Реструктуризация кредита:Особенности Российской действительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития экономических отношений в Российской Федерации особенно актуальна проблема увеличения стоимости кредитных организаций. Такое внимание, уделяемое данной проблеме, обусловлено тем, что стоимость является наиболее объективным показателем эффективности деятельности банка. В настоящее время существуют объективные предпосылки к изменению структуры и состава российской банковской системы

Файлы: 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 54.05 Кб (Скачать)

        Правительства  и центральные банки многих  стран  различными способами занимались  разрешением  банковских кризисов  и реструктуризацией  своих банковских  систем. Практика показала, что не  существует ни идеальной формы  реструктуризации, ни универсальной  стратегии нормализации ситуации  в банковском секторе и во  многих случаях те или иные  действия зависят от конкретных  обстоятельств.

      Однако  можно  выделить и  общие черты успешных  программ, осуществленных в зарубежных  странах:

скорейшее определение масштабов проблемы, признание ее на государственном  уровне и готовность властей выделить существенные финансовые ресурсы на ее решение;

принятие прозрачных и адекватных существу проблемы мер, удаление из проблемных банков плохих активов;

разработка комплексной, прозрачной, оперативной программы реструктуризации, ее четкое и последовательное осуществление;

совершенствование процедур банковского надзора.

           Как  правило, одной  из основных причин  банковских проблем является  плохой менеджмент. Неспособность  банка установить надлежащий  внутренний контроль и строгое  соблюдение процедур приводит, в  конечном счете, к проблемам и  банкротству.

Непрофессиональный  менеджмент может обернуться просчетами в управлении рисками, ликвидностью. Когда эти вопросы игнорируются менеджерами банков и надзорными органами, результатом становятся проблемные активы и проблемные банки. Именно это произошло в США в 70—80-е годы прошлого века.

 

 

2.3 История реструктуризации  банковской  системы России

 

 

        Основные  этапы реструктуризации российской  банковской системы:

Объективная необходимость в реструктуризации банковской системы возникла еще  в середине 90-х годов, что нашло  свое отражение, в частности, в рекомендациях  экспертов международных финансовых организаций, представленных правительству страны в 1995 году. 

        Однако  решение  о проведении реструктуризации  было принято лишь осенью 1998 г. в  условиях острейшей фазы  финансового  кризиса, когда Правительство  РФ и Банк России издали  совместный документ "О мерах  по реструктуризации банковской  системы Российской Федерации".

       Процесс реструктуризации  российской банковской системы  включал:

неотложные меры по восстановлению ликвидности и платежеспособности банковской системы;

среднесрочные меры по восстановлению способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг, по совершенствованию банковского надзора и менеджмента;

стратегические меры, направленные на полное восстановление ликвидности банковской системы, рост капитальной и ресурсной базы, создание стимулов для эффективного взаимодействия с реальным сектором экономики. 

        В порядке  проведения неотложных мер по  восстановлению ликвидности кредитных  организаций  и предотвращению  коллапса платежной  системы был  использован комплекс средств, включавших: 

передачу  в Сбербанк РФ вкладов населения  из шести крупнейших коммерческих банков, из банков, в которых частные вклады превышали 300 миллионов рублей, а  также из других банков по их ходатайству  и согласованию с администрациями  субъектов Федерации;

корректировку политики обязательных резервных требований, изменение нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

проведение многостороннего клиринга межбанковских расчетов с внеочередным регулированием обязательных резервов и использованием части этих резервов для покрытия недостатка средств у банков;

неприменение санкций за нарушения экономических нормативов вследствие снижения капитала, если причиной снижения явился кризис на финансовых рынках;

предоставление стабилизационных кредитов крупнейшим банкам, ряду региональных банков и отдельным социально значимым банкам;

выпуск облигаций Банка России, которые могли использоваться для обеспечения кредитов ЦБ РФ;

корректировку учетной политики Банка России.

         Проведение  этих мер позволило ослабить  напряженность ситуации в банковском  секторе, повысить ликвидность и  платежеспособность кредитных организаций  и перейти к осуществлению  среднесрочных задач первого  этапа реструктуризации банковской  системы. 

