Роль банковского кредита в финансировании реального сектора экономики. Современные способы кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 18:54, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель дипломной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать взаимосвязь состояния развития реального сектора экономики и кредитной политики банков в отношении субъектов реального сектора экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть порядок совершения кредитных сделок и их документальное оформление;
2. Рассмотреть организацию кредитного процесса в банке;
3. Проанализировать кредитование реального сектора экономики банками;
4. Рассмотреть проблемы и пути усовершенствования банковского кредитования реального сектора экономики.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы кредитования реального сектора экономики 5
1.1 Современные способы кредитования 5
1.2 Основные процессы кредитования предприятий коммерческими банками 12
2 Кредитование реального сектора экономики 17
2.1 Процесс кредитования предприятия на примере ОАО «СКБ-Банка» и ОАО «Калина» 17
2.2 Оценка состояния реального сектора на современном этапе 20
3 Проблемы и пути усовершенствования кредитования реального сектора экономики 27
3.1 Проблемы кредитования реального сектора экономики банками 27
3.2 Пути усовершенствования реального сектора экономики 30
4 Заключение 33
5 Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Роль банковского кредита в финансировании реального сектора экономики. Современные способы кредитования. (2).docx

— 213.63 Кб (Скачать)

Рисунок 1- Способы обеспечения кредита.

Поручительство один из способов обеспечения исполнения обязательств, сущность которого заключается в том, что поручитель обязывается отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или его определенных пунктов.

Поручительство является договором, заключаемым между поручителем и кредитором в рамках основного обязательства.

Банковская гарантия - это способ обеспечения  исполнения кредитных обязательств. Суть заключается в том, что банк или иное кредитное учреждение (гарант) дают банку кредитору принципала (бенефициару) – в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по предоставлению бенефициаром письменного требования об ее уплате.

 

1.2 Основные процессы кредитования  предприятий коммерческими банками

Главным моментом является единообразие этапов кредитного цикла, используемых во всех региональных подразделениях банка, задействованных в этой работе. Кроме того, важным является наличие заранее определенного и зафиксированного распределения функций ответственных сотрудников банка на различных этапах кредитного цикла, а также наличие заранее определенной и зафиксированной системы внутреннего документооборота в рамках этапов кредитного цикла.

Процесс принятия решения по вопросу кредитования предприятий банками состоит из нескольких основных этапов: [6]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Основные этапы кредитования предприятий коммерческими банками.

1 этап: Предварительное рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком с целью предварительного ознакомления с предложенным проектом и последующего уточнения условий предоставления кредитных ресурсов.

Основной целью и задачей данного этапа является разработка оптимальных условий кредитования, достижение взаимного понимания условий осуществления проекта, предложенного к кредитованию.

Проводится "экспресс-анализ" клиентского запроса и принимается решение о принципиальной возможности предоставления кредита.

Выясняются серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутация как возможного партнера по бизнесу, обоснованность кредита и степень обеспеченности его возврата. В случае необходимости банки могут выработать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика.

Для этого, прежде всего, определяется характер потенциального заемщика. С этой целью клиентом предоставляется следующая информация: дата регистрации предприятия; его организационно-правовая форма; состав учредителей (участников, акционеров) предприятия; вид деятельности; наличие разрешительных документов (патенты, лицензии и др.) на осуществление деятельности; виды товаров (услуг), производимых и реализуемых предприятием; основные партнеры компании (поставщики и покупатели); условия реализации продукции (услуг). Основные финансовые характеристики деятельности предприятия (валюта баланса, размер собственных и привлеченных ресурсов, качество кредиторской и дебиторской задолженностей, объем и динамика поступлений денежных средств на расчетный счет клиента, уровень заработной платы).

Обязательно уточняется информация о взаимоотношениях клиента с другими банками. Проведение предварительных переговоров с клиентом позволяет составить общее представление о параметрах кредитной сделки: об объеме заимствования, целевом назначении, основных условиях кредитования (форма, срок, процентная ставка, периодичность выплат), этапы реализации проекта, предложенного к финансированию, источники погашения заемных средств.

2 этап: Получение от потенциального заемщика необходимых документов. Для документального подтверждения запрашиваются следующие документы:

1. Официальное ходатайство, составленное в виде заявления, которое должно содержать краткую  информацию об испрашиваемом  кредите (сумме заимствования, целевом  назначение, сроках погашения, планируемых  источниках погашения, предполагаемое  обеспечение).

2. Заполненная и подписанная  анкета, содержащая краткую информацию  о предприятии и кредитном  проекте.

3. Юридические документы: нотариально заверенные учредительные  документы предприятия, карточка  образцов подписей и оттиска  печати; документы, подтверждающие  полномочия лица; согласие учредителей (участников, акционеров) на получение  кредита или на предоставление  обеспечения.

