Трастовые операции банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 18:30, реферат

Краткое описание

Осуществляя трастовые операции, коммерческие банки в специфической форме выполняют функцию накопления денежных капиталов и их мобилизацию в производство. Использование трастовых операции позволяет маскировать сращивание банковского капитала с нефинансовым капиталом, поскольку банки вкладывают доверенные им капиталы в акции и облигации крупных корпораций и компаний. Банкам данные операции позволяют установить контроль над корпорациями, т.к. получение в доверительное управление ценных бумаг означает передачу основных прав в отношении этих ценных бумаг, за исключением права получения дохода по ним.

Оглавление

Введение 3

Понятие и содержание трастовых операций банков. 3
Трастовые услуги физическим лицам. 5
Трастовые услуги юридическим лицам. 7
.Проведение трастовых операций коммерческими банками. 8
Механизм доверительных операций в банковской сфере. 10
Структура траст-отдела коммерческого банка. 11
Договор траста. 12
Права и обязанности доверительного управляющего. 14
Заключение 15

Литература 16

Файлы: 1 файл

trast.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

    Второй  этап. Банковский работник определяет примерный период времени, в течение которого банк будет иметь возможность распоряжаться средствами клиента (выясняется размер фактически получаемого клиентом постоянно заработка, возраст, время ухода на пенсию и т. п.). Особое внимание банковский работник обращает на то, чтобы рост денежных средств клиента компенсировал темпы развития инфляции.

    Третий  этап. Работник банка удостоверяется в законном происхождении денег клиента с целью недопущения отмывания денег, полученных нелегальным путем. Так, многие банки прибегают к практике проверки источников денежных доходов клиентов, для чего обращаются в специализированные фирмы, располагающие необходимой информацией.

    Четвёртый этап. Работник банка проверяет документы своего клиента, чтобы удостовериться в том, что лицо, на чьё имя открывается счет, реально существует и само открывает счет. При этом клиент подписывает специальный документ подтверждающий факт того, что именно он является реальным владельцем (актуальным бенефициаром) денежных средств, помещаемых на счет в банке.

    Пятый этап. Клиент знакомится с условиями сотрудничества с банком и подписывает их.

    Шестой  этап. Непосредственное открытие счета клиенту и прием денег от него.

    В дальнейшем взаимоотношения банка  и клиента могут строиться  по двум основным направлениям.

    • Решения о покупке или продаже ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т. п. клиент принимает самостоятельно. Банковский специалист при этом предоставляет ему лишь консультационную помощь в оценке ситуации на рынке, предлагая наиболее выгодные клиенту варианты решений.
    • Клиент заключает с банком договор об управлении портфелем инвестиций, по которому банк самостоятельно занимается всеми вопросами купли-продажи инвестиций клиента. Банковский консультант проводит предварительную беседу с клиентом, обращая особое внимание на срок вклада и желания его владельца. При этом банк несет всю ответственность по формированию структуры этого портфеля, купле - продаже ценных бумаг, и отвечает перед клиентом за обеспечение доходности средств, инвестированных в его пользу. Вместе с тем банковский консультант стремиться к тому, чтобы у клиента сформировалось  собственное  мнение  относительно  приоритетов будущей инвестиционной политики и нацеливает его на совместный поиск оптимального решения. Обычно банк предлагает клиенту составить доверенность и завещание установленной формы о передаче всех прав по счету другому лицу случае наступления определенных обстоятельств. Кроме того, банк и клиент подписывают Генеральное соглашение о совместной деятельности. При проведении доверительных операций руководство банка стремится к использованию средств клиента с максимальной прибылью, в то же время обеспечив привлечение новых клиентов.

    В России условие обязательного указания имени реального собственника закреплено в ч.2 ГК РФ и др. документах, регламентирующих действия доверительных управляющих. Наряду с рядом др. ограничений это не позволяет классифицировать действия по управлению средствами клиентов как траст, а дает возможность говорить лишь о его элементах.

    Одним из наиболее перспективных направлений  развития трастовых операций в России может стать сотрудничество коммерческих банков с созданными инвестиционными фондами. Для большинства индивидуальных инвесторов сейчас сложно инвестировать свои средства на фондовом рынке в силу отсутствия профессиональных знаний. Поэтому они вынуждены обращаться за рекомендацией в кредитные институты ,которые работают с ценными бумагами. Банк может быть также управляющим инвестиционным фондом. Кроме того, фонд обязан заключать депозитарный договор с банком. Один и тот же банк не может выступать в качестве управляющего и депозитария. Если банк-депозитарий фонда, то он хранит все его денежные средства и ценные бумаги, проводит все расчеты и операции с ценными бумагами, ведет учет имущества, т.е. оказывает агентские услуги. Если банк выступает в роли управляющего фондом, тогда в его функцию входит управление всем портфелем ценных бумаг фонда, включая инвестиционную политику. 

  1. Структура траст-отдела коммерческого  банка.
 

    Обычно  в коммерческих банках подразделения, оказывающие традиционные банковские услуги организационно отделены от подразделений, занимающихся трастовыми операциями. Такое разделение необходимо прежде всего для того, чтобы сотрудники отдела, занимающегося трастовыми операциями, выполняли свои функции по управлению активами клиентов, не ориентируясь при этом на спекулятивные интересы самого банка, выступающего также в качестве инвестора на рынке, а использовали в работе лишь показатели, сложившиеся на рынке на данный момент времени с целью принятия инвестиционного решения, наиболее выгодного. Некоторые банки предпочитают выделять подразделения, оказывающие трастовые услуги в отдельные дочерние в целях предоставления этим подразделениям  наибольшей самостоятельности и независимости от подразделений, занимающихся традиционным банковским бизнесом.

    Другое  направление — создание отдельного трастового управления (или отдела) внутри организационной структуры коммерческого банка. Обычно данный подход наиболее часто применяем в коммерческих банках, поскольку при административном разделении операций остается возможность более легкого продвижения трастовых услуг на рынок, используя при этом сеть подразделений банка, оказывающих клиентам другие услуги.

    Организационная структура подразделений, занимающихся трастовыми операциями, может строится по принципу функциональности (ориентации деятельности) соответствующего отдела. К основным функциям, на основе которых может создаваться организационная структура трастового подразделения, относятся "операционные", "системные", "инвестиционные". В некоторых случаях такая градация может включать "налоги", "управление недвижимостью" и др. Однако следует отметить, что "налоги" обычно являются структурной единицей отдела персонального траста.

    Операционная функция включает в себя прежде всего учет, прием и поставку активов, проведение расчетов. Операционная деятельность характеризуется использованием наибольшего числа сотрудников по сравнению с другими отделами трастового подразделения. Главные факторы успеха здесь — своевременность и аккуратность работы. Этот отдел занимается обработкой сделок, произведенных отделом инвестиций. Основными задачами подразделения являются передвижение ценных бумаг и денежных средств по системе учета и контроль за этим передвижением, а также учет, контроль за поступлением доходов и ведение соответствующих журналов учета. Кроме того. сюда относится ответственное хранение активов, в том числе и физическое хранение ценных бумаг и других материальных ценностей в хранилище.

    В задачу отдела системного обеспечения  входят разработка (или приобретение) и обслуживание систем обработки информации. Иногда коммерческие банки используют сторонние организации в качестве поставщиков программного обеспечения. Но даже в этом случае в банке должна находиться служба, обеспечивающая контроль за работой персональных компьютеров и другой техники как в департаменте трастовых операций, так и в других подразделениях банка.

    Инвестиционный  отдел считается сердцем подразделения, занимающегося трастовыми операциями, успех развития трастовых услуг часто зависит от деятельности именно этого отдела. В соответствии с потребностями конкретного клиента работа инвестиционного отдела строится по разным схемам, инвестиционным моделям.

    Следует отметить, что объединение функциональных блоков в отделы во многом зависит от объемов операций, проводимых трастовым департаментом, а также от стратегии департамента и банка в целом на развитие услуг персонального или институционального характера. 

  1. Договор траста.
 

    Основные  нормы, определяющие содержание договора доверительного управления, закрепляются в гл.53 ГК РФ и федеральном законе “О рынке ценных бумаг”. В перечисленных нормативных актах описывается порядок заключения и исполнения договора доверительного управления.

    Согласно  положениям ГК РФ ,по договору доверительного управления имуществом одна сторона( учредитель управления) передает другой стороне(доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, и последняя обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

    В ГК РФ определяются условия договора, согласия по которым должны достичь стороны и отразить это в договоре доверительного управления:

    • -состав имущества, передаваемое в доверительное управление;
    • -наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которого осуществляется доверительное управление;
    • -размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;
    • -срок действия договора.

    В настоящее время к объектам траста можно отнести денежные средства, валюту, ценные бумаги, паи, уставной капитал фирмы, землю, недвижимость, имущественные комплексы (предприятия и прочие), а также нематериальные активы.

    “Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется отдельный учет”.(ГК РФ п.1 ст.1018). Для доверительного управляющего операции по управлению имуществом являются забалансовыми, Имущество, переданное в доверительное управление ,не влияет на собственные активы управляющего, а может оказывать влияние( на пассивную сторону баланса) лишь вознаграждение, полученное управляющим от учредителя управления. Следовательно, переданное в доверительное управление имущество, собственник должен учитывать на своем балансе, несмотря на то, что фактически оно находится у доверительного управляющего.

    Условия, касающиеся срока договора, определены следующим образом:

    • -договор срочный;
    • -срок договора не может превышать пяти лет;
    • -при отсутствии взаимных претензий возможна автоматическая пролонгация.

    Договор по доверительному управлению активами является самым важным документом, который определяет дальнейшее взаимодействие с управляющим. Основное в договоре -система вознаграждения управляющего и инвестиционная декларация. На практике в основном применяются 2 системы:

      • Система вознаграждения, при которой финансовый посредник получает определенную величину вознаграждения сразу после перевода активов в управление. Помимо этого посредник также получает процент от полученного дохода учредителя управления. Данная система недостаточно стимулирует посредника, т.к. независимо от размера дохода от управления активами, он получает фиксированную комиссию в начале действия договора. При данной системе учредитель управления находится в большой зависимости от управляющего, чем при остальных системах исчисления,
      • Процент вознаграждения от дохода или прибыли. В договоре учредитель оговаривает с управляющим ставку процента вознаграждения от дохода или прибыли, если они образуются по окончании периода инвестирования. Положительным является то, что управляющий имеет стимул получения большего дохода для учредителя, тем самым заработать большую комиссию для себя. Отрицательным моментом является незнание об окончательном доходе, который будет получен по истечению срока действия договора. Тем самым он имеет повышенный риск не получения дохода вообще .На практике в основном используется вторая система вознаграждения.

    Помимо  установленных законодательством  РФ обязательных условий договора доверительного управления, договор, предусматривающий передачу в доверительное управление средств инвестирования в ценные бумаги,  должен содержать инвестиционную декларацию управляющего. В ней инвестор указывает какие ценные бумаги и на какой срок может приобретать для него управляющий, направления и способы инвестирования денежных средств. За нарушение условий инвестиционной декларации в договоре предусматриваются штрафные санкции.

    Оплата  трастовых услуг российских банков обычно составляет около1% суммы вклада, при размещении средств в валюте и около5% в рублях. В некоторых кредитных учреждениях тарифы более разнообразны. Если предприятие дает банку самостоятельно определять объект инвестиций, то платит 2% от полученного по договору дохода. Если выбирает одну из 2-3 отраслей промышленности, предложенных банком,то-3%.Если отдает предпочтение производствам и операциям, а соотношение вложений оставляет за банком,то-4%.Если самостоятельно отбирает направления и определяет долю инвестиций,то-5%

Информация о работе Трастовые операции банков