Содержание  первого этапа  реструктуризации банковской системы: 

         Принятый  подход к реструктуризации банков  предполагал  выделение четырех  групп кредитных  организаций, для  каждой из которых  предусматривалась  особая стратегия  поведения и  степень участия  государства. 

      К первой группе  были отнесены стабильно работающие  банки, не испытывавшие значительных  затруднений в управлении текущей  ликвидностью и способные работать  без государственной поддержки.

        Ко второй  группе- региональные банки, которые  должны были стать "опорными" в будущей региональной банковской  системе при поддержке государства.

       К третьей группе - отдельные не имевшие возможности  самостоятельно продолжать банковские  операции крупные банки, которые  нецелесообразно ликвидировать  вследствие слишком высоких социальных  и экономических издержек.

       К четвертой  группе - банки, испытывавшие существенный  дефицит ликвидности или собственных  средств, или проблемные банки.

По оценкам  Банка России, из 1473 действующих  на тот период банков 1032 (70%) являлись финансово стабильными, способными работать без государственной поддержки; 441 банк (30%) относился к проблемным, характеризовавшимся значительным дефицитом ликвидных средств и капитала, не способным выйти самостоятельно из кризиса. Ряду проблемных банков, в составе которых было 18 крупнейших банков, планировалось оказать государственную поддержку, учитывая их экономическую и социальную значимость (на данную группу банков приходилось почти 50% активов и 45% вкладов населения без Сбербанка РФ). 

       Важная  роль  в процессе реструктуризации  отводилась Центральному банку  РФ и специально созданному  институту - Агентству по реструктуризации  кредитных организаций (АРКО). 

        Задачи  Центрального  банка  состояли:

в разработке проекта Концепции развития банковской системы

активизации работы по восстановлению банковского сектора

обеспечению расчетов

стимулированию рекапитализации банков

Банк  осуществлял контроль за реализацией кредитными организациями планов финансового оздоровления, поддерживал ликвидность платежеспособных банков посредством денежно-кредитных инструментов, отзывал лицензии у нежизнеспособных банков.

          На  АРКО возлагались  основные функции  по реструктуризации кредитных  организаций:

управление государственными средствами, выделенными на данные цели

кредитование коммерческих банков, в том числе и под залог их акций

управление активами кредитных организаций

участие в процедурах банкротства.

          Меры  первого этапа реструктуризации  банковской системы, предпринятые  в 1999 году исполнительной, законодательной  властью и Банком России, позволили  сохранить жизнеспособное ядро  банков, восстановить основные операции  на рынке банковских услуг. Принятие  федеральных законов "О реструктуризации  кредитных организаций" и "О  несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" способствовало формированию правовой среды, реструктуризации банковской системы и активизации деятельности Банка России по ликвидации банков с неудовлетворительным финансовым состоянием и не имевших перспектив развития.

      К итогам первого  этапа  реструктуризации можно  отнести:

уменьшение количества проблемных банков

рост рекапитализации банков

восстановление масштабов банковской деятельности и доверия к банковской системе со стороны клиентов, вкладчиков, кредиторов.

Увеличилось присутствие иностранного капитала в банковском бизнесе, доля нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих кредитных организаций возросла с 4% в 1998 году до 14% в 2000 году. Однако достижение позитивных результатов по ряду направлений не означает, что удалось добиться полного преодоления последствий банковского кризиса и оздоровления банковской системы.

Задачи  современного этапа  реструктуризации банковской системы:

Задачи  второго этапа  реструктуризации состоят:

в обеспечении устойчивого роста капитальной базы и реальных объемов банковских операций

в выведении с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций и усилении взаимосвязи банков с реальным сектором экономики

          Эффективность  реструктуризации банковской системы  будет зависеть от того, насколько  удастся обеспечить развитие  взаимосвязей банковского и реального  секторов экономики, использовать  новые способы и формы участия  государства в кредитной поддержке  экономики через банковскую систему. Без учета связи с реальным  сектором могут быть воспроизведены  пороки прежней системы с ее  ориентированностью на спекулятивные  операции. 

