег.
Обязательные резервы - часть ресурсов банка, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в центральном банке. Это прямо ограничивает возможности кредитования и депозитной эмиссии.
Политика обязательных резервов впервые была опробована в США в 30-е гг., и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Однако норма банковских резервов - это в большей степени административный инструмент, и сейчас его значение во многих странах с развитой и относительно устойчивой экономикой снижается.
Операции на открытом рынке - операции центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. В период высокой конъюнктуры ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, ЦБ создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои ценные бумаги. Эти операции служат, прежде всего для регулирования спроса и предложения.
Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и т.д.
Допуск к рынкам — регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы. Непременно учитывается связь валютных операций с денежным обращением.
Эти и другие инструменты денежно-кредитной политики могут эффективно действовать только в условиях тесной увязки с фискальной политикой, законодательством.
Еще одна важная функция центрального банка - банковское регулирование. Под ним понимается система мер по обеспечению стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращение дестабилизирующих тенденций. В рамках этой системы центральный банк производит надзор за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип "CAMEL". Этот английский акроним составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:
- достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам);
- качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;
- качество менеджмента;
- ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);
- доходность (уровень прибыли на одну акцию или занятого). Центральный банк следит прежде всего за указанными показателями, даже если таких официальных нормативов не существует. Вся эта информация требуется не для того, чтобы контролировать каждый шаг банков, а для того, чтобы защитить общественные интересы, вовремя отреагировать на негативные тенденции.
Функции центрального банка .
Центральные банки занимают особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа системы. Основные функции центрального банка:
- оказание разнообразных услуг для банков и других кредитных учреждений;
- выполнение функций финансового агента правительства;
- хранение централизованного золотого и валютного запаса;
- проведение денежно- кредитной политики .
Эмиссионная деятельность центрального банка. Центральный банк обладает монопольным правом выпуска банкнот в стране . Банкноты служат единственным законным платежным средством, обязательным к приему в оплату долгов .
Центральный банк как "банк банков " Центральный банк в своей деятельности не преследует цели получения прибыли. Он не конкурирует с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями на финансовых рынках . Его главная цель -обеспечивать бесперебойное снабжение хозяйства платежными средствами ( иначе говоря - обеспечить необходимый уровень ликвидности ), наладить систему расчетов, контролировать работу рядовых банков . Для достижения этой цели центральный банк:
- хранит резервы коммерческих банков;
- выдает банкам краткосрочные кредиты на покрытие краткосрочных нужд;
- осуществляет безналичные расчеты в общенациональном масштабе; - осуществляет надзор и контроль за деятельностью банков.
В настоящее время в большинстве стран мира коммерческие банки обязаны хранить в
центральном банке резерв против своих депозитных обязательств. Закон определяет верхнюю и нижнюю границы резервных требований, в пределах которых центральный банк устанавливает фактически действующие нормы в соответствии с состоянием кредитного рынка и задачами текущей политики.
Центральный банк является главным банкиром и финансовым консультантом правительства. В этой роли он :
- ведет счета правительственных учреждений и ведомств, аккумулирует налоги и другие поступления и осуществляет платежи по поручению казначейства;
- проводит операции по эмиссии и размещению на рынке новых выпусков государственных займов;
- предоставляет прямой кассовый кредит по просьбе правительства;
- покупает государственные ценные бумаги для собственного портфеля;
- выступает советником правительства и других государственных органов по финансовым и общеэкономическим вопросам.
Денежно-кредитная политика. Главной задачей денежно-кредитной политики центрального банка является сохранение стабильной покупательной силы денежной единицы и обеспечение эластичной системы денежных платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка служит одной из важных составных частей общеэкономического регулирования государства, направленного на сохранение высокой рыночной конъюнктуры, недопущение кризисных спадов производства и безработицы .
Имеется три главных инструмента денежно-кредитной политики:
- изменение учетного процента ;
- изменение норм обязательных резервов банков;
- операции на открытом рынке ( покупка и продажа государственных обязательств).
Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция.
Информация о работе Внедрение автоматизированной системы в НБУ