Валютная система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов международных валютных отношений на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие международных валютных отношений, изучить особенности национальной и мировой валютных систем;
Рассмотреть эволюцию валютных систем;
Дать развернутую характеристику европейской и мировой валютным системам;
Провести анализ валютной системы Республики Беларусь.

Оглавление

Введение
1. Национальная валютная система и ее элементы
2. Характеристика мировой и европейской валютных систем
3. Анализ валютной системы Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Под устойчивостью  национальной валютной системы понимается неподверженность основных элементов  валютной системы колебаниям, валютным кризисам, и наличие механизмов минимизации их последствий на экономику страны в целом. При оценке устойчивости национальной валютной системы мы также должны исходить из того, что в 2007 г. Начался переход России к так называемым равноподходным ценам на газ для внутреннего и внешнего рынков, с тем, чтобы обеспечить российскому Газпрому равный интерес, как к экспортным поставкам, так и снабжению внутреннего рынка. Цена газа в России будет равна цене в Европе за минусом расходов на транспорт и логистику [11, c.187].

Выделим группы рисков, специальных факторов, влияющих на устойчивость белорусской валютной системы [11, c.190]:

- первая группа - риск  кредитования;

- вторая группа - риск  рынка;

- третья группа - операционный  или системный риск;

- четвертая группа - риск ликвидности;

- пятая группа - факторы  случайности.

Частота подверженности того или иного участника внешнеэкономических  связей на всех сегментах финансового  рынка вышеуказанным рискам регистрируется в информационных базах мировых аудиторских организаций (рейтинги). Наличие рисков при проведении внешнеторговых операций является важным обстоятельством, влияющим на поступление экспортной выручки и на стабильность валютной системы. Многоликость групп рисков при проведении расчетов по внешнеторговым операциям и валютно-обменным сделкам, естественно, требует как со стороны центральных банков, так и со стороны коммерческих банков и небанковских участников рынка применения современных способов их хеджирования на основании результатов как фундаментального, так и технического анализа [10, c.190].

Рассмотрим методологические аспекты технического анализа рисков для Республики Беларусь.

Технический анализ - это совокупность методов оценки риска и выбора способов его минимизации. Состав методов технического анализа в трансформированной экономике Республики Беларусь можно определить двумя уровнями.

Первый уровень  может быть представлен методом  интуитивного характера.

Второй уровень  технического анализа - метод прогнозирования  изменений и тенденций всех сегментов финансового рынка посредством анализа графика.

Для любой страны с  трансформированной экономикой, особенно для стран, испытывающих недостаток собственных природных ресурсов, возникает объективная необходимость  привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Уровень развития рыночных производственных отношений определяет как направление валютного регулирования, так и источники финансирования дефицита платежного баланса. Наличие дефицита платежного баланса в течении пяти и более лет позволяет делать вывод о неоптимальном выборе направления валютного регулирования в нашей стране. В Республике Беларусь с учетом того, что обеспеченность рублевой массы валовыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования в 1996-2006 гг. составляло 63,6 %, необходимо применение элементов, механизма валютного контролинга с эволюционным переходом к либеральному механизму валютного регулирования, что создаст предпосылки для минимизации проблемы отрицательного сальдо торгового баланса [11, c.193]. Ситуация на всех сегментах белорусского валютного рынка в начале 2007 г. Также требует применения механизма валютного контролинга.

Учеными сформулированы принципы как директивного, так и  либерального направлений валютного  регулирования, которые нашли применение при организации валютных отношений в белорусской валютной системе. Национальными органами валютного регулирования и контроля используются следующие принципы директивного валютного регулирования:

1) принцип обеспечения  гарантии выполнения обязательств  по внешнеэкономическим контрактам нерезидентами в пользу резидентов Республики Беларусь при осуществлении последними предварительной оплаты в форме банковского перевода;

2) принцип определения  сферы введения валютного контролинга;

3) принцип монопольного  положения банков при проведении валютных

операций;

4) принцип декларирования  цели и необходимости проведения

внешнеэкономических операций;

5) принцип ограничения  или изоляции внутреннего валютного  и

денежного рынков от европейских рынков национальной валюты;

Отметим, что в настоящее  время в Беларуси продолжается процесс  совершенствования и либерализации  системы валютного регулирования  и контроля.

Решающий шаг в  этом отношении был сделан в ноябре 2003г., когда вступил в силу Закон  «О валютном регулировании и валютном контроле» [12]. Несмотря на то, что Закон разрабатывался параллельно с аналогичным законом РФ, в Беларуси он имеет более обобщающий характер. Это должно позволить более оперативно реагировать на ситуацию в валютной сфере и экономике в целом.

Национальными органами валютного регулирования и контроля применяются принципы либерального направления валютного регулирования:

- принцип множественности  субъектов валютного рынка при  проведении дилинговых операций;

- принцип либерализации  форм расчетов при проведении внешнеэкономических операций, разрешающих применение наличной формы расчетов с использованием иностранной валюты.

Рассмотрим еще  один важнейший элемент национальной валютной системы - статус Национального  банка Республики Беларусь, регламентированный Банковским кодексом и Уставом банка (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320).

Так, установлено, что  Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно  в интересах Республики Беларусь [13].

Цели Национального  банка Республики Беларусь подразделены на две группы.

Первая группа целей  центрального банка при проведении девизных операций непосредственно  охватывает вопросы, связанные с  поддержанием международной ликвидности страны (управление золотовалютными резервами и обслуживание внешнего долга в части компетенции Национального банка Республики Беларусь).

Вторая группа целей  деятельности центрального банка с  иностранной валютой охватывает вопросы, решение которых обеспечивает поддержание устойчивой динамики обменного курса национальной валюты для минимизации оттока капитала и создания оптимальных условий развития экономики [11, с.194].

Национальный банк выполняет следующие функции:

- устанавливает официальные  курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

- регулирует обращение  валютных ценностей на территории  Республики Беларусь;

- разрабатывает и  совместно с уполномоченными  государственными органами единую  денежно-кредитную политику Республики  Беларусь;

- осуществляет эмиссию денег;

- выдает разрешение (лицензии) на осуществление валютных  операций, связанных с движением  капитала;

- регулирует денежное  обращение;

- регулирует кредитные  отношения;

- осуществляет валютное  регулирование;

- определяет в соответствии с законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

- организует функционирование  системы межбанковских расчетов;

- осуществляет регулирование  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- устанавливает порядок  осуществления банковских операций;

- определяет порядок  проведения безналичных и наличных  расчетов в Республике Беларусь;

- создает золотовалютные  резервы, в том числе золотой  запас, и управляет ими;

- выполняет другие  функции в соответствии с Банковским  кодексом Республики Беларусь  и иными законодательными актами  Республики Беларусь [2, с.641].

Дирижизм, как направление  директивного регулирования в Республике Беларусь, должен в Республике Беларусь, реализовываться в форме валютного контролинга.

Либерализм, как направление  валютного регулирования в Республике Беларусь, реализуется через финансовые инструменты, и являются перспективным  направлением развития национальной валютной системы.

Эффективность валютного  контролинга может быть достигнута при обязательном исполнении разработанных  принципов директивного направления  валютного регулирования.

Основой реализации механизма  валютного контролинга являются регламентирующие нормы, выполнение которых позволит минимизировать спекуляции против национальной валюты и увеличить объемы экспортных поступлений. Валютные спекуляции, как дестабилизирующий элемент любой валютной системы, достаточно серьезно обостряют проблему «инфляционных и девальвационных ожиданий» субъектов валютных операций.

Период контролинга  является подготовительным для введения механизма валютного регулирования  открытого рынка. Возможность перехода от валютного контролинга к валютному  либерализму обуславливается наличием в стране сформированной валютной системы и формированием устойчивой положительной динамики сальдо платежного баланса. Исходными оценочными показателями для отмены валютного контролинга должны стать [11, c.195]:

- величина колебаний  курса обмена в относительном  исчислении;

- отклонение рыночной  стоимости национальной валюты  от стоимости, рассчитываемой  на основе соотношения национальной  денежной базы и величины золотовалютных  резервов, а также частота критических  колебаний валютного курса;

- динамика дефицита  платежного баланса;

- динамика величины  внешнего долга;

- величина золотовалютных  резервов центрального банка.

Разработанный механизм валютного контролинга и реализации его принципов в трансформированной экономике Республики Беларусь представим в следующем варианте.

Во-первых, центральный  банк в законодательном или нормативном  документе должен четко определить основные общие положения и определения, принципы валютных операций.

Во-вторых, центральный  банк в нормативном документе  четко определяет с учетом разработанных принципов - правила и детальную операционную технику проведения валютных операций.

В-третьих, центральным  банком вводится конкретный механизм контроля за реализацией определенных принципов, включая контроль за схемами  логистики основных экспертов Республики Беларусь [11, с.195].

Комплексное применение механизма валютного контролинга  на разработанных принципах уже  позволило в течение 2001-2003 гг. стабилизировать  обменный курс белорусского рубля, минимизировать отток отечественного капитала и, тем  самым, изыскать внутренние валютные резервы для финансирования дефицита платежного баланса. Кроме того, валютное регулирование дирижизма создает предпосылки для перехода к либеральным методам организации валютных отношений.

Для эффективного проведения операций на всех сегментах финансового рынка Национальным банком Республики Беларусь должны быть созданы условия для реализации принципов работы рынка, в тоже время нельзя игнорировать разрушительные последствия спекулятивных операций. Для минимизации последних, принцип множественности субъектов валютного рынка необходимо реализовывать селективным отбором участников валютных операций.

Совершенствование нормативно-правовой базы в области валютного регулирования  и валютного контроля в 2007 году было направлено на приведение ее в соответствие с Законом Республики Беларусь “О валютном регулировании и валютном контроле”. В этих целях Национальным банком был разработан и принят ряд нормативных правовых актов, которые предусматривают регистрационный и уведомительный порядок совершения ряда валютных операций, связанных с движением капитала, а также свободный порядок открытия резидентами Республики Беларусь счетов, связанных с кредитованием в кредитных организациях за пределами Республики Беларусь. Кроме того, в рамках международного сотрудничества унифицирован порядок открытия резидентами государств - участников ЕврАзЭС счетов в банках других государств - участников ЕврАзЭС для обслуживания деятельности своих представительств.

Некоторое ослабление реального обменного курса белорусского рубля относительно валют стран - основных торговых партнеров увеличивало ценовую конкурентоспособность товаров отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Подводя итог главе, подчеркнем важнейшие ее пункты.

Национальная валютная система Беларуси является органичной частью денежной системы страны, ее деятельность регулируется законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, в Беларуси создана, законодательно оформлена  и успешно функционирует валютная система, направленная на обеспечение стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества. Ее структура включает все основные элементы национальных валютных систем, большинство из которых составляет содержание, функции и механизмы валютного регулирования и валютного контроля.

Информация о работе Валютная система государства