4. Документы, характеризующие  финансовое состояние предприятия: баланс предприятия с формами  №2,3,4,5; расшифровка дебиторской  и кредиторской задолженностей  с указанием наименований контрагентов, суммы долга, даты возникновения  и срока его погашения, справка  о полученных кредитах и займах  с приложением копий кредитных  договоров и договоров залога (поручительства, гарантии) по состоянию  на дату запроса о кредите; справка о выданных поручительствах  с приложением копий договоров  поручительств по состоянию на  дату запроса; перечень расчетных, текущих и иных счетов, открытых  в других банках; копии заверенных  выписок из расчетных, текущих  и иных счетов заемщика за  последний год с указанием  ежемесячных оборотов и среднемесячного  сальдо.

5. Пакет документов, содержащий  информацию о целевом назначении  использования запрашиваемых денежных  средств. Как правило, она содержится в технико-экономическом обосновании, бизнес-плане подтверждающем экономическую эффективность сделки и окупаемость затрат в течение всего периода кредитования

6. Документы, содержащие  информацию о предлагаемом способе  обеспечения кредита. Их состав  определяется способом и формой  гарантии возвратности кредита, которые потенциальный заемщик  готов предложить кредитору. Залогодателем  может являться как сам заемщик, так и третье лицо, выступающее  перед кредитором.

3 этап: Проведение анализа кредитной заявки – анализ кредитоспособности и платежеспособности заемщика, оценка обеспечения, предложенного клиентом.

Основной задачей проведения анализа является минимизация кредитных рисков и обеспечение возможности получения кредитором максимального дохода. Это подразумевает проведение анализа заемщика, особенностей его бизнеса, непосредственно проекта, предложенного к кредитованию, а также предложенного обеспечения.

В дополнение, анализ кредитной заявки может производиться и с помощью визуального осмотра места реализации кредитного проекта. Поездка на предприятие, которое будет выступать заемщиком или поручителем, способствует ознакомлению с первичными документами, которые ранее не были получены или предоставление которых было затруднено в силу их объема.

Большое внимание уделяется оценке предложенного заемщиком обеспечения кредита. Исполнение заемщиком своих обязательств по кредитному договору может обеспечиваться залогом, поручительством, банковской гарантией и другими способами, предусмотренными гл. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующим законодательством и договором.

4 этап: Подготовка заключения о целесообразности предоставления запрашиваемых кредитных ресурсов.

После получения всех необходимых данных о предполагаемом заемщике и его проекте составляется заключение о целесообразности предоставления кредита, содержащее полную информацию о клиенте, необходимое для вынесения решения о предоставлении кредита.

5 этап: Принятие окончательного решения о предоставлении кредита заемщику. Оформление документов, регулирующих взаимоотношения сторон.

6 этап: Выдача кредита.

Выдача кредита осуществляется после выполнения заемщиком определенных условий, оговоренных в кредитном договоре, путем открытия клиенту ссудного счета и перечисления денежных средств на его расчетный счет при предоставлении платежных поручений в соответствии с суммой и целями кредита.

В зависимости от условий кредитного договора ссуды могут выдаваться: единовременно в начале действия договора; по графику; по мере предоставления заемщиком платежных документов.

7 этап: Кредитный мониторинг.

После рассмотрения кредитной заявки, ее анализа, принятие решения и выдачи кредита проводится контроль над выполнением хода кредитуемого проекта, который включает:

1. Периодическую проверку  всех видов кредитов (раз в  квартал, месяц или чаще).

2. Проверку всех важнейших  условий по каждому кредитному  договору, в том числе: соответствия  фактических платежей по кредиту  рассчитанным данным, а также  целям кредита; своевременности  расчетов по ссудной задолженности; качества и состояния обеспечения  по кредиту (выход на место, проверка  соответствующей документации).

3. Наиболее частую проверку  крупных кредитов, поскольку невыполнение  заемщиками обязательств по ним  может серьезно сказаться на  финансовом положении банков.

 

2 Кредитование реального  сектора экономики

2.1 Процесс кредитования  предприятий на примере ОАО «СКБ-БАНКА» и ОАО «Калина»

Процесс кредитования предприятий представляет собой строгую последовательность определенных действий банка по отношению к заемщику.

Рассмотрим более подробно процесс кредитования предприятий на примере «СКБ-Банка» и ОАО «Калина».[12]

Требуется кредит на приобретение основных средств, кредит в сумме 500 000 рублей, под залог имущества на 600 000 рублей. Кредит выдан с 01. 01. 13г. на 59 дней под 22% годовых.

