Валютная система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является мировая экономика.
Предметом исследования – международные валютные отношения.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов международных валютных отношений на современном этапе.

Оглавление

Введение
1. Национальная валютная система и ее элементы
2. Характеристика мировой и европейской валютных систем
3. Анализ валютной системы Республики Беларусь
4. Динамика показателей валютного рынка Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА(моя).docx

— 67.79 Кб (Скачать)

     Четвертый этап (с 2003 г.) определяет новые направления развития валютной системы, экономического валютного союза. Введение евро усиливает взаимосвязь между экономическим и валютным союзом и третьими странами, особенно европейскими [9, c.132].

     Введение  евро способствует заметным изменениям в международных экономических, валютно-кредитных и финансовых отношениях. Для банков введение евро означает становление в ЕС единого  рынка и унификацию услуг, а также  создание единого рынка государственных  и корпоративных ценных бумаг. Переход на единую валюту ужесточил бюджетную дисциплину в странах-членах Европейского валютного союза. В перспективе они могут унифицировать налоговые системы, а перевод в евро всех обязательств и активов стран-участниц позволит снизить объемы валютных резервов в этих странах, улучшит распределению капиталов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. АНАЛИЗ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

     Национальная  валютная система Республики Беларусь представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования  ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится  в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. В настоящее  время институциональный валютный механизм Республики Беларусь по основным параметрам практически приблизился  к критериям, присущим странам Запада.

     Национальная  валютная система Республики Беларусь образована с учетом структурных  принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к  интеграции в международные финансовые механизмы.

     Основные  элементы национальной валютной системы  Республики Беларусь: валютная политика; режим валютного курса; организационно-правовая форма валютного регулирования.

     Основой валютной системы является национальная денежная единица – белорусский  рубль, введенный в обращение  в 1992 г. В начале он обращался вместе с советским рублем и использовался лишь в наличных расчетах. В марте 1993 г. Белорусский рубль начал котироваться на межбанковском валютном рынке, а с августа 1993 г. – на Межбанковской валютной бирже (МВБ) [2, c.623]. Соответственно, Национальный банк Республики Беларусь с 1993 г. Перешел от установления фиксированного коммерческого курса к единому курсу на основе торгов на МВБ. Тем самым было завершено обособление национальной денежной и валютной систем Республики Беларусь от денежных и валютных систем республик бывшего СССР, в обращении которых до введения национальных денежных единиц оставались советские рубли.

     В 1 полугодии 2005 г. Белорусский рубль укрепился в номинальном выражении практически ко всем валютам стран – основных торговых партнеров. Укрепление белорусского рубля по отношению к доллару США и российскому рублю преимущественно было обусловлено тенденциями во внешней торговле.

     Переходным  этапом в становлении валютной системы  Беларуси в начале 1990-х годов явился валютно-финансовый механизм, уходивший  своими корнями в плановую экономику. Определяющую роль в валютном механизме  играл основной принцип – равновесие цен на основе сбалансированности спроса и предложения. В структуру валютного  механизма входили четыре элемента: валютные методы, валютные рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение (Приложение В).

     Мировая практика безопасности проведения расчетов по внешнеторговым операциям, валютно-обменным сделкам выделяют несколько групп  рисков при осуществлении дат  валютирования. В основу разработок систем хеджирования рисков при проведении внешнеторговых, валютно-обменных операций, как правило, участники внешнеэкономических  связей закладывают алгоритмы известных  рейтинговых агентств, либо собственные  методики[10, c.77].

     Под устойчивостью национальной валютной системы понимается неподверженность основных элементов валютной системы  колебаниям, валютным кризисам, и наличие  механизмов минимизации их последствий  на экономику страны в целом. При  оценке устойчивости национальной валютной системы мы также должны исходить из того, что в 2007 г. Начался переход России к так называемым равноподходным ценам на газ для внутреннего и внешнего рынков, с тем, чтобы обеспечить российскому Газпрому равный интерес, как к экспортным поставкам, так и снабжению внутреннего рынка. Цена газа в России будет равна цене в Европе за минусом расходов на транспорт и логистику [11, c.187].

     Выделим группы рисков, специальных факторов, влияющих на устойчивость белорусской  валютной системы [11, c.190]:

     - первая группа – риск кредитования;

     - вторая группа – риск рынка;

     - третья группа – операционный  или системный риск;

     - четвертая группа – риск ликвидности;

     - пятая группа – факторы случайности.

     Частота подверженности того или иного участника  внешнеэкономических связей на всех сегментах финансового рынка  вышеуказанным рискам регистрируется в информационных базах мировых  аудиторских организаций (рейтинги). Наличие рисков при проведении внешнеторговых операций является важным обстоятельством, влияющим на поступление экспортной выручки и на стабильность валютной системы. Многоликость групп рисков при проведении расчетов по внешнеторговым операциям и валютно-обменным сделкам, естественно, требует как со стороны  центральных банков, так и со стороны  коммерческих банков и небанковских участников рынка применения современных  способов их хеджирования на основании  результатов как фундаментального, так и технического анализа [10, c.190].

     Рассмотрим  методологические аспекты технического анализа рисков для Республики Беларусь.

     Технический анализ – это совокупность методов  оценки риска и выбора способов его  минимизации. Состав методов технического анализа в трансформированной экономике  Республики Беларусь можно определить двумя уровнями.

