Становление и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы дать понятие банковской системе, выявить значимость ее для рыночной экономики и изучение белорусской банковской системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ…………..4

1.1. Банк как субъект банковской системы……………………….4

1.2. Свойства банковской системы………………………………...6

2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………10

2.1. Этапы развития банковской системы………………………..10

2.2. Анализ банковского сектора РБ по состоянию на 2006 год..13

3. РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ……………….…………..16

3.1. Цели и задачи развития банковской системы……………….16

3.3. Направления развития банковской системы ………………..18

3.4. Международное сотрудничество ……………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………....27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

     повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики.

     На  достижение указанных целей развития банковского сектора направлено решение следующих основных задач:

     совершенствование политики государства в развитии банковской системы;                                      

     создание  эффективной институциональной  и функциональной структур банковской системы;

     увеличение  ресурсной базы банков, обеспечение оптимизации структуры активов и пассивов банков;

     расширение  состава и качества банковских услуг  и приближение их к уровню развитых европейских банков;

     создание  действенного механизма аккумулирования  денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты реальному сектору экономики;

     повышение капитализации банков и увеличение их уставных фондов;

     формирование  среды добросовестной конкуренции  в деятельности банков;

     совершенствование корпоративного управления и внутреннего контроля в банках;

     развитие  информационных технологий в банковской деятельности.

     Ориентация  развития банковской системы на обеспечение  данных целей и решение задач  явится одним из важнейших условий динамичного социально-экономического развития страны, будет способствовать успешному выполнению государственных программных документов, определяющих перспективы социального и экономического развития Республики Беларусь. В то же время достижение стратегических целей и решение задач развития банковской системы страны в определяющей степени будет зависеть от создания соответствующих макроэкономических условий.

     Одной из важнейших задач развития банковской системы является совершенствование  государственной политики в отношении данного сектора экономики.

     Совершенствование государственной политики в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций будет осуществляться по многим направлениям, из которых базовыми являются:

     интегрирование  денежной системы и банковского  сектора экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями;

     проведение  денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны;

     уменьшение  участия государства в фондах банков;

     совершенствование налогообложения банков;

     усиление  надзора и контроля за деятельностью  банков;

     формирование  нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков. 

     3.2.Направления развития банковской системы

      Развитие банковской системы согласно Концепции в 2001 — 2010 гг. осуществляется по следующим направлениям:

     совершенствование институциональной и функциональной структур банковской системы;

     расширение  ресурсной базы банков, оптимизация  активов и пассивов;

     повышение капитализации банков;

     совершенствование корпоративного управления и внутреннего  контроля в банках;

     формирование  среды добросовестной конкуренции  деятельности банков;

     развитие  информационных технологий в банковской деятельности и платежной системы;

     совершенствование бухгалтерского учета в банках;

     кадровое  обеспечение развития банковской системы.

     В развитии банковской системы Республики Беларусь сохранится двухуровневая структура. Первым (верхний) ее уровень, как и в настоящее время, будет представлять Национальный банк, Второй уровень — универсальные и специализированные банки, небанковские кредитно-финансовые и другие организации. Общей направленностью развития структуры банковской системы Республики Беларусь, как и экономики страны в целом, станет ее ориентация на рыночные принципы функционирования.

     Развитие  первого уровня банковской системы, представленного Национальным банком, будет происходить в соответствии с общими подходами к совершенствованию работы республиканских органов государственного управления экономическим и  социальным развитием страны. Это предполагает уточнение статуса Национального банка Республики Беларусь, совершенствование его взаимодействия с другими республиканскими органами государственного управления, банками и кредитными организациями, предприятиями и населением страны. Уточнение статуса Национального банка будет происходить в направлении повышения его самостоятельности, независимости и ответственности в выработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики, в осуществлении функций и решении задач центрального банка страны.

     Совершенствование взаимодействия Национального банка  с республиканскими органами государственного управления будет ориентировано на повышение согласованности и скоординированности проводимой денежно-кредитной политики, ее важнейших инструментов с другими составляющими экономической политики, реализуемой органами государственной представительной и исполнительной власти Республики Беларусь и направленной на эффективное решение задач социально-экономического развития страны.

     Основу  отношений Национального банка  с банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями будет составлять формированание нормативной базы, регламентирующей их деятельность, усиление надзора и контроля за их функционированием. Экономические отношения Национального банка с банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями будут строиться на рыночных принципах, что предполагает ограничение льгот и преференций, предоставленных отдельным банкам (а в последующем — отказ от них), а также создание банкам равных условий доступа к инструментам денежного рынка.

