Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:21, курсовая работа
Актуальность этой темы состоит в том, что деньги уникальны по своей простоте, как средство платежа за товары и услуги: они обладают самой высокой ликвидностью среди всех финансовых средств. Они являются средством платежа. Деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежной системы, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для понимания особенностей функционирования всей финансовой системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕГ 5
1.1 Сущность денег и их происхождение 5
1.2 Виды и функции денег 8
1.3 Формы денег 10
2 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСРЕДСТВОМ АНАЛИЗА 13
2.1 Кредитно–денежная политика 13
2.2 Преимущества и недостатки денег 15
2.3 Банковская система 16
3 Понятие «Деньги» 23
3.1 Роль денег в экономике 23
3.2 Пути усовершенствования мировых денег 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
2.1 Кредитно-денежная политика
У участников денежного рынка, как правило, имеются временно свободные денежные средства. Но поскольку капитал в любой его форме не терпит омертвления, существует специальный рынок (сфера), где покупаются и продаются денежные средства на условиях срочности, возвратности и платности. Такой рынок называется кредитным рынком.
Кредитной операцией называется сделка между лицом или организацией (это «кредитор») и лицом и организацией (это «заёмщик»). Суть сделки в том, что кредитор передает заёмщику денежную сумму на определенный срок, за определенную плату и с условием полного возврата.
Основную роль в образовании и функционировании кредитных рынков играют банки. Но кроме них, участниками кредитных рынков являются различные финансовые фонды, страховые компании, инвестиционные организации.
Комплекс валютно–финансовых учреждений. Призванных регулировать экономику путем изменения количества находящихся в обращении денег есть кредитная система. Через кредитную систему проводится денежно – кредитная политика.
Современная кредитная система состоит из 3 звеньев:
1) Центральный банк;
2) Коммерческие банки;
3) Специализированные кредитно – финансовые институты.
Первый уровень кредитной системы представлен Центральным банком (ЦБ).
Центральный банк – это главный банк страны, который действует как банкир государства и всей кредитной системы.
Основные его функции:
1) Осуществлять монопольное право выпуска кредитных денег (банкнот);
2) Регулировать обращение денежной массы в стране и обменный курс национальный валюты;
3) Хранить централизованный золотой и валютный запас;
4) Быть главным банкиром и финансовым консультантом правительства;
5) Оказывать помощь правительству в управлении бюджетом;
6) Оказывать разнообразные услуги другими кредитным учреждениям и контролировать работу других банков;
7) Проводить денежно – кредитную политику.
Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками, которые непосредственно работают с клиентами: физическими или юридическими лицами.
Коммерческие банки как кредитные институты играют большую роль в регулировании денежной массы:
1) Аккумулируют временно свободные денежные средства;
2) Предоставляют кредиты;
3) Создают кредитные деньги;
4) Осуществляют денежные расчеты между юридическими и физическими лицами;
5) Осуществляют операции с ценными бумагами;
6) Хранят финансовые и материальные ценности;
7) Управляют имуществом клиентов по доверенности.
Третий уровень кредитной системы представлен специализированными кредитно – финансовыми институтами: пенсионными фондами, страховыми компаниями, инвестиционными и ипотечными банками, судно – сберегательными ассоциациями и т.д. Они сосредоточивают у себя громадные денежные ресурсы и поэтому оказывают большое воздействие на денежную политику.
Денежно – кредитная политика призвана изменять объем денежного предложения с учетом циклического развития экономики. В период спада, когда в экономике денежный голод, кредитно – денежная политика направлена на увеличение денежного предложения, а во время подъема, когда избыток денег, - на его ограничение.
В развитых странах кредитно – денежную политику осуществляют центральные банки.
К основным инструментам денежно – кредитной политики относятся:
1) Операции на открытом рынке, или рынке государственных облигаций;
2) Изменение учётной ставки (дисконтная политика) или регулирование процента по займам коммерческих банков;
3) Изменение нормы обязательных резервов или манипулирование установленной законом резервной нормы, влияющей на способность коммерческих банков к кредиту.
Используя эти инструменты, можно удешевлять деньги, увеличивать их предложение или удорожать их, уменьшать их предложение.