На первом этапе юридическое лицо подает заявление (в произвольной форме) о выдачи кредита.

Банк в ответ на это заявление предоставляет юридическому лицу следующий перечень документов, необходимых для оформления кредита:

  • заявление - анкета на предоставление кредита;
  • анкеты поручителей;
  • копии паспортов руководителей компании, учредителей.
  • Финансовые документы:

1. Финансовая отчетность;

2. Свернутая оборотно-сальдовая ведомость (по всем счетам);

3. Управленческие данные  балансовых статей;

4. Выручка по отгрузке (по направлениям деятельности) и  данные о накладных (постоянных) расходах предприятия за последние 6 месяцев по начислению, помесячно: заработная плата, аренда, коммунальные  услуги, налоги (по начислению), транспортные  расходы, связь, реклама, представительские (командировочные и т.п.);

5. Отчет о движении  денежных средств за последние  12 месяцев, помесячно;

6. Копии договоров с  основными покупателями и поставщиками (3-4 договора);

7. Копии иных договоров, существенно затрагивающих финансовое  состояние заемщика (долевое участие  в строительстве, подряда, простого  товарищества и т.д.);

8. Копии лицензий на  право занятия определенными  видами деятельности, патентов и  разрешений.

9. Справки из ИФНС: об имеющихся расчетных/текущих счетах, об отсутствии/наличии задолженности перед бюджетом; выписка из ЕГРЮЛ (не более чем месячной давности).

10. Справки из обслуживающих  банков: об отсутствии /наличии ссудной  задолженности; об отсутствии /наличии  картотеки №2; о движении средств  по расчетным счетам за последние 12 месяцев;

Документы по залогу:

Предоставляется перечень залогового имущества, составленный по форме банка с приложением: копий документов на предлагаемое в залог оборудование (договоры, накладные, акты приема - передачи, акты ввода в эксплуатацию, платежные документы); копий документов на предлагаемый в залог автотранспорт; копий документов на предполагаемые в залог объекты недвижимости; копий документов на предлагаемые в залог товарно-материальные запасы.

В интересах заемщика ускорить сбор затребованных документов. Организация предоставляет «СКБ-Банку» пакет документов, на основе которых проводится анализ финансового состояния и соответствия основных показателей требованиям банка, а также соответствие требований к обеспечению предполагаемого кредита. Максимальный срок рассмотрения заявки клиента (с момента предоставления полного пакета документов) банком составляет не более 5 дней.

Рассмотрение заявки включает следующее. Во-первых, осуществляется проверка учредительных документов ОАО «Калина». Во-вторых, проверяется, удовлетворяет ли ОАО «Калина» нефинансовым и финансовым параметрам отсечения. Доля собственных средств в пассивах предприятия должна составлять не менее 30%.

Важным моментом рассмотрения заявки является анализ предлагаемого ОАО «Калина» вида обеспечения кредита. ОАО «Калина» в качестве обеспечения кредита предлагает поручительство и залог. Поручителем выступает физическое лицо, которое представляет залог банку.

Рассмотрение пакета документов показало, что показатели деятельности ОАО «Калина», а также требования к обеспечению кредита удовлетворяют «СКБ-Банка» в рамках «Программы кредитования малого и среднего бизнеса». «СКБ-Банк» личным звонком извещает ОАО «Калина» о положительном решении вопроса о выдаче кредита. Далее с предприятием заключается кредитный договор, в котором указываются размер, сроки, порядок уплаты кредита и процентов, а также отражены права и обязанности сторон. Сумма выплат по процентам, если формой погашения кредита являются ежемесячные аннуитетные платежи. Следующий этап - перечисление суммы кредита на счет клиента. Затем клиент оплачивает комиссию за ведение счета.

Итак, «СКБ-Банк» выдал кредит ОАО «Калина» в сумме 500 000 рублей, под залог имущества на 600 000 рублей. Кредит выдан с 01. 01. 13г. на 59 дней под 22% годовых.

Начисление процентов за январь 500 000*22*30/100/366=8196,72 р.

Начисление процентов за февраль 500 000*22*29/100/366=7923,49 р.

 

 

2.2 Оценка состояния реального сектора экономики на современном этапе

Одной из особенностей развития кредитного рынка в 2012г. стало замедление роста объемов межбанковского и корпоративного кредитования. За 2012г. объем задолженности всех категорий заемщиков по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам (далее – кредиты) возрос на 16,2% (за аналогичный период 2011г.– на 26,0%), до 33359,4млрд. руб. на 1.12.12. Доля кредитов в совокупных банковских активах увеличилась до 70,0% на 1.12.12, но не достигла до кризисных значений.[14]

Информация о работе Роль банковского кредита в финансировании реального сектора экономики. Современные способы кредитования