Управление внутренним долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы государственного долга
1.1 Государственный долг: Понятие, значения
1.2 Управление внутренним государственным долгом
1.3 Роль банков в регулировании государственного долга
2. Внутренний государственный долг
2.1 Современное состояние внутреннего государственного долга России
2.2 Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга за 2010-2011 гг.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсач ОДЦБ.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

За  последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре  совокупного национального долга  России (государственный внешний  и внутренний, внутренний корпоративный  и корпоративный долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного  корпоративного долга обусловливают  необходимость анализа его тенденции  и динамики[5].

Трансформация внешнего государственного долга во внутренний государственный долг. Внешний  государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате началось быстрое  увеличение внутреннего государственного долга. В 2006-2008 гг. в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России политика замещения внешнего долга внутренним продолжится.

Таким образом, под управлением государственным  долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных  с установлением ежегодных предельных значений государственного долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением  конверсий и консолидации займов[5].

 

 

 

1.2 Управление  внутренним государственным долгом

Принципы  управления государственным  долгом. В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

-      безусловность - обеспечение точного  и своевременного выполнения  обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

-      единство учета - учет в процессе  управления государственным долгом  всех видов ценных бумаг, эмитированных  федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и  органами местного самоуправления;

-      единство долговой политики - обеспечение  единого подхода в политике  управления государственным долгом  со стороны федерального центра  по отношению к субъектам федерации  и муниципальным образованиям;

-      согласованность - обеспечение максимально  возможной гармонизации интересов  кредиторов и государства-заемщика;

-      снижение рисков  выполнение всех  необходимых действий, позволяющих  снизить как риски кредитора,  так и риски инвестора;

-      оптимальность - создание такой  структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств  по ним было сопряжено с  минимальным риском, а также оказывало  наименьшее отрицательное влияние  на экономику страны;

-      гласность - предоставление достоверной,  своевременной и полной информации  о параметрах займов всем заинтересованным  в ней пользователям[2].

Управление  государственным долгом, как и  всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции  управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным  долгом может рассматриваться в  широком и узком смысле.

     Управление  государственным в широком смысле предполагает:

o        формирование политики в отношении  государственного долга;

o        определение основных показателей  и предельных значений государственной  задолженности;

o        определение основных направлений  воздействия на микро- и макроэкономические  показатели;

o        определение приоритетных направлений  использования привлеченных ресурсов  и т.д.

Политика  в отношении государственного долга  и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а  оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление  государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

     - рефинансирование - погашение части  государственного долга за вновь привлеченных средств;

     - конверсия - изменение доходности  займа;

     -консолидация - превращение части  имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

     -новация  - соглашения между государством-заемщиком  и кредиторами по замене обстояте6льств  в рамках одного и того же  кредитного договора;

     -унификация - решение государства  об объединении нескольких ранее  выпущенных займов;

     - отсрочка - консолидация при одновременном  отказе государства от выплаты  дохода по займам;

     - дефолт - отказ государства от  уплаты государственного долга[9]. 

Государственные  ценные бумаги  как инструмент  управления государственным  долгом.  Основной  формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся  тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и  организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета  путем выпуска и реализации государственных  ценных бумаг.

Государственными  ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают  государство, орган государственной  власти и управления.

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные  ценные бумаги подразделяются на рыночные и не рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.

Не  рыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости от срока обращения  государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные документированные) и безналичные, в том числе существующие в  виде записей на счетах; по способу  выплаты доходов.

Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным   ценным бумагам, в их числе:

     - установление фиксированного процентного  платежа;

     - применение ступенчатой процентной  ставки;

     - использование плавающей ставки  процентного дохода;

     - индексирование номинальной стоимости  ценных бумаг;

     - реализация долговых обязательств  со скидкой (дисконтом) против  их нарицательной цены;

     - проведение выигрышных займов.

В мировой практике чаще всего используются следующие показатели доходности: текущая  доходность, полная доходность[11].

Показатель  полной доходности используется для  измерения общей ценности облигаций  для инвестора простая и эффективная  доходность к погашению. Эффективная  доходность к погашению учитывает  сложные проценты. Расчет осуществляется методом итерационного подбора. В данном случае на доходность влияют следующие факторы:

     - первоначальная цена, уплаченная  за облигацию;

     - частота выплат дохода по купону;

     - дата погашения облигации;

     -основная сумма, которая должна быть выплачена на дату погашения;

     - реализуемость на рынке(спрос и предложение);

     - кредитный риск.

Данная  доходность легко рассчитывается на специальных калькуляторах или  компьютерах.

Перед государством же стоит важнейшая  задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой  доходностью и ликвидностью государственных  ценных бумаг; с другой стороны, снижать  затраты, связанные с обслуживанием  государственного долга, так как  затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению  долговых обязательств осуществляются за счет государственного бюджета.

Краткая характеристика отдельных видов  государственных ценных бумаг:

ГКО — Государственные краткосрочные облигации — именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускается в бездокументальной форме. выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.

ОФЗ — облигации федерального займа — первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации.

 ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа. Доступны для для физических и юридических лиц. Цель — привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета.

 КО — казначейские обязательства. Цель их выпуска — безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям поставщикам по государственным заказам, сокращение не платежей в бюджет и т.д.

ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, выпущены для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами[7].

Резе́рвный фонд Росси́йской Федера́ции сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 марта 2012 года сумма Резервного фонда составляла 1 806,47 млрд руб.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России.

Резервный фонд формируется за счет:

        нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

        доходов от управления средствами Резервного фонда[10].

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2014 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

1.3 Роль банков в регулировании государственного долга

Стабилизация  экономики невозможна без эффективно действующей, разветвленной сети надежных банков, деятельность которых не идет в разрез с интересами государства. Только, в отличие от командной  экономики управление банками осуществляется не директивно, а посредством законодательства о банковской деятельности.

На  сегодняшний момент основными задачами ЦБ являются регулирование денежного  обращения, обеспечение устойчивости рубля, единая денежно-кредитная политика, организация расчетов и кассового  обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков, внешнеэкономическая деятельность, установление норм обязательного резервирования, учетной ставки. ЦБР является кредитором последней инстанции. Среди банков составляющих второй уровень банковской системы существуют и специализированные: муниципальные, ипотечные, земельные, инвестиционные.

Особое  место в банковской системе России занимают Внешэкономбанк - он обслуживает  внешний долг РФ и Банк реконструкции  и развития - занимается финансированием  правительственных программ с использованием бюджетных ресурсов. Кроме того, существуют специальные кредитные  институты: кредитные союзы, кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды. Их основное отличие  от банков состоит в том, что они  выполняют ограниченное число банковских операций. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий  и граждан, трастовые операции[11].

2. Внутренний государственный долг

2.1 Современное состояние внутреннего государственного долга России

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, вырос в 2011 году более чем на триллион рублей.
              По состоянию на 1 января 2012 года данный показатель составлял 3,546 трлн рублей — это на 44% больше, чем годом ранее т.е на 1 января  2011 (2,46 трлн рублей).
              Внутренний долг за прошлый год по облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) вырос до 1,823 трлн рублей (+36,2%), по облигациям федерального займа с амортизацией дохода (ОФЗ-АД) увеличился на 32,4% до 1,08 трлн рублей. Госдолг по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС) вырос с начала прошлого года в 2,4 раза до 421,15 млрд рублей.
              Госдолг по облигациям внутренних облигационных займов РФ на 1 января 2012 года составил 90 млрд рублей, а по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС) не изменился и на 1 января составил 132 млрд рублей.

              По данным ЦБ РФ, внешний долг России вырос до $538,940 млрд на 1 января 2012 года с $488,940 млрд на 1 января 2011 года. Таким образом, внешний долг страны увеличился за 2011 год на $50 млрд, или на 10,2%[3].
 

Информация о работе Управление внутренним долгом