Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:21, курсовая работа
Актуальность этой темы состоит в том, что деньги уникальны по своей простоте, как средство платежа за товары и услуги: они обладают самой высокой ликвидностью среди всех финансовых средств. Они являются средством платежа. Деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежной системы, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для понимания особенностей функционирования всей финансовой системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕГ 5
1.1 Сущность денег и их происхождение 5
1.2 Виды и функции денег 8
1.3 Формы денег 10
2 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСРЕДСТВОМ АНАЛИЗА 13
2.1 Кредитно–денежная политика 13
2.2 Преимущества и недостатки денег 15
2.3 Банковская система 16
3 Понятие «Деньги» 23
3.1 Роль денег в экономике 23
3.2 Пути усовершенствования мировых денег 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Обязательным условием, необходимым для обеспечения эффективной деятельности банковской системы в рыночных условиях, является развитие правовой основы, системы регулирования и контроля.
На последующих этапах проведения реформы в сфере банковской деятельности уже последовали качественные преобразования, направленные на регулирование деятельности банков второго уровня, связанные с разработкой их правовой основы, в которых могла бы действовать, основанная на рыночной экономике, банковская система. Этим усилиям должна служить стратегия банковской реформы, направленная на решение структурных проблем банковской системы. Неопределенность целей и структуры банковской системы, а также ограниченное понимание основных концепций, таких, как кредитный риск, обеспечение кредита, ликвидность, финансовая дисциплина и банкротство серьезно затрудняют задачу создания надлежащей правовой основы. Разрабатываемые механизмы по контролю за соблюдением законов также должны способствовать установлению новых коммерческих взаимоотношении и созданию нормально функционирующей банковской системы. Не оспаривается в банковском деле создание механизмов по облегчению признания и исполнения судебных решений, центральной службы по регистрации залогов; органов по обеспечению кредитов; сбору налогов и выполнению других подобных обязанностей.
Банковская система Республики Казахстан в 1995-1996 годах, в институциональном, функциональном и правовом отношениях претерпевает дальнейшие изменения. К примеру, если до 1995 года количество банков возрастало в республике и на начало 1995 года составило сто восемьдесят четыре банка, различающиеся по способу формирования уставных фондов, то на конец 1995 года уменьшилось и составило сто тридцать.
Институциональные преобразования в банковской системе Республики Казахстан сопровождались ликвидацией обанкротившихся коммерческих банков, закрытием малых частных банков, а также укрупнением банков при соединении уставных капиталов. Соответственно, за этот период сократились и филиалы банков второго уровня по регионам республики с 1026 на конец 1995г. до 949 на конец 1996г. Изменения в банковской сфере за этот период происходили по формированию и объему уставного фонда. На конец 1995 года банков по фактическому уставному фонду до 20 млн. тенге было 69, а на конец 1996 года число их снизилось до 33 банков. В свою очередь, крупные банки, оставались на уровне.
В функциональном отношении за последние годы банки стали расширять свои операции так по традиционным, так и нетрадиционным услугам. Многие банки, получив лицензию Нацбанка РК, занимаются операциями с ценными государственными бумагами, развивают современные расчетные операции с внедрением в оборот векселей, нот центрального банка страны, пластиковых карточек, электронных переводов.
В правовом отношении банковская система Республики Казахстан в 1995 году укрепляется новыми законодательными актами государства и нормативными положениями. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О национальном Банке Республики Казахстан» (30 марта 1995года) и Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (31 августа 1995 года). Утвержденные после пересмотра и дополнения эти акты, завершили в целом создание фундаментальной правовой и экономической основы банков в Казахстане, выделив статус центрального банка государства, Национального банка Республики Казахстан, и банков второго уровня.
Таким образом, банковская система Казахстана в определенной степени за прошедшие пять-шесть лет сконструирована по стандартам и модели, существующих в мировой практике, отвечает основным принципам рыночной экономики. Вместе с тем, совершенствование правовых, организационных основ банков будет продолжаться в Республике, и это связано со многими факторами внутреннего и внешнего характера.
При дальнейшем качественном преобразовании в банковском деле в республике важными остаются принципы руководства в банковской системе, ведущая роль Национального банка Казахстана, как главного финансового института, эффективность принятия и исполнения законодательных и нормативных положений об обеспечении кредита, регулировании страховой деятельности, о неплатежеспособности и кредитоспособности.
