Управление внутренним долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы государственного долга
1.1 Государственный долг: Понятие, значения
1.2 Управление внутренним государственным долгом
1.3 Роль банков в регулировании государственного долга
2. Внутренний государственный долг
2.1 Современное состояние внутреннего государственного долга России
2.2 Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга за 2010-2011 гг.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсач ОДЦБ.doc

— 131.00 Кб (Скачать)


2.2 Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга за 2010-2011 гг.

Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:- убрать из текста всякое старье!!!!!

                   Облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998г. а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;

                   Облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Купонным доход по данным облигациям начисляется начиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода составил 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% годовых – во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее – 10 % годовых. Начиная со второго купона, выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца.

                   Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размешаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);

                   Облигаций государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. руб. – разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;

                   Облигаций государственного нерыночного займи (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;

                   Облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа – доллары США. Номинал облигации – 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный объем выпуска – 7885 млн. долл. Пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонная ставка – 3% годовых выплачивается один раз в год [15].

Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. Только за последние 3 года с 01.01.2010 по 01.01.2012 внутренний долг увеличился на 1709,26 млрд. руб. (приложение 1)

Предлагается проанализировать структуру внутреннего долга по следующим данным (приложение 2). Государственный внутренний долг Российской Федерации

Государственный внутренний долг РФ на 01.01.2012 года составил 3546,43 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть на 1 января 2012 года составляют:

ОФЗ-АД – 1079,58 млрд. руб. (на 264 млрд. больше, чем на 1января 2011 года).

Затем следуют:

ОФЗ-ПД – 1823,7 млрд. руб.(на 485,11 млрд. больше, чем на 1 января 2011 года);

ГСО-ППС – 421,15 млрд. руб. (на 245,73 млрд. больше, чем на 1 января 2011 года);

В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 1084,84 млрд. руб.

Государственный внутренний долг РФ на 01.01.2011 года составил 2461,59 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть 2011 году составляют:

ОФЗ-ПД –1338,59 млрд. руб. (на 632,22 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2010 года);

ОФЗ-АД – 815,58 млрд. руб. (на 47,8 млрд. руб. меньше, чем на 1 января 2011 года).

ГСО-ППС – 175,42 млрд. руб. (на 40,00 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2010 года);

ГСО-ППС – в этом периоде не менялся.

В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 624,42 млрд. руб. 9,3 % составил прирост объема внутреннего госдолга РФ в ценных бумагах в сентябре по отношению к октябрю 2011 года. Номинально внутренний секьюритизированный внутренний госдолг на 1 октября составил 3,54 трлн руб., или около 6,7% ВВП, по состоянию на 1 января он составлял 2,46 трлн руб., или 4,8% ВВП. Из данных Минфина следует, что большая часть долга — 1,8 трлн руб.— состоит из бумаг ОФЗ-ПД, объем которых на рынке внутреннего долга сократился на 25 млрд руб. за сентябрь, тогда как на 1 января в этих бумагах было размещено 1,34 трлн руб. госдолга. Около 0,5 трлн размещены в бумагах ГСО (на начало года — 0,75 трлн руб.). Практически весь сентябрьский прирост объема внутреннего долга обеспечен нетто-привлечением Минфином средств по "обычным" облигациям федерального займа, их за месяц размещено на 295 млрд руб., что обеспечило прирост на 38% объемов этих бумаг на рынке. По состоянию на 1 октября объем рынка ОФЗ-АД впервые превысил 1 трлн руб.— это первое за 2011 год заметное изменение в структуре внутреннего госдолга[4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение- оно должно состоять из выводов по каждой главе!!!

     Как известно, посредством государственных  заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые  для финансирования общегосударственных  потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его  долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной  собственности, а также новых  заимствований.

     Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в  целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению  воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки  возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность  на финансовых рынках в отношении  инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это  особенно касается стран, развивающих  и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут  воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно  отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте[7].

     К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным  долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего  и внешнего долга, границы внешних  заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники  внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

     В связи с этим также следует  учитывать, что система управления государственным долгом по своей  политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию  стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и  контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с момента возникновения обязательства.

   На  основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. По данным ЦБ РФ, внешний долг России вырос до $538,940 млрд на 1 января 2012 года с $488,940 млрд на 1 января 2011 года. Таким образом, внешний долг страны увеличился за 2011 год на $50 млрд, или на 10,2%.В связи с этим на передний план снова выдвигается  проблема государственного долга.

     Происходит  сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений  валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных  финансовых организаций. Но внутренний долг за счет этого растет (за счет облигаций  федерального займа).

     В общем можно сказать, что положение  нашей страны сложно, но не безнадежно. Оживление экономики вселяет  надежду. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снизилась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности  по выплате пенсий. Но все равно  вопрос государственного долга остается открытым, он требует решения и  стабильного оживления экономики  не на короткий период, а куда более  длительный.

  

 

 

 

Список использованной литературы:

1.      Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2009 - №1. С. 58-67.

2.      Матвеева, Т.Ю. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. – М.: Дрофа, 2009. – 442 с.

3.      Сайт Министерства Финансов http://www1.minfin.ru.

4.      Федеральный закон РФ от 24.07.2007 «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

5.      Шабалин, А. Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. – 2009 - №4. С. 50-57.

6.      Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2007. – 896 с.

7.      Экономический журнал ВШЭ. – 2008 - №3

8.      Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Т.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2007. – 714 с.

9.      Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: КНОРУС, 2011. – 464 с.

10. Бутакова О.В., Швецов Ю.Т., «Функциональная направленность системы бюджетного регулирования», Финансы, № 10, 2007., с. 9.Чичелёв М.Э. «Эффективность в бюджетном процессе», Финансы, №1, 2007.

11. Под редакцией Мацкуляка И.Д. «Государственные и муниципальные финансы», Москва, РАГС, 2010.-488с.

12. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом Экономист.-2008-№1-С.58-67.

13. Под редакцией доктора экономических наук, профеcсора А.М. Ковалевой, «Финансы», Москва, «Финансы и статистика», 2009.-383с.

14. Официальный сайт ЦБ РФ.

15. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Воронина – М.: ИНФРА-М, 2010. – 714с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ.                                                                                                                               Млрд.руб

Виды

ценных

бумаг

ГКО

 

ОФЗ-ПК

ОФЗ-ПД

ОФЗ-ФК

ОФЗ-АД

ГСО-ППС

ГСО-ФПС

ОВОЗ

 

 

ОГНЗ

ОГВЗ

Итого

внутренний

долг

На 1.01.2010

-

-

706,37

-

863,38

135,42

132,0

-

-

0,0002

1837,17

На 1.01.2011

-

-

1338,59

-

815,58

175,42

132,0

-

-

0,0002

2461,59

На 1.01.2012

-

-

1823,7

-

1079,58

421,15

132,0

90,00

-

0,0002

3546,43

Информация о работе Управление внутренним долгом