Реже в качестве инструмента денежно – кредитной политики используется изменение нормы обязательных резервов. По закону коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в Центральном банке. Он устанавливает размер обязательных резервов в процентном соотношении к обязательствам банков. Коммерческие банки должны иметь резервы, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своего счета. Конечно, нет необходимости держать все 100 % средств в виде резервов, поскольку маловероятно, что все клиенты в один день захотят снять все свои деньги со счетов, но определенный резерв должен быть.
2.2 Преимущества и недостатки денег
Денег не бывает много или мало - их бывает ровно столько, сколько нам необходимо. На низком уровне элементарные потребности у всех людей одинаковы - пропитание, защита от холода или жары, места для сна и отдыха. На это хватает всем, причем, чтобы обеспечить эти потребности надо весьма немного денег. Но человек не довольствуется малым: постоянно хочется все больше и больше - растут возможности, растут потребности, запросы и нужно все больше и больше денег. В итоге человек попадает в этот замкнутый круг своих желаний и денег и порабощается им. Обратите внимание на слово СВОИХ - в этом вся соль. Если деньги нужны тебе для того, чтобы иметь крутой дом, машину, яхту и т.д. - 99,9% что у тебя, их не будет, а если и будут, то действительно их хватит только на это и в целом жизнь сведется к зарабатыванию средств для удовлетворения СВОИХ желаний. Но круг “правильных” эгоистических желаний весьма ограничен, и дальше начинаются различные эгоистические ненормальности: азартные игры, пьянство, наркотики и т.д. И деньги уходят. Деньги - как семена - всходят и дают плоды лишь на доброй почве и погибают на дурной. Поэтому прежде чем в следующий раз сказать: “У меня мало денег”, подумай - мало - на что? На что конкретно тебе не хватает, что и кто в окружающем мире станет лучше от того, что у тебя лично станет больше денег? У большинства мало денег, поскольку именно это большинство страдает жадностью и ограниченностью фантазии, направленной на благо. Поэтому недостаток денег для них - единственное возможное состояние жизни. Помни, что деньги - это всего лишь средства. И если ты знаешь, как использовать - от слова ПОЛЬЗА - избыток этих средств - он у тебя будет. На самом деле в мире избыток денег, которые ищут хорошего управителя, знающего, куда их вложить.
Итак, очевидно, что избыток денег вреден для страны, так как ведет к инфляции. Но опасен и недостаток денег.
2.3 Банковская система
Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
Понятие «система» широко используется современной наукой. Оно соотносится с исследованием многообразных явлений природы и общественного развития. Однако термин «система» не получил четкого определения. Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо.
Реформа банковской системы РК с первых лет самостоятельного государственного устройства была предопределена объективными экономическими процессами при переходе к рыночный экономике. Проводимые преобразования в банковской сфере вносят положительный вклад в микро- и макроэкономические процессы. Банки, превращаясь в посредников меду владельцами сбережений и инвесторами, совершенствуют операции по предоставлению финансовых услуг, включающих услуги по расчетам, услуги вкладчикам и заемщикам.
Стимулируя финансовые сбережения и совершенствуя систему размещения финансовых ресурсов, банки должны способствовать оздоровлению экономики, обеспечивая доступ к кредитам жизнеспособным предприятиям и развивающимся новым частным предприятиям.
К моменту распада Советского Союза, а следовательно, его единой банковской системы, в банковскую систему Казахстана входило более ста банков, из которых пять (Сбербанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Внешэкономбанк, Жилсоцбанк) унаследовали дела специализированных банков СССР. Специализированные банки продолжали действовать в качестве государственных учреждений по предоставлению кредитов конкретным государственным предприятиям, так же как и при прежней системе централизованного распределения ресурсов. Вместе с тем, значение коммерческих банков, принявших рыночную ориентацию, неуклонно росло.
Финансовая система республики переходит от почти полной государственной собственности, централизованного принятия решений и учета к системе, определяемой рыночными силами, с правом частной собственности, децентрализованным руководством и распределением кредитов, что позволит улучшить эффективность и финансовую дисциплину в экономике. Переходный период сопряжен с трудностями, требует решительных изменений в инфраструктуре, технологии и оборудовании, правовой и контролирующей системах и, что наиболее важно, переориентации человеческих навыков и отношений на конкуренцию, принятие рискованных решений, учет прибыльности и нововведения.