Регулирование деятельности ориентированных на рынок банков и надзор за ней является обеспечением эффективного руководства банками, своевременным решением задач, с которыми сталкиваются банки,, стимулированием банков к ведению эффективной деятельности и ликвидации неплатежеспособных банков. Хорошая система регулирования и контроля на правовой нормативной базе выступает основой, ориентированной на рынок частной и хорошо управляемой банковской системы. Установив рамки конкуренции банков, система регулирования банковской деятельности в республике будет обеспечивать добросовестную конкуренции и процветание наиболее эффективных банков. В свою очередь, контроль за деятельностью банков обеспечивает соблюдение банками правил, регламентирующих их деятельность, и стимулирует эффективное руководство. Поэтому, наиболее эффективные банки должны быть заинтересованы в создании хорошей системы регулирования их деятельности, а также в создании такого положения, при котором надзор Нац.банка Республики Казахстан в состоянии обеспечить соблюдение банками соответствующих норм и правил.
Образование банка в республике происходит на основании учредительного договора и перечня документов согласно законодательства о банках и банковской деятельности в Республике Казахстан. При создании банка особое внимание обращается на такие стороны, как: организационно-правовая форма и формы собственности; принципы образования и использования фондов банка; порядок принятия решения органами управления банка и т.д.
Национальный банк Казахстана является центральным банком республики и представляет собой верхний уровень ныне действующей банковской системы республики Казахстан. Он представляет и защищает интересы РК в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях. Изменения в характере деятельности банков верхнего и второго уровней потребовало правового урегулирования. Правовой основой, на которой строит и осуществляет свою деятельность Национальный банк республики является Конституция Республики Казахстан (13). Основными нормативными актами, регулирующими банковскую деятельность в Казахстане, являются: Указы Президента (имеющие силу закона) от 30.марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан», от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», ряд других законов республики, международные договора и соглашения, которые в настоящее время, как принятые для руководства, действуют в Республике.
В соответствии со статьей 1 Законодательного акта о Национальном Банке это учреждение является главным банком Казахстана и находится в его собственности (14). Правовой статус банка имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством, с другой - он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Казахстана. Таким образом, Банк Казахстана имеет двойственную правовую природу.
Национальный Банк одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.
Осуществление Национальным Банком Казахстана хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не совершается независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибыли, он, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются Национальным Банком в рамках общей государственной денежно-кредитной политики. Управление денежно-кредитной системой Казахстана Национальный Банк осуществляет двумя способами:
С помощью властных предписании;
Экономическими методами, то есть путем совершения различных сделок с коммерческими банками.
Главной особенностью правового положения Национального Банка в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинено одной и тон же цели и задачам - управлению кредитной системой.
Административные функции Национального Банка можно условно разделить на:
1. организаторскую (организация и управление денежным
обращением);
2. функцию защиты гражданского оборота, интересов | вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков. В рамках этих двух полномочий Национальный Банк вправе издавать нормативные акты, то есть, нормативно-творческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.
Организация денежного обращения заключается в производстве денежной эмиссии, организации обращения денег и изъятия их из обращения, издание нормативных актов по вопросам порядка ведения кассовых операций, правил перевозки, хранении и инкассации наличных денег, управлении денежным обращением экономическими методами.
Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляет основное содержание деятельности Национального Банка. Это не является особенностью деятельности Национального Банка Казахстана. Центральный Банк любого современного государства с рыночной экономикой вынужден решать те же вопросы.
Ни одно государство не отказывается от контроля за деятельностью кредитных учреждений, усматривая в ней своеобразный публичный интерес, заключающийся в создании условий для нормального осуществления гражданского оборота.
Законодатель обязан защитить вкладчиков банков не только от расточительства со стороны банкира по отношению к суммам, которые они ему доверили, но также и от не вполне грамотного управления банком. Не эффективное управление банком может угрожать его ликвидности, а значит, привести к невозможности для клиентов истребовать вложенные ими средства в случае необходимости или при наступлении определенного срока. В соответствии с законом, Национальный банк решает указанную задачу следующим образом:
во-первых, путем проверки законности и целесообразности создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций;
во-вторых, путем установления кредитным учреждениям экономических нормативов, издания нормативных актов, регулирующих их деятельность;
в-третьих, путем осуществления непосредственного контроля за законностью их операций.
В соответствии с Указом «О Национальном банке РК» центральный банк республики в процессе осуществления надзора может назначать проверки деятельности кредитных учреждений. Если в результате проверок будут выявлены нарушения банковского законодательства, Национальный банк выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. Банк законодательно вправе требовать от них представления отчетности, балансов, справок.
