Сущность и функции кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:36, реферат

Краткое описание

Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема актуальна, поскольку кредитные отношении современных условиях достигли наибольшего развития.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………..……..3
2. Сущность кредита……………………………………………….3
3. Функции кредита………………………………………………..7
4. Заключение…………………………………………………..….11
5. Список литературы……………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Сущность и функция кредита.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

     Источником  погашения государственных займов  и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку.

      Источниками финансирования дефицита  федерального бюджета являются: внутренние источники в следующих  формах: кредиты, полученные РФ  от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; внешние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ.  

      Государственный кредит, как финансовая  категория выполняет три функции: 

  - распределительную,  через которую осуществляется  формирование централизованных  денежных фондов или их использование  на принципах срочности, платности  и возвратности; 

- регулирующую, при реализации которой, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, 

- контрольную,  которая в основном контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

    Основными  видами ценных бумаг по государственному  кредиту являются государственные  займы (например, облигации внутреннего  валютного займа - ОВВЗ, облигации федерального займа - ОФЗ), заемные инструменты для международных финансовых рынков (например, евробонды).

     В  целом государственные займы  могут быть классифицированы  по следующим признакам. По  срокам действия долговые обязательства  могут носить краткосрочный характер (до одного года), среднесрочный характер (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочный характер (свыше пята лет до тридцати лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. По субъектам эмиссии займы делятся на выпускаемые Правительством РФ, правительствами субъектов РФ и органами местного самоуправления. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на: реализуемые только среди населения; реализуемые только среди юридических лиц; реализуемые среди юридических лиц и населения.  

      По форме выплаты доходов займы  могут делиться на: 

  1) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств  процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

  2) выигрышные, где владелец получает доход  в форме выигрыша в момент  погашения облигаций; доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей; 

  3) беспроигрышные (целевые) займы предусматривают  выплату доходов держателям облигаций  или гарантируют получение соответствующего  товара, спрос на который в  момент выпуска займа не удовлетворяется. 

      Займы также могут делиться  по методам размещения на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. В настоящее время в РФ используются  только добровольные займы. Принудительные  займы применяются только в  тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются. 

     По  форме займы могут быть облигационными, которые предполагают эмиссию,  и безоблигационными, которые  оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств. 

     Государственный кредит - совокупность экономических  отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.Содержание

     1 Цели и задачи государственного  кредита

     2 Государственный кредит и государственный  долг

     3 Управление государственным кредитом

Цели и задачи государственного кредита

Государственный кредит независимо от формы его существования  имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного  характера - обязательная подписка на государственные облигации в  годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для  решения различных задач: поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов; регулирование макро- и микроэкономических процессов; воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства  Российской Федерации в рамках категории "государственный кредит" могут  существовать в следующей форме:

Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;

Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые  от имени Российской Федерации;

Договоры о  предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению  обязательств третьими лицами;

     Соглашения  и договоры, заключенные от имени  Российской Федерации, о пролонгации  и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;

     Переоформление  долговых обязательств третьих лиц  в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных  законов.

Сроки погашения  долговых обязательств Российской Федерации  и её субъектов не могут превышать 30 лет.

     Управление  государственным кредитом

     Управление  государственным кредитом, связанное  с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и  гаранта, является одним из направлений  финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

     Обслуживание  и погашение государственного долга;

     Выпуск  и размещение новых облигационных  займов:

     Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;

     Регулирование рынка государственного кредита;

     Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов. 

     Основными органами государственной власти, осуществляющими  управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный  банк. 

     Целями  управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития. 

Государственный кредит

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика даннная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.  

Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств  на кредитной основе, которые могут  использоваться на благоустройство  городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.  

Денежные средства, поступающие от выпуска местных облигаций, обычно зачисляются во внебюджетные фонды. Для реализации, например, какого-либо проекта муниципальный орган может выделить часть средств из местного бюджета, взять банковский кредит (что не всегда является выгодным) либо использовать внебюджетные средства, полученные от выпуска местных облигаций.  

Такие облигации  считаются надежными и ликвидными ценными бумагами. Их надежность обеспечивается двумя способами: посредством общей  налоговой мощи, а также доходами существующих объектов либо недвижимостью строящихся. Ввиду этого процентные ставки по местным облигациям является близкими к процентным ставкам государственных облигации.  

Инвесторы, которые  приобретают местные облигации, поставляют муниципальным органам  необходимые для реализации проектов заемные средства. Если бы не эти поступления, то муниципальные органы вынуждены были бы использовать часть средств местных бюджетов, а такие средства могут быть получены в результате повышения местных налогов. Таким образом, выпуск местных облигаций позволяет решать одновременно несколько задач: муниципальные органы получают необходимые им для реализации проекта заемные денежные средства; им нет необходимости использовать средства местного бюджета, а значит и увеличивать местные налоги; инвесторы получают в собственность надежные и ликвидные ценные бумаги, приносящие определенный доход, местное население получает важный для его существования объект и пользуется его товарами, работами или услугами.  

Ввиду изложенного  выше в большинстве случаев доходы от местных облигаций не облагаются налогом либо облагаются по льготной ставке. Указанное обстоятельство делает местные облигации привлекательными для крупных институционных инвесторов, несмотря на низкую их доходность.  

Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и др.  

Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния  ряда факторов. Виды государственного кредита определяются:

-составом заемщиков и кредиторов;

-конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств;

-местом получения кредита; формой его оформления;

-методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;

Информация о работе Сущность и функции кредита