     Отношения Национального банка с предприятиями  будут строиться на основе развития системы мониторинга и анализа предприятий. Система мониторинга включает проведение оперативного и независимого анализа деятельности организаций (предприятий) реального сектора экономика и использование его результатов при разработке и проведении Национальным банком единой государственной денежно-кредитной политики, а также при осуществлении им других функций центрального банка страны. Система мониторинга будет развиваться посредством совершенствования методологического, методического кадрового, организационного, технического и информационного обеспечения, ориентированного на мировые стандарты.

     Совершенствование отношений Национального банка  с населением будет осуществляться в направлении повышения транспарентности его деятельности. Это найдет свое выражение в систематическом развернутом информировании населения через средства массовой информации и специально издаваемые информационные материалы о целях и задачах, важнейших мероприятиях денежно-кредитной политики, а также об итогах их реализации.

     Важнейшими  направлениями развития структуры  банковской системы на ее втором уровне будут являться:

     снижение  удельного веса активов (пассивов), концентрируемых системообразующими банками, и доведение уровня данного параметра в 2010 году до 50 — 60 процентов и соответственно повышение доли несистемообразующих банков;

     формирование  основы банковской системы посредством  развития, банков в рамках универсального статуса, позволяющего снизить риски  путем диверсификации услуг, обеспечить комплексность обслуживания клиентов, Специализация банков на отдельных продуктах, операциях или видах деятельности возможна в рамках их универсального статуса и будет осуществляться на основе самостоятельного выбора. Этот принцип предполагает, что ответственность за решения по выбору сфер деловой активности несут непосредственно банки и их учредители (участники);

     уменьшение  участия государства в банках. Государство (органы государственного управления) сохранит контрольный пакет  акций в AСБ "Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белинвестбанк" и ОАО "Белпромстройбанк", в других банках — в основном выйдет из состава акционеров;

     развитие  альтернативных банкам кредитных и  других организаций — кредитно-сберегательных ассоциаций, кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, инвестиционных, пенсионных, медицинских и иных структур. Наиболее существенным при этом является вопрос вхождения этих организаций в банковскую систему и методов контроля за их деятельностью;

     организация банков с участием иностранного капитала, иностранных банков и их структур. Органы государственной власти и управления не будут вводить количественные ограничения на участие иностранного капитала в банковском секторе. Расширение присутствия данной группы банков на белорусском рынке оценивается как позитивная тенденция. Иностранный капитал, приток которого сам по себе необходим, приведет к расширению современных банковских технологий, появлению новых финансовых продуктов и повышению культуры банковского дела. Для привлечения иностранных инвестиций в экономику Беларуси, и в ее банковский сектор в частности необходимо усовершенствовать законодательное обеспечение прав инвесторов, обеспечить снижение некоммерческих рисков вложений, ускорить переход предприятии и организаций на международные стандарты бухгалтерского учета. В целях предотвращения возможности появления на белорусском рынке банковских услуг кредитных организаций, контролируемых иностранными учредителями с сомнительной репутацией, должен быть сохранен разрешительный принцип допуска иностранного капитала в банковскую систему Беларуси;

     повышение самостоятельности банков в своем  стратегическом развитии и осуществлении деятельности на основе принципа коммерческой эффективности и ответственности за конечные результаты.

     Реализация данных направлений развития банковской cиcтемы будет обеспечиваться на основе формирования адекватной законодательной и нормативной базы деятельности кредитных организаций, контроля за исполнением требований законодательства и нормативных актов.

     В отношении банковского сектора  государство гарантирует невмешательство  третьих лиц в оперативную  деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также не допустит каких-либо привилегий для отдельных кредитных организаций и их клиентов, равно как и монопольного их положения. 
 
 

     3.3.Международное сотрудничество.

     При планировании и разработке направлений  развития банковской системы нельзя не учитывать сотрудничество с другими  государствами. В частности необходимо уделить большое внимание созданию Союзного государства Беларуси и России.

       В области международного сотрудничества предусматривается интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь и Российской Федерации, расширение и углубление взаимодействия с другими странами и международными финансовыми организациями.

     Для повышения эффективности функционирования общих для Республики Беларусь и  Российской Федерации рынков товаров, работ, услуг, капиталов и рабочей силы, как одного из важнейших условий их динамичного социально-экономического развития, продолжится интегрирование денежных систем и банковского сектора экономики Беларуси и России. Основу интеграции будет составлять реализация Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства. В  целях осуществления намеченного реализуется межправительственное Соглашение о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы.

     Введение  единой валюты произойдет при условии выполнения Республикой Беларусь и Российской Федерацией в полном объеме комплекса мер по конвергенции основных макроэкономических показателей, сближению денежно-кредитных систем, унификации инструментов денежно-кредитной политики двух государств.

     В ходе унификации национальных законодательств  Республики Беларусь и Российской Федерации предусматривается упрочнение правовой основы независимости Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации при проведении денежно-кредитной политики.

Информация о работе Становление и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь