Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:44, курсовая работа
Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.
Введение
1. Теоретические основы государственного долга
1.1 Государственный долг: Понятие, значения
1.2 Управление внутренним государственным долгом
1.3 Роль банков в регулировании государственного долга
2. Внутренний государственный долг
2.1 Современное состояние внутреннего государственного долга России
2.2 Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга за 2010-2011 гг.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долг
Трансформация внешнего государственного долга во внутренний государственный долг. Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате началось быстрое увеличение внутреннего государственного долга. В 2006-2008 гг. в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России политика замещения внешнего долга внутренним продолжится.
Таким образом, под управлением государственны
1.2 Управление внутренним государственным дол
Принципы управления государственным долгом. В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
- безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед
- единство учета - учет в процессе управления государственным дол
- единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным дол
- согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интерес
- снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
- оптимальность - создание такой структуры государственных займ
- гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информа
Управление государственным долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут быть конкретизированы применительно к государственно
Управление государственным в широком смыс
o формирование политики в отноше
o определение основных показател
o определение основных направлен
o определение приоритетных напра
Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
- рефинансирование - погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;
- конверсия - изменение доходности займа;
-консолидация - превращение части имеющейся задолженности в нову
-новация - соглашения между государством-
-унификация - решение государства об объединении нескольких ране
- отсрочка - консолидация при одновременном
- дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга[
Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом. Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.
В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.
Не рыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.
В зависимости от срока обращения государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.
Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам, в их числе:
- установление фиксированного пр
- применение ступенчатой процент
- использование плавающей ставки
- индексирование номинальной сто
- реализация долговых обязательс
- проведение выигрышных займов.
В мировой практике чаще всего используются следующие показатели доходности: текущая доходность, полная доходность[11].
Показатель полной доходности используется для измерения общей ценности облигаций для инвестора простая и эффект
- первоначальная цена, уплаченная за облигацию;
- частота выплат дохода по купон
- дата погашения облигации;
-основная сумма, которая
- реализуемость на рынке(спрос и предложение);
- кредитный риск.
Данная доходность легко рассчитывается на специальных калькуляторах или компьютерах.
Перед государством же стоит важнейшая задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой доходностью и ликвидностью государственных ценных бумаг; с другой стороны, снижать затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, так как затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств осуществляются за счет государственного бюджета.
Краткая характеристика отдельных видов государственных ценных бумаг:
ГКО — Государственные краткосрочные облигации — именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускается в бездокументальной форме. выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.
ОФЗ — облигации федерального займа — первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации.
ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа. Доступны для для физических и юридических лиц. Цель — привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета.
КО — казначейские обязательства. Цель их выпуска — безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям поставщикам по государственным заказам, сокращение не платежей в бюджет и т.д.
ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, выпущены для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами[7].
Резе́рвный фонд Росси́йской Федера́ции сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 марта 2012 года сумма Резервного фонда составляла 1 806,47 млрд руб.
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России.
Резервный фонд формируется за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
доходов от управления средствами Резервного фонда[10].
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2014 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
1.3 Роль банков в регулировании государственного долга
Стабилизация экономики невозможна без эффективно действующей, разветвленной сети надежных банков, деятельность которых не идет в разрез с интересами государства. Только, в отличие от командной экономики управление банками осуществляется не директивно, а посредством законодательства о банковской деятельности.
На сегодняшний момент основными задачами ЦБ являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единая денежно-кредитная политика, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков, внешнеэкономическая деятельнос
Особое место в банковской системе России занимают Внешэкономбанк - он обслуживает внешний долг РФ и Банк реконструкции и развития - занимается финансированием правительственных программ с использованием бюджетных ресурсов. Кроме того, существуют специальные кредитные институты: кредитные союзы, кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды. Их основное отличие от банков состоит в том, что они выполняют ограниченное число банковских операций. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, трастовые операции[11].
2. Внутренний государственный долг
2.1 Современное состояние внутреннего государственного долга России
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, вырос в 2011 году более чем на триллион рублей.
По состоянию на 1 января 2012 года данный показатель составлял 3,546 трлн рублей — это на 44% больше, чем годом ранее т.е на 1 января 2011 (2,46 трлн рублей).
Внутренний долг за прошлый год по облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) вырос до 1,823 трлн рублей (+36,2%), по облигациям федерального займа с амортизацией дохода (ОФЗ-АД) увеличился на 32,4% до 1,08 трлн рублей. Госдолг по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС) вырос с начала прошлого года в 2,4 раза до 421,15 млрд рублей.
Госдолг по облигациям внутренних облигационных займов РФ на 1 января 2012 года составил 90 млрд рублей, а по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС) не изменился и на 1 января составил 132 млрд рублей.
По данным ЦБ РФ, внешний долг России вырос до $538,940 млрд на 1 января 2012 года с $488,940 млрд на 1 января 2011 года. Таким образом, внешний долг страны увеличился за 2011 год на $50 млрд, или на 10,2%[3].