     Первый  уровень может быть представлен  методом интуитивного характера.

     Второй  уровень технического анализа –  метод прогнозирования изменений  и тенденций всех сегментов финансового  рынка посредством анализа графика.

     Для любой страны с трансформированной экономикой, особенно для стран, испытывающих недостаток собственных природных  ресурсов, возникает объективная  необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Уровень развития рыночных производственных отношений  определяет как направление валютного регулирования, так и источники финансирования дефицита платежного баланса. Наличие дефицита платежного баланса в течении пяти и более лет позволяет делать вывод о неоптимальном выборе направления валютного регулирования в нашей стране. В Республике Беларусь с учетом того, что обеспеченность рублевой массы валовыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования в 1996-2006 гг. составляло 63,6 %, необходимо применение элементов, механизма валютного контролинга с эволюционным переходом к либеральному механизму валютного регулирования, что создаст предпосылки для минимизации проблемы отрицательного сальдо торгового баланса [11, c.193]. Ситуация на всех сегментах белорусского валютного рынка в начале 2007 г. Также требует применения механизма валютного контролинга.

     Учеными сформулированы принципы как директивного, так и либерального направлений  валютного регулирования, которые  нашли применение при организации  валютных отношений в белорусской  валютной системе. Национальными органами валютного регулирования и контроля используются следующие принципы директивного валютного регулирования:

  1. принцип обеспечения гарантии выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам нерезидентами в пользу резидентов Республики Беларусь при осуществлении последними предварительной оплаты в форме банковского перевода;
  2. принцип определения сферы введения валютного контролинга;
  3. принцип монопольного положения банков при проведении валютных

     операций;

  1. принцип декларирования цели и необходимости проведения

     внешнеэкономических операций;

  1. принцип ограничения или изоляции внутреннего валютного и

     денежного рынков от европейских рынков национальной валюты;

     Отметим, что в настоящее время в  Беларуси продолжается процесс совершенствования  и либерализации системы валютного  регулирования и контроля.

     Решающий  шаг в этом отношении был сделан в ноябре 2003г., когда вступил в  силу Закон «О валютном регулировании  и валютном контроле» [12]. Несмотря на то, что Закон разрабатывался параллельно  с аналогичным законом РФ, в  Беларуси он имеет более обобщающий характер. Это должно позволить более  оперативно реагировать на ситуацию в валютной сфере и экономике  в целом.

     Национальными органами валютного регулирования  и контроля применяются принципы либерального направления валютного  регулирования:

     - принцип множественности субъектов  валютного рынка при проведении  дилинговых операций;

     - принцип либерализации форм расчетов  при проведении внешнеэкономических  операций, разрешающих применение  наличной формы расчетов с  использованием иностранной валюты.

     Рассмотрим  еще один важнейший элемент национальной валютной системы – статус Национального  банка Республики Беларусь, регламентированный Банковским кодексом и Уставом банка (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320).

     Так, установлено, что Национальный банк Республики Беларусь является центральным  банком Республики Беларусь и действует  исключительно в интересах Республики Беларусь [13].

     Цели  Национального банка Республики Беларусь подразделены на две группы.

     Первая  группа целей центрального банка  при проведении девизных операций непосредственно  охватывает вопросы, связанные с  поддержанием международной ликвидности  страны (управление золотовалютными  резервами и обслуживание внешнего долга в части компетенции  Национального банка Республики Беларусь).

     Вторая  группа целей деятельности центрального банка с иностранной валютой  охватывает вопросы, решение которых  обеспечивает поддержание устойчивой динамики обменного курса национальной валюты для минимизации оттока капитала и создания оптимальных условий  развития экономики [11, с.194].

     Национальный  банк выполняет следующие функции:

     - устанавливает официальные курсы  белорусского рубля по отношению  к другим валютам;

     - регулирует обращение валютных  ценностей на территории Республики  Беларусь;

     - разрабатывает и совместно с  уполномоченными государственными  органами единую денежно-кредитную  политику Республики Беларусь;

     - осуществляет эмиссию денег;

     - выдает разрешение (лицензии) на  осуществление валютных операций, связанных с движением капитала;

     - регулирует денежное обращение;

     - регулирует кредитные отношения;

     - осуществляет валютное регулирование;

     - определяет в соответствии с  законодательными актами функции  агентов валютного контроля, которые  могут быть возложены на банки  и небанковские кредитно-финансовые  организации;

     - организует функционирование системы  межбанковских расчетов;

     - осуществляет регулирование деятельности  банков и небанковских кредитно-финансовых  организаций;

     - устанавливает порядок осуществления  банковских операций;

     - определяет порядок проведения  безналичных и наличных расчетов  в Республике Беларусь;

     - создает золотовалютные резервы,  в том числе золотой запас,  и управляет ими;

     - выполняет другие функции в  соответствии с Банковским кодексом  Республики Беларусь и иными  законодательными актами Республики  Беларусь [2, с.641].

     Дирижизм, как направление директивного регулирования  в Республике Беларусь, должен в  Республике Беларусь, реализовываться  в форме валютного контролинга.

     Либерализм, как направление валютного регулирования  в Республике Беларусь, реализуется  через финансовые инструменты, и  являются перспективным направлением развития национальной валютной системы.

     Эффективность валютного контролинга может  быть достигнута при обязательном исполнении разработанных принципов директивного направления валютного регулирования.

Информация о работе Валютная система государства