         Поэтому  реструктуризацию банковской системы  следует рассматривать не как  комплекс технических мер по  восстановлению работоспособности  кредитных организаций, а как  регулируемый государством процесс  эффективных структурных сдвигов  в банковской сфере, сопровождающийся  соответствующими изменениями в  государственной финансовой политике  и направленный на формирование  динамично развивающейся и адекватной  потребностям народного хозяйства  банковской системы. 

          Как  показывает международная практика, реструктуризация банковской системы  является длительным, трудоемким  и дорогостоящим процессом. Мировой  опыт свидетельствует также о  многовариантности путей реформирования  банковских систем. Поэтому одним  из основных принципов реструктуризации  является выбор таких способов  ее проведения, которые обеспечили  бы минимизацию затрат. 

        В числе  вариантов восстановления банковской  системы, как правило, рассматриваются: самостоятельный выход банков  из кризиса посредством консолидации банков различных классов, усиление государственной поддержки банковской системы, расширение участия иностранного капитала в банковском секторе и увеличение квоты иностранного капитала в уставном капитале российских банков, устанавливаемой Банком России. 

        Следует отметить, что при всей желательности  варианта реформирования банков  путем  наращивания их собственных  усилий, с учетом глубины системного  банковского  кризиса он недостаточно  реалистичен. Если восстановление  капитала банковской системы  будет осуществляться только  собственными усилиями банков (за  счет зарабатываемой прибыли) это  потребует, как минимум, пять лет, что вряд ли отвечает потребностям  национальной экономики.

Действительные  возможности развития банковской деятельности в сложившихся условиях во многом зависят от эффективной реструктуризации банковской системы. Серьезные изменения в роли и значимости не только отдельных крупных или мелких, но целых групп банков, происшедшие под воздействием финансового кризиса, ориентируют многие из них на поиск более рациональных форм взаимодействия с отечественной промышленностью, другими сферами деятельности национальной экономики. В связи с этим весьма полезным может оказаться изучение богатого опыта, накопленного в этой области в мировой практике, и возможностей его использования в российской экономике. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Эволюция термина  «реструктуризация»

 

 

      Термин «реструктуризация»  в научной и деловой литературе  стал широко употребляться после  опубликования Постановления Правительства  Российской Федерации № 254 от 05.03.97 «Об условиях и порядке реструктуризации  задолженности организаций по  платежам в федеральный бюджет». В практическом плане оно не  имело существенных последствий, но в области экономической  теории Постановление Правительства  РФ превратило ранее редко  употребляемый термин в одно  из ключевых и актуальных экономических  понятий, дало название целому  направлению в сфере управленческого  консультирования.

       Реструктуризация  организации как  концепция и  инструмент бизнеса стала  формироваться  в  конце 1940-х – начале 1950-х  годов. Ее эволюция определяется  историей развития экономики  и эволюцией рыночных отношений. 

       Концепция реструктуризации, являясь частью общей науки  об управлении организацией, разрабатывалась  на стыке различных отраслей  знаний – менеджмента, экономики  организации, теории организации, социологии, юриспруденции и интегрировала  результаты исследований других  традиционных экономических дисциплин  – финансового анализа, маркетинга, логистики, стратегического планирования, бухгалтерского учета. 

        В рамках  научной концепции реструктуризации  можно выделить такие разделы  как реструктуризация управления, реинжиниринг бизнес-процессов, реструктуризация  задолженности. 

 

Основные  этапы эволюции концепции  реструктуризации организации  и их характеристики: 

     В России становление  концепции реструктуризации организации  претерпело три этапа: 

1. На первом, в середине 1990-х годов, реструктуризация предусматривала  урегулирование задолженности организации  с помощью различных финансовых  инструментов.

2. В конце 1990-х годов  начался  второй этап развития концепции  реструктуризации, который был связан  с расширением применения законодательства  о банкротстве организаций и  в основном сводился к использованию  традиционных мер антикризисного  управления.

3. Несколько позднее, с начала 2000-х  годов, в РФ начинается и в  настоящее время продолжается  третий этап: реструктуризация распространяется  на успешно работающие организации  и рассматривается в качестве  необходимого и эффективного  способа повышения их конкурентоспособности.  При этом используется весь  набор средств, применяемых  в  настоящее время в развитых  странах.

Информация о работе Реструктуризация кредита:Особенности Российской действительности