В 1992 году в Казахстане с отменой специализации банков, существовавшие пять специализированных банков, были воссозданы, в качестве акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежал государственным предприятиям. Кроме того, к концу 1992 года существовало сорок акционерных банков, шестьдесят коммерческих и кооперативных банков (или банков с ограниченной ответственностью) и сорок девять частных банков.
Бывшие специализированные банки продолжали предоставлять ссуды в основном тем же отраслям, что и прежде, что являлось результатом унаследованной этими банками системы специализации, новой структуры собственности (для обеспечения доступа к кредитам крупнейшие госпредприятия приобрели контрольные пакеты акций в бывших специализированных банках в соответствии с основным профилем их деятельности), а также государственной политики распределения кредитов. Первоначальный этап реформы банковской системы больше связан с предоставлением кредитов и дотаций конкретным государственным предприятиям, отсутствием стимулов к повышению эффективности операций, незавершенностью нормативно-правовой базы. Некоторые банки больше полагались на кредитные ресурсы Национального банка Казахстана, другие банки изменяли свое поведение в соответствии с рыночными принципами, а третьи действовали в качестве казначеев своих собственных предприятий. Конкуренция между банками имела место лишь в небольшой части системы и была слишком слаба, чтобы играть роль движущей силы в перестройке банковской системы в целом.
1993-1994гг. банковская система Республики Казахстан перестраивалась с целью приближения се к системе рыночной экономики. Были приняты: Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 13.04.93г., определяющий роль и место Нацбанка в банковской системе, его задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия. Закон РК «О банках в Республике Казахстан" от 14.04.93г., определяющий принципы функционирования банковской системы республики, права и ответственность банков; Закон РК «О Валютном регулировании» от 14.04 93г., регулирующий правила обращения иностранной валюты на территории республики; ряд других законов и нормативных актов Правительства и Национального банка Республики Казахстан, регулирующих некоторые особенности функционирования банковской системы, правовой основы совершения банковских операций, например. Закон РК «О залоге».
В соответствии с рекомендациями по проведению реформ в банковской системе бывший Сберегательный банк был преобразован в государственно-акционерный Народный банк Республики Казахстан, который стал действовать больше в качестве коммерческого банковского учреждения, принимающего вклады и предоставляющего ссуды, чем раньше, когда основной его ролью было предоставление социальных услуг населению. Также в 1994 году в республике были образованы и стали развивать свою деятельность Эксимбанк (экспортно-импортный банк) и Государственный банк развития. Впоследствии (21 августа 1995года) вышеуказанные банки присоединены с передачей Эксимбанку республики Казахстан всех обязательств Государственного банка развития Казахстана с увеличением уставного капитала банка до пяти млрд. тенге. Шаги реформы банковской системы республики с каждым годом более четко определяли функции и деятельность банков.
Национальный банк РК почти полностью отказался от практики направленных и субсидированных кредитов и стал предоставлять централизованные кредиты банкам через систему кредитных аукционов, что способствовало возникновению и развитию конкуренции между банками.
В то же время Национальный банк Республики Казахстан в 1995 году проводит политику укрупнения банков, сокращения количества мелких акционерных, кооперативных и частных банков, о чем свидетельствует практика установления уровней минимального размера уставного фонда банков. Для уже действующих мелких коммерческих банков минимальный размер уставного фонда определен в сумме 300000 американских долларов (более 18,0 млн. тенге по курсу Нацбанка РК на 30 марта 1995 года), для действующих банков, имеющих валютную лицензию, сеть своих филиалов и лицензию на право приема денежных вкладов населения на уровне !,5 млн. Дол.ларов США (91,5 млн.тенге по курсу Нацбанка РК на 30 марта 1995 года) и для вновь создаваемых банков минимальный размер установлен в сумме 500 тысяч долларов США (30,5 млн. тенге по курсу Нацбанка РК на 30 марта 1995 года). Причем, установленный размер минимального уставного фонда, каждый банк был обязан набрать к 15 апреля 1995 года после чего, в случае невыполнения этого требования, Нацбанк РК будет решать вопрос о дальнейшем существовании и деятельности таких банков.