В случае нарушения законодательства, неисполнение предписаний главного банка страны об устранении выявленных им ранее нарушений Нац.банк требует от учредителей кредитного учреждения:
1. осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению
банка;
2. замены руководства банка;
3. ликвидации банка;
4. отзыва лицензии на совершение банковских операций.
Выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой законодательно возложено только на Национальный банк Казахстана.
Законодательство предоставило Национальному банку право издавать нормативные акты, обязательные для исполнения лицами, к которым они адресованы. Это инструкции, положения, письма, телеграммы.
Глава 3. Понятие «Деньги»
Деньги – товар особого рода, используемый при обмене как эквивалент всех других товаров.
Хотя все экономисты единодушны в том, что деньги являются одним из основополагающих элементов рыночного хозяйства, между ними долгое время шли горячие дискуссии, что же такое деньги. В современной экономической теории за основу принято предложенное английским экономистом Дж. Хиксом определение, согласно которому «деньги определяются их функциями». Это значит, что деньгами признается все то, что выполняет денежные функции. За этой тавтологией скрывается констатация того факта, что в роли денег могут выступать самые различные предметы и даже нематериальные объекты. Как писал К. Маркс, «деньги – не вещь, а общественное отношение».
3.1 Роль денег в экономике
Роль денег определяется их сущностью как всеобщего эквивалента, поскольку выделение специфического товара особого рода на эту роль является законом любого товарного производства. Деньги как таковые влияют на экономику согласно правилам, которыми руководствуются банки, создавая деньги. Роль денег проявляется в том, что денежно-кредитная система обеспечивает мобилизацию финансовых ресурсов и их наиболее эффективное применение, снижение издержек в экономическом обороте, беспрепятственное осуществление сделок, жесткую финансовую дисциплину, которой вынуждены подчиняться все участники процесса воспроизводства. Деньги являются неотъемлемой частью развитого товарного хозяйства, оказывающей существенное и постоянное воздействие на состояние хозяйственной жизни и все экономические процессы. Деньги опосредствуют движение огромных масс товаров, через кредитную и финансовую системы стимулируют развитие производительных сил общества. В то же время деньги могут отрицательно влиять на развитие производства, служить причиной серьезных нарушений в воспроизводственном процессе, ведущих к опасным последствиям в области социальных отношений. Роль денег состоит также в создании и расширении механизмов образования денежных сбережений и передаче ресурсов от сберегателей к инвесторам, способным использовать эти ресурсы наиболее эффективно. Дело в том, что значительная часть сбережений вкладывается в физические активы (товары, золото) или направляется на потребление, фактически не давая прибыли с точки зрения экономического роста. В лучшем случае временно свободные денежные средства предоставляются в кредит на неорганизованном рынке или используются в целях самофинансирования. При низком уровне и преимущественно физической форме сбережений страдают инвестиции. Стимулирование денежных сбережений и повышение эффективности их использования достигаются путем развития денежно-кредитной инфраструктуры. Замещение прямых связей между сберегателями и инвесторами банковским посредничеством увеличивает отношение суммы денег в обращении к национальному доходу, что предполагает высвобождение реальных ресурсов, сопровождающееся повышением норм сбережений и инвестиций, сведение воедино рассеянных (разбросанных) прежде сберегателей и инвесторов посредством различных денежно-кредитных учреждений (институтов), возрастание степени организованности, широты охвата и интегрированности национального финансового рынка, поскольку он в большей степени начинает подчиняться ценовому механизму. Указанные выше процессы получили название “монетизации” экономики (возрастание доли денежного оборота в масштабах всей экономики, в отличие от натурального обмена) и “финансового углубления” (возрастание доли денежных сделок, опосредуемых финансовыми учреждениями). В данном случае фактически приходится иметь дело с денежным рынком, на котором спрос представлен предполагаемым объемом инвестиций, предложение — возможным размером сбережений, а цена — величиной процентной ставки. На денежном рынке (в денежной экономике) происходит обращение денег, обслуживающее процесс воспроизводства и не оказывающее на него существенного влияния. Если в реальной экономике осуществляется воспроизводственный процесс, происходит движение реальных потоков товаров и услуг, то в денежной экономике деньги лишь обслуживают движение данных потоков, выступая сугубо техническим средством. В реальной экономике устанавливаются относительные уровни цен, а в денежной — абсолютный уровень цен. В соответствии с исходными положениями денежной экономики, основанной на так называемой грубой количественной теории денег, общий уровень цен меняется пропорционально изменению количества обращающихся денег. Эта теория денег математически выражается двумя уравнениями, одно из которых называется уравнением обмена или уравнением Фишера и имеет следующий вид: